«Признаки надвигающейся беды. Проблемы современного подростка»
методическая разработка по теме

Диц Марина Владимировна

 

Общешкольный родительский лекторий

по профилактике употребления

психоактивных веществ подростками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priznaki_nadvigayushcheysya_bedy._5-8_kl.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

«Признаки надвигающейся беды.

Проблемы современного подростка»

(Общешкольный родительский лекторий

по профилактике употребления

психоактивных веществ подростками)

Цели:

1) повышение уровня знаний родителей по вопросам употребления психоактивных веществ (ПАВ) подростками;
2) развитие терпимого отношения к проблемам подростков и формирование плодотворных навыков взаимодействия с детьми.

3)выявление основных причин и факторов употребления наркотиков детьми в подростковом возрасте, показать родителям методы работы с детьми по предотвращению наркотической зависимости.

Социальный педагог:

-Тема встречи «Признаки надвигающейся беды». И это беда – наркомания. В конце XX века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, общее количество страдающих заболеваниями, вызванными приемом различных ПАВ (кроме табака), составляет более 500 миллионов человек.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью психоактивных веществ, превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку. Происходит постоянное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам, спиртному и сигаретам снижается до 8–10 лет.
Поэтому сегодня мы собрались с вами обсудить опасность ситуации для наших детей. Х
отелось бы обсудить проблему взаимодействия родителей, школы и детей с целью профилактики наркотической зависимости подростков, рассмотреть еще раз влияние наркотических веществ на будущее наших детей и выработать совместный план работы по предупреждению наркотической зависимости.

Наркотики – это токсические вещества, вызывающие поражения многих органов, снижающие иммунитет и приводящие к ранней смерти. Слово «наркотик» происходит от греческого слова «накрс», которое означает «сон». Словом «наркотики» раньше называли те вещества, которые использовались в медицинских целях для усыпления пациентов, то есть для наркоза. При использовании инъекций наркоманы заражаются СПИД ом и гепатитом и заражают этими болезнями других.

Под действием наркотиков у человека происходят резкие изменения психики, появляются галлюцинации – видения, которые не существуют на самом деле. Человек начинает жить новыми ощущениями, ничего не замечая вокруг, ему могут казаться разные вещи. В таком состоянии человек способен на любые поступки и преступления, так как у него отсутствует контроль за своим поведением.

Можно сказать ребёнку:  Посмотрите на эту книгу: красивая, глянцевая обложка, интригующее название. Хочется прочитать? А если она вам понравится, возможно, что вы ее будете перечитывать еще и еще раз?

Посмотрите на это пирожное: аппетитное, красивое. Хочется попробовать первый раз? А если оно вам понравится, возможно ли такое, что вы его будете покупать постоянно?

А вот перед вами наркотик (завернутый в бумагу белый порошок, можно использовать муку). Хочется попробовать первый раз? А если вам понравиться, то пробовать его еще и еще?

«Портрет» подростка, употребляющего ПАВ

1. Скрытность, самоизоляция.
2. Резкое снижение интереса к учебе, прогулы занятий, потеря интереса к спорту и к другим полезным увлечениям.
3. Лживость, изворотливость, уединение в туалете или ванной комнате.
4. Тяга к размышлениям о бессмысленности жизни и необходимости «свободы личности» в поведении и употреблении ПАВ.
5. Увеличение финансовых запросов, пропажа денег и вещей.
6. Неожиданные смены настроения и поведения.
7. Резкое снижение или увеличение аппетита, неряшливость, частые порезы, синяки, ожоги в районе вен, бледность, отечность кистей рук, покраснение глазных яблок, расширение кровеносных сосудов под ноздрями, следы инъекций по ходу вен, чрезмерно расширенные или суженные зрачки, ухудшение памяти, внимания.
8. Странные находки в доме: шприцы, иглы, закопченные ложки, флаконы, таблетки, порошки и пр.
9. Появление новых подозрительных друзей, частые и туманные телефонные разговоры, нежелание общаться со взрослыми.

Возраст и наркотики

Приводимые ниже данные представляют лишь осторожную попытку построить усредненную картину отношения детей, подростков и молодежи к наркотикам в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе.

8-11 лет. Детей интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способы употребления. Информация вызывает у детей особое любопытство. По данным диагностических исследований, дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках отрывочны, чаще всего получены со слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет, активное употребление чаше всего связано с токсическими веществами. Часто детей этого возраста вовлекает в боле взрослые сообщества на правах распространителей.

11-13 лет – основной возраст начала «наркомании». Интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков из-за широко распространенного заблуждения об их существовании.

О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику если не позитивное, то с присутствием определенного «ореола привлекательности». Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой. Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 11 –13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, критическим отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые вещества и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются, тем не менее тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ.

14-17 лет – наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне – в изолированных от влияния взрослых пространствах.

У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный – через близких знакомых и друзей. Вместе с расширением и объективизацией информации и наркотиках и риске злоупотребления ими формируется и все более и более определенное отношение к наркотику.

Социальный педагог: Так как нашим детям сейчас 13-15 лет, то считается, что это самый опасный возраст для экспериментирования с наркотическими веществами.

Основными факторами и причинами употребления наркотических веществ детьми считаются:

легко поддаются влиянию,

подражают образу жизни приятелей;

новые впечатления;

курят, употребляют алкоголь;

застенчивы, неуверенны в себе, внушаемы; сниженная самооценка; испытывают трудности в общении со сверстниками; тяжело переносят скуку, конфликты;

после стрессовых ситуаций, усталость;

отклонения в поведении;

имеют зависимости (конфеты, компьютер);

конфликты между родителями; в ближайшем окружении есть люди, злоупотребляющие наркотиками.

Таким образом, в большинстве случаев употребление наркотиков начинается под влиянием кого-либо. Давайте проведем тест и выявим, поддаются ли ваши дети влиянию со стороны других и расположены ли они к употреблению наркотиков?

(Проведение теста «Оценка степени риска у вашего ребенка инициализации наркотических средств.)

Тест «Оценка степени риска у вашего ребенка»:

  1. После стрессовых ситуаций подросток испытывает сильную усталость, раздражительность, становится безразличным либо перевозбужденным (да – 5 баллов, нет – 0 баллов).
  2. Подросток внушаем, застенчив, неуверен в себе (да – 5 баллов, нет – 0 баллов).
  3. Сниженная самооценка (считает себя неинтересным, неумным, непривлекательным и т.д.) (да – 5 баллов, нет –0 баллов).
  4. Испытывает трудности в общении со сверстниками (тревожен, напряжен, неуверен)  в школе (да – 5 баллов нет – 0 баллов).
  5. Испытывает трудности в общении со сверстниками на улице (да – 5 балов, нет –0 баллов).
  6. Стремится к получению новых впечатлений, ощущений, и удовольствий (как можно быстрее и любым путем), любит рисковать (да – 10 баллов, нет – 0 баллов).
  7. Зависит от мнения знакомых или друзей, легко поддается их влиянию, подражает образу жизни приятелей (да –1 0 балов, нет – 0 баллов).
  8. Имеет отклонения в поведении, связанные с травмами или инфекциями мозга (да –1 0 баллов, нет –0 баллов).
  9. Тяжело переносит разочарования, скуку, конфликты и трудности (да – 10 баллов, нет – 0 баллов).
  10. Имеются зависимости от сладостей, компьютера, телевизора и другое (да – 10 баллов, нет – 0 баллов).
  11. Курит или иногда употребляет алкоголь (даже если только пиво) (да –15 баллов, нет –0 баллов).
  12. В ближайшем окружении (родители, братья, друзья или соседи) есть люди злоупотребляющие алкоголем или употребляющие наркотики (да – 15 баллов, нет –0 баллов).
  13. В семье ребенка конфликт между родителями, либо семья на грани распада, развода (да – 10 баллов, нет – 0 баллов).

Оценка результатов:

Сумма меньше 25 баллов – подросток в группу риска не входит.

Сумма баллов от 25 до 50 баллов – средняя степень риска быть вовлеченным в экспериментирования с наркотическими веществами. Родителям необходимо быть внимательными к поведению подростка.

Сумма выше 50 баллов – риск вовлечения в ситуацию, связанную с употреблением наркотиков, велик. Необходимо посоветоваться с психологами или психотерапевтом.

Если у вашего ребенка есть предрасположенность по приведенным выше факторам и обозначенным причинам к употреблению наркотиков, то вам необходимо знать, как на первых порах выявить, употребляет ли ваш ребенок наркотики. Как вы определяете, что у вашего ребенка что–то случилось? (хорошее или плохое) Когда ребенок начинает употреблять наркотические средства, то в его поведении, настроении происходят видимые изменения. О них нам расскажет медик детской городской больницы.

Признаки употребления наркотиков.

О том, что человек употребляет наркотики, неопро вержимо свидетельствуют три признака: наличие силь ного влечения к наркотикосодержащим препаратам, со стояние наркотического опьянения, абстинентный синд ром («ломка»). Но подросток тщательно скрывает от взрос лых свое пристрастие к наркотикам. Он постарается в состоянии опьянения не появляться ни в школе, ни дома. Кроме того, болезнь у него еще не такая запущенная, как у взрослого наркомана, и признаки ее еще не столь явные. Поэтому постараемся обратить внимание на са мые, казалось бы, незначительные отклонения в поведе нии подростка и в его внешнем виде: а вдруг это начало трагедии?

*Так, внимательных родителей и педагогов не может не беспокоить нарастающая скрытность ребенка, а также то, что подросток уходит из дома в то время, которое раньше проводил в семье. Можно расценить эти явления как вполне нормальные для переходного возраста, но не лишним будет все-таки убедиться, что оснований для беспокойства действительно нет.

*Насторожитесь, если подросток слишком поздно ло жится спать и все дольше залеживается в постели ут ром, если падает его интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби, снижается успеваемость, если по явились прогулы школьных занятий.

*Если подросток выпрашивает у матери или отца день ги во все возрастающих количествах, а тем более, если начали пропадать деньги из родительских кошельков или ценные вещи из дома, — это очень тревожный признак!

*Подросток завел новых друзей не совсем обычного вида и поведения? Имейте в виду, что если это наркоман с большим стажем, то его можно распознать по таким признакам: длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки (ведь надо скрывать синяки от уколов); неестественно узкие или широкие зрачки, неза висимо от освещения; часто — неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук; темные, «разрушенные», «об ломанные» зубы в виде «пеньков», невнятная, «растяну тая» речь или неуклюжие движения при отсутствии запа ха алкоголя изо рта. Он, как правило, стремится избе гать встреч со старшими членами семьи подростка, ре зок и непочтителен в ответах на их вопросы. После его появления в доме могут пропасть вещи или деньги.

*Если подросток начал употреблять наркотики, его на строение меняется по непонятным причинам. Очень час то оно не соответствует ситуации: могут проявляться добродушие и вялость в момент скандала или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации.

*Наконец, вы можете заметить следы от инъекций (уко лов) по ходу вен на руках.

*Может быть, вам случайно доведется заметить у ре бенка шприц, какую-нибудь сушеную траву, непонятный порошок, разноцветные таблетки с выдавленными на поверхности картинками, марки, которые не похожи на почтовые. Не слушайте никаких оправданий, объяснений и уверений, что это нужно для уроков химии (или биоло гии) в школе, что принадлежит другу, — ведите ребенка к наркологу, чтобы не упустить время.

Часто родители спрашивают, как предупредить детей, чтобы они не употребляли наркотики. В плане предупреждения инициации употребления наркотиков наилучшее, что могут сделать родители, утверждают психологи, это не игнорировать интересы и проблемы своего ребенка. Основными приемами воздействия родителей на детей являются: беседа, усиление .

Факторы, способствующие защите от употребления наркотиков.

1.   Чувство юмора.

2.   Внутренний самоконтроль, целеустремлённость, увлечённость.

3.   Личностная успешность.

4.   Внутренняя свобода, уверенность в себе.

5.   Разборчивость в средствах достижения цели.

6.   Уважение и интерес к людям.

7.   Налаженные взаимоотношения хотя бы с одним зрелым человеком.

8.   Последовательность психических проявлений.

9.   Привязанность к общечеловеческим ценностям.

В конце собрания обсуждаются «Заповеди воспитателя».

  1. Никогда не воспитывайте ребенка в плохом настроении.
  2. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
  3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируй те каждый его шаг.
  4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте воз можные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
  5. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.
  6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарай тесь, чтобы он осознал ее.
  7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
  8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
  9. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий родительского собрания на тему "Проблемы формирования здоровья современных подростков" с презентацией

Предлагаемый сценарий родительского собрания может быть использован для работы с родителями различных классов. Для его проведения требуется предварительная диагностическая работа с учащимися класса, с...

Консультация для родителей Современные подростки - особенности воспитания. Проблемы.

Воспитание  подростка – непростой процесс, невозможный без адекватного родительского влияния. Воспитание подростков, пожалуй, является одной из самых сложных родительских задач. Это связано и с о...

Памятка для родителей. Психологические проблемы современных подростков

Памятка разработана для родителей в помощь к воспитанию и пониманию подрастающего подростка...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ " ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ " DIE  HEUTIGEN JUGENDLICHEN. WELCHE PROBLEME HABEN SIE? "...

Гиподинамия – проблема современных подростков

В последнее время многие родители стали меньше времени уделять физическому развитию своего ребенка. Родители  целыми днями находятся на работе, а дети предоставлены сами себе. Для многих ребят те...

Проблемы современного подростка

Проблемы современного подросткаЦель: проанализировать проблемы подросткового возраста.Оборудование: таблица “Проблемы современного подростка”, карточки с ситуациями.Лекционная частьИз всех...