Информация о здоровье
статья (7 класс) на тему

Галанова Елена Аркадьевна

 

 Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, тем выше его активность противостояние вероятному негативу воздействию из вне, т.е. успешность его адаптации к условиям среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchitnoe_slovo_na_konferencii-_zdorove.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Галанова Елена Аркадьевна

МОУ «СОШ №10»

заместитель директора по УВР

I квалификационной категории

Тезисы

Тема выступления: «Образовательная среда как ресурс здоровьясбережения школы»

Здоровье — это характеристика состояния человека, которая показывает отсутствие заболеваний и состояние благополучия человека, то есть состояние его души, тела и условий жизни. Здоровье это самая важная и ничем незаменимая ценность, которая позволяет человеку быть активным членом коллектива и общества в целом.

 Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, тем выше его активность противостояние вероятному негативу воздействию из вне, т.е. успешность его адаптации к условиям среды.

Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние школьные факторы риска:

  1. неукомплектованность ОУ специалистами, обеспечивающими создание здоровьесберегающей направленности образовательного процесса;
  2. стрессовая педагогическая тактика;
  3. функциональная неграмотность педагога в вопросах  охраны  и укрепления  здоровья;
  4. интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;
  5.   несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  6. несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  7. низкая двигательная активность;
  8. отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Но в тоже время  на такие факторы, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия, микроклимат в семье, наследственность образовательное учреждение не может повлиять.

  Для укрепления здоровья школьников, обучающихся в нашем ОУ, реализуется целостная программа, обеспечивающая формирование у школьников готовности к укреплению здоровья, потребности в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

В целях  соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации ОП:

При составлении расписания учебных занятий учитываются требования санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением главного врача Российской Федерации от 29.11.2002 г. №44. При этом принимаются во внимание физиологические возрастные особенности учащихся, а так же ритмы их недельной трудоспособности. Поэтому в расписании уроков для обучающихся на I ступени – на 2 – 3 уроках проводятся основные предметы, а на  II и III  - на 2,3,4 уроках. При составлении расписания уроков используем таблицу Сивкова, в которой трудность предмета ранжируется в баллах. Для обучающихся в 5 –11 классах распределена учебная нагрузка  таким образом, что ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходится на вторник и четверг, в то время как среда, является наиболее облегченным днем.

Организация учебного процесса в соответствии с возрастными особенностями школьников:

Организация учебного процесса проходит  в соответствии с условиями, способствующими всестороннему  развитию ребенка, получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья.

На уроках педагоги активно используют различные схемы двигательной активности:  физкультминутки, зрительно – двигательные упражнения (обязательны элементы здоровьесберегающей организации урока).

 Мы организуем, дни методической учебы, так, например, в 2009-2010 учебном году один из дней методической учебы был посвящен современным подходам к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Так же ежегодно проводятся заседания педагогических советов, где учителя делятся опытом по использованию в ОП здоровьесберегающих технологий, так в 2007-2008 году тема педагогического совета – «Здоровьесберегающая среда ОУ как условие развития инновационной школы»; 2008-2009 году - Тема заседания педагогического совета:  «Организация комплексной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в ОП на диагностической основе».

Большое внимание в образовательном процессе  уделяется  научно-исследовательской и  проектной деятельности учащихся. Школьники под руководством педагогов работают над различными проектами, так или иначе связанными с проблемами сохранения и укрепления здоровья, так в 2011 году на НПК «Одиссея разума» представлена работа  на тему: «Влияние излучения сотовой связи на организм человека»  и «Йододефицит и его влияния на организм человека» и т.д.

Большое внимание в организации ОП уделяется   организации комплекса оздоровительно-воспитательной работы со всеми учащимися ОУ, особо касаясь организации здоровьесберегающей деятельности классов спортивной направленности - 5-а, б (группы), 6-а, 7-а, 8-а классы. Классы спортивной направленности созданы в рамках реализации проекта «Служу Отечеству!». Учащиеся данных классов занимаются по специальной программе физического развития, получая усиленную физическую подготовку. С целью повышения  двигательной активности всех учащихся предусмотрены: организация динамических пауз, физкультминутки на уроках и занятиях во всех классах, прогулки на свежем воздухе согласно режиму и введен третий час физической культуры.

Организация школьного питания:

Для повышения биологической ценности питания в школьном питании мы используем только витаминизированный хлеб, который обогащён витаминами В1, В2, В6, РР, фолиевой кислотой, железом, кальцием. В школьное меню включаем также витаминизированный напиток «Золотой шар». Для восполнения дефицита йода используется только йодированная соль.  Витаминизируется витамином «С» третье блюдо.  На протяжении нескольких лет мы проводим мониторинг охвата горячим питанием. Так в 2009-2010 учебном году по сравнению с 2008-2009 годом охват питания составил 86 % хочется отметить, что данный показатель на протяжении трех последних лет остается стабильным, но вместе с тем мы не выполняем требования Роспотребнадзора на 92%.

Медицинское обследование:

В соответствии с реализацией школьной программы «Здоровье»  проводится постоянный мониторинг здоровья обучающихся

Каково же состояние здоровья обучающихся нашего  ОУ?

Так по результатам мониторинга за последние 3 года 1 место занимают заболевания органов дыхания (ОРЗ и бронхиты). Они составляют 291 случай (61,46 %), и если сравнивать результаты острой заболеваемости с предыдущим периодом, то можно заметить, что число данных заболеваний снизилось на 3,5 %. В настоящее время уровень здоровья школьников невысок, у них диагностированы хронические заболевания. 1 место занимает – нарушение осанки 69 (14,5%),результаты обследования АСПОН – Д, дают тоже неутешительные результаты, большую часть выявленных отклонений в здоровье учащихся составляют заболевания профиля – нарушение осанки, нарушение зрения, дефект массы тела.

Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребенок имеет отклонение в здоровье. Несмотря на понятные всем причины роста заболеваемости детей (экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета и др.), которые носят объективный характер, за последние 3 года,  тем не менее, отмечается  положительная динамика   снижение процентного роста острых и хронических заболеваний по сравнению с прошлым годом.

Мониторингу подвергались классы  и оборонно-спортивной направленности  8а и 7а. По результатам мониторинга можно предположить, что на уменьшение количества острой заболеваемости повлияло несколько факторов: занятие физической подготовкой с повышенным уровнем,  усиленное питание, особый график витаминизации.  

Безопасность условий:

Оснащение материально-технической базы образовательного учреждения позволило внедрить  в систему по формированию ЗОЖ для учащихся начальных классов «Конторки Базарного», которые сейчас активно используются на уроках учителями начальных классов и позволяют активизировать двигательную активность учащихся.

Организация внеучебной деятельности:

Работа в нашем ОУ по здоровьесберегающим технологиям в  процессе воспитательной работе представляет собой цепочку воспитательных мероприятий, организуемых как состязательные мероприятия, которые состоят из отдельных конкурсов, спортивных соревнований, коллективных творческих мероприятий, проводимых в течение всего учебного года.

Одним из направлений спортивно – оздоровительной работ школы является привлечение учащихся школы для участия в спортивных в соревнованиях школьного и городского уровней.

В этом учебном году учащиеся нашей школы приняли участие  во всех спортивных мероприятиях, проводимых в рамках городской спартакиады школьников (летняя и зимняя спартакиада) – III место.

8а класс оборонно-спортивной направленности принимает активное участие в соревнованиях окружного и областного уровня:

2007-2008г. – школа безопасности – участие; «Зарница» (округ) -3 место, «Зарница» (область) – 3 место;

2008-2009 г. - школа безопасности – 1 место;

2009-2010 г. - школа безопасности – 1 место; «Зарница» (область) – 4 место;

2010 г-2011 г. (1 полугодие)- Окружные соревнования в г. Качканар – турнир по физической подготовке, военно-прикладному и туристическому многоборью  «Готов к труду и обороне»- 3 место.

Таким образом комплекс условий по сохранению здоровья обучающихся реализуется через:

1.Использование образовательных технологий, здоровьесберегающий потенциал которых активизируется благодаря компетентности педагогического коллектива школы. Здоровьесберегающие технологии затрагивают личность, как учителя, так  и ученика, следовательно, необходимо рассматривать проблемы сохранения здоровья всех субъектов ОП как целостную комплексную программу.

2. Взаимодействие с  социальными партнерами по реализации здоровьесберегающей деятельности ОУ с внутренними субъектами системы (педагоги и образовательные центры):

  1. ОЦ «Вектор», ОЦ «Человек. Природа. Гармония», ОЦ «АИФ», ОЦ «Детство»;
  1. школьный врач;
  2. ПМП – консилиум
  3. Центр психолого-медико-социального сопровождения ЦПМСС (по договору) В рамках организации психолого-медико-социального сопровождения обучающихся в 2009-2010 учебном году специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения были проведены диагностические исследования с учащимися  1-х, 5-х,  9-х классов.  
  4. физкультурный диспансер (по договору);
  5. ММУ «Ревдинская детская городская больница» (по договору).

3. Работа с семьей, направленная на формирование социально-активной позиции в вопросе сохранения и укрепления здоровья, включает в себя:

  1. привлечение родителей  учащихся для участие в соревнованиях «Мама, папа, я — спортивная семья»; «Зарница», Туристический слет

  Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье;  если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Выступление на общешкольном родительском собрании. Знакомство родителей с  Федеральным Законом № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившим ...

Классный час по теме «Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

1 сентября - праздник знаний, новых встреч, новых впечатлений. Для первокурсников это день вступления в совершенно новую жизнь. Для тех, кто не впервые сядет за парты «Павлово-Посадского промышленно-э...

«Влияние отрицательной информации на здоровье человека. Защита от отрицательной информации».

В статье раскрывается актуальность проблемы информационного потока в современном мире, о деструктивном влияни СМИ на здоровье человека.Здоровье человека - это не только отсутствие болезей, но и психич...

Презентация. Влияние отрицательной информации на здоровье человека.

Презентация поможет четкому рассказу об отрицательной информации на здоровье человека....

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

Информация "Курить - здоровью вредить"

Данный материал - готовый стенд для оформления...