Урок математики: "Логарифм. Свойства логарифмов"
методическая разработка по математике (10 класс)
Тема «Логарифм. Свойства логарифмов» — ключевой раздел курса математики в СПО, имеющий фундаментальное и прикладное значение.
Широко применяется в технических дисциплинах (электротехника, радиотехника, информатика, механика), используется в расчётах при проектировании, моделировании, обработке данных.
К концу урока обучающиеся смогут уверенно оперировать понятием логарифма, применять свойства логарифмов для преобразования выражений, решать базовые задачи, связанные с логарифмическими вычислениями, видеть связь математики с профессиональными дисциплинами
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАЛИНОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЖАНКОЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка
открытого урока
по ОУП. 05 МАТЕМАТИКА
Тема «Логарифм. Свойства логарифмов»
Разработчик:
Ибрагимова Анифе Ришатовна,
преподаватель математики
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
естественно-математических и
электротехнических дисциплин
Протокол № __ от «__» ______ 20__ г.
Председатель ПЦК ___________
с. Калиновка,
2025 г.
Тема урока: «Логарифм. Свойства логарифмов»
Методическая цель урока заключается в комплексном подходе к изучению материала, который включает не только усвоение теоретических знаний, но и развитие практических навыков, мыслительных способностей обучающихся, а также формирование ключевых компетенций.
Цели урока:
образовательные
- повторить знания, полученные на предыдущих занятиях по теме «Логарифм числа»;
- повторить свойства логарифмов и установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным
развивающие
- развивать умственные силы и познавательные способности обучающихся;
развитие умений применять знания в конкретной ситуации;
- развивать потребность в образовании, самообразовании, постоянном пополнении своих знаний, расширении общего кругозора;
- развитие логического мышления, развитие монологической речи,
- развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
- развитие самостоятельной деятельности обучающихся.
воспитательные
- воспитывать стремление к достижению цели, умение доводить дело до конца;
- воспитывать дисциплинированность, организованность, общественную активность.
Задачи
- закрепить умение применять логарифмы для решения различных задач.
- научить защищать выполненную работу.
- научить работать в группе.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: пресс-конференция
Методы:
обучения – проблемного изложения, частично-поисковый, игровой
преподавания – иллюстративный, эвристическая беседа
учения – активный и интерактивный
воспитания – наглядный, коллективный
Хронокарта урока:
1. Организационный момент. (2 мин)
2.Активная беседа с журналистами.
Актуализация прежних знаний (10мин)
Применение знаний и умений (26 мин)
3.Заключительная беседа преподавателя (3 мин)
4.Подведение итогов урока (Рефлексия результативности, настроения).(2мин)
Резерв урока (2мин)
Используемые педагогические технологии:
Инновационные: мультимедийная презентация, соревнование, проблемное обучение.
традиционные: беседа, опрос.
Межпредметные связи: математика, физика, электротехника
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Планируемые результаты
предметные: умение применять свойства логарифмов для преобразований и вычислений;
метапредметные: развитие регулятивных (самоконтроль, планирование), познавательных (анализ, синтез) и коммуникативных (работа в команде) УУД;
личностные: осознание ценности математических знаний, мотивация к самообразованию.
Ресурсы
Учебник и раздаточный материал различного уровня сложности.
Оценочный лист образовательных результатов урока (индивидуальной работы и команды), подготовленный заранее преподавателем.
Технические средства: компьютер с мультимедийным проектором, презентация «Логарифм. Свойства логарифмов».
Электронные образовательные ресурсы — например, ЭОР, которые можно использовать для математического диктанта и онлайн-теста. (ЯКласс)
Ход урока
«Нет ни одной области математики,
как бы абстрактна она ни была, которая
когда-нибудь не окажется применимой
к явлениям действительного мира».
Н.И. Лобачевский
Организационный момент
Преподаватель. Сегодня вы – сотрудники научно-исследовательского института, участники пресс-конференции. У нас присутствуют журналисты различных изданий, желающие получить ответы на интересующие их вопросы. Для начала давайте познакомим гостей с проблемой, над какой мы работаем. Всем известно высказывание «Мал золотник да дорог». Одним из таких «золотников» в математике является логарифм. Логарифм применяется при решении многих практических задач математики, физики, химии, биологии, географии, экономики и других дисциплин. Он позволяет решать задачи просто, красиво, интересно.
Цель нашего урока – сформировать у обучающихся систему знаний о логарифмах и их свойствах, развить навыки применения свойств при решении задач и отработать коммуникативные умения в формате публичного диалога.
Активная беседа с журналистами
1-ый журналист научно-теоретического журнала "Математика в школе"
По просьбе читателей в рубрике " Научно-популярный отдел" мы должны дать математическое значение слова "логарифм." Помогите нам в этом вопросе.
Обучающиеся отвечают:
Логарифм — это показатель степени, в которую нужно возвести основание, чтобы получить заданное число. (log ab=x; ax=b)
Основание a больше нуля и не равно единице. Если a = 1, то любое число в степени 1 всегда равно 1, и логарифм теряет смысл.
Число b больше нуля. Логарифм определён только для положительных чисел, так как отрицательные числа и ноль не могут быть результатом возведения положительного числа в степень.
Преподаватель. И послушайте стихотворение
Логарифм — не просто знак и цифра,
Он раскрывает тайн структуру.
В степенях ищет он ответы,
Где число таит секреты.
Если aх=b — вот задача,
Логарифм найдёт нам x без страха.
log аb=x — и в тот же миг
Решение перед нами возникло!
Журналист научно-теоретического журнала "Математика в школе"
Хорошо, мы узнали понятие логарифма, и ещѐ хотелось бы узнать когда появилось это понятие, и кто из учѐных открыл это понятие.
Выступления обучающихся
«Исторические сведения»
Логарифмы возникли как инструмент упрощения сложных вычислений, особенно в астрономии и навигации, и прошли долгий путь развития от античных идей до современных теорий. Их история тесно связана с потребностями науки и техники.
Предпосылки и ранние идеи
Идея замены умножения сложением зародилась ещё в античности. Архимед знал о связи между арифметической и геометрической прогрессиями, а также о некоторых свойствах степеней. В VIII веке индийский математик Вирасена опубликовал таблицу целочисленных показателей для оснований 2, 3, 4, что стало основой для будущих исследований.
В середине XV века Михаэль Штифель в книге «Arithmetica integra» (1544) впервые опубликовал примеры расчётов, где умножение многозначных чисел заменялось сложением с помощью сопоставления геометрической и арифметической прогрессий. Он сделал важный шаг, перейдя от целых показателей степени к произвольным рациональным числам, но не развил идею дальше
Джон Непер и первые таблицы
Шотландский математик Джон Непер считается «отцом логарифмов». В 1614 году он опубликовал книгу «Описание удивительной таблицы логарифмов», где изложил идею логарифма как показателя степени, в которую нужно возвести основание, чтобы получить данное число. Термин «логарифм» (от греческих слов logos — «отношение» и arithmos — «число») предложил сам Непер.
Непер составил 8-значные таблицы логарифмов синусов, косинусов и тангенсов с шагом 1', что значительно упростило астрономические расчёты. Однако его таблицы содержали вычислительные ошибки после шестого знака.
Параллельные исследования
Одновременно с Непером изучением логарифмов занимался швейцарский учёный Иост Бюрги. В 1620 году он опубликовал труд «Таблицы арифметической и геометрической прогрессий», но его работа осталась менее известной.
Английский математик Генри Бригс развил идеи Непера и в 1617 году опубликовал таблицы десятичных логарифмов чисел от 1 до 1000 с 14 знаками. Позднее он расширил их до чисел от 1 до 20 000 и от 90 000 до
100 000
Логарифмическая линейка
В 1620-е годы Эдмунд Уингейт и Уильям Отред изобрели логарифмическую линейку — незаменимый инструмент для инженеров и астрономов до появления калькуляторов. Она позволяла быстро выполнять умножение, деление, возведение в степень и извлечение корней с точностью до трёх значащих цифр.
Развитие теории
Близкое к современному понимание логарифмирования как операции, обратной возведению в степень, впервые появилось у Валлиса (1685) и Иоганна Бернулли (1694). Леонард Эйлер окончательно узаконил это определение, дал современные формулировки показательной и логарифмической функций, ввёл термины «основание логарифма» и «мантисса». Он также распространил логарифмическую функцию на комплексную область.
В XIX веке исследования комплексного логарифма стимулировали новые открытия. Гаусс разработал теорию многозначности логарифмической функции, а Риман построил общую теорию римановых поверхностей.
Применение и влияние
Логарифмы революционизировали астрономию и навигацию. Французский математик П. С. Лаплас писал: «Изобретение логарифмов, сократив вычисления нескольких месяцев в труд нескольких дней, словно удваивает жизнь астрономов».
Логарифмические таблицы и линейки использовались в течение трёх веков до появления калькуляторов. В России первые таблицы были изданы в 1703 году при участии Леонтия Магницкого.
Логарифмы нашли применение в различных областях: от описания природных явлений (логарифмическая спираль в биологии и технике) до экономики и музыки. Например, номера клавиш рояля представляют собой логарифмы чисел колебаний соответствующих звуков.
Современные аспекты
Хотя вычислительные технологии значительно изменились, логарифмы остаются важным инструментом в науке и технике. Они используются для описания экспоненциальных процессов, расчёта сложных процентов, анализа данных и многих других задач.
Преподаватель
Таким образом, история логарифмов — это история поиска эффективных методов вычислений, которая привела к глубоким математическим открытиям и широкому практическому применению.
Преподаватель
В логарифмах — тихая гармония,
В них стройность формул, чёткость линий.
Они, как ноты в музыкальной гамме,
Слагают мир из точных величин.
И если вникнуть, не спеша,
В их строгий, ясный, чистый взгляд,
То вдруг увидишь: математика —
Не скука, а волшебный клад.
2-ой журналист журнала "Квант"
Вы изучаете логарифмы. У нас проблемный вопрос: «Как с достаточной степенью точности решить уравнение вида aх=b?» Мы хотели бы узнать, как вы умеете вычислять логарифмы.
Преподаватель объясняет задание.
Вычислите логарифмы и сверху запишите ответ.
(3,5 балла)
2 | -5 | 1 | 0 | 4 | 5 | 6 | 3 |
м | к | е | и | т | у | х | н |
1.log 216=
2. log 77 =
3. 4log46 =
4. log 327=
5. log 21 =
6. log 232=
7. log 2(1/32)=
8. log636=
Теперь, сопоставьте свой ответ с буквой и составьте слово.
Итак, получилось слово «ТЕХНИКУМ".
3-ий журналист «Новости Крыма»
Что вы можете рассказать о техникуме?
Выступление обучающегося
Техникум - не только здание, это большая история, большая судьба, сложенная из маленьких судеб преподавателей и обучающихся. 2024 год для нас юбилейный год- нашему техникуму исполнилось 80 лет!
Преподаватель
И сегодня на уроке мы проследим основные этапы жизни нашего техникума, систематизируя и повторяя изученный материал
4-ий Что вы можете рассказать о свойствах логарифма?
Преподаватель
Фронтальный опрос
Вставить пропущенные слова: ( 2 балла)
1.Логарифмом числа b по:::::::::. а называется :::::.. степени, в которую нужно:::::. основание а, чтобы получить число b.
(основанию, показатель, возвести)
2.Основание и число, стоящее под знаком логарифма, должны быть::::.
(положительными, равными, отрицательными, неотрицательными)
3. Формулу 𝑎 log ab, где a≠1, a>0, b>0 называют …
(формула перехода к новому основанию, основное логарифмическое тождество)
4.Если основание а =... , то такой логарифм называется натуральным и обозначается ……
( е, 10, любое число, lg ,ln )
Вам предлагается задание, в котором, для каждой формулы вы должны найти ответ, соединив их стрелкой. (2 балла)
Систематизация умений решать задания стандартного уровня
Вычислите устно и узнаете в каком году был основан наш техникум
(1 балл)
1.log99 =
2.
3. log 216=
4. log381=
Ответ: 1944
1 9 4 4 – знаменательные цифры для нашего техникума. Чем знаменательны эти цифры?
Выступление обучающегося
Джанкойский профессиональный техникум — один из старейших учебных заведений г. Джанкоя. Основан он в 1944 г. За 80 лет техникум подготовил свыше 10 тыс. джанкойцев и жителей других регионов страны. Здесь рождается любовь к рабочей профессии. Мы знаем выпускников, которые побеждали в Международных конкурсах мастерства, открывали успешные предприятия, работали и работают руководителями, передают свой опыт, знания будущим мастерам
Преподаватель объясняет задание.
Перед вами 9 решенных примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой. Определите верное равенство (назовите его номер), в остальных исправьте ошибки. (4,5 балла)
1) log216 + log2 2 =log2 32 = 6
2)log3 45 - log 315 =log3 3=1
3) log 7 28 - log 7 4 = log 7 24
4) 2log 5 6 = log 5 12
5) log 7 28 - log 7 7 = log 7 21
01) log315 + log33 = log345
02) 3log24 = log2 64=5
03) 
6) log553 = 3
Выступление обучающегося
Получаем, верные примеры с номерами 2,01,6
2016- важный год для техникума.
После объединения с Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Республики Крым «Калиновский техникум механизации, сельского хозяйства и сферы обслуживания» в 2016 году учебное заведение переименовали в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Джанкойский профессиональный техникум».
5-ий журналист журнала «Потенциал. Математика. Физика. Информатика»
Что вы можете рассказать нам интересное о логарифмах?
Преподаватель
Для логарифмов чисел составлены специальные таблицы (таблицы логарифмов). Логарифмы также вычисляют с помощью микрокалькулятора. И в том и другом случае находят только десятичные или натуральные логарифмы. Чтобы найти логарифмы чисел по любому основанию используют формулу перехода к новому основанию.
Вычислить с помощью калькулятора. (1 балл)
1).lg 34=
2).ln 0,25=
3).lg 1,3=
4).ln 5=
5).log 212,8=… (перейти к основанию 10
6). log 40,64 = (перейти к основанию е)
Выполнить задания. Запишите ответы. Сопоставьте полученные ответы буквам и прочтите зашифрованное слово.
Вычислить, используя свойства логарифмов (4,5 балла)
2) lg 1000000=
4) log 5625=
6) log5625+ log66=
7) log 749=
8) log264 + log381=
10) 9log55=
11) log21+ 11log44=
12) 8 log2x3/(2log2x)=
13) log3313=
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Е | О | Т | К | Р | Л | О | Э | Н | М | Т | Е | Р |
Преподаватель
Какое слово у вас получилось?
Выступление обучающегося
Слово «ЭЛЕКТРОМОНТЕР»
Преподаватель
В инженерии, в физике, в коде
Логарифм ведёт нас к верной дороге.
Шум измеряет, рост прогнозирует
В алгоритмах быстроту обещает.
Десятичный, натуральный — любой
Поможет в задаче сложной порой.
Он — ключ к уравнениям, к графикам, к силам
К тем формулам, что мир нам открыли.
Примеры использования логарифмов в профессиональной деятельности:
-в расчётах мощности сигналов (дБ);
-при анализе экспоненциальных процессов (зарядка/разрядка конденсаторов);
-в алгоритмах сжатия данных и криптографии;
-в оценке масштабов явлений (шкала Рихтера, pH).
Обучающиеся осознают прикладную ценность изучаемого материала и мотивируют к осознанному усвоению.
Решение задач с целью усвоения свойств логарифма повышенной сложности
1.Для тех, кто быстро и верно решает, подготовлены дополнительные задания. Вычислите: ( 3,5 баллов)
2. А это интересно!!!!(1,5 балл)
Этой головоломкой развлекались математики в Крыму. Предлагается задача: любое данное число записать с помощью трех двоек и математических символов.
Решение. Возьмем , например, число ,
так как
Аналогично решить:
Подошла к концу наша пресс-конференция. Корреспонденты газет и журналов, получив ответы на вопросы, интересующие читателей, оформят их в виде заметок и опубликуют их на страницах изданий.
А теперь давайте оценим свою работу на занятии. Сегодня вы проверите свою работу самостоятельно, опираясь на критерии оценивания.
Критерии оценивания:
Оценка «5» - вы набрали от 24-25,5 баллов
Оценка «4» -вы набрали от 21-23 баллов
Оценка «3» - вы набрали от 18-20 баллов
6.Домашнее задание:
1.прочитать учебник стр. 39-42, выполнить № 1(2)
2. мгновенный тест по логарифмам: https://skills4u.ru/school/test_1753.html
7. Рефлексия
“Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
а математика способна достичь всех этих целей”.
Так сказал американский математик Морис Клайн.
Ответьте на вопросы:
• Что понравилось, запомнилось на уроке?
• Достигли ли вы поставленной цели?
• Над чем еще нужно поработать?
Выводы по уроку:
Результаты проведенного урока позволяют сделать вывод о правильности выбора целей, определения задач урока и формы его проведения. В ходе урока были закреплены: свойства логарифмов. Обсуждение выбора методов решения способствовало развитию у обучающихся математического вкуса и интуиции; формированию логики мышления. Форма проведения урока способствовала развитию культуры учебных взаимоотношений между обучающимися, преподавателем и журналистами.

















