Методическая разработка урока: «Многогранники и тела вращения в сварочном производстве»
методическая разработка по математике (11 класс)
Представленный в данной методической разработке открытый урок разработан в КФ ГБПОУ РК «Джанкойский профессиональный техникум» для обучающихся по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки «наплавки»)Целью занятия является умение применять геометрические знания о многогранниках и телах вращения для решения профессионально ориентированных задач в сварочном производстве.
Для реализации занятия разработана рабочая тетрадь-практикум «Задачи с профессиональной направленностью по теме «Многогранники и тела вращения», в котором содержится 6 задач и практическая работа «Расчет массы материала по чертежу конструкции», которая содержит тренировочный вариант и для выполнения 1,2,3 уровень сложности.
При проведении занятия акцентируется внимание на организации различных видов практической самостоятельной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Урок выстроен в соответствии с интересами обучающихся, их уровнем подготовки и развития.
При объяснение нового материала используется презентация «Многогранники и тела вращения в сварочном производстве».
Тема имеет двойную значимость: математическую — закрепляет знания о пространственных фигурах, их элементах, площадях и объёмах и профессиональную — формирует умения читать чертежи, рассчитывать расход материалов, проектировать сварные конструкции.
В сварочном деле многогранники (призмы, пирамиды) и тела вращения (цилиндры, конусы, шары) — основа большинства изделий: резервуаров, каркасов, трубопроводов, ёмкостей. Умение «видеть» геометрию в конструкции критично для: корректного расчёта сварных швов, оптимизации расхода электродов и металла и обеспечения прочности и герметичности соединений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАЛИНОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЖАНКОЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Бинарный урок-деловая игра по математике в профессии: Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Тема: «Многогранники и тела вращения в сварочном производстве»
Разработчики: преподаватель
математики Ибрагимова А.Р.
мастер п/о Подобин И.В.
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
естественно-математических и
электротехнических дисциплин
Протокол № __ от «__» ______ 20__ г.
Председатель ПЦК ___________
с. Калиновка, 2024 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………..3
Пояснительная записка………………………………………………..4
Открытый урок «Многогранники и тела вращения в сварочном производстве…………………………………………………………...6
Источники информации……………………………………………...9
Приложение…………………………………………………………...10
Введение
Роль математики в современном мире трудно недооценить. Математика играет важную роль в различных исследованиях. Без современной математики с ее развитым логическим и вычислительным аппаратом был бы невозможен прогресс в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в сварочном производстве.
Современный мир полностью держится на металле, который применяется повсеместно. Стать квалифицированным востребованным специалистом в своем деле невозможно без знаний других наук, в том числе - математики.
Для сварщика из области математики профессионально значимыми являются, в первую очередь, знания и навыки расчетного характера, с числами разных видов и знаков. Из геометрических знаний - виды и свойства взаимного расположения плоскостей, расположения плоскостей в угловых соединениях и научиться оперировать ими применительно к своей профессии; уметь производить расчет площадей и объемов изделий, расчеты количества материалов, идущего на изготовление изделия и еще многое другое.
Математическая подготовка сварщиков имеет решающее значение для формирования у них многих качеств – таких, как умение работать самостоятельно, сравнивать и оценивать качество выполняемой работы в соответствии с требованиями, умело координировать свои движения и быстро реагировать на изменения ситуаций. Развивается чувствительность зрительного и слухового анализаторов, формируются навыки соблюдения технологической последовательности выполняемых работ. Все это способствует росту компетентности будущего сварщика, высокой мобильности, что позволит ему быть конкурентным в сложных рыночных условиях.
Пояснительная записка
Представленный в данной методической разработке открытый урок разработан в КФ ГБПОУ РК «Джанкойский профессиональный техникум» для обучающихся по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки «наплавки»)
Урок проводится с обучающимися II курса и приобретение опыта по применению полученных знаний и умений в практической деятельности, опирается на знания о плоских фигурах, площадях, объёмах, теореме Пифагора.
Целью занятия является умение применять геометрические знания о многогранниках и телах вращения для решения профессионально ориентированных задач в сварочном производстве.
Для реализации занятия разработана рабочая тетрадь-практикум «Задачи с профессиональной направленностью по теме «Многогранники и тела вращения», в котором содержится 6 задач и практическая работа «Расчет массы материала по чертежу конструкции», которая содержит тренировочный вариант и для выполнения 1,2,3 уровень сложности.
При проведении занятия акцентируется внимание на организации различных видов практической самостоятельной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Урок выстроен в соответствии с интересами обучающихся, их уровнем подготовки и развития.
При объяснение нового материала используется презентация «Многогранники и тела вращения в сварочном производстве».
Тема имеет двойную значимость: математическую — закрепляет знания о пространственных фигурах, их элементах, площадях и объёмах и профессиональную — формирует умения читать чертежи, рассчитывать расход материалов, проектировать сварные конструкции.
В сварочном деле многогранники (призмы, пирамиды) и тела вращения (цилиндры, конусы, шары) — основа большинства изделий: резервуаров, каркасов, трубопроводов, ёмкостей. Умение «видеть» геометрию в конструкции критично для: корректного расчёта сварных швов, оптимизации расхода электродов и металла и обеспечения прочности и герметичности соединений.
На уроке рассмотрели личностные цели и каждый обучающийся нашел свою цель.
Материалы урока способствуют расширению кругозора обучающихся при просмотре слайдов, работе с карточками-заданиями. Это активизирует познавательную деятельность обучающихся, прививает любовь к профессии, развивает профессиональную интуицию.
На уроке разбираются расчёты расхода электродов для обварки цилиндрических резервуаров, построение развёрток деталей перед сваркой и
анализ прочности соединений на основе геометрии узла.
Это формирует профессионально значимые компетенции: экономический расчёт сварочных работ и обеспечение качества и безопасности конструкций.
К концу урока обучающиеся уверенно различают многогранники и тела вращения в сварочных конструкциях, применяют геометрические формулы для решения производственных задач, понимают взаимосвязь математики и технологии сварки.
В ходе урока применяются словесные и наглядно - демонстрационные методы обучения. Эти методы позволят преподавателю выяснить уровень необходимых знаний, четко и ясно изложить тему урока, наглядно показать, что именно должно получиться в результате выполнения задания. Такое проведение урока обеспечит усвоение обучающимися определённых знаний и позволит приобрести необходимые профессиональные компетенции, усовершенствовать навыки и умения по профессии.
Методические рекомендации: использовать реальные чертежи из производственной практики, включать задачи на ошибку (анализ некорректных расчётов), привлекать мастера производственного обучения для комментария технологических аспектов и предусмотреть резервные задания для опережающих групп.
Открытый урок
по теме «Многогранники и тела вращения в сварочном производстве»
Дата:
Предмет: Математика
Группа № 24
УМК: ОУП. 05 Математика
Автор УМК: Башмаков М.И.
Профессия: Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
ФИО преподавателей: преподаватели математики Ибрагимова А.Р., мастер п/о Подобин И.В.
Вид урока: бинарный урок.
Тип урока: комбинированный (применение знаний в профессиональном контексте)
Формы урока: фронтальная и групповая
Продолжительность: 90 мин.
Цели урока:
сформировать умение применять геометрические знания о многогранниках и телах вращения для решения профессионально ориентированных задач в сварочном производстве.
Методы обучения: решение контекстных задач в сварочном производстве
Материально-техническое оснащение урока: мультимедийное оборудование, раздаточный материал, наглядные пособия (макеты многогранников и тел вращения, образцы сварных узлов)
Межпредметная связь:
-математика- геометрия (формулы площадей, объёмов, сечений;
-МДК Контроль качества сварных соединений- выбор типа соединения, расчёт параметров шва;
- основы инженерной графики- чтение и построение чертежей, нанесение размеров;
- материаловедение -учёт толщины и свойств металла при расчётах;
- охрана труда -анализ нагрузок и допустимых напряжений.
Методическое оснащение урока: рабочие программы дисциплин и МДК. Технологическая карта урока, таблица «Сварочные соединения», справочный материал по геометрии, справочная таблица, таблица для решения задач.
Компетенции
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать основные характеристики многогранников и тел вращения (рёбра, грани, оси, радиусы, высоты);
уметь вычислять площади поверхностей и объёмы геометрических тел, значимых для сварочных конструкций;
применять геометрические знания для расчёта параметров сварных соединений и заготовок.
Метапредметные:
регулятивные — планировать решение профессиональной задачи, контролировать промежуточные результаты;
познавательные — анализировать техническую ситуацию, выбирать адекватные математические методы, интерпретировать результат в производственном контексте;
коммуникативные — аргументировать выбор способа расчёта, вести профессиональный диалог.
Личностные:
Осознать ценность математических знаний для качества сварных конструкций;
проявлять аккуратность и точность при расчётах, ответственность за результат.
Формируемые УУД:
− личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование готовности к сотрудничеству, взаимопомощи, формирование адекватной позитивной самооценки.
− регулятивные: способность к самоорганизации и постановке цели, умение действовать по плану, умение организовывать процесс и анализировать результаты своей деятельности, умение адекватно воспринимать оценку своей деятельности (сравнение результатов самооценки с отметкой учителя).
− познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (давать определение многогранникам, телам вращения и их элементам, выявлять черты сходства и различия данных объектов, объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, выбор наиболее эффективных способов решения).
Структура урока
- Организационный момент (2 мин) — проверка готовности, мотивация.
- Актуализация знаний (8 мин) — фронтальный опрос по геометрии, разбор ключевых терминов.
- Мотивация и целеполагание (5 мин) — примеры конструкций из практики сварщика.
- Изучение нового/применение знаний (20 мин) — разбор чертежей, вывод формул, демонстрация расчётов.
- Практическая работа (25 мин) — групповое решение задач по расчёту параметров конструкций.
- Рефлексия (7 мин) — обсуждение результатов, ошибки, выводы.
- Домашнее задание и итоги (3 мин) — инструкции, выставление оценок.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Многогранники и тела вращения в сварочном производстве»
Проблема: недостаток понимания математических основ у обучающихся сварочных специальностей, что влияет на качество выполнения сварочных работ.
Методическая цель урока: создать педагогические условия для интегрированного освоения математических знаний и профессиональных компетенций сварщика через решение практико‑ориентированных задач.
Цель урока: сформировать умение применять геометрические знания о многогранниках и телах вращения для решения профессионально ориентированных задач в сварочном производстве.
Задачи урока
Образовательные:
- повторить определения и свойства многогранников и тел вращения;
- научить применять геометрические формулы для расчёта параметров сварных конструкций;
- сформировать навыки интерпретации чертежей с пространственными фигурами;
Развивающие:
- развить пространственное мышление и инженерную интуицию;
- совершенствовать умения анализировать условие задачи и выбирать метод решения;
- тренировать точность расчётов и аккуратность в оформлении документации.
Воспитательные:
- показать прикладную ценность математики в профессии сварщика;
- воспитать ответственность за точность расчётов (ошибки ведут к браку и авариям);
- стимулировать интерес к рационализации производственных процессов.
Образовательные технологии | Методы обучения | Дидактические приёмы |
|
|
|
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Приказ Минобрнауки России от N 50 (ред. от )
2. Алешина Т.Н. Дидактический материал проф. направленности как средство повышения эффективности обучения математике в средних профтехучилищах. – М.: Просвещение, 1990
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни) 10—11 классы. — М., 2018.
- Ахметова М.Ф. Методическое пособие по решению прикладных задач по математике.- Тольятти, Изд. «ТИПК», 2016.
- Как правильно подсчитать вес металлопроката. URL:
60c666a2fec57a5bead201ad?utm_referer=
- Каралупова В.Б. Методическая разработка открытого урока по ОУП.05 Математика. Тема: Многогранники в профессии. (Министерство профессионального образования и занятости населения приморского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомобильно-технический колледж» филиал пгт. Ярославский). 2022.
- Вербицкий А. Контекстное обучение в компетентностном подходе. Высшее образование в России. 2006 № 11
- Санина Е. И, Насикан И. В. Контекстные задачи по математике как средство развития функциональной грамотности обучающихся. Ученые записки Орловского государственного университета. № 1 (82), 2019 г.
- Статья «Разработка контекстных задач для бинарных уроков по специальности «Сварочное производство»» Авакян Асмик Макичевна, преподаватель; Баранова Надежда Дмитриевна, преподаватель Техникум коммунального хозяйства и сервиса (г. Абакан)
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Многогранники и тела вращения"
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организ...
Многогранники и тела вращения
В презентации рассматриваются определения, свойства, формулы для вычисления площадей поверхности и формулы для вычисления объемов многогранников и тел вращения....
Бинарный урок по математике и кулинарии по теме "Многогранники и тела вращения, простые нарезки овощей"
Данная методическа разработка предназначена для учащихся СПО по профессии "Повар, кондитер". В данной разработке собран познавательный материал по математике и кулинарии, который помогае развить у уча...

Зачет по темам: "Многогранники" и "Тела вращения"
Данная работа может быть использована при организации зачетов по стереометрии...

Многогранники и тела вращения. Материалы контроля.
Тесты "на входе" и во время изучения темы, разноуровневая контрольная работа, задачи повышенной сложности...
Многогранники и тела вращения.
Урок – аукцион является одной из форм проверки знаний, умений учащихся по данной большой теме....
Методическая разработка урока по географии: "Осевое вращение Земли".
Цель урока: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли....
