Урок по теме:«Шкала. Координатный луч»
план-конспект урока по математике (5 класс)
Разработка урока по теме: «Шкала. Координатный луч»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока математики 5 класс.
Тема: «Шкала. Координатный луч»
Базовый учебник
Математика. 5 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений / Н. Я. Виленкин, В.
И. Жохов, А. С. Чесноков, Л. А. Александрова, С. И. Шварцбурд. – 4-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2024. – 280 с. : ил.
Цель урока: формирование новой учебной информации.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить учащихся с понятием шкала, сформировать понятие координатного луча, научить строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам;
2. Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий
для успешного обучения; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
3. Воспитательные: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока: Изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Деятельность учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал
Ход урока:
- Организационный момент
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, инструктаж по работе. На столах у детей сигнальные карточки.
- Актуализация знаний
Устные упражнения:
1. «Математическая разминка».
a) Выразите в сантиметрах: 2м 50см = …; 2м 5см =…; 4дм 8см = …; 460мм = …
b) Выразите в метрах: 1км 600м = …;1км 40 м = …; 1км 5 м = …; 3850дм = …
2. Если математическое утверждение верно, то показывается карточка зеленого цвета, если нет – то красного:
а) через любые две точки проходит единственная прямая;
б) в одном сантиметре 10 дециметров;
в) прямая не имеет концов;
г) точка разбивает прямую на два луча;
д) лучи АМ и AN – дополнительные лучи.
е) в одном центнере 1000 кг.
3. Класс делится на две команды. К доске приглашается с учебником по 1 человеку от каждой команды. Кому присвоить звание «Лучший счетчик»? Нужно устно сосчитать и записать на доске только ответ. С. 28, № ; с. 29, №
III. Постановка цели урока
Проблемная ситуация. Учитель демонстрирует несколько приборов с делениями (линейка, термометр, весы, рулетка и т.д.)
- Что общего у всех этих приборов?
- Сколько делений между двумя числами? (ввести понятие «цена деления»)
- Определите, чему равна «цена деления» на каждом приборе.
- Все эти деления образуют шкалу.
Тема урока: Шкалы
– А теперь выполните задание: начертите луч. Начало луча назовите О. Укажите
стрелочкой направление луча. Отложите от точки О отрезок длиной 1 см, 2см, 3см, 4см, 5см, 6см…
Вычислите и расположите ответы в порядке убывания: 42:3∙5 «О»; 68:4∙3 «Д»; 18∙3:27 «Т»; 14∙6:7 «Н»; 72:6∙2 «И»; 96:24:4 «А»; 48:3∙4 «Р»; 80:16∙13 «О»; 76:19∙18 «К»; 15∙6:18 «А».
– Сформулируйте тему урока.
Тема урока: Координатный луч.
Определение координатного луча. Постройте в тетради координатный луч с единичным отрезком 1 клеточка.
На своем луче проставьте буквы, соответствующие числам данного ключа, и прочитайте получившееся слово.
21 | 9 | 27 | 3 | 0 | 24 | 15 | 12 | 6 | 18 |
а | р | а | о | к | т | и | д | о | н |
Итак, появляется новое понятие – «координата».
Открытие нового: Наверняка вы слышали такую фразу: «Оставьте свои координаты». Что она обозначает? (Оставить свой адрес, дать номер телефона.) Значит, речь идет о местоположении. А что же используется для записи адреса? (Название улицы, номер дома, квартиры, то есть число). Так что же такое «координата точки»? (Это число, которое показывает местоположение точки на числовом луче, по-другому можно сказать адрес точки).
– Проверим значение слова «координата» по толковому словарю.
– Вернемся к заданию: определить и записать координаты точек А, В, С, Д. В математике строгие правила, есть свои условные обозначения. Посмотрите, как записывается координата точки А. В скобках, рядом с обозначением точки – А (4).
– Координатой точки А называется число, которое показывает расстояние от начала луча до точки А.
Что показывает число в скобках? (Количество единичных отрезков от начала отсчета до точки А).
Внимание! Буквенное обозначение точки – над лучом, а соответствующее число–под ним.
– Так что же такое «координата точки»? Учащиеся отвечают на вопрос
– Что нового узнали про числовой луч из вывода в учебнике? (Он еще называется координатным). Почему его еще так называют? (Так как каждой точке числового луча соответствует, число равное координате этой точки). «Лесенка знаний» пополнилась еще одним дополнением – координатный луч.
IV. Применение знаний:
#1053;а доске начерчен луч с началом в точке О.
Беседа по вопросам:
Является ли этот луч координатным лучом? (Нет.) Почему? (Не выбран единичный отрезок.) Как обозначается единичный отрезок? Почему он так называется? Как понимать запись: В (3)? Как называется число 3? Сколько точек В (3) можно отметить на координатном луче? (Одну.)
2. Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания С. 29, №
V. Физкультминутка. (Проекция видеоролика с музыкой. Дети повторяют).
VI. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок.
Выполняется самостоятельная работа на два варианта.
Вариант I | Вариант II |
1. Напишите координаты точек D, Е, Т и К, отмеченных на координатном луче. 2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А(8), К(12), Р(1), М(9), N(6), S(3). | 1. Напишите координаты точек М, N, С и Р, отмеченных на координатном луче. 2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А(6), В(5), С(3), D(10), Е(2), F(1). |
По окончании выполнения работы осуществляется взаимопроверка. Дети сдают карточки с результатами работы учителю.
VII. Подводятся итоги работы класса в целом.
Назовите ключевые слова урока.
Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?
Оцените работу класса на уроке.
Наш урок подходит к концу.
Давайте обсудим: какие задания вызвали у вас затруднения и почему? Учащиеся высказывают свои мнения. Учащиеся сдают карточки самооценивания.
VII. Дается комментарий к домашнему заданию
Домашнее задание: С. 31, № , ; с. 32, №
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме «Шкала электромагнитных излучений» (11 класс)
Включает себя разработку урока и презентацию к нему с интерактивным заданием по закреплению изученного материала....

Презентация к уроку по теме: "Шкалы и координаты"
Презентация состоит из 20 слайдов. Служит дополнением к уроку в 5 классе для лучшего своения материала....

Урок по теме: "Шкалы и координаты" 5 класс
Тип урока: урок – изучения нового материала . Цель урока: дидактическая – рассмотреть практическую направленность знаний шкалы, делений шкалы; повторить понятие шкалы, повторить единицы измерения на р...

Урок по теме "Шкала электромагнитных волн". 11 класс.
Цель урокаповторение и закрепление знаний по теме «Электромагнитные волны». Цели урока: Образовательная:Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Электромагнитные волны "....

Презентация к уроку по теме "Шкала электромагнитных волн"
Данная презентация подготовлена как сопровождение к изложению нового материала по физике на тему "Шкала электромагнитных волн". В презентации представлена характеристика электромагнитных волн разных д...

Урок по теме: "Шкалы и координаты"
Урок математики 5 класс Тема урока : Шкалы и Координаты Цели: сформировать понятие шкалы, деления шкалы, научить определят...
План-конспект урока на тему "Шкалы и координаты"
Урок первичного предъявления новых знаний....
