Родителям школьника
материал на тему

Памятка родителям первоклассника. Как разговаривать с подростком. Правовой ликбез. Обращение к родителям первоклассника. Советы педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка родителям первоклассника

Психологическая поддержка ребенка во время школьного обучения со стороны родителей — важная и большая проблема. К процессу обучения в школе должны быть готовы как первоклассники, так и их родители. Главная забота родителей — поддержание и развитие интереса узнавать новое, способствовать созданию ситуаций успеха для своего ребенка в процессе освоения новых умений, навыков и знаний.

 

Что же могут делать родители, чтобы первоклассник успешно адаптировался к ситуации обучения?

 

 Во-первых, необходимо учитывать все те факторы, которые вы учитывали, выбирая школу для своего ребенка (об этом на страничке Подготовка ребёнка к школе).

 

Во-вторых, это определенные навыки родителей, ребенок которых уже посещает школу. Например, вы встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?» «Ничего интересного», — отвечает.

«Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене. Есть и другой способ узнать, что было в школе. К примеру, встретив ребёнка после уроков и увидев, что он расстроен, можно не задавать ему вопросов, а просто отразить в своих словах то, что вы видите его состояние и предположить (тут уж можно проявить свою фантазию в полной мере), что могло так расстроить вашего ребенка. Ваша фраза могла бы звучать следующим образом: "Похоже, ты расстроен. Наверное, неудачно ответил на уроке." При этом ваша интонация не вопросительная, а повествовательная - вы утверждаете (предполагаете), но не спрашиваете. Этот способ дает ребенку возможность прислушаться к себе, вспомнить, что же его в действительности расстроило и, может быть не сразу, а через какое-то время, но поделиться с вами. Главное со стороны родителя - выдержка (не надо торопить ребенка и требовать от него ответа немедленно).

 

Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания. Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность. Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему время, может быть, даже пережить какую-либо ошибку.

 

С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей – испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.

 

Часто бывает, что, хваля ребенка, мы словно боимся, что он зазнается или разленится, и добавляем ложку дегтя в бочку меда: «А что Антон получил? Пятерку? Вот молодец! Он, по-моему, еще не получил ни одной четверки!» (подспудно: а у тебя, мол, и четверки бывают...) Вместо этих высказываний значительно лучше было бы просто порадоваться успеху, ожидаемому и закономерному, ведь этому предшествовал труд. И дальше будет так же, нужно лишь постараться. Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность. Итак, ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия. В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. А немалое число современных школьников имеют состояние, которое именуется "психический инфантилизм", что весьма затрудняет их успешную адаптацию к условиям школьного обучения (подробнее о видах психического инфантилизма и о способах его коррекции здесь).

 

 

Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

 

Правило 1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

 

Правило 2. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

 

Правило 3. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

 

Правило 4. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

 

Несколько коротких правил

 

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

 

— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

 

— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

 

— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

 

— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

 

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

 

— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

 

— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

 

— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

 

— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

 

— Признавайте права ребенка на ошибки.

 

— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

 

— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

 

— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.



Предварительный просмотр:

Как разговаривать с подростком?

        Недопустимы (даже в критических ситуациях)  грубость, унижение, злость.  Выражения типа "терпеть не могу",  "ты меня извёл", "у меня нет сил",  "ты мне надоел",  повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны.  Ребёнок просто перестает их слышать.

Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел,  чем общение с ним. Извинитесь,  если не можете отвлечься,  и обязательно поговорите с ним позже.

Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела,  пусть ребёнок почувствует  ваше внимание, и заинтересованность.

Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует  сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.

Поощряйте ребёнка  в ходе разговора, покажите,  что вам интересно и   важно то, о чём он говорит.

 Поощряйте ребёнка  в ходе разговора, покажите,  что вам интересно и  важно то, о чём он говорит.

Причины конфликтов.

Столкновение интересов родителя и ребёнка.

o         «Что чаще всего является поводом для конфликта с родителями?»

o         Ответы детей:

§          Школа, учёба, плохие оценки. (35 ч)

§          Дела по дому, домашние обязанности. (16 ч)

§          Непонимание. (14 ч)

§          Запреты (гуляние, одежда, телевизор, компьютер), строгость, придирчивость родителей. (13 ч)

§          Из-за пустяков, мелочей. (6 ч)

Приказы, команды.

«Сейчас же перестань!», «Быстро убери всё!», «Замолчи, чтобы больше я этого не слышал!».

   В этих категоричных фразах ребёнок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.

Предупреждения, предостережения, угрозы.

«Смотри, как бы не стало хуже», «Ещё раз это повторится, и я возьмусь за ремень», «Не придёшь вовремя, пеняй на себя».

Угрозы бессмысленны, если у ребёнка неприятное переживание. Они лишь загоняют его в ещё больший тупик.

При частом повторении угроз, предупреждений,  дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.

Мораль, нравоучения, проповеди.

«Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых», и т. д.

    Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего всё вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей.

Советы, готовые решения.

«А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоём месте…», «По-моему, тебе нужно пойти и извиниться» и т. д.

Каждый раз, советуя что-либо ребёнку, мы как бы сообщаем ему, что он ещё мал и неопытен, а мы умнее его и наперёд всё знаем. Иногда такая позиция родителей раздражает детей и не оставляет желания рассказать больше о своей проблеме.

Критика, выговоры, обвинения.

«На что это похоже!», «Опять всё сделала не так!», «Всё из-за тебя!» и т.д.

Никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность. Разочарование в себе и в своих отношениях с родителями. У ребёнка формируется низкая самооценка: он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безнадёжный, неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.

Обзывание, высмеивание.

«Не будь лапшой», «Какой же ты лентяй», «Ну просто дубина!» и т. д.

Всё это – лучший способ оттолкнуть ребёнка и «помочь» ему разувериться в себе.

Советы психолога

Как быть с нашими чувствами.

o         Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

o         Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его поведении.

o         Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.

Как разрешать конфликты.

Первый способ разрешения конфликтов.

Настоять на своём.

o         первый неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает родитель». Сами того не замечая, родители показывают сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что хочешь, не считаясь с желаниями другого». Дети быстро учатся делать то же, они как бы возвращают взрослым преподанный урок, и тогда «коса находит на камень»;

o         другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать от ребёнка выполнения своего желания. И если это постоянно, ребёнок усваивает другое правило: «Мои личные интересы не в счёт, всё равно придётся делать то, что хотят или требуют родители»;

o         дети постоянно оказываются побеждёнными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными.

Второй способ разрешения конфликтов.

Уступить, сохраняя мир.

o         второй неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает только ребёнок». В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать;

o         со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве. Часто встречают насмешки и даже отвержение;

o         в такой семье у родителей накапливается глухое недовольство собственным ребёнком и своей судьбой. В старости такие «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными.

Третий способ разрешения конфликтов.

Конструктивный: «Выигрывают обе стороны: и родитель и ребёнок».

Шаги разрешения:

1.        Прояснение конфликтной ситуации.

2.        Сбор предложений (без критики).

3.        Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

4.            Детализация решения (уточнения различного рода).

5.        Выполнение решения, проверка.

Этап прояснения конфликтной ситуации.

1.        Сначала родитель выслушивает ребёнка. Уточняет, в чём состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно. Что его затрудняет. Делает он это в стиле  активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребёнка. Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребёнка, острота назревающего конфликта спадает, и возникает готовность пойти навстречу друг другу.

 

2.        После этого родитель говорит о своём желании или проблеме, используя форму «Я – сообщения». Ребёнку не менее важно узнать больше и точнее о вашем переживании, чем вам – о его.

Положительные моменты:

o         каждый участник оказывается выслушан;

o         каждый вникает в положение другого;

o         между «сторонами» не возникает ни раздражения, ни обиды; напротив, сохраняется атмосфера дружеских отношений;

o         ребятам предоставляется возможность осознать свои истинные желания;

o         дети получают прекрасный урок, как вместе решать «трудные» вопросы.

Идеальная модель семейных отношений с ребёнком подросткового возраста:

o         все члены семьи, включая ребёнка, равноправны;

o             каждый может и умеет выражать словами те чувства, позитивные и негативные, которые он испытывает. Все чувства принимаются;

o         родители советуются со своими детьми. Семейный совет имеет только совещательный голос. Каждый вправе принять или не принять его;

o         члены семьи не дают негативные оценки друг другу, а только выслушивают друг друга, стараясь понять его чувства;

o         не обобщают прошлое, неприятное;

o         рассказывают о себе, о своей жизни, своих затруднениях;

o         хвалят хорошие дела и поступки;

o         в семье царит доверие, уважение, терпеливая любовь, внимание к миру переживания другого, происходят душевные разговоры на любые темы.

Наличие этих моментов в семье позволяет избегать многих кризисов подросткового возраста:

o         ребёнку не приходиться бороться за самостоятельность и доказывать свою взрослость;

o         ребёнку не надо грубить родителям, поскольку его научили выражать своё несогласие в приемлемой форме;

o         подросток постепенно осознаёт окружающую жизнь людей, поскольку нет запретных тем для разговоров со взрослыми;

o         у подростка развивается внутренний контроль за поступками и самосознание, поскольку ему не навешивают неприятных ярлыков, а позволяют как можно полнее выразить свои переживания и самому в них разобраться;

o         в таких семьях нет накопления взаимных обид. Которые разрушительно действуют на общение.

Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых Ваши дети выбрали в друзья, даже если Вы не одобряете их выбор.



Предварительный просмотр:

Правовой ликбез

Какие права должна предоставлять ученикам школа?

Все взаимоотношения учащегося и школы строятся на основе Закона Российской Федерации "Об образовании" и Устава школы. В соответствии с этими нормативными актами, Конституцией Российской Федерации, другими законами, - нормами международного права каждый учащийся обладает правами на:

- уважение своего человеческого достоинства;

- получение бесплатного среднего образования;

- участие в управлении школой;

- выражение своего мнения;

- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

- свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

- выбор вместе с родителями формы получения образования;

- перевод в другое образовательное учреждение.

Каковы права и обязанности классного руководителя по отношению к учащимся класса?

Классный руководитель - не опекун, не нянька, не затейник. Он - представитель школы в ее взаимоотношениях с твоими родителями. Классный руководитель сообщает им обо всех событиях, происходящих в школе и классе. Именно классный руководитель информирует родителей о твоих успехах в учебе, пропущенных уроках, поведении, взаимоотношениях с товарищами и еще о многом другом, что связано с твоей жизнью в школе. Классный руководитель организует учебную деятельность класса, отвечает за заполнение классного журнала, он имеет право проводить классные и родительские собрания, приглашать на беседу родителей, вести записи в твоем дневнике и даже прихо-дить к тебе домой для бесед с тобой и твоими родителями.

Может ли учитель вмешиваться в личную жизнь ученика?

Нет. У каждого гражданина России, в том числе и ученика школы, есть право на неприкосновенность личной жизни. Это одно из самых основных нрав человека, оно зафиксировано в статье 23 Конституции Российской Федерации. Но что считать личной жизнью ученика? Это вопрос посложнее. Некоторые думают, что это не только жизнь вне стен школы, но и отношение к учебе, выполнению домашних заданий, поведение на уроках и т. д., забывая при этом, что существуют конституционная обязанность учиться, требования Закона "Об образовании" и устава школы, которые необходимо выполнять.

Ни в одном законе нет указания на то, что считать личной жизнью человека. Закон лишь устанавливает пределы неприкосновенности личной жизни, называя недопустимым разглашение личной и семейной тайны, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров. Принято относить к личной жизни человека его семейные отношения, дружеские связи, симпатии и антипатии, привязанности, увлечения. В эти сферы жизни ученика учитель вторгаться не должен. А вот поделиться своими наблюдениями и сомнениями с родителями - его право и обязанность, так как в школе именно учитель отвечает за жизнь, здоровье и воспитание ученика.

Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?

Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен. Однако существуют законы, например Закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.).

Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребенка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.

Может ли учитель читать отобранные у детей записки?

Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому не только учитель, но и другие люди, например одноклассники, не имеют права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание. Но, чтобы записка попала в руки тому, кому она адресована, вероятно, не следует злоупотреблять терпением учителя и пытаться передавать ее на уроке или бросать через весь класс. Ведь это - прямое нарушение дисциплины.

Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса?

Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учебой и поведением в школе.

Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом в театр?

Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений. В Законе Российской Федерации "Об образовании" говорится, что учащиеся гражданских (не военных) образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество отведенных на эти предметы часов учебного времени.

Может ли классный руководитель обязать ученика быть ответственным за что-либо в классе, например ношение классного журнала, против его воли?

То, что выходит за рамки образовательной программы школы, в том числе и привлечение учащихся к труду, без согласия учеников и их родителей не разрешается. Отвечать за дежурство, носить классный журнал, организовывать внеучебные мероприятия учащиеся могут только при их согласии и при согласии их родителей.

Обязан ли учащийся заниматься уборкой территории школы?

В уставе нашей школы в разделе Обязанности учащихся есть пункт об обязательности участия в самообслуживающем труде, к которому относятся и разовые "генеральные" уборки школы и её территори.

Если ученик испортил добрые отношения с учителем, могут ли его отчислить из класса (школы)?

Испорченные с учителем отношения - это не повод для отчисления ученика из класса и, тем более, школы. Перевод учащегося из одного класса параллели в другой производится только с согласия родителей или по их просьбе. Не следует забывать также и о твоем праве на выражение собственного мнения. Напомню тебе, что мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязательно должно быть учтено при решении вопроса, затрагивающего его интересы.

А исключить из школы можно только за совершение противоправных действий, грубых и неоднократных нарушений устава школы и только того, кому уже исполнилось четырнадцать лет.

Имеет ли право ученик на перевод из класса в класс?

Да. Такой перевод осуществляется по письменному заявлению родителей ученика.

Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу?

Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося.

Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги?

Право организовывать платные дополнительные образовательные услуги школе предоставлено Законом Российской Федерации "Об образовании". Это могут быть различные кружки, спортивные секции, студии, курсы, занятия в которых не предусмотрены школьной программой. Ты имеешь право воспользоваться этими услугами. Именно право, а не обязанность. Все, чему ты обязан научиться в школе в соответствии со школьной программой, преподается бесплатно.

Организация платных образовательных услуг должна быть надлежащим образом оформлена. Наша может оказывать платные образовательные услуги, так как имеет на это разрешение (лицензию). С родителями подписывается договор на оказание этих услуг. Само собой разумеется, что в любое время такой договор по желанию родителей может быть расторгнут.

Обязаны ли родители оплачивать платные уроки, если ученик не посещал их из-за болезни?

Согласно закону "О защите прав потребителей" оплата производится только за выполненную услугу (в том числе и дополнительную образовательную, оказываемую школой).

Имеет ли право школа проводить экзамены в невыпускных классах?

Право устанавливать порядок проведения промежуточной аттестации учащихся (например, вводить экзамены) принадлежит школе по её уставу в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или теми, кто пропускал уроки по болезни?

Заниматься дополнительно с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни, - право, а не обязанность учителя. Эта работа учителю не оплачивается.

Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку?

Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период пребывания их в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей.

Может ли ученик посещать уроки другого учителя по предмету?

Теоретически может. Но вот как сделать это практически, не пропуская уроков по расписанию в своем классе, посещение которых обязательно? Кроме того, необходимо получить согласие на это у самого учителя и директора школы.

Имеет ли ученик право сдать экзамен экстерном за текущий год? Может ли он при этом сам выбрать экзаменатора?

Да. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе и ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам с последующей сдачей экзаменов в образовательном учреждении. Порядок проведения промежуточных экзаменов определяется уставом школы. Для проведения итоговой аттестации руководитель образовательного учреждения издает приказ о создании экзаменационной комиссии, в состав которой входят председатель, учитель по данному предмету, ассистент.

Имеет ли право учитель поставить ученику оценку "2" за то, что он не был на уроках?

Любая оценка - показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за отсутствие на уроке учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка "2" может быть выставлена за фактически невыполненную работу.

Существует ли оценка по поведению?

Официальной оценки по поведению в настоящее время нет.

Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе?

Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого, как ты догадался, следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.

Какие последствия могут ожидать ученика, если он пропустил много уроков по болезни?

Если ученик пропустил много уроков по болезни, но прекрасно усвоил программу и сдал экзамены, то ничего неприятного ему не угрожает.

Если состояние здоровья ученика не позволяло ему учиться, он может быть оставлен на повторный год обучения по болезни.

По состоянию здоровья на определенный срок учащемуся может быть предоставлена возможность обучения на дому. Такую форму обучения по заявлению родителей и на основании медицинской справки организует школа, в которой числится заболевший ученик.

Кто должен следить за посещаемостью уроков учеником, может быть, это его личное дело?

Контроль посещаемости уроков учащимися возлагается на школу, в частности на классного руководителя. Все пропуски уроков отмечаются в классном журнале учителями-предметниками. Органы управления образованием ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе.

Как можно наказать учащегося школы, отбирающего деньги у других учеников?

В лучшем для виновного ученика случае, если ему не исполнилось 14 лет, его поведение может быть рассмотрено на комиссии по делам несовершеннолетних, а родители оштрафованы за невыполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка. Если такие антиобщественные проступки учащийся совершает регулярно, он (начиная с возраста 11 лет) может быть помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. С 14 лет за такие деяния наступает уголовная ответственность.

Имеет ли право охранник, работающий в школе, отбирать у учеников мячи, которыми они играют на перемене?

Отбирать принадлежащие ученикам предметы никто права не имеет. Но запретить играть мячами на перемене и охранник, и учитель, и любой другой сотрудник школы не только может, но и обязан. Более того, в Уставе каждой школы содержится положение о том, что ученики обязаны соблюдать в школе дисциплину и порядок. Согласись, что для игр с мячом школьные классы и коридоры не подходят.

Может ли учительница выгнать меня с урока, если я пришел в класс в спортивном костюме? Кто имеет право устанавливать форму одежды для школьников?

Начнем с того, что "выгнать с урока" учитель не имеет права ни при каких обстоятельствах! Это запрещено Правилами внутреннего трудового распорядка школы, которым должны следовать все учителя без исключения.

А форму одежды установить можно, хотя закон этого совсем и не требует! Право устанавливать форму принадлежит самой школе. Это может сделать орган управления школой. Как правило, в большинстве школ - Совет школы, куда входят представители родителей, учащихся, учителей. Но и в этом случае никакого принуждения к ношению формы быть не может.

Если же ношение формы предусмотрено Уставом школы и при поступлении в данную школу ученик и его родители об этом знали, то администрация школы вправе требовать соблюдения формы. Хотя, несомненно, такие требования должны быть разумными и учитывать реальные возможности учащихся и родителей.

Что касается спортивной одежды, то она имеет определенное назначение - должна использоваться для занятий физической культурой. Согласись, ношение спортивной формы в других случаях не очень уместно.

Может ли учитель отбирать вещи и осуществлять личный досмотр учеников?

Ни личные досмотры учеников в школе, ни изъятие личных вещей ученика кем-либо из сотрудников школы не допускаются. Ведь это считается нарушением конституционного права на личную неприкосновенность и права собственности.

Исключением из этого правила может быть только ситуация, когда то, что лежит в кармане ученика, представляет опасность для его жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья окружающих. Чрезвычайность ситуации дает право учителю отобрать, например, взрывоопасный предмет, ядовитую жидкость и пр. Но в любом случае в действиях учителя не должно быть ничего такого, что унижало бы человеческое достоинство ученика.

Может ли учитель отобрать у меня пачку сигарет и положить ее себе в карман?

Отобрать что-либо у другого человека и положить к себе в карман, то есть присвоить, нельзя. Даже если это пачка сигарет или жевательная резинка. А вот сообщить родителям, что их ребенок носит с собой в школу сигареты, учитель обязан. Само собой разумеется, что в этом случае мы рассматриваем ситуацию, когда ученик в данный момент не курит.

Курящий в школе ученик сам нарушает установленные запреты, и к нему могут быть применены различные меры воздействия, предусмотренные Уставом школы, но даже в этом случае отобрать сигареты нельзя. Нарушителю может быть лишь предложено добровольно выбросить или отдать их учителю для последующей передачи родителям.

Как может администрация наказать учителя, если он ударил ученика?

Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся не допускается. Если учитель ударил ученика, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Для расследования такого случая необходимо, чтобы родители написали жалобу на имя директора школы. По результатам дисциплинарного расследования, в случае подтверждения такого факта, виновный учитель даже может быть уволен за применение методов воспитания, связанных с физическим насилием над личностью обучаемого. Такая ответственность предусмотрена Законом Российской Федерации "Об образовании".

Имеют ли право ученики коллективно просить администрацию школы о замене учителя?

Ученики как участники образовательного процесса имеют право обращаться к директору школы лично и от имени класса с любыми вопросами. Это право закрепляется в Уставе школы.

К кому можно обратиться, если ученик не согласен с оценками, выставляемыми учителем?

Право оценивать знания учащегося принадлежит учителю, преподающему предмет. Если ученик не согласен с его оценкой, родители ученика должны обратиться с письменным заявлением к директору школы. В школе будет создана комиссия учителей данной школы, других школ, представителей районного отдела образования, которая проверит и оценит знания учащегося.

Может ли учитель психологически воздействовать на учеников, рассказывая о своих бедах и нуждах?

Сообщать окружающим различную информацию о себе - право человека. Но, как и в любом другом случае, осуществлять свое право нельзя, нарушая при этом права других людей. Если ученики и их родители рассматривают жалобы учителя на свою жизнь как психологическое воздействие, они имеют право защищаться: могут побеседовать с ним или даже обратиться с заявлением к директору школы, который обязан разобраться в данной ситуации и разрешить проблему.

Для кого в школе звонок: для учеников или учителей?

Звонок в школе предназначен для уведомления учащихся и сотрудников школы о том, что наступило время очередного урока или перемены. Не стоит придавать этому сигналу слишком большого значения. Организовать учебный процесс возможно было бы и без звонка, так как существует расписание уроков и перемен. Но вполне понятно, что при большом количестве участников образовательного процесса в школе удобно пользоваться подобным сигналом (вспомни, как информируют зрителей о начале действия в театре).

А вот по собственному усмотрению удлинять или сокращать продолжительность уроков и перемен учителя не имеют права. Это совсем не значит, что у учителя нет шансов закончить после звонка произносимую фразу. Так же и ученик должен иметь несколько секунд в начале урока для того, чтобы, услышав звонок, успеть занять свое место.

Могут ли учителя курить в школе?

Для курильщиков, проводящих очень много времени на работе, в некоторых учреждениях оборудованы специальные места для курения, вдали от некурящих и со специальной системой проветривания помещения. В школе, как и в другом общественном месте, курение запрещено, но в Правилах внутреннего трудового распорядка школы оговаривается, что курение сотрудникам школы запрещено в школе везде, кроме как в месте, специально отведенном для этого.

Можно ли выгнать ученика с территории школы?

Просто так "выгнать" ученика с территории школы, конечно, нельзя. Каждый гражданин имеет право на свободу передвижения в местах, где эта свобода не ограничена специальными законами (свободное передвижение граждан запрещено, например, на некоторых охраняемых территориях, в районах, где введено военное или чрезвычайное положение). Но на территорию школы распространяются все требования по соблюдению учащимися общественного порядка, правил пожарной безопасности и других. За их выполнение отвечают в первую очередь сотрудники школы и их требование покинуть территорию школы, адресованное нарушителям установленного порядка, правомерно.

Может ли учитель на уроке употреблять оскорбительную лексику в адрес учеников?

Оскорбительную лексику в адрес другого человека не имеет права употреблять никто! В том числе и учитель в адрес учеников.

Но вопрос не так прост, каким кажется на первый взгляд!

Ты, наверное, не раз слышал, как грубо порой разговаривают друг с другом люди, какие чудовищные слова употребляют! И при этом они друг на друга не обижаются! А ведь существует даже уголовная ответственность за оскорбление! Как же так?

Дело в том, что все зависит от достоинства человека! Один сам всех "козлами" и "идиотами" называет и в свой адрес такие слова воспринимает спокойно, словно собственное имя. А другой человек от подобного обращения чувствует себя поруганным, оскорбленным и униженным! И вот тут-то он и вправе себя защитить при помощи закона! А в законах на этот счет сказано;

1. "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления".

2. "Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, на-казывается...".

Принято считать, что честь - это общественная оценка человека, его качеств, как члена коллектива, которая во многом зависит от него самого, его поведения, отношения к другим людям. А достоинство - это внутренняя самооценка им своих качеств, способностей, своей значимости.

Не имеет права учитель употреблять слова, которые тобой воспринимаются как умаление твоего достоинства!

Человек с высоким чувством собственного достоинства в таком случае не будет грубить, дерзить, в свою очередь умаляя достоинство учителя. Он просто скажет: "Не называйте меня так, это меня оскорбляет!"

Могут ли исключить ученика из школы?

Исключить ученика из школы можно, но только в том случае, если он совершил противоправные действия, грубо и неоднократно нарушал Устав школы и если при этом ему уже исполнилось 14 лет. Причем противоправными считаются такие действия, за которые установлена юридическая ответственность. Право на исключение учащегося школе предоставлено Законом Российской Федерации "Об образовании". Но при этом директор школы должен в трехдневный срок сообщить о своем решении органам местного самоуправления, которые вместе с родителями в течение месяца обязаны трудоустроить этого подростка или определить на учебу в другое образовательное учреждение. Кроме того, на исключение ученика из школы должно быть получено согласие Комиссии по делам несовершеннолетних.

Имеет ли право учащийся уйти из школы по собственному желанию и больше нигде не учиться?

Закон Российской Федерации "Об образовании" предусматривает возможность ухода из школы ученика, достигшего возраста пятнадцати лет, до окончания им 9 классов по согласию родителей и местного органа управления образованием.

Из каких законов я могу узнать о правах учеников?

Законов, в которых зафиксированы права учащихся школы, довольно много, из них назову самые основные:

1. Конституция Российской Федерации (1993 г.).

2. Закон Российской Федерации "Об образовании" (1992 г.).

3. Семейный кодекс Российской Федерации (1995 г.).

4. Закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998 г.).

Особое значение имеет международный акт "Конвенция о правах ребенка" 1989 года.

А о своих правах в школе можно узнать из ее Устава.

Должен ли ребенок спрашивать разрешения родителей, с кем ему дружить?

Выбор друзей - это личное право любого человека. Но чтобы сделать правильный выбор, не навредив при этом ни себе, ни другим людям, неплохо было бы посоветоваться с родителями. Ведь именно они несут основную ответственность за твою жизнь, здоровье, образование и воспитание. Если родители заметят, что твой друг причиняет тебе зло, втягивает тебя в недостойные занятия, мешает учиться, они имеют полное право препятствовать этой дружбе. При этом они будут действовать исключительно в твоих интересах, а, может быть, даже ради твоей безопасности.

Может ли ребенок сам выбрать школу, спортивную секцию, кружок?

В статье 57 "Семейного кодекса Российской Федерации" говорится: "Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы... Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам..."

Из этого следует, что ты можешь высказать свое пожелание относительно выбора школы, спортивной секции, кружка и, если у родителей нет никаких существенных причин с тобой не согласиться, твое мнение должно быть учтено. Но тебе придется признать, что, к сожалению, ты еще не всегда можешь правильно оценить свои возможности, иногда просто упрямишься и капризничаешь, а порой плохо представляешь себе то, что выбираешь, например, понравившееся тебе занятие может нанести вред твоему здоровью! И тогда тебе придется согласиться в выбором родителей. Ведь по закону именно на них лежит ответственность за то, чтобы ты рос здоровым, получил образование, был воспитанным и развивал свои способности.

Могут ли родители заставлять детей верить в Бога, ходить в церковь, носить крестик или молиться?

Каждый гражданин имеет конституционное право на свободу совести. Это значит, что он может быть как верующим в Бога, так и не верующим, то есть атеистом. Более подробно говорится об этом праве в Законе "О свободе ве-роисповеданий". В статье 9 этого Закона указывается, что ребенок имеет право выражать свое собственное мнение, а родители вправе обеспечить религиозное воспитание своего ребенка. Из этого следует, что убеждать ребенка в необходимости веры, посещения церкви, соблюдения религиозных обрядов и традиций родители могут, а принуждать его к этому не имеют права.

Могут ли родители перекладывать ответственность за поступки своего ребенка на его друзей?

Если речь идет о юридической ответственности, то все очень просто. Ты ведь слышал выражение "презумпция невиновности"! "Презумпция" означает предположение. А это выражение можно "расшифровать" следующим образом: никто не может быть обвинен в чем-то, если вина его не доказана. Значит, если нет доказательств вины конкретного человека, то и ответственность возлагать на него нельзя. Даже если родители считают, что во всех неприятностях сына или дочери виноваты их друзья.

Другое дело ответственность нравственная или моральная! Тут уж родители думают, как думают. Их тоже надо понять. Они ведь стараются воспитать тебя хорошим и умным человеком, заботятся о тебе, желают тебе только добра. Им бывает обидно, когда ты совершаешь не очень хорошие поступки. И все равно они тебя любят и стараются всячески защитить. К сожалению, из-за любви к тебе они не всегда могут быть справедливы к твоим товарищам. Ты сам должен вести себя так, чтобы не давать родителям ос-нований думать о твоих друзьях плохо.

А если не справедливы претензии родителей твоих друзей к тебе, зови на помощь своих родителей. Ведь они самые главные защитники твоих интересов и постараются этот конфликт разрешить.

Может ли мама вырвать телефонный шнур из розетки, если я говорю по телефону уже два часа?

На этот вопрос ответ очень прост! Пользоваться своими правами можно до такой степени, пока ты не нарушаешь права других людей. Это один их основных правовых принципов. Очевидно, что человек, разговаривающий по телефону два часа, создает препятствия для тех, кто тоже хочет воспользоваться в данный момент телефоном. Это значит, что другие могут потребовать от тебя прекратить твои действия и будут правы! А вот способ, выбранный для этого твоей мамой, я обсуждать не вправе.

Какие права имеют по отношению к детям родители?

Родители имеют как право, так и обязанность воспитывать своих детей, они должны защищать их права и интересы, заботиться об их развитии и здоровье, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Родители должны использовать такие методы воспитания, которые исключают пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

Такие требования к родителям содержит Семейный кодекс Российской Федерации.

Мне не нравится мое имя. Имею ли я право его изменить?

Гражданин, достигший возраста 14 лет, вправе с согласия обоих родителей переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и отчество. Для этого в органы записи гражданского состояния подается заявление с указанием причин перемены имени. Если тебе еще не исполнилось 14 лет, перемена имени также возможна, но она производится по совместной просьбе родителей с разрешения органов опеки и попечительства и только с твоего согласия.

Имеется ли у учащегося школы возможность работать?

Возможность работать в учреждении и на предприятии у учащегося школы есть. Кодексом законов о труде Рос-сийской Федерации допускается прием на работу учащихся образовательных учреждений, достигших возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время. В период каникул такие подростки имеют право работать не более 24 часов в неделю, а в течение учебно-го года - не более 12. Зарплата учащимся в этом случае выплачивается за фактически отработанное время. Тем, кто не достиг указанного возраста, придется пока ограничиться помощью родителям по ведению домашнего хозяйства и добровольным общественно-полезным трудом в школе.

Должен ли взрослый вмешиваться в драку детей на улице?

Как правило, взрослые это делают, и обоснованно. Дети не всегда могут оценить свои действия, что приводит к весьма неблагоприятным последствиям. В некоторых случаях вмешиваться в такие события взрослым велит профессия. Работники милиции, учителя, медицинские работники обычно не остаются безучастными, когда видят, что драка приобретает опасный характер.

Следует заметить, что все вышесказанное относится лишь к случаям незначительным, обычному детскому способу выяснения отношений, когда дети не причиняют друг другу серьезного вреда и, кроме того, не достигли возраста административной или уголовной ответственности.

Однако в случае, когда подростками совершается правонарушение, юридическая обязанность по его пресечению лежит на органах милиции.

Нужно ли носить с собой паспорт как удостоверение личности?

Действительно, паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане, достигшие 14-летнего возраста, они обязаны его бережно хранить, а в случае утраты заявить об этом в милицию. Других требований закон не предъявляет.

Но по действующим нормам в некоторых случаях гражданин может быть задержан работником милиции на 3 часа для выяснения личности. Чтобы этого не произошло, особенно если ты находишься за пределами своего района, города, где тебя никто не знает, паспорт лучше иметь при себе.

Могут ли милиционеры произвести личный досмотр подростка на улице, на дискотеке, на пляже?

Просто так, без законных оснований, произвести личный досмотр подростка работник милиции не имеет права.

Личный досмотр и досмотр вещей может быть произведен работником милиции при административном задержании подростка в случае совершения им противоправного деяния. О проведении досмотра составляется протокол.

Что такое комиссия по делам несовершеннолетних?

Комиссии предназначены для защиты прав детей и для того, чтобы препятствовать безнадзорности и правонарушениям подростков. Они создаются в каждом районе и поддерживают связь со всеми школами и другими учреждениями для детей, находящимися на его территории.

Деятельность комиссий разнообразна. Она, в частности, дает согласие на исключение подростка из школы, предварительно разобравшись в причинах возникшей ситуации, и принимает меры по его трудоустройству или определению в другое образовательное учреждение.

Комиссия выявляет детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, берет их на учет, помогает решить их проблемы. Она дает согласие на увольнение администрацией предприятия несовершеннолетнего работника и помогает ему в трудоустройстве. Наконец, комиссия принимает законные меры воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей и их родителей.

Районными комиссиями по делам несовершеннолетних рассматриваются дела подростков, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия; совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия, уголовная ответственность за которые наступает с 16 лет; совершивших в возрасте от 16 до 18 лет административные правонарушения; уклоняющихся от учебы и работы и в некоторых других случаях.

Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним и их родителям: предупреждение, выговор, штраф, помещение несовершеннолетнего в возрасте от 11 до 14 лет в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет в специальное училище и др.

Кроме того, комиссия выявляет причины неправомерного поведения подростков и помогает устранению этих причин.

Могут ли ученики создать свою организацию?

Учащиеся школы в возрасте старше восьми лет могут создавать свои общественные организации, за исключением религиозных и тех, которые связаны с деятельностью политических партий.

Кроме того, учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Такие собрания и митинги могут проводиться в помещении и на территории школы, но при этом они не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам и не должен нарушаться общественный порядок.

Эти права предоставлены учащимся Законом Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 1998 года.

Что такое Конвенция о правах ребенка?

Конвенция - это международное соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали его).

Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года, к ней присоединилась и Российская Федерация. Согласно этой Конвенции, все дети имеют нрава на:

- воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход;

- достаточное питание и достаточное количество чистой воды;

- приемлемый уровень жизни;

- медицинский уход;

-отдых;

- бесплатное образование;

- безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;

- говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры;

- выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат.

Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.



Предварительный просмотр:

Советы педагога

Обращение к родителям первоклассников

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Первого сентября ваш ребенок стал первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного.

Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса: Какую отметку ты получил?, спросите: Что сегодня было самое интересное?, Чем вы занимались на уроке чтения?, Что веселого было на уроке физкультуры?,В какие игры вы играли?., Чем вас кормили сегодня в столовой?, С кем ты подружился в классе? и т.д.

Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно не достаточны.

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.

55 способов сказать ребенку я тебя люблю Уважаемые родители!

Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.

Мы думаем, что в вашем арсенале найдутся и другие признания, адресованные вашему малышу, и вы с удовольствием продолжите предложенный список.

1. Молодец!

2. Хорошо!

3. Удивительно!

4. Гораздо лучше, чем я ожидал.

5. Лучше, чем все, кого я знаю.

6. Великолепно!

7. Прекрасно!

8. Грандиозно!

9. Незабываемо!

10. Именно этого мы давно ждали.

11. Это трогает меня до глубины души.

12. Сказано здорово - просто и ясно.

13. Остроумно.

14. Экстра-класс.

15. Талантливо.

16. Ты - одаренный.

17. Ты сегодня много сделал.

1 8.Отлично!

19. Уже лучше.

20. Еще лучше, чем я мог подумать.

21. Потрясающе.

22. Замечательно.

23. Поразительно.

24. Неподражаемо.

25. Несравненно.

26. Красота!

27. Как в сказке.

28. Очень ясно.

29. Ярко, образно.

30. Очень эффектно.

31. Прекрасное начало.

32. Ты - просто чудо.

33. Ты на верном пути.

34.Здорово!

35. Ты в этом разобрался.

36. Ты ловко это делаешь.

37. Это как раз то, что нужно.

38. Ух!!!

39. Поздравляю.

40. Я тобой горжусь.

41. Я просто счастлив.

42. Мне очень важна твоя помощь.

43. Работать с тобой - просто радость.

44. Ты мне необходим.

45. для меня важно все, что тебя волнует, радует,

тревожит.

46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.

47. С каждым днем у тебя получается все лучше.

48. для меня нет никого, красивее тебя.

49. Научи меня делать так же.

50. Тут мне без тебя не обойтись.

51. Я знал, что тебе это по силам.

52. Ты мне нужен именно такой, какой есть.

53. Никто мне не может заменить тебя.

54. Я горжусь тем, что тебе это удалось.

55. Я сам не смог бы сделать лучше.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы надеемся, что данные советы помогут вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в семье, где есть первоклассник.

Что делать, если...

• ребенок левша

- «Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга».

- «Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребенок левша, для него жесткое следование

режиму может быть непомерно трудным».

- «Будьте терпеливы и внимательны к ребенку-левше, помните, что он эмоционален и раним».

- «Берегите левшу от чрезмерных психологических перегрузок, будьте осторожны и тактичны

наказывая его».

- «Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность,

непохожесть на других - это его достоинство»;

* Материалы книги Еремеевой Вд., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. - СП6.: Тускарора. 1998.

• ребенок испытывает трудности в общении с одноклассниками

Почаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими группами, по 2-З человека. Устраивайте интересные совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем из одноклассников у вашего ребенка лучше налаживается контаю-, постарайтесь познакомиться с их семьями;

• ребенок плохо выполняет письменные работы

Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк;

• ребенок получил оценку «2», «3»

Не нервничайте сами и не нервируйте ребенка, а попытайтесь вместе (Вы, ребенок, учитель) отыскать объективные причины неудачи. Медлительность, невнимательность, неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка;

• ребенок не любит учиться

Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите веру в собственные силы.

• ребенок заболел или пропустил занятия

а) позвоните родителям одноклассников и узнайте максимум информации о ходе учебного процесса (особенно в пропущенные дни);

б) подойдите к учителю после уроков и получите консультацию о том, на что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания в связи с пропуском учебных занятий.

Советы школьного психолога

Уважаемые родители!

Учение в школе - это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в гимназии ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко вживаются в новые условия жизни - школьное обучение.

Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.

Уровни адаптации

Содержание

Высокий уровень

- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.

- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение

Средний уровень

- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

- Усваивает основное содержание учебных программ.

- Самостоятельно решает типовые задачи.

- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

- Общественные поручения выполняет добросовестно.

- дружит со многими одноклассниками

 

Низкий уровень

- Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.

- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

- Наблюдаются нарушения дисциплины.

- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

- Самостоятельная работа с учебником затруднена.

При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

- К урокам готовится нерегулярно. для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побужцения со стороны учителя и родителей.

- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

        

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

- Рабочее место должно быть достаточно освещено.

- Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.

- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

- Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

- Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.

- Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин.

- На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и тд.).

4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.

- Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

- Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в своп силы.

6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

- Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

7. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

- На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся:

• умение собрать свой портфель (ранец);

• поздороваться с учителями и детьми;

• задать вопрос учителю или однокласснику;

• ответить на вопрос;

• слушать объяснения и задания учителя;

• выполнять задание;

• попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;

• умение долгое время заниматься одним и тем же делом;

• обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;

• разделять работу на части;

• адекватно реагировать на замечания;

• объяснить то, с чем не согласен;

• учитывать мнение других;

• гордиться своей работой и не скрывать этого;

• устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;

• брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;

• самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;

• умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.

Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.

Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

- в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;

- советуйтесь с ним, невзирая на возраст;

- признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней);

- извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;

- почаще ставьте себя на его место;

- всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;

- пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная

прихоть;

- не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;

- сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе

Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка.

Пользуясь ими, старайтесь не забывать о нескольких важных вещах:

- к рассказу, информации, собственному отношению к человеку или событию, которые доверил вам ребенок, следует относиться «педагогически осторожно». Если ребенок заподозрит, что вы злоупотребляете его откровенностью, то он не станет больше доверять вам;

- приложите максимум своей изобретательности, способности к педагогической импровизации для того, чтобы разговоры с ребенком на школьные темы по возможности не возникали нарочно, по обязанности и принуждению; помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва заметная ниточка-повод «кстати», потянув за которую и можно начать нужный вам разговор;

- поверьте, что ваш ребенок наблюдает за вашей жизнью, работой, делами не меньше, чем это делаете вы в отношении его школьных событий. Спокойно, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, вы сможете рассчитывать и на его открытость. Если такой обмен, диалог станет привычным уже в начальной школе, тогда, даже вступив в пору «трудной подростковости», ваш ребенок не замкнется.

Пять вопросов в конце недели.

Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов:

- доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему?

- Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?

- Какие «роли» ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и т.д.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких - нет?

- Какой из дней запомнился более всего? Почему?

- С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

Беседа по классной фотографии.

Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребенка на «ябедничество», нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?».

В конце концов, если ребенок действительно захочет, он случайно или специально расскажет об этом сам. Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т.п.

Как я закончу четверть (год)?

За две-три недели до конца четверти (учебного года) предложите ребенку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемые отметки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Кто-то из детей уже в начальной школе имеет склонность к занижению собственных (даже неплохих) достижений, кто-то, напротив, оценивает свои будущие результаты необоснованно высоко. Когда вы получите настоящий табель и положите его рядом с ((прогнозом)), у вас будет тема для разговора с ребенком. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не только обсуждение результатов учебы, но и степень точности составленного заранее прогноза.

Плюсы и минусы школьного дня.

Это несложная диагностика-игра, позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше - радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное - увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «минуса», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать Вам сам.

Копилка школьных УСПЕХОВ.

Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «копилка школьных успехов», в которую, к примеру, будут «складываться» «пятерки» и «четверки». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.

Предвидя возможный родительский соблазн, предупредим сразу: играть в то, что за получаемые «пятерки» вы будете складывать в копилку пятирублевые монеты, не стоит. Даже не будем объяснять, почему. Причин, поверьте, более чем достаточно. Гораздо разумнее, чтобы содержимое «копилки» оставалось условным. Более того, пусть ребенок кладет туда фасолинки или ракушки самостоятельно. Поверьте, искушение быстренько заполнить баночку неполученными по-настоящему отметками пройдет быстро, а возможно, и не возникнет вовсе. Ваша задача - сделать игру привлекательной и простой. Как? Довольно просто.

Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.

Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой - не становилось делом пяти дней. Разумеется, возможны варианты

короткие макаронины-бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины выкладывать по кругу в большой красивой вазе.

Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.

Рекомендации школьного врача.

Если ребенок пропустил занятия в школе в течение трех и более дней, он может быть допущен к занятиям только при наличии справки от участкового педиатра о том, что он «здоров и может посещать школу с... (указывается дата)».

Если ребенок перенес заболевание, то в справке должен быть указан диагноз, даты начала и окончания заболевания, рекомендации по занятиям физкультурой и проведению профилактических прививок (указывается срок освобождения). Справки с личной печатью врача, но без штампа лечебного учреждения считаются недействительными! Все справки сдаются в медицинский кабинет школы.

Если ребенок состоит на диспансерном учете у врача-специалиста в связи с хроническим заболеванием, он должен периодически (1 раз в квартал или 1 раз в полгода - по указанию врача) проходить обследование и результаты с заключением специалиста приносить в медицинский кабинет школы.

Если у ребенка недомогание и вы считаете, что сегодня ему лучше воздержаться от занятий физкультурой, напишите врачу или медсестре школы записку с указанием жалоб, симптомов и просьбой осмотреть ребенка. Как правило, таким детям предоставляется освобождение от физкультуры на один день. Если через неделю ситуация повторится, то обратитесь к участковому педиатру детской поликлиники.

Прививки в школе

В школе учащимся делаются следующие прививки:

БЦЖ - прививка от туберкулеза.

АКдС - прививка от коклюша, дифтерии и столбняка.

АдС-М - прививка от дифтерии и столбняка.

Ад-М - прививка от дифтерии.

ОПВ - прививка от полиомиелита.

Поскольку тривакцина (корь, краснуха и эпидиартрит) отсутствует в детских поликлиниках, в условиях школы вместо нее вводят вакцины только от эпидиартрита (свинки) и кори.

Указанные прививки являются обязательным минимумом и проводятся бесплатно. По желанию родителей могут быть сделаны прививки от вируса гепатита В и С, краснухи, гриппа, клещевого энцефалита и других инфекций.

Противопоказанием к проведению прививок является острое заболевание или обострение хронической болезни. После большинства заболеваний минимальный срок отвода от прививок составляет две недели. При наличии у ребенка хронических заболеваний (хронический пиелонефрит, бронхиальная астма, нейродермит, туберкулез и др.) для проведения прививок необходимо разрешение врача-специалиста, который наблюдает данного ребенка (нефролог, пульмонолог, аллерголог, фтизиатр и т.п.).

После введения вакцины могут отмечаться реакции в виде повышения температуры тела, катаральных явлений и др. Такие реакции являются нормой и не должны вызывать тревогу. Патологической реакцией принято считать повышение температуры свыше 40 градусов, отек на месте введения вакцины, гиперемию более 8 см в диаметре, появление аллергической сыпи. В подобных случаях следует немедленно обратиться к врачу.

Кроме профилактических прививок, всем детям ежегодно проводится реакция Манту. Это не прививка! Ее цель- не создание иммунитета (невосприимчивости к инфекциям), а выявление инфицированных микробактериями туберкулеза. В том случае, если отмечается нарастание пробы Манту (по сравнению с предыдущим годом) или вираж (переход из отрицательной пробы в положительную), ребенок направляется в противотуберкулезный диспансер для углубленного обследования. На прохождение обследования дается два месяца с момента выдачи направления.

Часто родители заявляют, что не поведут своего ребенка в «заразный туберкулезный диспансер», потому что ребенок на самом деле здоров, а результат реакции Манту получился завышенным, так как ребенок в этот момент был «слегка простужен».

Уважаемые мамы и папы! На фоне вирусной инфекции чувствительность организма к туберкулезу понижается, так что результат реакции Манту в данном случае должен получиться заниженным. Выводы делайте сами.

Если вы категорически против проведения прививок вашему ребенку, то вам придется ежемесячно писать отказы примерно следующего содержания:

 

Отказ от проведения прививок

я, _______________________, отказываюсь от проведения любых прививок моему сыну (дочери)

ученику (це) ______ класса, в связи с тем, что _____________________________________________________ (указать причину отказа)

Об ответственности я предупрежден(а).

Подпись:

____________ ___________ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям школьников

Переход ребенка из начальной школы в основную, из основной в старшую, контрольные работы и экзамены  часто является стрессовой ситуацией и для  детей, и для их родителей. Как семья может пом...

Десять советов родителям школьников

Десять советов родителям школьниковhttp://www.aif.ru/ Как разобраться в школьных проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту. Еще сложнее — учителю. Ч...

Десять советов родителям школьников

Десять советов родителям школьников...

Полезные советы родителям школьников

Небольная консультация для родителей школьников, как правильнее поступать в тех или иных случаях....

Основные права и обязанности родителей школьников

Основные права и обязанности родителей школьников. Что же должны знать родители о своих правах, обязанностях и ответственности. Обязанности ребенка....

Основные права и обязанности родителей школьников.

Данный материал поможет родителям учащихся разобраться в своих правах, обязанностях и ответственности в соответствии со статьями Коституции РФ и Семейного Кодекса РФ....

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ

беседа с родителями...