Конспект индивидуального урока математики для учащегося 9 класса (с лёгкой умственной отсталостью)
план-конспект урока по математике (9 класс)
Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.
Цель: Научить учащегося складывать и вычитать смешанные числа с одинаковыми знаменателями, используя наглядный алгоритм.
Задачи:
· Образовательные:
· Закреплять умение визуально определять целую и дробную часть смешанного числа.
· Сформировать навык сложения и вычитания целых частей отдельно от дробных.
· Научить применять простой пошаговый алгоритм.
· Коррекционно-развивающие:
· Развивать пространственное и образное мышление через работу с моделями (круги, полоски).
· Корригировать внимание и память через использование алгоритма-памятки.
· Развивать мелкую моторику при работе с раздаточным материалом.
· Воспитательные:
· Воспитывать аккуратность при ведении записей.
· Формировать положительную учебную мотивацию через создание ситуаций успеха.
· Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального урока математики для учащегося 9 класса (с лёгкой умственной отсталостью)
Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.
Цель: Научить учащегося складывать и вычитать смешанные числа с одинаковыми знаменателями, используя наглядный алгоритм.
Задачи:
· Образовательные:
· Закреплять умение визуально определять целую и дробную часть смешанного числа.
· Сформировать навык сложения и вычитания целых частей отдельно от дробных.
· Научить применять простой пошаговый алгоритм.
· Коррекционно-развивающие:
· Развивать пространственное и образное мышление через работу с моделями (круги, полоски).
· Корригировать внимание и память через использование алгоритма-памятки.
· Развивать мелкую моторику при работе с раздаточным материалом.
· Воспитательные:
· Воспитывать аккуратность при ведении записей.
· Формировать положительную учебную мотивацию через создание ситуаций успеха.
· Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления знаний.
Оборудование:
· Для учителя: магнитная доска, магниты в виде долей круга и целых кругов, карточки-памятки, маркер.
· Для ученика: тетрадь, ручка, карандаш, линейка, простой карандаш, набор бумажных кругов, разделенных на части (например, на 4, 6, 8 долей), ножницы, клей.
---
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2-3 мин)
Учитель: «Привет, [Имя ученика]! Я очень рада тебя видеть. Давай улыбнёмся друг другу. Проверим, всё ли готово к работе: тетрадь, ручка, карандаш и наш волшебный набор с кругами. Сегодня мы с тобой будем решать интересные задачки, и у нас всё обязательно получится!»
II. Актуализация опорных знаний. (5-7 мин)
Цель: Вспомнить, что такое смешанное число.
1. Игра "Собери число!"
· Учитель выкладывает на магнитной доске, например, 2 целых круга и 3/4 круга.
· Учитель: «Посмотри, что у меня здесь? Сколько целых? (2). А сколько частей от другого круга? (3). На сколько частей разделён этот круг? (На 4). Значит, какая это дробь? (Три четвертых). Давай запишем это число: 2 3/4».
· Повторить 2-3 раза с разными числами, вовлекая ученика в процесс выкладывания и записи.
2. Вопросы для закрепления:
· «Покажи, где в числе 1 2/5 целая часть?»
· «Покажи, где дробная часть?»
· «Что больше: целая часть или дробная?» (Акцентировать, что целая часть – это всегда целые предметы, поэтому она "главнее").
III. Сообщение темы и целей урока. (2 мин)
Учитель: «Сегодня, [Имя ученика], мы научимся складывать и вычитать такие числа. Это как складывать яблоки: сначала целые, а потом кусочки. Это очень полезно в жизни!»
IV. Объяснение нового материала. (15-20 мин)
Принцип: "Делай как я". Учитель и ученик работают параллельно.
ШАГ 1: СЛОЖЕНИЕ (на примере 1 3/4 + 2 1/4)
1. Наглядный этап (работа с кругами):
· Учитель: «Давай представим, что это пицца. У меня было 1 3/4 пиццы (выкладываю 1 целый круг и 3/4 круга). И мне дали ещё 2 1/4 пиццы (выкладываю 2 целых круга и 1/4 круга). Давай посчитаем, сколько всего?»
· Учитель: «Сначала соберём все ЦЕЛЫЕ пиццы. Сколько их? 1 + 2 = 3. Отложим их в сторону».
· Учитель: «Теперь соберём ВСЕ КУСОЧКИ. Сколько их? 3/4 + 1/4 = 4/4. Посмотри, 4/4 – это целый круг!»
· Учитель: «Отлично! К нашим 3 целым пиццам прибавилась ещё одна целая. Сколько всего? 4 целых пиццы!»
2. Алгоритмический этап (запись в тетрадь):
· Учитель показывает и проговаривает, ученик повторяет и записывает у себя в тетради.
· ПАМЯТКА-ИНСТРУКЦИЯ (вешается на видное место):
1. Сложи целые части.
> 2. Сложи дробные части.
> 3. Посмотри на дробь: если она неправильная (числитель равен или больше знаменателя), выдели целую часть.
· Запись:
1 3/4 + 2 1/4 = (1 + 2) + (3/4 + 1/4) = 3 + 4/4 = 3 + 1 = 4
· Проговаривание: «Сначала я сложил целые части: 1+2=3. Потом сложил дробные: 3/4+1/4=4/4. 4/4 – это целая единица. Значит, к 3 прибавляю 1, получаю 4».
ШАГ 2: ВЫЧИТАНИЕ (на примере 3 5/6 - 1 2/6)
1. Наглядный этап:
· Учитель: «Было 3 5/6 пиццы (выкладываем). Съели 1 2/6 пиццы. Сколько осталось?»
· Учитель: «Сначала уберём ЦЕЛЫЕ пиццы: было 3, съели 1. 3 - 1 = 2. Осталось 2 целых».
· Учитель: «Теперь уберём КУСОЧКИ от оставшейся дробной части: было 5/6, съели 2/6. 5/6 - 2/6 = 3/6. Можно сократить эту дробь (если тема знакома): 3/6 = 1/2».
2. Алгоритмический этап:
· Запись:
3 5/6 - 1 2/6 = (3 - 1) + (5/6 - 2/6) = 2 + 3/6 = 2 3/6 = 2 1/2
· Проговаривание: «Сначала вычел целые: 3-1=2. Потом вычел дробные: 5/6-2/6=3/6. Сократил, получил 1/2. Ответ: 2 1/2».
V. Физкультминутка. (2-3 мин)
«Считаем и тянемся».
Учитель:«Раз! – Подними руки высоко-высоко. Два! – Покажи, какие большие у нас были числа. Три! – Покажи, какие маленькие дроби. Четыре! – Похлопай себя за старание! Молодец! Садись».
VI. Первичное закрепление. (10-12 мин)
Работа ведется в тесном контакте "рука в руке".
1. Практическое задание с кругами и клеем:
· Учитель дает задание: «Давай решим пример 2 2/5 + 1 2/5».
· Ученик должен:
· Вырезать из заготовок 2 целых круга и 2/5, а также 1 целый круг и 2/5.
· Наклеить в тетрадь целые части отдельно, а дробные – отдельно.
· Посчитать: (2+1) = 3 целых; (2/5+2/5)=4/5.
· Записать ответ: 3 4/5.
2. Решение примеров по алгоритму с опорой на памятку:
· Учитель дает 2-3 примера. Решает первый вместе с учеником, второй – ученик с помощью учителя, третий – пробует сам.
· Примеры:
· 2 1/3 + 1 1/3 (простой случай)
· 4 3/8 + 1 5/8 (случай, где дробная часть дает целое)
· 5 4/7 - 2 2/7 (простое вычитание)
VII. Итог урока. Рефлексия. (5 мин)
· Беседа:
· Учитель: «Что мы сегодня делали на уроке? Какие числа складывали и вычитали?»
· «Какой первый шаг? (Сложить/вычесть целые части)».
· «Какой второй шаг? (Сложить/вычесть дробные части)».
· «Что нужно проверить в конце? (Не получилась ли в сумме целая часть)».
· Похвала: «Ты был сегодня очень внимательным! Отлично справился с вырезанием кругов и правильно решил примеры. Я горжусь тобой!»
· Рефлексия "Светофор":
· Перед учеником три кружка: красный, желтый, зеленый.
· Учитель: «Покажи, как ты себя чувствуешь:
· Зеленый – я всё понял, у меня всё получается.
· Желтый – я немного устал, есть вопросы.
· Красный – мне было очень трудно».
VIII. Домашнее задание. (Обсуждается с родителем)
Задание носит игровой и закрепляющий характер.
1. Обязательная часть: Решить 2 примера, полностью аналогичных тем, что решались на уроке, с обязательным использованием памятки.
2. Творческая часть (по желанию): Нарисовать комикс или картину, где нужно сложить или вычесть смешанные числа (например, "У меня было 1 1/2 яблока, я отдал другу 1/2. Сколько осталось?").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка контрольно-измерительного материалапо предмету профессионально-трудовое обучение (кулинария) для итоговой аттестации 9 класс с лёгкой умственной отсталостью
Выявить и оценить качество знаний, умений и навыков обучающихся по окончанию изучения курса (кулинария)....

Рабочая программа по музыке для учащихся 2-го класса с лёгкой умственной отсталостью коррекционной общеобразовательной школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание рабочей программы по триместрам, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспе...

Рабочая программа по музыке для учащихся 3-го класса с лёгкой умственной отсталостью коррекционной школы.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, содержание рабочей программы по триместрам, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое, материально-техническое и информационное обесп...

Рабочая программа по музыке для учащихся 4-го класса с лёгкой умственной отсталостью коррекционной школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание рабочей программы по триместрам, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспе...

Рабочая программа по музыке для учащихся 6-го класса с лёгкой умственной отсталостью коррекционной общеобразовательной школы.
Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание рабочей программы по триместрам, календарно-тематическое планирование; учебно-методическое, материально-техническое и информационное...

Конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса с умеренной умственной отсталостью
Конспект разработан для обучающихся 1 года обучения, имеющими тяжелые и множественные нарушния развития....
Конспект урока чтения в 1 классе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Звук и буква Оо"
Цели урока: Образовательная: обеспечить условия для развития умения выделять звук [о] в начале слова, соотносить звук и букву. Кор...
