Конспект + презентация к уроку: "Дробь. Правильные и неправильные дроби" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)
Тип урока : Открытие нового знания
Планируемые результаты:
Предметные:
• Понимать, что такое дробь, числитель, знаменатель.
• Отличать правильные и неправильные дроби.
• Записывать дроби, сравнивать их по величине визуально.
Метапредметные:
• Развитие навыков сотрудничества (парная и групповая работа).
• Умение анализировать информацию, делать выводы.
• Формирование математической речи.
Личностные:
• Развитие познавательного интереса.
• Формирование аккуратности в записи математических выражений.
Технологии: Проблемное обучение, исследовательская деятельность проектная деятельность, групповая работа, информационные технологии, формирование функциональной грамотности, здоровьесберегающие технологии.
Виды организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах
Формы оценивания результатов: самооценка, взаимопроверка, устный опрос, практические задания
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 189.9 КБ | |
| 627.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган
Ф.И.О.: Пупкова Наталья Николаевна, учитель математики
Слайд 1 Тема урока: Дробь. Правильные и неправильные дроби
Класс 5
Дата проведения:
Тип урока : Открытие нового знания
Планируемые результаты:
Предметные:
• Понимать, что такое дробь, числитель, знаменатель.
• Отличать правильные и неправильные дроби.
• Записывать дроби, сравнивать их по величине визуально.
Метапредметные:
• Развитие навыков сотрудничества (парная и групповая работа).
• Умение анализировать информацию, делать выводы.
• Формирование математической речи.
Личностные:
• Развитие познавательного интереса.
• Формирование аккуратности в записи математических выражений.
Технологии: Проблемное обучение, исследовательская деятельность проектная деятельность, групповая работа, информационные технологии, формирование функциональной грамотности, здоровьесберегающие технологии.
Виды организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах
Формы оценивания результатов: самооценка, взаимопроверка, устный опрос, практические задания
Ход урока
Слайд 2: 1. Организационный момент (2 мин)
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Короткий настрой: «Сегодня мы узнаем, как правильно записывать часть целого и почему одни дроби меньше, а другие — больше».
Учитель показывает на экране пиццу, разделённую на части (Приложение 1).
2. Актуализация знаний (5 мин)
Учитель показывает второе изображение:
Приложение 2 — пицца без трёх кусочков
Вопросы:
— Что изменилось?
— Сколько частей осталось?
— А сколько взяли?
Формируем понимание части целого.
Затем учитель показывает круги с разными долями:
Приложение 3 — 1/2, 1/3, ¼
Вопросы:
— На сколько частей разделили круг?
— Сколько частей закрашено?
— Как записать часть целого кратко?
Вывод: Часть целого можно записать дробью
3. Постановка цели и темы урока (3 мин)
Проблемный вопрос:
— Посмотрите на круги/пиццу. Какая часть больше? Почему?
Ученики формулируют цель:
«Узнать, что такое дробь и какие дроби бывают»
Учащиеся записывают тему в тетрадь:
Дробь. Правильные и неправильные дроби
Слайд 3
4. Изучение нового материала (15 мин)
Учитель показывает изображение пиццы с тремя отделёнными кусочками
Приложение 4 – 3 части из 8 (3/8)
Учитель объясняет:
Дробь — это число, которое показывает часть целого
Запись дроби:

- a — числитель (сколько частей взяли, закрасили, отделили)
- b — знаменатель (на сколько одинаковых частей разделили целое)
Учащиеся записывают в тетрадь
Пример на экране:
В пицце 8 частей, а взяли 3 → 3/8
Слайд 4
Работа с моделями дробей
Учитель показывает картинку с долями 1/2, 1/3, 1/4
Приложение 5
Задаёт вопросы:
— Как записать дробью одну часть из 2?
→ 1/2
— А одну часть из 4?
→ 1/4
Вывод:
Чем больше знаменатель — тем меньше часть
Запись в тетрадь (обязательно!)
Дробь записывается двумя числами:

Числитель — сверху (сколько частей взяли)
Знаменатель — снизу (на сколько частей разделили)
Дети подписывают стрелками числитель и знаменатель в примерах из тетради
Слайд 5
5. Первичное закрепление (8 мин)
Цель: закрепить понятие дроби.
Мини-задание в парах
Каждой паре карточка:
- Разделите круг на 4 равные части
- Закрасьте 2 части
- Запишите дробь → 2/4
Обсуждение:
2/4 — половина круга
К этому моменту дети:
понимают, что такое дробь
умеют читать и записывать дроби
знают, что такое числитель и знаменатель
видят дробь как часть целого
Слайд 6
6. Физкультминутка (2 мин)
Цель: снять напряжение, сменить вид деятельности.
Учитель:
«Если дробь правильная — поднимаем руки вверх,
если неправильная — приседаем.»
Учитель называет дроби:
- 3/8 → дети: подняли руки (правильная)
- 7/4 → дети: присели (неправильная)
- 5/5 → присели (равно 1 → неправильная)
- 1/2 → подняли руки
Слайд 7,8,9
7. Закрепление изученного материала (8 мин)
Цель: проверить усвоение нового материала каждым учеником индивидуально.
Форма работы: индивидуальная
Задание (мини-тест в тетради):
1.Запишите дробью:
а) из 6 частей закрасили 5 → ____
б) разделили на 4 части, взяли 1 → ____
2. Какая дробь правильная?
а) 9/7 б) 3/8 в) 5/5
3. Выделите целую часть из дроби:
11/5 → ____
Проверка: по эталону на слайде — самопроверка
Формируемые умения:
— применять знание числителя и знаменателя
— читать и записывать дроби
— классифицировать дроби
8. Рефлексия деятельности (3 мин)
Цель: осознать степень усвоения знаний и собственный вклад в работу на уроке.
Учитель:
«Поставьте точку на вашей “лестнице успеха”»
Оценочные уровни:
- Понял, могу объяснить другим
- Почти понял, нужна помощь
- Мне пока трудно
Итоговые вопросы для проговаривания:
— Что показывает числитель?
— Что показывает знаменатель?
— Дробь правильная — это…?
— А неправильная — это…?
Формируемые УУД
Познавательные УУД
- умение сравнивать и анализировать информацию (дроби)
- умение делать логические выводы (правильная/неправильная)
- осознание роли числителя и знаменателя
Регулятивные УУД
- умение оценивать правильность выполнения задания
- умение определять степень усвоения (рефлексия)
- умение выявлять затруднения и принимать решение об их преодолении
Коммуникативные УУД
- развитие математической речи при ответах на вопросы
- умение аргументировать свою позицию
Личностные результаты
- формирование положительной учебной мотивации
- развитие уверенности в собственных силах
- ответственное отношение к результату своей работы
Слайд 10:
Домашнее задание
1) Срисовать со слайда
2)п.24, №965, 966, придумать задачу и на сравнение дробей и нарисовать рисунок к задаче
Приложения:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что изображено на экране? Вопросы: — Что изменилось? — Сколько частей осталось? — А сколько взяли? Необходимые предпосылки 2
Дробь — число, показывающее, какую часть от целого взяли. Запись a/b означает: a частей взяли, b частей всего Числитель a отвечает за количество взятых частей, а знаменатель b — за на сколько равных частей разделено целое. Пример: 3/8 — три части из восьми 3 Определение дроби и запись
1/4 равно 0,25; каждая четверть меньше половины. При фиксированном числителе увеличение знаменателя делает каждую часть заметно меньше — ключевое наблюдение. 1/2 равно 0,5; визуально — половина круга. Учащиеся легко соотносят эту дробь с половинкой яблока или пиццы, что укрепляет понимание величины. 1/3 примерно 0,333; круг разделён на три равные части. Этот пример демонстрирует периодичность десятичной записи и сравнение частей при одинаковом числителе. Примеры простых дробей: 1/2, 1/3, 1/4 4
Ситуация: пицца разделена на восемь равных долей, три из них взяли. Дробь 3/8 показывает отношение взятых частей к общему количеству долей и удобна для записи. Числитель 3 обозначает, сколько долей закрашено или отдано, знаменатель 8 — общее число долей. На модели видно, что каждая доля равна одной восьмой целого. Пример 3/8: модель и объяснение 5
Нарисуйте и разделите круг на 4 равные части Закрасьте 2 части Запишите дробь → 2/4 6 Закрепление материала. Задания Какая дробь правильная , а какая нет? 3/8 → 7/4 → 5/5 → 1/2 →
Как записать одну часть из двух? Как записать одну часть из четырёх? Практическая задача: попросить учащихся записать 1/2 и ¼ . И Объясните разницу между ними. Вопросы и базовые упражнения 7
Практическое задание 9 Ожидаемый результат Запишите дробь 2/4. Затем объясните, почему эта дробь равна 1/2. Покажите на рисунке соответствие двух закрашенных четвертей одной половине. Инструкция Разделите круг на четыре равные части и закрасьте две из них. Выполните в тетради и подпишите дробью. Используйте аккуратные линии и равные сегменты.
3/8 — правильная дробь, потому что числитель меньше знаменателя; модель подтверждает, что взято меньше целого, учащиеся поднимают руки. 7/4 — неправильная дробь, так как числитель больше знаменателя; значение больше единицы, требуется объяснение как смешанное число или целая часть плюс дробь. 5/5 равно 1, поэтому это целая величина; обсуждаем отличие между равенством единице и неправильной дробью, которая больше единицы. 1/2 — правильная дробь и простейший пример; используем её для проверки понимания сравнения дробей и правила про знаменатель. Живая проверка: правильные и неправильные дроби 10
Домашнее задание: закрась дробь (пиццы) 12 1. 3 пиццы разделить и закрасить нужные дроби:: 1/4, 1/2, 3/4 2. Подпиши дробь у каждой пиццы:
Сравнение дробей и классификация 14 Сравните 1/4 и 3/4: 1/4 < 3/4. Покажите это на двух пиццах, отметьте больший участок и подпишите знак «<» между дробями для визуального закрепления. Сравнение дробей Определите для каждой пиццы, является ли дробь правильной (числитель < знаменателя) или неправильной (числитель ≥ знаменателя). Пример: 5/5 = 1 — не правильная дробь. Правильные и неправильные дроби
Итоговые выводы урока На уроке введено понятие дроби a/b, обозначены числитель и знаменатель, отработано сравнение дробей при одинаковом числителе и различие правильных и неправильных дробей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики по теме "Правильные и неправильные дроби"
Урок построен с применением ЭОР. Ориентирован на УМК И.И. Зубаревой...

конспект, презентация и самоанализ открытого урока физики в 7 классе по теме "Равнодействующая сил"
Тип урока формирование новых знаний. Дидактическая цель: Создать условия для восприятия учащимися и первичного осознания нового учебного материала по теме «Равнодействующая сил. Нахождение...
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. ...
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение».
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений....

Конспект урока математики по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей" 5 класс
Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. Ход урока:Организационный этап:Здравствуйте, присаживайтесь! Сегодня на уроке мы с Вами вспомним одну из изученных тем, но для того чтобы узнать каку...
Презентация к уроку "Дроби всякие нужны,дроби всякие важны"
Презентация к теме Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями. Направлена на анализ удобства; плюсов и минусов использования тех или иных дробей; и создание алгоритма для работы с приме...

Презентация урока на тему "Правильные и неправильные дроби" (5 класс)
Материал содержит презентацию урока на тему "Правильные и неправильные дроби" (5 класс)...




