Рабочая программа по учебному курсу по математике 5 класс "Решение логических задач"
рабочая программа по математике (5 класс)

Рабочая программа по учебному курсу по математике 5 класс "Решение логических задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uk_rlz.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

________________ Ю.В.Бохан

«29» 08 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ

«Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ А.Г.Поветин

«29» 08 2025 г.

Приложение к ООП ООО

Рабочая программа учебного курса

«Решение логических задач» для 5 класса

Составила:

Хилько Алина Николаевна,

учитель математики

Хорошки 2025

Рабочая программа по учебному курсу «Решение логических задач» составлена при помощи конструктора рабочих программ () и в соответствии с Положением о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко».

  1. Содержание учебного курса

1. Удивительный мир чисел

Из истории чисел. История календаря. Составление выражений. Числовые ребусы. Мир больших чисел. Старинные русские меры. Магические квадраты. Решение и составление кроссвордов. Некоторые приемы быстрого счета. Кодирование и декодирование. Признаки делимости. Математические фокусы.

Обучающийся получит возможность:

- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;

- уметь восстанавливать пропущенные цифры при сложении, вычитании, умножении;

- понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;

- владеть информацией о старых русских мерах;

- уметь решать задачи на делимость чисел и отгадывание чисел.

2. Логические задачи

Числовые головоломки. Задачи со спичками. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Задачи – шутки, задачи – загадки. Много и мало. Лабиринт. Решение конкурсных задач. Старинные задачи. Принцип Дирихле. Графы. Лингвистические задачи. Логические задачи. Множества и подмножества. Круги Эйлера. Математические софизмы и парадоксы. Отрицание, конъюнкция, дизъюнкция. Решение задач с помощью отрицания высказываний. Решение конкурсных задач.

Обучающийся получит возможность:

- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;

- уметь решать логические задачи;

- знать и уметь применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов;

- уметь применять графы и принцип Дирихле при решении задач;

-научиться правильно употреблять термины «множество», «подмножество»;

- научиться составлять различные подмножества данного множества»;

- уметь решать задачи, используя круги Эйлер;

- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений;

-критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

#1053;аглядная геометрия

Конкурс художников. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрия на клетчатой бумаге. Фигуры домино, тримино, тетрамино, пентамимо. Оригами. Лист Мебиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком. Веселая симметрия. Использование симметрии при изображении бордюров и орнаментов. Система координат на ночном небе. Математическое моделирование.

Обучающийся получит возможность:

- распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги, куб, прямоугольный параллелепипед);

- знать старинные меры измерения длин, площадей;

- уметь разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры;

- уметь решать задачи на нахождение площади и объема фигур;

-отгадывать геометрические головоломки;

#1050;омбинаторика и статистика.

Решение комбинаторных задач способом перебора возможных вариантов. Случайные события. Верность утверждения.

Обучающийся получит возможность:

-научиться решать комбинаторные задачи;

-научиться выяснять верно или неверно утверждение.

5. Математика в реальной жизни.

Проект «Комната моей мечты». Расчет сметы на ремонт, на питание, отпуск, коммунальных услуг, кредитов. Кулинарные рецепты, задачи на смеси. Диаграммы.

Обучающийся получит возможность:

-выполнять творческий проект по плану;

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- иметь первый опыт публичного выступления перед учащимися своего класса.

#1052;атематические игры.

Брейн – ринг. Лабиринт. Слабое звено. Математический бой.

Обучающийся получит возможность:

- проявить свои творческие способности;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- применять полученные знания в игровых ситуациях.

7.Выпуск математических газет.

Обучающийся получит возможность:

- проявить свои оформительские способности;

-аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Цели программы:

  • Познавательные:
  • приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;
  • получение знаний о строе рассуждений и доказательств;
  • удовлетворение личных познавательных интересов в области смежных дисциплин, таких как информатика, математика;
  • формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности.
  • Развивающие:
  • совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов, умение верно построить умозаключение, логично провести доказательство);
  • развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т. д.);
  • мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретение опыта положительного отношения и осознание необходимости знаний методов и приёмов рационального рассуждения и аргументации);
  • интеллектуальное развитие обучающихся в ходе решения логических задач и упражнений.
  • Воспитательные:
  • становление самосознания;
  • формирование чувства ответственности за принимаемые решения;
  • воспитание культуры умственного труда.

Задачи:

1. Привитие интереса к математике как науке;

2. Расширение кругозора обучающихся в различных областях математики;

3. Развитие мотивации к собственной учебной деятельности;

4. Развитие навыков проектной деятельности;

5. Развитие умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

6. Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью в 40 минут, всего 34 занятия за учебный год. Программа предусматривает индивидуальную работу обучающихся, работу обучающихся в группах и парах. Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;
  • познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность,
  • обеспечивающее положительные результаты;
  • способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме,
  • оригинальность ответа.

Для итоговой оценки успешности обучающихся можно использовать качественные характеристики: «Проявил творческую самостоятельность на занятиях», «Успешно освоил программу», «Принимал активное участие в работе над проектами». Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике. Итоговыми творческими работами могут быть: рисунок, учебная публикация, газета, модель, фотоальбом, доклад, электронная презентация и т.д. Причём обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбирать тему, которая им интересна по данной тематике, или предложить свою тему.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 5 классеобучающийся получит следующие предметные результаты:

Числа и вычисления

Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.

Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби.

Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.

Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.

Выполнять проверку, прикидку результата вычислений.

Округлять натуральные числа.

Решение текстовых задач

Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов.

Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость.

Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.

Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы, расстояния, времени, скорости, выражать одни единицы величины через другие.

Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.

Наглядная геометрия

Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.

Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур.

Использовать терминологию, связанную с углами: вершина, сторона, с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ, с окружностью: радиус, диаметр, центр.

Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки.

Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса.

Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади и периметра.

Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.

Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие.

Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, измерения, находить измерения параллелепипеда, куба.

Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объёма.

Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.

3. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.

Тема/Раздел

Кол-во часов

Учет программы воспитания

Использование ЭОР и ЦОР

1

Удивительный мир чисел

10

, , , , , , , , , , ,

РЭШ, Учи.ру,

2

Логические задачи

8

, , , , , , , , , , ,

РЭШ, Учи.ру,

3

Наглядная геометрия

6

, , , , , , , , , , , ,

РЭШ, Учи.ру,

4

Комбинаторика и статистика

2

, , , , , , , , , , ,,

РЭШ, Учи.ру,

5

Математика в реальной жизни

4

, , , , , , , , , , ,

РЭШ, Учи.ру,

6

Математические игры

2

, , , , , , , , , , , ,

РЭШ, Учи.ру,

7

Выпуск математических газет

2

, , , , , , , , , , ,

РЭШ, Учи.ру,

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34

#1050;алендарно-тематическое планирование

Тема/раздел

Количество часов

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

1

История чисел.

1

2

Ребусы, головоломки, кроссворды.

1

3

Математические фокусы и софизмы.

1

4

Занимательный счет.

1

5

Математические игры

1

6

Упражнения со спичками

7

Простейшие геометрические фигуры.

1

8

Задачи на разрезание

1

9

Задачи на разрезание.

1

10

Закончить рисунок по образцу.

1

11

Итоговое занятие по разделу.

1

12

Понятия «истинно» и «ложно».

1

13

Высказывания, противоречащие друг другу. Высказывания, содержащие в себе и истину, и ложь одновременно.

1

14

Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца

1

15

Проект «Комната моей мечты».

1

16

Задачи на переливание.

1

17

Задачи на взвешивание

1

18

Логические задачи. Дерево решений.

1

19

Задачи на делимость чисел.

1

20

Задачи на принцип Дирихле.

1

21

Графы.

1

22

Задачи, решаемые с помощью графов.

1

23

Игровые задачи.

1

24

Комбинаторные задачи.

1

25

Старинные задачи на дроби.

1

26

Старинные задачи на дроби.

1

27

Задачи на совместную работу.

1

28

Решение олимпиадных заданий.

1

29

Решение олимпиадных заданий.

1

30

Математические игры

1

31

Создание математических газет.

1

32

Создание математических газет.

1

33

Выпуск математических газет.

1

34

Итоговое занятие. Мини-олимпиада

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» В 5 КЛАССЕ.

Цель данного курса – формирование интереса к предмету, ознакомление с нетрадиционными задачами и способами их решения.Логические задачи занимают особое место в математике, так как их решение развивает...

Рабочая программа элективного учебного предмета по математике "Логические основы математики". 11 класс

      Программа элективного учебного предмета «Логические основы математики» адресована учащимся  11 классов  МАОУ СОШ №2. Данная программа изучается в течение одного г...

программа курса по математике "Решение логических задач"

Пояснительная записка            В ряду школьных предметов математика занимает особое место. Исследования учащихся показывают, что она способствует ра...

Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 7 класс, базовый уровень на 2017 – 2018 учебный год Макарычев Ю. Н. Атанасян K. C.

Данная рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12...

Рабочая программа по учебному курсу "Практикум по решеню математических задач"

quot;Практикум по решению математических задач" - программа для обучающихся 9 класса. Будет полезна учителям при подготовке обучающихся к ГИА по математике....

Рабочая программа по учебному курсу по математике в 10-11 классах

Рабочая программа по учебному курсу по математике «Избранные вопросы математики» для учащихся 10-х ─ 11-х классов...