Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
методическая разработка по математике

Зайцева Алена Анатольевна

Выступление на педсовете по теме" Формирование функциональной грамотности на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.docx43.7 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по формированию функциональной грамотности
на уроках математики

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

   Что такое функциональная грамотность простыми словами?

Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

   В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: 

математическая грамотность, 

читательская грамотность, 

естественно-научная грамотность, 

финансовая грамотность,

 глобальные компетенции и

 креативное мышление.

            Познание природы и развитие технологий без математики были бы невозможны. Математика важна для человечества в целом, а также  для интеллектуального индивида. Математика  организует наше мышление, развивает важные умственные качества и дает опыт применения разных умственных приемов: от парадоксальных утверждений до моделирования. Важен и математический язык, который способствует считывать информацию, лаконично точно записывать различные утверждения.

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, свойственные созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Сейчас множество задач практического содержания включены в ВПР и в экзаменационный материалах ОГЭ и ЕГЭ.

Все задачи по развитию функциональной грамотности я разбиваю на разделы: читательская грамотность, логическая грамотность, прикидки и оценки, работа с графическими представлениями информации, экономика и финансы, геометрия.

Задания по формированию функциональной грамотности
на уроках математики

Читательская грамотность:

Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на схеме.

Объекты

Сцена

Туалеты

Детская площадка

Кафе

Цифры


На плане (см. рисунок) изображён парк культуры и отдыха города Малый. Сторона каждой клетки равна 2 м. Парк имеет прямоугольную форму. Зайти в парк можно через один из двух входов: западный или восточный.

Если зайти в парк через западный вход, то слева будет расположено кафе «Полдник», а справа — детская площадка. Рядом с детской площадкой посажены каштаны. Рядом с восточным входом располагаются общественные туалеты и бадминтонная площадка, обозначенная на плане цифрой 7. Помимо указанных объектов, в парке имеются фонтан (отмечен цифрой 2) и сцена. Все дорожки в парке имеют ширину 2 м и вымощены тротуарной плиткой 1 м × 1 м. Между фонтаном и сценой имеется площадка, вымощенная такой же плиткой.

Логическая грамотность

          Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Одна из важных задач обучения – развитие у детей логического мышления.

Школьникам, которые никогда не будут использовать математику в работе, всё равно придётся принимать в жизни решения, которые будут основаны на анализе сложившейся ситуации, на анализе входных данных. Эти данные могут быть текстом договора, надписью на информационном щите, инструкцией к электроприбору и так далее.

Среди жителей дома № 23 есть те, кто работает, и есть те, кто учится. А также есть те, кто не работает и не учится. Некоторые жители дома № 23, которые учатся, ещё и работают. Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях.

       1) Хотя бы один из работающих жителей дома № 23 учится.

2) Все жители дома № 23 работают.

3) Среди жителей дома № 23 нет тех, кто не работает и не учится.

4) Хотя бы один из жителей дома № 23 работает.

Прикидки и оценки

Эти задания связаны с формированием чувства числа, пониманием порядка величин. Очень важно на практических задача развивать чувство числа, что необходимо и при проверке ответа.

Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 8 г лимонной кислоты. Лимонная кислота продается в пакетиках по 10 г. Какое наименьшее число пакетиков нужно купить хозяйке для приготовления 11 литров маринада?

Работа с графическими представлениями информации

Ниже приведены данные за три года о количестве дождливых дней в апреле-июле в Нижнем Новгороде. Используя эти данные, ответь на вопрос.

Месяц

2019 год

2020 год

2021год

Апрель

7

8

6

Май

11

6

10

 Июнь

10

8

0

 Июль

13

3

2

На сколько дождливых дней было в Нижнем Новгороде больше  в июне 2020 года, чем в апреле 2021 года?

Финансовая грамотность.(финансы и экономика)

Экономика — одно из наиболее естественных приложений математики и, наоборот, один из «заказчиков» создания математики.

С такими задачами сталкивается любой ученик в реальной жизни, а как следствие — ещё и на экзаменах.

Хозяин участка хочет сделать пристройку к дому. Для этого он планирует купить 12 тонн силикатного кирпича. Один кирпич весит 3 кг. Цена кирпича и условия доставки всей покупки приведены в таблице.

 

Поставщик

Цена кирпича
(руб. за шт.)

Стоимость
доставки (руб.)
до 15 тонн (руб.)

Специальные условия

А

12

8000

Доставка бесплатно, если сумма заказа превышает    50 000 руб.

Б

14

5000

Доставка со скидкой  50 %, если сумма заказа
превышает 55 000 руб.

 Во сколько рублей обойдётся наиболее дешёвый вариант?

Геометрия.

Функциональная грамотность в геометрии — один из важнейших блоков. Сама наука геометрия произошла благодаря запросам повседневной жизни к науке. Геометрия окружает нас повсюду, например, в архитектуре и картах. Поэтому важно развивать геометрическую интуицию и уметь применять геометрические методы на практике.

Квартира состоит из комнаты, кухни, коридора и санузла (см. чертёж). Комната имеет размеры 5 м × 3,5 м, коридор — 1,5 м × 6,5 м , длина кухни — 3,5 м. Найдите площадь санузла (в квадратных метрах).

Функциональная грамотность учащихся - цель и результат школьного образования. Формирование функциональной грамотности - обязательное условие работы учителя. Мы должны независимо от планов и мероприятий общешкольных и личных, не смотря на сложности и риски, эту задачу ВЫПОЛНЯТЬ. Работа должна быть хорошо продуманной, системно спланированной, ошибок не должно быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования УУД на уроках математики. 5 класс

Фрагмент урока, направленный на формирование УУД на уроке в 5 классе...

Примеры заданий на формирование УУД на уроках математики в 5 классе

Примеры различных задач и описание какие УУД формируются с помощью этих задач...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста....

Методическая разработка "Как составить задание на формирование функциональной грамотности на уроках математики"

  Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в ...

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики

Сборник состоит из заданий, содержание которых направлено на формирование навыков функциональной и читательской грамотности учащихся 5-10 классов на уроках математики. Задания позволят учителям исполь...

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в разнообразных сферах деятельности; способность использовать полученные матема...