Главные вкладки

    Трудности подросткового возраста.
    статья (9 класс) по теме

    Семенова Елена Юрьевна

    Информация для родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trudnosti_podrostkovogo_vozrasta.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Трудности подросткового возраста

    Чем меньше хлопот доставляет нам ребенок в дошкольном и младшем возрасте, тем неожиданнее бывают изменения, наступающие в подростковом периоде. Наша неподготовленность к кризису подросткового возраста нередко усугубляет нарушения поведения и характера. Что происходит в период подросткового кризиса? Прежде всего, стремительный рывок к взрослению. Если раньше ребенок просто становился старше, то теперь он повзрослел и духовно, и физически.

    Своеволие, постоянное стремление к самостоятельности, упрямство. Бурно развивается самоанализ и критическая оценка других людей, в том числе и родителей. Оценки людей часто меняются. Подросток не любит противоречий, поэтому критикует весьма часто. Достается, конечно, и родителям. Не сдержали они в чем-то слово, проявили непоследовательность – все это тут же становится им в упрек. Критикуются и учителя, и герои книг. Ниспровергаются авторитеты. Ребенок ищет истинного героя, достойного подражания во всем, ибо он страстно хочет стать настоящим человеком. Не стоит рассматривать непокорность подростка как признак нарастающей «испорченности»… Дети воспринимают предупреждения о возможных опасных последствиях как слишком абстрактные, к ним лично не относящиеся. Если и обеспокоен чем-то ребенок, так заботой о том, чтобы не узнали родители – а то попадет. С особой силой привлекают атрибуты взрослой жизни: одежда, прическа, косметика, курение, употребление алкоголя… Ко всему этому, подросток еще недостаточно ориентируется во всех сложностях человеческих отношений. Мы не можем спокойно ждать, пока подросток наконец поймет, на каком рубеже смелость переходит в наглость, а независимость – в распущенность. Но как же действовать? С одной стороны силу применять нецелесообразно, а с другой – нельзя спокойно наблюдать. Главной педагогической ошибкой многих родителей является то, что они пытаются вложить в ребенка готовые убеждения, итоговые результаты своего личного и общечеловеческого опыта. А у ребенка – стремление постигать все на собственном опыте. Поэтому готовые истины он воспринимает неохотно, пассивно, не всегда вдохновляется ими. Личность формируется в активных действиях, а не путем запоминания правил. Подростковый возраст отличается особенностью, что многие нарушения производятся демонстративно. Доброте, самостоятельности и справедливости должен научиться ребенок  в течение детства. Но этому нельзя научиться только путем запоминания родительских наставлений. Прежде всего,  повседневная жизнь в семье должна прививать эти качества ребенку. И если эти чувства доброты и справедливости не получили своего развития, то стремление к самостоятельности легко может вылиться в безответственное бунтарство, бессмысленную агрессивность.

    Не поздно ли учить доброте и справедливости в подростковом возрасте? Нет. Потребность в доброте ощущается человеком на протяжении всей жизни. Справедливость же – самая приемлемая для подростка сила и логика. Важно только, чтобы эта справедливость была понятной. Но из этого не следует, что ее нужно упрощать, делать примитивной: родителям необходимо усложнять свои мотивировки в соответствии с усложняющимся мировоззрением подростка.

    Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него «группа поддержки» – друзья, семья, учителя. Эриксон писал: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен это сделать за очень короткий промежуток времени…»

    Наиболее очевидны физические изменения: рост, половое созревание. Просыпаются генетические программы, которые, подобно скульпторам, начинают создавать обновленный облик девушки или юноши. Этот процесс сопряжен не только с радостями, но  и с трудностями. Недавняя детская легкость и резвость сменяются неуклюжестью. Внутренние органы не успевают приспособиться к обслуживанию больших габаритов, работают с напряжением – отсюда утомляемость, сонливость. Гормональные бури потрясают организм, вызывая то апатию, то беспричинное возбуждение, снижается умственная работоспособность, возникают проблемы с кожей, полнотой.

    Физические изменения вызывают смятения в душе. Почему я такой худой (толстый)? По-моему, у меня очень маленькая (большая) грудь. Почему у меня совсем не растут (слишком быстро растут) усы? Каждый орган развивается в своем темпе, чем объясняются непропорционально длинные конечности, высокий детский голос у здоровенного парня или заметная грудь у девочки, которая еще чувствует себя ребенком. Подростку трудно поверить, что пройдет год-полтора и дисгармония исчезнет. Подстегиваемые гормонами эмоции могут заставить отказаться от долгожданной вечеринки из-за пустякового прыщика, «ужасного» изъяна во внешности, никому, как правило, не заметного.

    Если биологические процессы происходят непроизвольно, то работу по перестройке души приходится делать самому человеку. К 12 годам в основном проявляется все, с чем ребенок пришел в мир: темперамент, способности. Теперь из этого материала предстоит создать личность – то, что в скором будущем позволит распоряжаться собственной жизнью, самостоятельно принимать все решения. Подросток, в отличие от жизнерадостного, уверенного в себе ребенка, кем он был совсем недавно, остро чувствует свое несовершенство, зависимость от старших. Поглощенность собой, постоянная потребность оценивать себя делает подростка очень ранимым. Ему кажется, что все только и делают, что наблюдают за ним, обсуждают его внешность и поступки. Малейшая неловкая ситуация, некстати сказанное слово, допущенная ошибка заставляют «провалиться сквозь землю», становятся предметом долгих мучительных размышлений.

    Самое важное в отрочестве – отношения с людьми. Они отодвигают на второй план и учебу, и увлечения. Но вот парадокс: именно свойственная данному возрасту поглощенность собой мешает взаимопониманию с окружающими. Часто становятся очень напряженными отношения в семье. Подросток вдруг видит вместо самого сильного, мудрого и справедливого на свете отца какого-то почти незнакомого человека – раздраженного, немолодого и, похоже, не очень умного. Вместо лучшей в мире, самой красивой и доброй мамы – уставшую женщину, полную дурацких предрассудков насчет секса и жизни вообще. Естественно, свои предпочтения подросток считает единственно верными, а родительские – устаревшими и скучными. Даже если это не говорится вслух, то сквозит в голосе и взгляде, на что порой взрослые обижаются как дети. Ведь они и сами нередко остро чувствуют приближение старости, а тут еще собственный ребенок нажимает на больное место. В результате обычный спор из-за музыкальных вкусов может разгореться в жесточайший конфликт.

    Подросток и его родители живут словно в разных системах координат: он стремительно меняется – они стараются сохранить стабильность; они хотят, чтобы он сначала поумнел и стал ответственным, а потом проявлял самостоятельность, – у него получается наоборот. Напуганные происходящими в любимом ребенке изменениями, родители срочно берутся за воспитание, чем окончательно портят отношения. Сын или дочь приходят к выводу, что «с ними не о чем разговаривать», и вместе с тем страдают от одиночества, хотят возобновить контакт – и не знают как. А в итоге отдаляются от семьи, подчеркивают свое равнодушие. Исследования психологов показывают, что причиной тяжелых переживаний и попыток самоубийств 12–15-летних в подавляющем большинстве случаев становятся отношения с родителями. Хотя сами родители обычно уверены, что «ему все равно», «ей на нас наплевать».

    Особую роль в жизни подростков играют сверстники. Даже в школу, как показывают опросы, они ходят в первую очередь ради общения с одноклассниками. Для многих успехи в учебе имеют смысл, лишь когда они помогают поднять авторитет среди сверстников. Если в данном коллективе быть отличником зазорно, то способный мальчик может специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям». Роль белой вороны, изгоя для него намного хуже любых репрессий со стороны родителей и учителей. Подросток стремится одеваться, говорить, думать «как все наши». Развивается целая подростковая субкультура: музыка, кино, журналы, одежда, напитки, жаргон, способы проведения досуга. Всем этим подростки как бы сообщают окружающим взрослым: мы уже не дети, мы не такие, как вы, и мы вместе. Взрослых, особенно родителей, мечтающих  вырастить своего ребенка независимо мыслящей, яркой индивидуальностью, раздражает подобный стадный конформизм. Особенно трудно родителям понять подражание лидеру, часто менее интеллектуально развитому, чем их ребенок, и обладающему неприятными чертами характера. Но тратить усилия на развенчание авторитета в глазах подростка бесполезно. Лучше просто подождать, когда возраст коллективизма и подражания сменится возрастом индивидуализации, подчеркивания своей неповторимости, – а это произойдет уже скоро.

    Проблемы подросткового периода

    В один прекрасный день вы вдруг замечаете, что ваш сын превратился из мальчика в молодого мужчину. Постарайтесь сделать все возможное, чтобы облегчить путь взросления вашего ребенка. У девочек организм испытывает еще более сложные изменения, чем у мальчиков, так как ему надо готовиться к материнству. Самыми трудными месяцами в жизни подростка оказываются те, которые приходятся на возраст в 13–14 лет. Именно в эти годы сомнения в возможностях собственной личности и чувство неполноценности достигают обычно наибольшей силы. Подросток испытывает постоянное давление со стороны взрослых. Велика тяжесть последствий таких ситуаций: никто не захотел сесть рядом; никто не пригласил на мероприятие; над ним посмеялись; утром, проснувшись, он обнаруживает у себя на лбу семь новых прыщей… Многим мальчикам и девочкам приходится сталкиваться с подобными конфликтами в течение всего подросткового периода. Человек никогда не может забыть этих переживаний.

    Расскажите ребенку, что в его организме происходит быстрый рост, поглощающий его силу и энергию на некоторое время. Поэтому детям с самого раннего возраста необходимо больше спать и лучше питаться. Поведайте ребенку о предстоящих изменениях в его теле, во всем организме, что ведет к постепенному взрослению человека. Особенно важно обсудить со своими детьми сроки полового созревания, так как время начала этих процессов вызывает порой неоправданные огорчения. Половое созревание у мальчиков проходит примерно от 12 до 19 лет, а у девочек – в период от 12 до 17 лет. Дети, у которых они проявились очень рано, и те, у которых они начались позже, обычно сталкиваются с психологическими проблемами. Беседуя со своими детьми, стоящими на пороге подросткового  возраста, постарайтесь убедить их в том, что нет ничего ненормального, когда одни дети развиваются быстрее, а другие – медленнее, чем большинство их сверстников. Это не означает нарушения их здоровья. Если ваш ребенок уже понял, что развивается медленнее своих ровесников, то он особенно нуждается в таком разговоре, который должен вселить силы, мужество и уверенность в будущем. Ваши убеждения должны помочь ему избавиться от страха и беспокойства в связи с его физическим развитием.

    Нет ничего необычного в том, что мальчики и девочки испытывают усталость в период полового созревания. Все физические ресурсы детского организма в течение этого времени отдаются процессу быстрого роста, поэтому на остальные формы активности может оставаться мало энергии. Как это ни удивительно, но подростки 12–13 лет действительно нуждаются в большем количестве отдыха, чем это было необходимо им в возрасте 9–10 лет. Позволяйте детям подольше поспать, хотя бы в субботу. В этом возрасте важно придерживаться сбалансированной диеты. Пончики и сладости мало подходят для этих целей.

    Необходимо понять, что большинство подростков буквально раздирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает все, что подчеркивает, будто они все еще остаются детьми. У подростка появляется специфическая манера поведения и определенный стиль в одежде, подчеркивающий его индивидуальность. При возникновении у ребенка проблем родителям надо быть надежными союзниками в их преодолении, поддерживая дух подростка, вмешиваясь в ситуацию, когда она несет серьезную угрозу, но обязательно давая возможность самостоятельно преодолевать препятствия. Переживания подростков имеют под собой гормональную почву. По возможности необходимо руководить поведением подростка, но не задевая его самолюбия и не вызывая у него агрессивности. Поддерживайте его своей любовью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Трудности подросткового возраста"

    Как вести себя родителям, если ребёнок достиг подросткового возраста. Советы.Анкетирование родителей и детей перед родительским собранием (анкеты прилагаются). Результаты анкетирования на примере конк...

    Родительское собрание "Трудности подросткового возраста"

    лекторий для родителей о проблемах подростка, как им помочь в данный период...

    Рекомендации в форме буклета "Трудности подросткового возраста""

    В буклете представлены рекомендации по взаимодействию с подростком....

    Родительское собрание «Первые трудности подросткового возраста»

    ХОД СОБРАНИЯ Уважаемые родители,   сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать в этот период, и мы вместе попробуем найти...

    Первые трудности подросткового возраста

    Презентация к родительскому собранию, посвященному особенностям подросткового периода...