Рекомендации родителям школьников
материал по теме

Переход ребенка из начальной школы в основную, из основной в старшую, контрольные работы и экзамены  часто является стрессовой ситуацией и для  детей, и для их родителей. Как семья может помочь своему ребенку - школьнику? Как должны  вести себя со своим ребенком  родители в трудный для него период адаптации или экзаменнационный период? На что необходимо обращать внимание взрослым , чтобы ребенок максимально комфортно перенес переход в 5 класс или в старшую школу, хорошо справился с учебными и психологическими перегрузками, нашел общий язык с одноклассниками и т. д.? На эти и другие вопросы родители могут найти ответ в представленных материалах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родителям пятиклассников

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу. Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность требований разных педагогов: по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; по истории требуют, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а по литературе хвалят за собственное мнение и т.п. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Важно помнить, что школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.). Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться. Некоторое «обезличивание» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Следует обратить внимание на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с классным руководителем и  учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в месяц. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам. Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Следует также иметь информацию о к дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Одобрение: «Я тебя люблю», «Я верю, ты сможешь», «Я с тобой, у тебя все получится». 

Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию. Малоподвижный образ жизни приводит к застойным явлениям, недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка. Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий.

Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности, создайте в доме спортивный уголок, приобретите спортивный инвентарь: скакалки, гантели и т.д. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.

Рекомендации психолога родителям пятиклассника

  1. Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
  2. Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
  3. Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать  или сделать.
  4. Давайте ребенку отдых от Ваших внушений.  По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
  5. Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.
  6. Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.
  7. Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
  8. Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
  9. Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу».
  10. Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
  11. Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!

ВНИМАНИЕ!

Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!

                                                                                (Анна ПРИХОЖАН,  доктор психологических наук / Рекомендации родителям)



Предварительный просмотр:

Ваш ребенок в новом классе!

(рекомендации родителям в помощь для

 адаптации ребенка в новом классном коллективе)

Здравствуйте, уважаемые родители детей, оказавшихся в новом для себя классном коллективе! Сейчас во многих образовательных учреждениях вынуждены сливать маленькие классы, чтобы обеспечить наполняемость класса в 25 учеников.  Каждый из вас беспокоится, сможет ли ваш ребёнок достаточно быстро и безболезненно адаптироваться к переменам в его новой «школьной» жизни. Поэтому мы продолжаем разговор с вами о том, как нам, родителям помочь своим детям в этом сложном процессе.

 

Чаще всего успешной адаптации мешает именно тревога родителей. Если вы очень переживаете по поводу школы, сначала справьтесь со своими чувствами. Вы опасаетесь, что вашему ребёнку будет труднее в новом классе? Боитесь, что его будут обижать? Не готовы к тому, что у него может поменяться статус в новом коллективе? Тревожитесь, что его станут слишком сурово наказывать? Нервничаете по поводу того, что другие дети научат его каким-то плохим словам или поступкам?


Не стесняйтесь этих чувств и фантазий. Всем любящим родителям пришлось пройти через эту стадию. Вам тоже нужно время, чтобы привыкнуть к мысли, что ваш ребенок уже подрос и вступает в новую фазу самостоятельной жизни. Понадобится время, чтобы обсудить свои чувства с близкими, посмеяться над своими страхами, поговорить с будущими учителями. Встретившись с преподавателями заранее, вы сможете лучше понять, кому вы доверяете своего ребёнка. Сможете спросить, сколько детей в классе; что обычно делают, если кто-то заболел, подрался; каким образом связываются с родителями в экстренных случаях?


Ответы учителей помогут вам принять правильное решение. Когда вы сами почувствуете уверенность, то сумеете передать своё спокойствие ребенку - школьнику.
Психологи утверждают, что чем проще и обыкновеннее будет выглядеть ваш ребенок, тем легче ему будет найти своё место среди ровесников. Ребёнок, у которого чересчур яркая дорогая одежда, необычные, привлекающие внимание карандаши, пеналы, тетради, банты, становится похожим на яркую бабочку, он привлекает к себе слишком пристальное внимание и легко становится объектом насмешек. В стремлении к сплочению детский коллектив быстро разделяет массу на «своих» и «чужих». В «свои» попадают те, которых большинство. В «чужие» записывают меньшинство – скажем, ребёнка с явным физическим дефектом или единственного мальчика во фраке и с бабочкой среди детей в майках и джинсах.


Если ваш ребёнок неминуемо относится к меньшинству (слишком полный или слишком маленький ростом, единственный представитель другой национальности в классе и т.п.), то придётся заранее встретиться с педагогами и рассказать им, как вы помогаете ему справиться с его сложностями. Расскажите, как вы учите его преодолевать смущение и защищать своё достоинство. Спросите у педагогов, как они решают подобные проблемы, не стесняйтесь откровенно рассказать и обратить их внимание на проблемы своего ребенка.


После тщательной подготовки ребёнок приходит в новую школу или новый по составу класс. И вот – момент, которого вы так боялись. Ребенок начинает заметно нервничать перед тем, как идти в школу, может даже отказываться идти в новый класс. Для разрешения подобных трудностей имеет смысл придерживаться простых правил:
1. Готовьте ребёнка к событию заранее.
2. Поднимите ребенка пораньше, чтобы у него было время спокойно умыться, одеться, позавтракать, полностью проснуться и немножко с вами подурачиться. Зарядившись с утра положительными эмоциями, он куда легче перенесёт грядущее волнение.
3. На прощание дайте ребёнку сюрприз: маленький подарочек, смешной рисунок или забавную печатку на ладошку. Подбодрите его и будьте позитивны и спокойны сами.
4. Пожелайте ему доброго дня, скажите, что любите его. Спокойно обнимите и уходите, помахав рукой.

 

После того, как ваш ребенок придёт домой, спросите, что хорошего у него сегодня произошло. Постарайтесь не торопить с ответом и внимательно выслушайте рассказ.

Для успешной адаптации ребёнку нужно научиться проявлять гибкость, оптимизм, чувство ответственности. Ему необходимо выработать умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Именно вы должны научить ребенка тому. Что все люди разные и не все должны нам нравиться, но мы должны быть терпимыми к окружающим и уметь находить общий язык.

 

Поддержка всей семьи, мягкий юмор, терпение и доброжелательность, спокойствие и готовность дать маленькому человеку больше самостоятельности в выполнении домашнего задания и подготовке к следующему учебному дню непременно сделают его более защищённым и уверенным в своих силах.

Дорогие родители, очень важно, чтобы именно вы, родители, были позитивно и терпимо настроены по отношению к новым одноклассникам и новым педагогам вашего ребенка. Чтобы во всех возможных конфликтных ситуациях безоговорочно не становились всегда на сторону своего ребенка, а пытались рассмотреть ситуацию объективно. Важно, чтобы именно вы, мама и папа, подавали своему ребенку нужный пример уважения, терпимости и принятия окружающих людей.

На своем примере вы, родители, способны показать своему ребенку, что,  то, как к человеку относятся члены его коллектива, в котором ему предстоит находиться во многом зависит от него. А ведь впереди у вашего ребенка еще множество опытов адаптации к новым коллективам: новому классу в старшей школе, курсу в ВУЗе, трудовому коллективу, семье, наконец, которую он будет создавать самостоятельно,  и т. д.

 

  ПОМНИТЕ: ответственность за воспитание  ваших детей несёте полностью ВЫ, РОДИТЕЛИ! Только ВЫ и никто другой! Дети копируют поведение взрослых в семье. Они видят то, что вы хотите скрыть от них. Вольно или невольно они перенимают опыт своих родителей.

Эту же мысль несёт в себе стихотворение Себастьяна Бранда, которое я адресую вам и себе, конечно, как маме:

Ребенок учится всему,                                                                                                                                                  

Что видит у себя в дому                                                                                                                                  

Родители  - пример ему.                                                                                                                                 

Кто при жене и детях груб,                                                                                                                          

Кому язык распутства люб                                                                                                                                           

Пусть помнит, что                                                                                                                                                                     

С лихвой получит                                                                                                                                                               

От них все то, чему их учит.                                                                                                                                   

Коль видят нас                                                                                                                                                            

И слышат дети –                                                                                                                                                   

Мы за дела свои – в ответе                                                                                                                                                        

И за слова –                                                                                                                                                                                       

Легко толкнуть                                                                                                                                                                          Детей – на нехороший путь.                                                                                                                                          

Держи в приличии свой дом,                                                                                                                           

Чтобы не каяться потом…

Итак: ВСЁ – и хорошее, и плохое – человек получает в семье. ЭТО ВАЖНЕЙШАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

ПОМНИТЕ: Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда разговариваете с ним, поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете – всё это имеет большое значение для вашего ребёнка. И ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.

Статью подготовила классный руководитель 6 класса МБОУ «Гимназия г. Алдан» М. И. Витевская  по материалам журналов «Мамина школа» и «Учительской газете».



Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ УСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

      К сожалению, многие дети приносят из школы плохие оценки. Все родители по-разному реагируют на это. Некоторые начинают ругать детей, запрещая смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, ограничивают время общения со сверстниками. Другие ничего не предпринимают, отвечая: «Энштейн тоже двоечником был», успокаивая ребенка. Некоторые родители пытаются узнать причину плохой оценки, начинают расспрашивать своего ребенка, хотят понять, что произошло.

     В современном интернет пространстве  существует огромное количество форумов, где родители спрашивают совета, что же им делать, как реагировать на эти плохие оценки. Ответы совершенно разные, начиная с критики учителей, заканчивая советами по воспитанию ребенка.

      Ниже описаны основные причины плохих оценок, а также  приведены некоторые стратегии борьбы с «неудами», которые могут помочь и детям, и родителям правильно поступать в такого рода ситуациях.

Причинами плохих оценок могут быть:

  1. Слишком интенсивная загруженность ребенка. Современные родители хотят вложить в своего ребенка все самое лучшее. При выборе школы они часто ориентируются на статус «лицей» или «гимназия», «с углубленным изучением языка» надеясь, что там ребенок получит лучшие знания. Они отправляют ребенка на всевозможные курсы, нанимают репетиторов. А еще спорт, или танцы, театральная студия, музыкальная школа, художественный класс и т.п. Но очень редко, родители, планируя все это, думают о перегруженности своих детей. Стараясь преуспеть, и здесь, и там, ребенок, конечно, не успевает сделать все домашнее задание, запускает непонятое, что в итоге влияет на оценки. В этом случае родителям, конечно, необходимо расставить приоритеты. От всех дополнительных занятий отказываться, конечно, не надо, но и учесть, что ребенку так тяжело, тоже необходимо. Здесь нужно понять, что для вас главное, успеваемость в школе или дополнительные занятия.
  2. Отсутствие навыков самостоятельной работы. Некоторые ученики оканчивают начальную школу, так и не овладев навыками самостоятельной работы. Ребенок привык, что дома он уроки делает с мамой, а без нее не получается или не хочется.

Очень важно переходить к самостоятельной работе, но делать это нужно постепенно, ориентируя ребенка на собственный пример. Нужно постепенно объяснить ребенку спокойно, что в жизни есть очень много важных дел, которые мы обязаны выполнять. Приводите примеры людей, которые учились, получили хорошее образование и хорошо устроились в жизни.

Многие дети в силу своего возраста еще не умеют правильно распределить свое время. Занятия после школы, выполнение домашнего задания, отдых – всему надо уделить время, а его попросту не хватает. Необходимо настраивать ребенка  на рабочий лад, помочь ему в организации учебных дел, домашних заданий и перерывов для отдыха.

  1. Отсутствие интереса у ребенка к определенным предметам. Случается, что есть предмет, который ребенку не очень нравится, и он не может и не хочет ни понимать тему, ни делать домашнее задание.

В этой ситуации родители должны объяснить ребенку, что и у них есть некоторые обязанности, которые выполнять необходимо даже при отсутствии желания. Нужно показать, как знания данного предмета ребенок сможет применить в жизни, постараться своими силами показать ребенку увлекательность того, что ему неинтересно. Необходимо всегда поддерживать любознательность и интерес.

  1. Напряженные отношения в классе. К сожалению, случается так, что отношения у ребенка с классом не складываются: его обзывают «ботаником», грозятся устроить «темную». Это давление особенно сильно влияет на детей подросткового возраста. Случается, что пока ученик отвечает, в классе ему «стоят рожицы» и всячески пытаются отвлечь его от ответа. Такие ситуации очень сильно влияют на учебную деятельность и мотивацию. Ребенок не хочет идти в школу. Отношение к школе распространяется нередко и на отношение к самой учебе, интерес к ней и желание учиться снижается.

Родителям необходимо понять, какие отношения у ребенка с одноклассниками. Никто лучше, чем родители, не может помочь ему найти эффективные способы налаживания общения, решения конфликтов.

Родителям необходимо сотрудничать с педагогами, вместе вырабатывать определенные стратегии поведения:

  1. Не пропускать родительских собраний. Каждый же родитель имеет возможность раз в четверть отпроситься с работы, чтобы поинтересоваться успехами ребенка, побеседовать с учителями. Все же ребенок — это самое важное в жизни. У учителей и родителей  один интерес: знать, как развивается ребенок, какие трудности он сейчас преодолевает, в какой помощи нуждается. Нужно встречаться, обмениваться мнениями и информацией.
  2. Интересуйтесь работой учителя. Случается так, что ребенок не может сказать учителю о некоторых трудностях в учебе. Причиной этого может быть застенчивость, недоверие и т.п. Родителю необходимо поговорить с учителем об этих трудностях, чтобы в дальнейшем эта проблема не мешала ребенку комфортно учиться. Не стесняйтесь прийти в школу, чтобы поговорить с учителем, по предмету которого у вашего ребенка часто возникают трудности. Только заранее согласуйте время своего визита через классного руководителя.
  3. В случае необходимости расскажите учителю о доме, попросив его, если считаете нужным,  чтобы информация осталась конфиденциальной. В семьях иногда бывают трудности, конфликты, разводы. Все эти неурядицы отражаются на ребенке, да еще и накладываются проблемы в школе. Если такие проблемы есть, попытайтесь объяснить учителю в общих чертах ситуацию, чтобы стрессовое состояние ребенка не усугублялось еще больше. Только так учитель сможет понять, что ребенок отвечает плохо не от незнания предмета, а от неуверенности, и попытается изменить свой подход к ребенку.
  4. Старайтесь вместе решать проблемы. Если родитель видит, что у его ребенка есть трудности с каким-либо конкретным предметом или учителем, нужно незамедлительно идти в школу. Только в разговоре лично с учителем можно разрешить все проблемы, выработать индивидуальную стратегию поведения к данному конкретному ребенку. Например, ребенок сильно нервничает, когда его спрашивают. Если учитель предупредит ребенка заранее, что он его спросит, у ребенка будет несколько минут собраться с мыслями и преодолеть волнение.
  5. Спрашивайте о плохих отметках. Почему они появились, как теперь исправить эти оценки? Расскажите о том, как ребенок отреагировал. После полученной ребенком «двойки» в течение некоторого времени контролируйте ситуацию с подготовкой ребенка к этому предмету.
  6. Насторожитесь, если ваш ребенок часто утверждает, что ему «ничего не задано». Домашнее задание может быть более или менее объемным, большим или маленьким, но оно всегда есть. И не только по математике и русскому языку. Контролируйте, чтобы ребенок готовился к английскому языку, истории, географии, биологии, обществознанию. Если ваш ребенок упорно твердит, что ему в очередной раз ничего не задано и вы в этом сомневаетесь, позвоните кому-либо из его одноклассников (ответственному ребенку, в котором вы уверены) и уточните.
  7. Чаще заглядывайте в тетради своего ребенка, посмотрите, как он их ведет, как оформляет, в каком они состоянии, обратите внимание на замечания, которые в них могут быть записаны учителем. Контролируйте, чтобы ребенок регулярно и аккуратно вел дневник. Даже если оценки выставляются в электронный дневник и вы их получаете по смс- рассылке, у ребенка в его обычном дневнике должно быть записано расписание уроков и ОБЯЗАТЕЛЬНО, что задано к следующему уроку.

Постарайтесь, чтобы ваши взаимоотношения с ребенком по поводу его учебы были не фрагментарными, а стали СИСТЕМОЙ.

Если заниматься воспитанием своего ребенка не от случая к случаю, а регулярно, если предъявлять ему четкие, понятные требования, посильные для выполнения и понимать, что любовь к своему ребенку не исключает требовательности, если не пускать все на самотек, а приложить усилия, чтобы разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и совместно с учителями найти способы ему помочь,  то обязательно наступит переломный момент и успеваемость вашего ребенка улучшится. 

Помните, это ВАШ ребенок и сейчас в первую очередь от ВАС зависит насколько успешным будет он в школе!



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

Конечно, каждый родитель хочет отдать ребенка в самую хорошую школу из доступных в районе (городе, стране). Но нужно понимать, что в любой «хорошей» школе, где дети сразу начинают учить иностранный язык, а к концу первого класса умеют решать уравнения, бывает слишком высокая нагрузка, которая потом может проявиться по-разному – от психосоматических заболеваний до неврозов. 

Достаточно сильный стресс испытывают и родители. Ведь каждый день необходимо соответствовать огромному количеству требований, помочь подготовить все заданные ребенку проекты, сделать все уроки. И все это пять, а то и шесть дней в неделю.

По-хорошему, совет для родителей тут может быть только один – постараться снизить нагрузку для ребенка. Возможно, об этом стоило подумать еще на этапе выбора школы, но, в любом случае, родители должны посвятить время формированию у детей действительно нужных для будущей жизни навыков, например, навыка планирования и контроля деятельности.

Родители часто жалуются, что дети медленно делают уроки, невнимательны и рассеяны, не замечают своих ошибок и не исправляют их. Понятно, что в ситуации стресса и большого количества заданий у многих родителей даже не идет речь о том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. В такой ситуации основная цель – хоть как-то вместе сделать уроки и пойти спать, желательно до 23:00.

Тем не менее, если начать приучать ребенка к самостоятельной работе над уроками (вырабатывать навык планирования и контроля деятельности), то в будущем эти навыки могут сослужить добрую службу и детям, и их родителям.

Для начала постарайтесь при выполнении уроков следовать нашим простым правилам:

1. Записать все, что надо сделать, по пунктам, или проверить, что это уже записано (в таком случае на первых порах пусть ребенок проговорит вслух весь план, что нужно сделать). Главное – перед глазами должен быть список со всем объемом работы, которую надо выполнить. Когда ребенок не понимает, сколько сегодня необходимо сделать, он становится невнимательным и тревожным.

2. Приступить к заданию номер 1 или к другому по выбору ребенка. Есть дети, впрочем, как и взрослые, которые сначала хотят сделать самое легкое или, наоборот, самое трудное, и не надо им в этом препятствовать.

3. Прочитать вместе вслух задачу или упражнение (потом ребенок сможет читать без вас). Убедиться, что ребенок понял, что надо сделать (не как делать, а что, в чем суть задания – то есть, если необходимо изменить слово по падежам, то нужно убедиться, что ребенок в курсе, что это такое, что они это проходили).

4. Попросить ребенка самого сделать первое задание, а лучше оставить ребенка одного выполнять задание, попросив звать взрослых, если понадобится помощь. Если вы переживаете за работу больше, чем ваш ребенок, то дайте ему черновик.

5. Когда задание выполнено, попросить ребенка самостоятельно проверить написанное. Обычно дети исправляют ошибки, если они их нашли. Если ошибки есть, но ребенок их не видит, то проверьте задание вместе.

6. Дать исправить ошибки самостоятельно. Еще раз попросить проверить ребенка свое задание. Исправить ошибки, если необходимо. Переписать начисто, если нужно.

7. Отметить в плане, что задание выполнено. Это очень важный момент. В дневниках обычно нельзя писать лишнего, но можно поставить карандашом «галочку» около нужного упражнения. Ребенку важно видеть, какой объем работы выполнен и сколько еще осталось.

8. Сделать небольшой перерыв (если нужно) и приступить к выполнению следующего задания.

Этот план действительно является простым. Постепенно нужно давать ребенку все больше свободы в каждом пункте этого плана, переставать читать задания вслух и проверять вместе. Для этого лишь нужно, чтобы количество уроков было не чрезмерным, чтобы было время на все эти самостоятельные решения, проверки и отметки о сделанной работе. А вот этого добиться очень сложно, потому что в большинстве школ уроков задают много.

Тем не менее, привычка и умение планировать свою работу, а потом пошагово проверять ее, исправляя ошибки, и является ключевым навыком для успеха в любой профессии, в любой деятельности, а сензитивный период для формирования этого навыка – именно учеба в начальной школе.

Не нужно надеяться на то, что школа сформирует эти привычки, родителям так или иначе придется включиться в этот процесс и помочь своим детям.

Дети школьного возраста нуждаются в режиме дня не меньше малышей. Поднимать его в школу лучше всего за час до выхода из дома. За это время ему нужно успеть умыться, одеться, позавтракать и выйти в школу.

Пренебрегать завтраком нельзя, ведь ребенку нужно просидеть 3 урока до обеда. После уроков дети остаются на продленку или посещают кружки и секции по интересам. До прихода родителей школьник должен сделать домашнее задание и отдохнуть так, как ему хочется – почитать книгу или посмотреть фильм. Около 19:00 все члены семьи собираются на ужин. Эта традиция очень важна в семье, поскольку дает возможность в будние дни пообщаться, рассказать друг другу о важных событиях, которые с ними произошли.

В выходные дни, впрочем, можно сделать послабление для учащихся детей.

Некоторые родители хотят приучить ребенка к распорядку дня, но у них ничего не получается. Что же, в таком случае стоит проанализировать собственный режим: не получается только в том случае, если семья сама живет в хаосе. Придется воспитываться вместе с ребенком, сообща. 

Удачи вам и вашим школьникам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям заикающегося школьника

В работе с заикающимся учеником ведущая роль принадлежит родителям, и исход заикания во многом зависит от них самих, их силы воли и работоспособности...

Рекомендации родителям по сохранению здоровья младших школьников

основные рекомендации для родителей младших школьников, соблюдение которых поможет сохранит здоровье ребенка...

Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками

Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками...

Советы и рекомендации родителям младших школьников, изучающих английский язык.

В статье даны советы родителям, чьи дети приступают к изучению английского языка, а также практические рекомендации по выполнению домашнего задания....

Рекомендации родителям школьников.

Рекомендации родителям школьников : как помочь ребёнку успешно организовать свою учебную деятельность в школе и дома....

Рекомендации родителям школьников.

1.Контроль  за выполнением домашних заданий.2. Как решать задачу.3.Как учить стихотворение наизусть....