Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
методическая разработка по математике
Выступление на педсовете по теме" Формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по формированию функциональной грамотности
на уроках математики
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Что такое функциональная грамотность простыми словами?
Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений:
математическая грамотность,
читательская грамотность,
естественно-научная грамотность,
финансовая грамотность,
глобальные компетенции и
креативное мышление.
Познание природы и развитие технологий без математики были бы невозможны. Математика важна для человечества в целом, а также для интеллектуального индивида. Математика организует наше мышление, развивает важные умственные качества и дает опыт применения разных умственных приемов: от парадоксальных утверждений до моделирования. Важен и математический язык, который способствует считывать информацию, лаконично точно записывать различные утверждения.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, свойственные созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Сейчас множество задач практического содержания включены в ВПР и в экзаменационный материалах ОГЭ и ЕГЭ.
Все задачи по развитию функциональной грамотности я разбиваю на разделы: читательская грамотность, логическая грамотность, прикидки и оценки, работа с графическими представлениями информации, экономика и финансы, геометрия.
Задания по формированию функциональной грамотности
на уроках математики
Читательская грамотность:
Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на схеме.
Объекты | Сцена | Туалеты | Детская площадка | Кафе |
Цифры |
На плане (см. рисунок) изображён парк культуры и отдыха города Малый. Сторона каждой клетки равна 2 м. Парк имеет прямоугольную форму. Зайти в парк можно через один из двух входов: западный или восточный.
Если зайти в парк через западный вход, то слева будет расположено кафе «Полдник», а справа — детская площадка. Рядом с детской площадкой посажены каштаны. Рядом с восточным входом располагаются общественные туалеты и бадминтонная площадка, обозначенная на плане цифрой 7. Помимо указанных объектов, в парке имеются фонтан (отмечен цифрой 2) и сцена. Все дорожки в парке имеют ширину 2 м и вымощены тротуарной плиткой 1 м × 1 м. Между фонтаном и сценой имеется площадка, вымощенная такой же плиткой.
Логическая грамотность
Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Одна из важных задач обучения – развитие у детей логического мышления.
Школьникам, которые никогда не будут использовать математику в работе, всё равно придётся принимать в жизни решения, которые будут основаны на анализе сложившейся ситуации, на анализе входных данных. Эти данные могут быть текстом договора, надписью на информационном щите, инструкцией к электроприбору и так далее.
Среди жителей дома № 23 есть те, кто работает, и есть те, кто учится. А также есть те, кто не работает и не учится. Некоторые жители дома № 23, которые учатся, ещё и работают. Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях.
1) Хотя бы один из работающих жителей дома № 23 учится.
2) Все жители дома № 23 работают.
3) Среди жителей дома № 23 нет тех, кто не работает и не учится.
4) Хотя бы один из жителей дома № 23 работает.
Прикидки и оценки
Эти задания связаны с формированием чувства числа, пониманием порядка величин. Очень важно на практических задача развивать чувство числа, что необходимо и при проверке ответа.
Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 8 г лимонной кислоты. Лимонная кислота продается в пакетиках по 10 г. Какое наименьшее число пакетиков нужно купить хозяйке для приготовления 11 литров маринада?
Работа с графическими представлениями информации
Ниже приведены данные за три года о количестве дождливых дней в апреле-июле в Нижнем Новгороде. Используя эти данные, ответь на вопрос.
Месяц | 2019 год | 2020 год | 2021год |
Апрель | 7 | 8 | 6 |
Май | 11 | 6 | 10 |
Июнь | 10 | 8 | 0 |
Июль | 13 | 3 | 2 |
На сколько дождливых дней было в Нижнем Новгороде больше в июне 2020 года, чем в апреле 2021 года?
Финансовая грамотность.(финансы и экономика)
Экономика — одно из наиболее естественных приложений математики и, наоборот, один из «заказчиков» создания математики.
С такими задачами сталкивается любой ученик в реальной жизни, а как следствие — ещё и на экзаменах.
Хозяин участка хочет сделать пристройку к дому. Для этого он планирует купить 12 тонн силикатного кирпича. Один кирпич весит 3 кг. Цена кирпича и условия доставки всей покупки приведены в таблице.
Поставщик | Цена кирпича | Стоимость | Специальные условия |
А | 12 | 8000 | Доставка бесплатно, если сумма заказа превышает 50 000 руб. |
Б | 14 | 5000 | Доставка со скидкой 50 %, если сумма заказа |
Во сколько рублей обойдётся наиболее дешёвый вариант?
Геометрия.
Функциональная грамотность в геометрии — один из важнейших блоков. Сама наука геометрия произошла благодаря запросам повседневной жизни к науке. Геометрия окружает нас повсюду, например, в архитектуре и картах. Поэтому важно развивать геометрическую интуицию и уметь применять геометрические методы на практике.
Квартира состоит из комнаты, кухни, коридора и санузла (см. чертёж). Комната имеет размеры 5 м × 3,5 м, коридор — 1,5 м × 6,5 м , длина кухни — 3,5 м. Найдите площадь санузла (в квадратных метрах).
Функциональная грамотность учащихся - цель и результат школьного образования. Формирование функциональной грамотности - обязательное условие работы учителя. Мы должны независимо от планов и мероприятий общешкольных и личных, не смотря на сложности и риски, эту задачу ВЫПОЛНЯТЬ. Работа должна быть хорошо продуманной, системно спланированной, ошибок не должно быть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для формирования УУД на уроках математики. 5 класс
Фрагмент урока, направленный на формирование УУД на уроке в 5 классе...

Примеры заданий на формирование УУД на уроках математики в 5 классе
Примеры различных задач и описание какие УУД формируются с помощью этих задач...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста
Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста....

Методическая разработка "Как составить задание на формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в ...

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики
Сборник состоит из заданий, содержание которых направлено на формирование навыков функциональной и читательской грамотности учащихся 5-10 классов на уроках математики. Задания позволят учителям исполь...

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в разнообразных сферах деятельности; способность использовать полученные матема...


