Права и обязанности родителей
консультация по теме

Котляренко Екатерина Ивановна

обязанности родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon semya_microsoft_powerpoint.ppt1.1 МБ
Microsoft Office document icon prava_i_obyazannosti_roditeley.doc174 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

тема семьи в русской литературе (на примере произведений Д.И.Фонвизина и А.С.Пушкина)

Слайд 2

С чего начинается Родина?

Слайд 3

Социологические исследования

Слайд 4

Славянская семья с незапамятных времен строилась на установившихся веками традициях. Главным в семье считался мужчина, в его функции входило материальное обеспечение семьи, защита ее от внешних неблагоприятных факторов, сохранение в ней здорового морального климата. Женщина была хранительницей домашнего очага, продолжательницей рода, растила и воспитывала детей, учила домашнему хозяйству дочерей .

Слайд 5

Семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет и развивается герой, пытаясь понять его.

Слайд 6

Главные действующие лица комедии Фонвизина «Недоросль» - семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины . Д.И.Фонвизин "Недоросль" Простакова - помещица, безграмотная, жестокая и необузданная. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия. Митрофан - единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий, похожий на мать...

Слайд 7

Для Пушкина Дом, семья – очень важные Понятие. Идея Дома вынесена на первое место. Дом предстает как порядок, где все делается по совести и чести, где люди верны долгу, где юные воспитываются и словом, и делом, в правильных понятиях и поступках, где человек защищен от подлости, предательства, жестокости, бесчестия. Естественно стремление человека к дому, к семье. "Капитанская дочка"

Слайд 8

Не последнюю роль в становлении личности главного героя, Петра Гринева, сыграло его знакомство с семьей капитана Миронова, простого русского офицера. Семья капитана Миронова живет «по старинке», тихо и спокойно, свято чтит патриархальные традиции

Слайд 9

На примере поступка капитана Миронова Пушкин показывает, каким должен быть настоящий офицер. Хотя автор иронизирует над мягким характером и неумением командовать Ивана Кузьмича, он говорит о том, что настоящий русский офицер никогда не дрогнет перед опасностью, не станет предателем и не нарушит присяги. Он будет до последнего вздоха защищать свою Родину. И у такого отца выросла достойная дочь, которая сумеет постоять за себя и защитить честное имя своей семьи и любимого человека

Слайд 10

"Евгений Онегин" В произведении «Евгений Онегин» Пушкин показывает одну - единственную семью - семью Лариных. Фамилия помещиков происходит от слова «лары» - боги домашнего очага. В их деревенском доме много доброго, патриархального и трогательного. Жизнь Лариных – «мирная», без зависти, злобы, жестокости. Это тихие, простые, непритязательные обыватели, гостеприимные, радушные.

Слайд 11

Большую роль в становлении характера Татьяны сыграла ее семья, близость к народным традициям и корням, к природе . Семья Лариных – лучшая среди поместных дворян. В их доме выросла не только обычная, ничем не выделяющаяся Ольга – наиболее распространенный тип дворянской девушки начала XIX века, но и духовно богатая натура – Татьяна.

Слайд 12

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Нам необходимо помнить о том, что духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания детей.

Слайд 13

Автор презентации учащаяся 9 класса Матвиенко Татьяна Руководитель: Котляренко Е.И.



Предварительный просмотр:

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

 Родители имеют право:

  • защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;
  • на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
  • на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;
  • на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;
  • на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;
  • на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
  • на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
  • на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
  • на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;
  • выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;
  • обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;
  • на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
  • на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав;
  • проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).

Родители обязаны:

  • обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
  • обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;
  • выполнять Устав общеобразовательного учреждении;
  • не допускать неправильного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
  • обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
  • содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.

Какие административные наказания могут применяться к родителям?

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

  • в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;
  • за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;
  • за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;
  • за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

        В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

  • В уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:
  • за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;
  • за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;
  • за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;
  • за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет?

Родители, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если в момент причинения вреда малолетний находился под надзором школы, больницы, оздоровительного лагеря и т. д., за вред будет отвечать учреждение, если оно не докажет, что вред возник не по его вине. Но если родители не имеют достаточных средств для возмещения вреда, а сам причинитель, став дееспособным, располагает такими средствами, суд имеет право потребовать возмещения вреда с того, кто его причинил. 

Также родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей (до 14 лет).

 Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет?

Сам подросток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или в недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества.

Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах?

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов;
  • злоупотребляют родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;
  • совершили преступление против жизни или здоровья супруга.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органы опеки и попечительства могут немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа местного самоуправления.

С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него.

Что влечет за собой лишение родительских прав?

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка. 

Что такое алименты, и в каком размере они взыскиваются?

Алименты – это средства на содержание несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, взыскиваемые с родителей или одного из них в судебном порядке или по согласию родителей.

Размер алиментов таков:

 на одного ребенка – одна четвертая часть заработка;

 на двух детей – одна треть заработка;

 на трех и более детей – половина заработка.

С учетом семейного положения и материального состояния сторон размер алиментов может быть уменьшен или увеличен.

Алименты могут взыскиваться и с совершеннолетних детей в пользу нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей.

Право на получение алиментов также имеют:

  • нетрудоспособные несовершеннолетние братья и сестры, которые не могут получать алиментов от родителей, от совершеннолетних и трудоспособных братьев и сестер, которые обладают необходимыми средствами;
  • нетрудоспособные несовершеннолетние внуки от бабушек и дедушек, обладающих необходимыми средствами;
  • нетрудоспособные бабушки и дедушки от трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами;

нетрудоспособные отчим и мачеха от трудоспособных совершеннолетних пасынка и падчерицы, обладающих необходимыми для этого средствами.

Можно ли восстановить родительские права?

Если родитель изменил поведение, образ жизни или отношение к воспитанию ребенка, он может быть восстановлен в родительских правах.

РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО

Согласно Конвенции о правах ребенка, принятой ООН, ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Россия является участницей этой Конвенции с 15 сентября 1990 г. Правила Конвенции имеют преимущества над внутренним законодательством, то есть, в случае расхождения применяются правила Конвенции.

Итак, какие права имеет ребенок по мере его взросления?

С рождения

Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество и фамилию; имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

С 1,5 лет

Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.

С 3 лет

Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.

С 6 лет

Шестилетний гражданин

        • вправе посещать школу;

        • вправе самостоятельно заключать:

                - мелкие бытовые сделки;

                - сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

                - сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

        С 10 лет

        Десятилетний гражданин

        • дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;

        • дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;

        • выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;

        • вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

        • может вступать в детские общественные объединения.

        С 14 лет

                Четырнадцатилетний гражданин:

       • имеет право на получение паспорта;

       • дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;

        • может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);

        • вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки;

        • вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

        • осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

        • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

        • допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;

        • имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;

        • несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке;

        • может обучаться вождению мотоцикла;

        • имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;

        • может вступать в молодежные общественные объединения;

        • подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.);

        • подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда;

        • может быть исключен из школы за нарушения.

        С 15 лет

        Пятнадцатилетний гражданин имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).

        С 16 лет

        Шестнадцатилетний гражданин

        • имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин;

                • несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства), вправе самостоятельно осуществлять родительские права;

        • получает возможность просмотра в кинотеатрах фильмов эротического содержания, имеющих запрет: “Дети, до 16 лет не допускаются”;

        • может быть объявлен, в установленном законном порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.

        • может быть членом кооператива, акционерного общества;

        • имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;

        • имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора;

        • имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); при этом сохраняется ряд льгот согласно трудовому праву (сокращенная рабочая неделя - 36 часов);

        • подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке;

        • несет уголовную ответственность за любые преступления.

        С 17 лет

        Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

        С 18 лет

        Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

С какого возраста человек получает возможность самостоятельно осуществлять в полном объеме все свои права и нести обязанности (т. е. приобретает дееспособность)?

  • С наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;
  • в случае вступления в брак до достижения 18 лет; при этом, если брак расторгнут, дееспособность сохраняется, но если брак признан недействительным, суд может признать бывшего супруга утратившим полную дееспособность.
  • при объявлении подростка, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью (в ГК РФ это называется «эмансипацией»).

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие возрастные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления отдельных прав и несения некоторых обязанностей.

Во всех этих случаях родители не несут ответственности по обязательствам за эмансипированного ребенка, и дети сами должны отвечать за все свои поступки так, будто бы являются взрослыми.

С какого возраста ребенок имеет право на выражение собственного мнения? Обязаны ли органы власти учитывать это мнение?

Законом возраст не ограничен. Таким образом, при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, ребенок вправе выражать свое мнение. Обязаны выслушать ребенка и в ходе судебного или административного разбирательства по вопросам, которые затрагивают его интересы. При этом, если ребенку исполнилось 10 лет, его мнение учитывается в обязательном порядке. Более того, изменение имени и фамилии ребенка, восстановление прав родителя, который был родительских прав лишен, усыновление, запись усыновителя в качестве родителя ребенка, передача ребенка на воспитание в приемную семью возможны только с согласия ребенка, которому исполнилось 10 лет. Конвенция требует, чтобы государство предоставляло право на выражение собственных взглядов любому ребенку, который способен сформулировать собственное мнение. Этим взглядам должно уделяться должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Имеют ли право родители представлять интересы своих детей, если между интересами детей и родителей имеются противоречия?

Нет, не могут, если наличие таких противоречий будет установлено органами опеки и попечительства. В этом случае этим органом назначается представитель для защиты прав и интересов детей.

Каким образом могут быть изменены имя и фамилия ребенка?

Если ребенку нет 16 лет, по совместной просьбе родителей с согласия ребенка орган опеки и попечительства может разрешить изменить имя ребенка, а также его фамилию – на фамилию другого родителя. Если второй родитель проживает раздельно, то орган опеки и попечительства учитывает его мнение по данному вопросу. Если местонахождение ребенка не известно или родитель лишен родительских прав, учитывать его мнение на этот счет необязательно.

ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

После достижения 14 лет человек имеет право:

  • распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;
  • пользоваться правами автора произведения науки, литературы, искусства, изобретения;
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды (например, дарить подарки), но только тогда, когда такие сделки не обязательно регистрировать у нотариуса;
  • распоряжаться средствами, предоставленными родителями или с их согласия другим человеком.

Все другие сделки действительны только с письменного согласия родителей, опекунов или попечителей. Если подросток в возрасте от 14 до 18 лет совершил сделку кроме тех, что указаны выше, такая сделка действительна только при условии, что родители письменно эту сделку одобрили.

Однако если подросток вступил в брак, или подросток, достигший 16 лет, работает по трудовому договору или занимается с согласия родителей предпринимательской деятельностью, он приобретает право на совершение любой сделки. Такой подросток имеет почти все права взрослого.

Может ли подросток в возрасте от 14 до 18 лет быть лишен права распоряжаться своим заработком?

Да, может, но только на основании решения суда, вынесенного по ходатайству его родителей или органа опеки и попечительства.

Какие права по распоряжению имуществом без согласия родителей имеют дети в возрасте от 6 до 14 лет?

Таких прав у них всего три – на совершение мелких бытовых сделок, на совершение сделок, направленных на получение выгоды без затраты средств, на распоряжение средствами, представленными родителями, опекунами или с их согласия другими людьми.

 Несут ли родители ответственность за сделки, совершенные их несовершеннолетними детьми?

Если подросток достиг 14 лет, за совершенные им сделки (если на них не требовалось согласия родителей) он несет ответственность самостоятельно. За сделки, совершенные детьми в возрасте до 14 лет, а также за причиненный ими ущерб, ответственность несут родители, кроме случаев, когда они докажут, что в допущенных нарушениях они не виноваты.

Имеют ли дети и родители право на имущество друг друга?

Нет, не имеют. Они пользуются имуществом друг друга по взаимному согласию.

Какое помещение является местом жительства несовершеннолетнего?

Если подростку нет 14 лет – то место жительства его родителей, усыновителей или опекунов. После достижения ребенком 14-летнего возраста – место, где человек постоянно или преимущественно проживает.

ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Какие права связаны с правом на образование?

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

  1. на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
  2. на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
  3. на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
  4. на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
  5. на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
  6. на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего   образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  7. на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
  8. на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
  9. на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  10.  на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
  11.  на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
  12.  на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
  13.  на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
  14.  на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
  15.  на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
  16.  на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
  17.  на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
  18.  на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;

19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом и локальными актами образовательного учреждения.

 Имеют ли право родители потребовать, чтобы было оценено соответствие государственным стандартам качество обучения и питания детей, которые они получают в школе, интернате и т. д.?

Да.

Каким образом должна поддерживаться дисциплина в образовательном учреждении?

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускается.

Что следует признавать насилием по отношению к ученику?

Физическое насилие – это применение физической силы к ученику.

Психическое насилие не имеет точного определения. Формами психического насилия являются:

  • угрозы в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  • постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

Представим себе, что работник школы или другого образовательного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе?

Ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представителя для проведения дисциплинарного расследования – ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если ученики с решением администрации не согласны, они вправе обратиться за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием или к специалистам по охране прав детей.

Вправе ли ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?

Да, вправе, но только во внеучебное время. При этом администрация учебного учреждения не вправе препятствовать проведению таких мероприятий, но при двух условиях – во-первых, если выборными представителями учеников выполнены условия проведения митингов или собраний, установленные уставом школы, во-вторых, если эти мероприятия не препятствуют учебному или воспитательному процессу и не нарушают российского законодательства.

С какового возраста дети могут создавать в школе или другом учреждении, где они обучаются, собственные общественные организации?

Такое право имеют все дети старше 8 лет. С этими организациями администрация школы (учебного учреждения) может заключать договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей?

Уставы и вся указанная информация должна быть вывешена в школе и любом другом учебном учреждении.

Что такое семейное образование? Какие права и обязанности имеют родители при выборе этой формы образования?

Семейное образование является новой для нас формой получения образования. Семейное образование – организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.

Родители (законные представители) имеют следующие обязанности:

 заключить договор с образовательным учреждением;

 определить организационную форму семейного образования;

 обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ;

 подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Права родителей (законных представителей):

  • ознакомиться с приказом о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение;
  • ознакомиться с личной карточкой обучающегося;
  • получать в общеобразовательном учреждении на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;
  • получить в общеобразовательном учреждении методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию ребенка;
  • получать денежные средства в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении;
  • получить компенсации, установленные государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста;
  • продолжить образование ребенка на любом этапе обучения в общеобразовательном учреждении.

Каковы права и обязанности образовательного учреждения при выборе родителями семейного образования?

Обязанности образовательного учреждения:

 заключить договор с родителями (лицами, их заменяющими) на организацию семейного образования;

 предоставить родителям на время обучения детей бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке;

 обеспечить методическую и консультативную помощь в соответствии с договором;

 осуществлять по заявлению родителей промежуточную аттестацию учащихся;

 предоставить возможность продолжить обучение в образовательном учреждении по заявлению родителей;

 выдать детям, прошедшим итоговую аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании;

 издать приказ о приеме ребенка в образовательное учреждение;

 завести личное дело на ребенка – карточку обучающегося;

 выплачивать из средств попечителя денежные средства на образование.

Права образовательного учреждения:

 расторгнуть договор при условии неосвоения обучающимся образовательных программ;

 получать информацию от родителей детей о ходе образования в семье;

 переводить обучающегося в следующий класс;

 оставить ребенка на повторный курс обучения.

Что такое экстернат как форма получения образования?

Экстернат – это аттестация учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе. Имеется «Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната». «Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Аттестация может быть проведена и в негосударственных учреждениях, прошедших аккредитацию и имеющих право выдавать документы государственного образца.

 В форме экстерната могут освоить программы следующие группы лиц:

  • обучающиеся в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях на 2 и 3 ступенях;
  • обучающиеся, вынужденно не посещающие образовательное учреждение.

Каковы обязанности образовательного учреждения при организации экстерната?

Образовательное учреждение обязано:

 установить правила ускоренного освоения образовательных программ по отдельным предметам в порядке экстерната;

 ознакомить экстерна с порядком проведения аттестации, программами учебных курсов или учебных предметов;

 организовать консультации по учебным предметам, выдачу литературы экстернам из библиотечного фонда;

 использовать организацию предметных кабинетов для проведения лабораторных и практических работ;

 предусмотреть в уставе порядок обучения по индивидуальному плану;

 допустить к аттестации экстерна;

 установить порядок проведения аттестации экстернов;

 перевести в следующий класс экстерна, прошедшего аттестацию, и выдать ему справку с оценками за полный курс по всем дисциплинам;

 издать приказ о создании комиссии для проведения аттестации экстернов и создать такую комиссию;

 выдать аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании с пометкой «экстернат».

ПРАВА РЕБЕНКА ПРИ  ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

Куда обратиться за помощью в поиске работы?

Помочь человеку найти работу обязаны органы службы занятости. Они должны не только сообщить, где и какая работа имеется, дать необходимые консультации, помочь ищущему работу сориентироваться, но если человек не может найти для себя работу, обязаны бесплатно направить его для профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации. Особое внимание эти органы обязаны уделить лицам, впервые ищущим работу, выпускникам общеобразовательных учреждений.

Можно ли обратиться за помощью в трудоустройстве подростка в фирмы?

Можно, но во избежание неприятностей следует проверить лицензию.

Обязан ли работодатель принимать на работу несовершеннолетних?

Да, обязан (при наличии рабочих мест). Несовершеннолетние относятся к числу тех, кто нуждается в особой защите. А органы исполнительной власти имеют право устанавливать для работодателя определенные квоты на прием таких лиц. Отказ работодателя принять на работу выпускников школ, ПТУ, сирот, детей, оставшихся без попечения родителей при наличии рабочих мест, запрещен и может быть обжалован в суд.

Могут ли несовершеннолетнего признать безработным?

Несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста, которые не учатся в образовательных учреждениях и не имеют работы и заработка и зарегистрированные в органах службы занятости, могут быть признаны безработными; безработные в возрасте до 18 лет относятся к особо нуждающимся в социальной защите.

Срок для признания человека безработным – не более 11 дней с момента подачи документов.

Какую помощь, кроме стипендий и пособий, органы службы занятости могут оказывать безработным?

При профподготовке органы службы занятости могут оплачивать безработному расходы на проезд и даже проживание в общежитии (если для этого необходимо временно поселиться в иной местности), а при утрате права на пособие ОСЗ могут выплачивать за безработного дотации на жилье, общественный транспорт, здравоохранение и питание, и не только самому безработному, но и лицам, находящимся на иждивении. Такими считаются дети до 18 лет и учащиеся в возрасте до 24 лет при условии, что они не получают пенсии или заработка.

Может ли человек устроиться на работу без паспорта?

Нет, за это работодателя ждет наказание от 1/10 до 1/2 минимального заработка.

Чем грозит работодателю прием на работу военнообязанных и призывников, не состоящих на воинском учете?

Штрафом от 0,1 до 0,2 размера минимальной зарплаты, а при совершении после наложения за это административного взыскания – от 0,2 до 0,5 минимального заработка.

С какого возраста возможен прием на работу?

С 14 лет, однако для этого необходимо согласие профсоюзного органа предприятия и одного из родителей.

С какого момента работник считается допущенным к работе?

С момента заключения трудового договора.

Что такое испытание при приеме на работу и для кого оно устанавливается?

Испытание устанавливается для проверки, соответствует ли работник поручаемой ему работе. Несовершеннолетним, а также выпускникам ПТУ, техникумов, институтов испытание при приеме на работу устанавливаться не может. Испытательный срок не может превышать 3 мес., а по согласованию с профсоюзным органом – 6 мес.  Если срок испытания истек, а работник продолжает выполнять работу, он считается выдержавшим испытание.

В каком случае на работника заводится трудовая книжка?

Если работник принимается на работу на срок свыше 5 дней. Трудовая книжка выдается работнику в день увольнения. Если при увольнении по вине администрации работнику сразу же не выдается трудовая книжка, то работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула.

Несет ли несовершеннолетний полную материальную ответственность?

При выполнении несовершеннолетними работ по хранению, переработке, перевозке, продаже материальных ценностей договор о полной материальной ответственности с ними не заключается (п. 11 «Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию» от 13.07.76.). Однако при совершении преступления несовершеннолетний несет полную материальную ответственность за последствия своего деяния.

Могут ли несовершеннолетние выполнять работы по переноске тяжестей?

Тем, кому от 16 до 18 лет, работы по переноске тяжестей свыше 4,1 кг разрешаются не более чем в течение одной трети рабочего времени. Подростки от 14 до 16 лет не могут выполнять работы, связанные преимущественно с переносом тяжестей более 2 кг. То есть перенос тяжестей более 2 и 4,1 кг допускается, но не может быть основной работой подростка. Так решено было Постановлением Наркомата Труда России от 4.03.21. Это Постановление действует и по сегодняшний день.

К каким работам запрещено допускать несовершеннолетних?

Кроме работ, связанных с переноской тяжестей свыше установленных норм (про эти нормы смотрите выше) запрещено привлечение не достигших 18 лет к работам, связанным с вредными или опасными условиями труда, а также к подземным работам.

Какова продолжительность отпуска несовершеннолетнего?
Один календарный месяц.

Какова продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего?

Рабочее время у работников в возрасте от 15 до 16

 лет не может превышать 5 часов в день, в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов в день, у тех, кто учится в общеобразовательных учреждениях, в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования и совмещает работу с учебой в течение учебного года – 2,5 часа (в возрасте от 14 до 16 лет) и 3,5 часа (в возрасте от 16 до 18 лет), норма выработки им устанавливается пропорционально установленному рабочему времени.

Какие ограничения действуют при увольнении несовершеннолетнего с работы?

Увольнение с работы подростка по инициативе администрации возможно только по согласованию с Комиссией по делам несовершеннолетних и Государственной инспекцией труда. Увольнение допускается в исключительных случаях, при этом подростка должны обязательно трудоустраивать на другую работу. При увольнении по собственному желанию администрация предприятия обязана в 3-дневный срок сообщать об этом Комиссии по делам несовершеннолетних. Увольнение несовершеннолетних вследствие недостаточной квалификации, из-за отсутствия опыта и навыков в труде либо из-за непродолжительного стажа работы, не допускается (Постановление Пленума Верховного Суда от 20.06.73.).

РЕБЕНОК И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Человек, попавший в органы уголовного преследования в нашей стране, тем более подросток, беспомощен. Реально помочь ему, а порой и спасти его можете лишь Вы. Действуйте!

Помните, Вы являетесь законным представителем несовершеннолетнего.

Перечислим преступления, за совершение которых подросток может быть привлечен к уголовной ответственности с 14-летнего возраста (по остальным преступлениям ответственность наступает только с 16 лет):

  • убийство;
  • умышленное причинение тяжкого, среднего вреда здоровью;
  • похищение человека;
  • изнасилование, насильственные действия сексуального характера;
  • кража, разбой, грабеж, вымогательство;
  • умышленное уничтожение или повреждение имущества, имеющего особую ценность, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;
  • неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения;
  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах;
  • терроризм;
  • вандализм;
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
  • хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
  • хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Что делать родителям при возбуждении уголовного дела и задержании подростка?

 Если подросток попал в милицию, Вам необходимо в первые же часы встретиться с работниками милиции, а в случае необходимости с прокурором.

 Если против несовершеннолетнего выдвинуто обвинение, выясните, в чем оно состоит и насколько оно обоснованно.

 Если подросток находится под стражей, попытайтесь добиться изменения меры пресечения (заменить арест залогом, подпиской о невыезде, личным поручительством или поручительством общественной организации, отдачей Вам под присмотр).

Для этого необходимо заявить ходатайство об изменении меры пресечения подростку, а также использовать механизм обжалования ареста через суд. При этом помимо залога, личного поручительства, поручительства общественной организации, подписки о невыезде может быть применена еще одна мера пресечения – передача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов или попечителей. В этом случае нужно написать заявление о передаче подростка под присмотр, попросить о поддержке вашей просьбы школу, общественные организации. Если Вы представите убедительные доказательства того, что вы в состоянии и готовы контролировать поведение подростка, обеспечить его участие в судебно-следственных процедурах и предотвратить новые правонарушения с его стороны – шанс на изменение меры пресечения у Вас есть.

 В срочном порядке найдите ребенку адвоката.

 Как можно быстрее лично встретьтесь с ребенком и выясните, как с ним обращались, какие его права нарушили.

Внимание! Если Ваш ребенок находится под стражей, Вам могут предоставить не более 2 свиданий в месяц продолжительностью до 3 часов каждое;

 Берите инициативу в собственные руки. В срочном порядке займитесь изучением интересующих Вас вопросов в кодексах и других законодательных источниках Российской Федерации (например, в УПК РСФСР есть специальный раздел «Производство по делам несовершеннолетних»).

 Постарайтесь заключить договор с адвокатом о поэтапной оплате его услуг, не торопитесь выплачивать затребованный гонорар полностью. Платите постепенно, по мере его участия в следственных действиях, затем в судебном процессе. Ходите за адвокатом по пятам. Требуйте от него юридически грамотного объяснения по вопросам:

  • в чем обвиняется подросток;
  • какое грозит наказание;
  • как можно изменить квалификацию преступления в более легкую с точки зрения наказания сторону;
  • как можно облегчить его участь входе расследования;

 Если Вы заметите, что адвокат избегает встреч с Вами и своим подзащитным, (тем более, если гонорар оплачен полностью) и, ссылаясь на загруженность, убеждает Вас, что «в суде лучше разберемся», - срочно меняйте такого адвоката и добивайтесь возврата гонорара. Вы имеете на это право.

 Если преступление совершено группой с участием Вашего ребенка, выясните, кто и какого возраста остальные члены группы. Постарайтесь выяснить роль в действиях группы Вашего сына (дочери), что он (она) сделал(-а) и почему.

 Обратитесь за помощью и консультациями в общественные организации, занимающиеся проблемами заключенных.

 Внимание! Учитывая сложившееся положение в наших тюрьмах и следственных изоляторах, всегда думайте о последствиях действий профессионального адвоката.

Для адвоката важнее всего добиться изменения квалификации обвинения с более тяжких статей УК на более легкие, исключить те или иные статьи, показать процессуальные нарушения, допущенные в ходе уголовного преследования. Как правило, если ему это удалось, он считает свою работу законченной. Например, адвокат может добиться назначения судебно-психиатрической экспертизы, и человека переводят в медицинское учреждение, принадлежащее органам внутренних дел, где условия могут быть еще хуже.

Запомните: помочь подростку гораздо легче на начальной стадии пребывания в органах уголовного преследования, а не в конце, когда все материалы собраны. Особенно тяжело будет помочь ему, если органам дознания путем угроз и избиений уже удалось выбить из него нужные следствию показания и на основе этого сразу же возбудить уголовное дело.

Что делать родителям на стадии предварительного расследования?

В первую очередь следует учесть особые обстоятельства, влияющие на производство по делам несовершеннолетних:

при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства по делам несовершеннолетних следователь, прокурор, судья должны обратить особое внимание на выяснение следующих обстоятельств:

  • возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);
  • условия жизни и воспитания;
  • причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним;
  • наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников;
  • при наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанных с душевным заболеванием, должно быть выявлено, мог ли он полностью сознавать значение своих действии.

Запомните: На данном этапе Ваша главная задача – постараться не доводить дело до суда. Следственные органы имеют право на стадии предварительного следствия прекратить уголовное дело.

Для этого необходимо подготовить следующие документы:

  • Справки, характеризующие его личное и семейное положение, состояние здоровья;
  • характеристики из учебного, рабочего коллектива, с места жительства;
  • ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием обвиняемого;
  • документы, доказывающие возмещение ущерба, если он был нанесен несовершеннолетним (например, расписка потерпевшего о том, что он получил компенсацию за причиненный ущерб и претензий не имеет);

Определите вместе с сыном (дочерью) правильную стратегию его (ее) поведения.

Что делать, если Вы считаете, что вашего сына (дочь) незаконно и необоснованно содержат под стражей?

Сразу же подавайте жалобу в суд на неправомерный арест.

При составлении жалобы вам следует посоветоваться с адвокатом, знакомым юристом, представителями правозащитных организаций, занимающихся проблемами уголовного правосудия по поводу законности и обоснованности ареста.

Осуществляя судебную проверку законности ареста, судья обязан установить:

  • возбуждено ли уголовное дело в отношении соответствующего лица;
  • предъявлено ли ему обвинение;
  • соблюдены ли сроки предъявления обвинения лицу в случае заключения под стражу в качестве меры пресечения (в исключительных случаях подозреваемый в течение 10 дней может содержаться под стражей без предъявления обвинения);
  • достиг ли обвиняемый к моменту совершения преступления возраста, по достижении которого по закону предусмотрена уголовная ответственность,
  • вручена ли обвиняемому (подозреваемому) копия постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • если лицу, содержащемуся под стражей, предъявлено обвинение, установить, предусмотрено ли соответствующей статьей  наказание на срок свыше одного года; если наказание составляет менее одного года, содержание под стражей несовершеннолетнего незаконно;
  • тяжесть предъявленного обвинения;
  • последствия правонарушения;
  • принимал ли обвиняемый (подозреваемый) меры к предотвращению вредных последствии совершенного им деяния;
  • характеристику личности обвиняемого, его состояние здоровья, наличие постоянного места жительства, возможность влияния на следствие;
  • если была преступная группа, роль в ней обвиняемого;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину арестованного;
  • наличие обстоятельств, исключающих уголовную ответственность данного лица;
  • наличие или отсутствие судимостей.

Какие документы следует подготовить для составления жалобы для судебного обжалования ареста?

 В дополнение к перечисленным выше документам целесообразно получить письменное поручительство общественной организации, либо не менее двух взрослых заслуживающих доверия лиц, в котором должно быть указано:

  • кто поручается;
  • обязательство, что несовершеннолетний не скроется от следствия и суда;
  • что поручитель знает существо обвинения и несет ответственность за несовершеннолетнего.

Что делать, если судья не принимает документы по жалобе?

Их можно передать следователю для приобщения к делу и использовать для повторной жалобы.

На какой срок несовершеннолетний может быть заключен в следственный изолятор?

Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применяться к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, но реально эта мера применяется неоправданно часто и широко.

Содержание под стражей при расследовании преступления по уголовным делам не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен судом (районным, городским и т. д.) до трех месяцев (если расследование не может быть закончено раньше). В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 6-ти, 9-ти месяцев, вплоть до полутора лет. Продление срока свыше 18-ти месяцев не допускается. Содержащийся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

Что можно предпринять во время следствия?

Участвуя как законный представитель на стадии предварительного следствия, следите за полнотой рассмотрения дела следователем. Если подросток участвовал в совершении преступления вместе со взрослыми, его дело может быть выделено в отдельное производство. Это важно в целях ускорения рассмотрения дела, особенно если ваш ребенок принимал участие только в одном эпизоде.

Требуйте от адвоката тщательного выяснения законности предъявляемого обвинения, достаточности добытых следователем доказательств вины в совершении конкретного преступления.

Выясните мотивы, т. е. те внутренние побуждения, которые толкнули вашего ребенка на совершение правонарушения, и какие цели он при этом преследовал. Это очень важно, т. к. пояснения будут записаны в протокол, и должны явиться весомыми аргументами для правильного определения вины подростка в совершении преступления.

Следователи практикуют обвинение лишь по объективным признакам и могут не учесть пояснения несовершеннолетнего о его мотивах и целях при фактическом совершении общественно опасных действий: вам необходимо добиться, чтобы эти пояснения были записаны в протокол допроса.

Держите постоянную связь со следователем для получения от него точной информации о дне вызова подростка из СИЗО к следователю. Вам необходимо подготовить продукты питания, которые будут приняты и переданы в камеру.

У него же вы узнаете, что можно приносить, в какой упаковке.

При контактах с представителями правоохранительных органов сохраняйте спокойствие и выдержку.

Одна из главных опасностей для несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности на стадии предварительного следствия, заключается в возможности ошибки, когда:

 вина привлекаемого к уголовной ответственности несовершеннолетнего не доказана в соответствии и с нормами уголовного законодательства;

 неправильно квалифицировано деяние по статье Уголовного кодекса, что отражается в неправильной мере наказания.

Внимание! Ваш ребенок может быть жертвой следственной и судебной ошибки. Например, фактически Ваш несовершеннолетний выступил в эпизоде как пособник или подстрекатель, а ему квалифицировали соисполнительство, что отразится на мере наказания.

Следственная и судебная ошибка влечет за собой несправедливость в отношении подростка, грубое нарушение его прав, и в конечном итоге ломает его жизнь. Если подобная ошибка является результатом заранее осознанных неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов, бороться с ней крайне сложно, и ситуацию может изменить лишь упорство адвоката, законного представителя.

Запомните: квалификация преступления наряду с личностью обвиняемого, мнением потерпевших и т. д. является важным компонентом в определении наказания. Поэтому один из самых существенных моментов предварительного следствия – определение следователем квалификации преступления, что он делает на основе ставших ему известными показаний участников эпизода, показаний свидетелей, фактически наступивших последствий, результатов экспертиз и т. д. Важнейшим условием правильной квалификации является установление полного соответствия признаков содеянного общественно опасного деяния всем признакам конкретного состава преступления, предусмотренного определенной нормой Особенной части УК.

При окончании предварительного следствия законный представитель может быть допущен для ознакомления с материалами дела. Если Вы считаете, что поступок вашего ребенка квалифицирован неправильно, Вы можете оспаривать данную квалификацию уже на судебном заседании.

Но даже если Вы знаете многие юридические тонкости, защита прав Вашего сына (дочери) во многом будет определяться тем, как Вы наладите контакт с представителями правоохранительных органов.

Что должны знать родственники подозреваемых и обвиняемых при общении со следователями?

Следователям не нравится надоедливый родственник, не нравится тот, кто постоянно жалуется, не нравится интеллектуал, показывающий свое превосходство над следователем.

Родственник должен заботиться о том, чтобы сформировать о себе положительное впечатление. Человеку истеричному или слишком суетливому, или слишком мягкому, или, наоборот, слишком конфликтному очень тяжело будет найти общий язык со следователем и прокурором.

Законный представитель должен быть немногословным, общаться при помощи бумаг, подавать документы в 2-х экземплярах, брать их всегда под роспись, быть доброжелательным, никаких личных претензий следователю не предъявлять. Но когда следователь допускает какие-то ошибки, нарушения, говорить ему: «Здесь Вы допустили нарушение. Я Вас прошу, давайте это исправим». Если Вы видите, что он не собирается исправлять, можно сказать, что Вы будете вынуждены на него жаловаться. Но своим правом жаловаться злоупотреблять не стоит.

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА

Каковы способы защиты гражданином своих прав?

Права могут быть защищены любым способом, не запрещенным законом. То есть, можно попытаться действовать самостоятельно. Можно обратиться к адвокату. Наиболее универсальный способ – обратиться за помощью к специализированным правозащитным организациям (контактные данные некоторых из них имеются в конце этой брошюры).

Имеет ли право человек, права которого оказались нарушенными, заставить обидчика прекратить нарушение и восстановить нарушенные права, не обращаясь за помощью в милицию или в суд?

Да имеет. Такое действие называется самозащитой гражданских прав и предоставлено любому человеку. Однако способ самозащиты должен быть соразмерен с нарушением и не выходить за пределы действий, которые необходимо предпринять, чтобы прекратить нарушение.

Будьте внимательны: иногда очень трудно провести ту грань, где кончается самозащита гражданских прав и начинается самоуправство – преступление, предусмотренное Уголовным кодексом РФ 1996 г. Главное отличие самоуправства от самозащиты заключается в том, что при самоуправстве вы действуете, нарушая порядок, установленный каким-нибудь законом, распоряжением или иным правовым актом.

КАК ОБРАТИТЬСЯ В СУД

Очень часто для защиты прав человека приходится обращаться в суд. Судебная процедура позволяет защитить права человека цивилизовано. Однако при судебном разбирательстве необходимо придерживаться установленных законом канонов. Если Вы решитесь действовать самостоятельно, Вам необходимо с ними ознакомится. В нашей брошюре мы можем дать только самые первые, общие рекомендации.

Предлагаемая вашему вниманию методика касается только гражданских дел (жилищных, трудовых, семейных, имущественных споров и т. д.).

Для того, чтобы обратиться в суд, необходимо грамотно составить исковое заявление. Оно подается в письменной форме, где обязательно должны быть указаны:

1. Наименование суда, в который подается исковое заявление.

До обращения в суд Вам необходимо выяснить, какой именно суд (какого района, города) будет рассматривать Ваше дело. Иск предъявляется в суде по месту жительства ответчика, а к юридическому лицу – по месту нахождения органа или имущества.

2. Наименование истца и его адрес.

Если заявление подается в суд представителем, то указывается также наименование представителя и его адрес.

3. Наименование ответчика и его адрес.

Если ответчиков несколько, то указывается наименование других ответчиков и их адрес.

4. Далее излагаются обстоятельства, на которых Вы основываете свои требования и доказательства, которые их подтверждают.

5. Ваши требования.

 Здесь надо указать нормы закона, на основании которых Вы просите удовлетворить свой иск.

6. Цена иска, если он подлежит оценке.

Цена иска определяется: о взыскании денег – взыскиваемой суммой; об истребовании имущества – стоимостью имущества; в исках, состоящих из нескольких самостоятельных требований – общей суммой всех требований и т. д. Указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости – определяется судьей.

7. Укажите перечень прилагаемых к заявлению документов (копии договоров, квитанции об оплате, акты обследований, медицинские справки, заключения экспертов и т. д.).

8. В конце заявления ставится дата и подпись.

Если в суд обратился Ваш представитель, то к заявлению прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя.

9. Исковое заявление подается в суд с копиями по числу ответчиков.

До подачи искового заявления необходимо уплатить государственную пошлину. Платеж взимается в доход государства за совершение юридически значимых действий или выдачу документов. Судебные расходы потом могут быть возмещены проигравшей стороной. При увеличении исковых требований недостающая сумма пошлины доплачивается.

Уплаченная сумма подлежит возврату на основании определения суда или судьи не позднее одного года в случаях: переплаты, отказа в принятии заявления, оставления заявления без движения и т. д. Суд или судья, исходя из имущественного положения гражданина, вправе освободить, уменьшить, отсрочить или рассрочить уплату судебных расходов в доход государства. От уплаты пошлины освобождаются иски о взыскании заработной платы и других требований, вытекающих из трудовых отношений, о нарушении прав потребителей, о взыскании алиментов и иные.

В каком случае судья отказывает в принятии иска или оставляет иск без движения?

Судья отказывает в принятии иска, если:

  • дело не подлежит рассмотрению в суде;
  • не соблюден порядок досудебного разрешения дела (например, дело по трудовому спору вначале, до подачи в суд, должно было быть рассмотрено комиссией по трудовым спорам);
  • по тому же делу уже есть судебное решение;
  • дело неподсудно данному суду;
  • заявление подано недееспособным лицом;
  • если дело передано на разрешение мирового суда.

Исковое заявление остается без движения, если:

  • оно подано с нарушением правил оформления исковых заявлений или без копий по числу ответчиков;
  • оно не оплачено госпошлиной.

При отказе в приеме заявления или его оставлении без движения судья выносит определение, в котором обязан указать, какие меры должен предпринять истец для устранения причин в отказе принятия иска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права и обязанности родителей

Ребенок учится тому,что видит у себя в дому....

Правовой лекторий для родителей "Права и обязанности родителей"

Каждый родитель должен знать свои права и обязанности. Если вдруг кто-то оних забывает, то необходимо напомнить....

Консультация для родителей : "Права и обязанности родителей"

Девять заповедей родителей- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или  таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.        -...

Памятка для родителей "Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей"

В памятке представлены основные положения действующего законодательства в области воспитания и образования детей...

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»...