Конспект + презентация к уроку: "Дробь. Правильные и неправильные дроби" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Пупкова Наталья Николаевна

Тип урока : Открытие нового знания

Планируемые результаты:

Предметные:

•        Понимать, что такое дробь, числитель, знаменатель.

•        Отличать правильные и неправильные дроби.

•        Записывать дроби, сравнивать их по величине визуально.

Метапредметные:

•        Развитие навыков сотрудничества (парная и групповая работа).

•        Умение анализировать информацию, делать выводы.

•        Формирование математической речи.

Личностные:

•        Развитие познавательного интереса.

•        Формирование аккуратности в записи математических выражений.

Технологии: Проблемное обучение, исследовательская деятельность проектная деятельность, групповая работа, информационные технологии, формирование функциональной грамотности, здоровьесберегающие технологии.

Виды организации учебной деятельности:  фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах

Формы оценивания результатов:        самооценка, взаимопроверка, устный опрос, практические задания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган

Ф.И.О.: Пупкова Наталья Николаевна, учитель математики

Слайд 1 Тема урока:        Дробь. Правильные и неправильные дроби

Класс         5

Дата проведения:

Тип урока        : Открытие нового знания

Планируемые результаты:

Предметные:

•        Понимать, что такое дробь, числитель, знаменатель.

•        Отличать правильные и неправильные дроби.

•        Записывать дроби, сравнивать их по величине визуально.

Метапредметные:

•        Развитие навыков сотрудничества (парная и групповая работа).

•        Умение анализировать информацию, делать выводы.

•        Формирование математической речи.

Личностные:

•        Развитие познавательного интереса.

•        Формирование аккуратности в записи математических выражений.

Технологии: Проблемное обучение, исследовательская деятельность проектная деятельность, групповая работа, информационные технологии, формирование функциональной грамотности, здоровьесберегающие технологии.

Виды организации учебной деятельности:        фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах

Формы оценивания результатов:         самооценка, взаимопроверка, устный опрос, практические задания

Ход урока

Слайд 2: 1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Короткий настрой: «Сегодня мы узнаем, как правильно записывать часть целого и почему одни дроби меньше, а другие — больше».

Учитель показывает на экране пиццу, разделённую на части (Приложение 1).

2. Актуализация знаний (5 мин)

Учитель показывает второе изображение:

Приложение 2 — пицца без трёх кусочков

Вопросы:

— Что изменилось?

— Сколько частей осталось?

— А сколько взяли?

Формируем понимание части целого.

Затем учитель показывает круги с разными долями:

Приложение 3 — 1/2, 1/3, ¼

Вопросы:

— На сколько частей разделили круг?

— Сколько частей закрашено?

— Как записать часть целого кратко?

Вывод: Часть целого можно записать дробью

3. Постановка цели и темы урока (3 мин)

Проблемный вопрос:

— Посмотрите на круги/пиццу. Какая часть больше? Почему?

Ученики формулируют цель:

«Узнать, что такое дробь и какие дроби бывают»

Учащиеся записывают тему в тетрадь:

Дробь. Правильные и неправильные дроби

Слайд 3

4. Изучение нового материала (15 мин)

Учитель показывает изображение пиццы с тремя отделёнными кусочками
Приложение 4 – 3 части из 8 (3/8)

Учитель объясняет:

Дробь — это число, которое показывает часть целого

Запись дроби:

  • a — числитель (сколько частей взяли, закрасили, отделили)
  • b — знаменатель (на сколько одинаковых частей разделили целое)

Учащиеся записывают в тетрадь

Пример на экране:
В пицце
8 частей, а взяли 3 → 3/8

Слайд 4

Работа с моделями дробей

Учитель показывает картинку с долями 1/2, 1/3, 1/4

Приложение 5

Задаёт вопросы:

— Как записать дробью одну часть из 2?

→ 1/2

— А одну часть из 4?

→ 1/4

Вывод:

Чем больше знаменатель — тем меньше часть

Запись в тетрадь (обязательно!)

Дробь записывается двумя числами:

Числитель — сверху (сколько частей взяли)

Знаменатель — снизу (на сколько частей разделили)

Дети подписывают стрелками числитель и знаменатель в примерах из тетради

Слайд 5

5. Первичное закрепление (8 мин)

Цель: закрепить понятие дроби.

Мини-задание в парах

Каждой паре карточка:

  • Разделите круг на 4 равные части
  • Закрасьте 2 части
  • Запишите дробь → 2/4

Обсуждение:

2/4 — половина круга

К этому моменту дети:

понимают, что такое дробь
умеют читать и записывать дроби
знают, что такое числитель и знаменатель

видят дробь как часть целого

Слайд 6

6. Физкультминутка (2 мин)

Цель: снять напряжение, сменить вид деятельности.

Учитель:

«Если дробь правильная — поднимаем руки вверх,
если неправильная — приседаем.»

Учитель называет дроби:

  • 3/8 → дети: подняли руки (правильная)
  • 7/4 → дети: присели (неправильная)
  • 5/5 → присели (равно 1 → неправильная)
  • 1/2 → подняли руки

Слайд 7,8,9

7. Закрепление изученного материала (8 мин)

Цель: проверить усвоение нового материала каждым учеником индивидуально.

Форма работы: индивидуальная

Задание (мини-тест в тетради):

1.Запишите дробью:
а) из 6 частей закрасили 5 → ____
б) разделили на 4 части, взяли 1 → ____

2. Какая дробь правильная?
а) 9/7 б) 3/8 в) 5/5

3. Выделите целую часть из дроби:
11/5 → ____

Проверка: по эталону на слайде — самопроверка

Формируемые умения:
— применять знание числителя и знаменателя
— читать и записывать дроби
— классифицировать дроби

8. Рефлексия деятельности (3 мин)

Цель: осознать степень усвоения знаний и собственный вклад в работу на уроке.

Учитель:

«Поставьте точку на вашей “лестнице успеха”»

Оценочные уровни:

  • Понял, могу объяснить другим
  • Почти понял, нужна помощь
  • Мне пока трудно

Итоговые вопросы для проговаривания:
— Что показывает числитель?
— Что показывает знаменатель?
— Дробь правильная — это…?
— А неправильная — это…?

Формируемые УУД

Познавательные УУД

  • умение сравнивать и анализировать информацию (дроби)
  • умение делать логические выводы (правильная/неправильная)
  • осознание роли числителя и знаменателя

Регулятивные УУД

  • умение оценивать правильность выполнения задания
  • умение определять степень усвоения (рефлексия)
  • умение выявлять затруднения и принимать решение об их преодолении

Коммуникативные УУД

  • развитие математической речи при ответах на вопросы
  • умение аргументировать свою позицию

Личностные результаты

  • формирование положительной учебной мотивации
  • развитие уверенности в собственных силах
  • ответственное отношение к результату своей работы

Слайд 10:

Домашнее задание

1) Срисовать со слайда

2)п.24,  №965, 966, придумать задачу и на сравнение дробей и нарисовать рисунок к задаче

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дробь. Правильные и неправильные дроби ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган у читель математики Пупкова Н.Н. 5 класс. Открытие нового знания . Вопросы: что такое дробь, числитель, знаменатель ?

Слайд 2

Что изображено на экране? Вопросы: — Что изменилось? — Сколько частей осталось? — А сколько взяли? Необходимые предпосылки 2

Слайд 3

Дробь — число, показывающее, какую часть от целого взяли. Запись a/b означает: a частей взяли, b частей всего Числитель a отвечает за количество взятых частей, а знаменатель b — за на сколько равных частей разделено целое. Пример: 3/8 — три части из восьми 3 Определение дроби и запись

Слайд 4

1/4 равно 0,25; каждая четверть меньше половины. При фиксированном числителе увеличение знаменателя делает каждую часть заметно меньше — ключевое наблюдение. 1/2 равно 0,5; визуально — половина круга. Учащиеся легко соотносят эту дробь с половинкой яблока или пиццы, что укрепляет понимание величины. 1/3 примерно 0,333; круг разделён на три равные части. Этот пример демонстрирует периодичность десятичной записи и сравнение частей при одинаковом числителе. Примеры простых дробей: 1/2, 1/3, 1/4 4

Слайд 5

Ситуация: пицца разделена на восемь равных долей, три из них взяли. Дробь 3/8 показывает отношение взятых частей к общему количеству долей и удобна для записи. Числитель 3 обозначает, сколько долей закрашено или отдано, знаменатель 8 — общее число долей. На модели видно, что каждая доля равна одной восьмой целого. Пример 3/8: модель и объяснение 5

Слайд 6

Нарисуйте и разделите круг на 4 равные части Закрасьте 2 части Запишите дробь → 2/4 6 Закрепление материала. Задания Какая дробь правильная , а какая нет? 3/8 → 7/4 → 5/5 → 1/2 →

Слайд 7

Как записать одну часть из двух? Как записать одну часть из четырёх? Практическая задача: попросить учащихся записать 1/2 и ¼ . И Объясните разницу между ними. Вопросы и базовые упражнения 7

Слайд 8

Практическое задание 9 Ожидаемый результат Запишите дробь 2/4. Затем объясните, почему эта дробь равна 1/2. Покажите на рисунке соответствие двух закрашенных четвертей одной половине. Инструкция Разделите круг на четыре равные части и закрасьте две из них. Выполните в тетради и подпишите дробью. Используйте аккуратные линии и равные сегменты.

Слайд 9

3/8 — правильная дробь, потому что числитель меньше знаменателя; модель подтверждает, что взято меньше целого, учащиеся поднимают руки. 7/4 — неправильная дробь, так как числитель больше знаменателя; значение больше единицы, требуется объяснение как смешанное число или целая часть плюс дробь. 5/5 равно 1, поэтому это целая величина; обсуждаем отличие между равенством единице и неправильной дробью, которая больше единицы. 1/2 — правильная дробь и простейший пример; используем её для проверки понимания сравнения дробей и правила про знаменатель. Живая проверка: правильные и неправильные дроби 10

Слайд 10

Домашнее задание: закрась дробь (пиццы) 12 1. 3 пиццы разделить и закрасить нужные дроби:: 1/4, 1/2, 3/4 2. Подпиши дробь у каждой пиццы:

Слайд 11

Сравнение дробей и классификация 14 Сравните 1/4 и 3/4: 1/4 < 3/4. Покажите это на двух пиццах, отметьте больший участок и подпишите знак «<» между дробями для визуального закрепления. Сравнение дробей Определите для каждой пиццы, является ли дробь правильной (числитель < знаменателя) или неправильной (числитель ≥ знаменателя). Пример: 5/5 = 1 — не правильная дробь. Правильные и неправильные дроби

Слайд 12

Итоговые выводы урока На уроке введено понятие дроби a/b, обозначены числитель и знаменатель, отработано сравнение дробей при одинаковом числителе и различие правильных и неправильных дробей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики по теме "Правильные и неправильные дроби"

Урок построен с применением ЭОР. Ориентирован на УМК И.И. Зубаревой...

конспект, презентация и самоанализ открытого урока физики в 7 классе по теме "Равнодействующая сил"

Тип урока  формирование новых знаний. Дидактическая цель:  Создать условия для восприятия учащимися и первичного осознания нового учебного материала по теме «Равнодействующая сил. Нахождение...

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. ...

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение».

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений....

Конспект урока математики по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей" 5 класс

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. Ход урока:Организационный этап:Здравствуйте, присаживайтесь! Сегодня на уроке мы с Вами вспомним одну из изученных тем, но для того чтобы узнать каку...

Презентация к уроку "Дроби всякие нужны,дроби всякие важны"

Презентация к теме Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями. Направлена на анализ удобства; плюсов и минусов использования тех или иных дробей; и создание алгоритма для работы с приме...

Презентация урока на тему "Правильные и неправильные дроби" (5 класс)

Материал содержит презентацию урока на тему "Правильные и неправильные дроби" (5 класс)...