Памятка для родителей
статья (5 класс) по теме

Халилова Лейля Ленаровна
Маленькие подсказки для родителей в вопросах общения, дисциплины, детских страхов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_strahi.doc22.5 КБ
Microsoft Office document icon disciplina.doc23 КБ
Microsoft Office document icon nashe_obshchenie.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькие подсказки родителям.

Детские страхи.

Страхи возникают у детей, когда они не могут адаптироваться к каким-либо новым условиям, ситуациям или объектам.

Причины бывают самые разные: сильный шум, яркий свет, внезапный крик, неизвестный человек и т.д. Часто они бояться темноты, теней, докторов, животных, наказания.

Большинство страхов так же бесследно исчезают, как и появляются.

Многие страхи формируются в процессе подражания.

Если ребенок видит, что родитель или другой близкий человек боится чего-либо, то он тоже начинает бояться этих предметов и явлений, людей. Родители сознательно и бессознательно приучают детей бояться.

После переживания болевых ощущений формируется страх травмы.

После укуса пчелы, собаки и др. животных, а также если ребенок падает с качелей, лестницы и др., у него возникает страх пред этими объектами.

Страх также может возникать из-за чувства вины

Когда родители постоянно кричат на ребенка, ему ясно одно: он утратил их любовь и впал в немилость, они могут покинуть его.

   В поведении пугливого ребенка наблюдаются следующие симптомы:

Привычка грызть ногти, сосать палец, заикание, обсасывание краев одежды, мокрая постель, замкнутость, капризы, упрямство.

Родителям необходимо выяснить и понять  явления, провоцирующие страх у ребенка. Иногда это очень трудно – вылечить от серьезных страхов, легче это сделать на начальной стадии, пока они ещё не выросли.

   Один из способов преодоления страхов – подражание, наглядные примеры взрослых.

Бесстрашие родителей и сверстников передается детям (например: спокойная реакция на молнию и гром избавит ребенка от боязни этих явлений).

 Смеяться и шутить по поводу страха, что часто позволяют себе родители, недопустимо.



Предварительный просмотр:

Маленькие подсказки родителям.

Дисциплина.

- это умение владеть собой, контролировать свои желания и потребности. Это знание и понимание того, что хорошо, а что плохо, это уважение чужих прав и серьезное отношение к чувствам другого человека.

К дисциплине необходимо приучать постепенно, не торопясь.

Две крайность в воспитании: авторитарность и попустительство.

Правило 1: постоянство в требованиях! Ограничивать употребление слова «нельзя».

Правило 2:  Будьте принципиальны в соблюдении введенных ограничений, даже если малыш реагирует на них криком и другими капризами.

Правило 3:  Не играйте с малышом в «запрещенное».

Иногда ребенок на «нельзя» взрослого реагирует улыбаясь. Повторяйте еще раз спокойно, требовательно, говорите ровным, твердым голосом. Пусть он поймет, что «нельзя» - это что-то очень серьезное, постоянное и строгое.

Правило 4:  позволяйте детям учится на ошибках, и делайте скидку на

возраст ребенка (слабая волевая функция).

Ребенку необходимо предоставить возможность увидеть последствия неправильного поведения или ошибок, только так он приобретет опыт и начнет понимать, что действия могут иметь как «+», так и «-« .

Правило 5:  ребенку нужно объяснять, что такое правильно!

Правило 6:  чаще отмечайте хорошие поступки детей.

Правило 7:  не перегружайте ребенка завышенными требованиями, соотнесите их с возрастом.

Правило 8:  давайте задания последовательно (например: сними ботинки (…) помой руки).

Правило 9:  не ждите немедленных результатов.

Дошкольный возраст – время учебы и осознания правил и дисциплины.

Правило 10:  показывайте пример правильного поведения.

В состоянии гнева не говорите с ребенком и не наказывайте его.



Предварительный просмотр:

Наше общение: слышать и слушать.

Доброжелательная атмосфера общения зависит

не только от характера взрослого и не только

от поведения ребенка. Она создается благодаря

овладению и использованию НАВЫКОВ общения.

В психологии был найден замечательный способ помощи собеседнику в случаях, когда ему трудно справиться с ситуацией, пережить неудачу, выразить ещё не вполне ясные чувства или мысли. Он получил название ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

При активном слушании ваша задача – ПОНЯТЬ говорящего, и ДАТЬ ЕМУ ЗНАТЬ об этом. Когда мы говорим «понять», то имеем в виду не только содержание его слов, но и его эмоциональное переживание. Обнаружено, что решить эти две задачи помогает следующий прием: вы повторяете то, что сказал собеседник, и при этом называете его чувство или состояние.

Если ваш ответ точен, то собеседник чувствует, что вы как бы присоединились к его переживаниям, что вы «разделили» его.

Воспроизводя сказанное собеседником, вы можете повторить отдельное слово, или фразу, или использовать парафраз, если человек говорил долго, то можно использовать резюме.

Например: маленькому ребенку сделали укол, он плачет и говорит: «Больно, доктор плохой!». Ваш ответ: «Тебе больно и ты сердишься на доктора».

В технику активного слушания входит также ряд других правил и рекомендаций:

  1. Важно держать ПАУЗУ. Она нужна для того, чтобы дать собеседнику пространство и время подумать и, может быть, сказать больше. Она же дает вам возможность сосредоточиться на собеседнике, отстраняясь от собственных мыслей, оценок и чувств.

Повторять сказанное нужно в УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ, а не в вопросительной форме. Когда вы задаете вопрос, то это значит, что вы хотите информировать себя. А когда вы

  1. произносите ту же фразу в утвердительной форме, вы рассказываете собеседнику то, что услышали о нем.
  2. Не начинать слушать, если нет времени.
  3. Не расспрашивать. Прямые вопросы и расспросы нежелательны. Ведь задавая вопросы, вы удовлетворяете собственное любопытство.
  4. Не давать советов. Жизнь показывает, что на самом деле советы не работают, даже если у вас их просят. Потому что, когда вы даете совет, то, как бы ставите себя выше другого. Это (сознательно или бессознательно) его обижает, и он стремится развенчать ваши «умные» рекомендации. Во-вторых, вы исходите из своего понимания ситуации, а для другого проблема может выглядеть совсем по-другому. В-третьих, обычно то, что вы советуете человеку, ему и так уже приходило в голову – ведь он с этой проблемой пробыл дольше вас.

Что еще НЕ НАДО ДЕЛАТЬ в момент, когда у ребенка переполнен «эмоциональный стакан» и он нуждается в сочувственном (активном) слушании:

  1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань реветь!».
  2. Предупреждения, угрозы: «Еще раз так скажешь, получишь!». (Нет понимания и нет желания понять).
  3. Морали, нравоучения, проповеди. В ответ чаще всего – молчаливое молчание ребенка: «И так тошно, а тут еще со своими моралями!».
  4. Критика, выговоры, обвинения: «Вечно ты влипаешь в истории!». (Вместо сочувствия, еще один щелчок по самолюбию).
  5. Обзывание, высмеивание: «Нельзя быть таким ослом!», «Нытик». (Нельзя приклеивать ярлыки, а шутить лучше теплее).
  6. Догадки, интерпретации: «Ты злишься, потому что у тебя самого ничего не получается». (В этих фразах –

отстраненное суждение и вторжение в личное пространство. Люди не любят, когда их вычисляют).

  1. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Ничего, пройдет», «Это пустяки». (Вместо того чтобы разделить переживание собеседника, «сочувствующий» принижает или обесценивает его чувства).

Научится активно слушать непросто. При активном слушании приходится внимательно наблюдать, эмоционально отзываться, быстро схватывать смысл и т.д. К тому же надо отрешиться от своих мыслей, оценок и переживаний. Важно знать, что все эти трудности преодолимы : нужны только упражнения и тренировка.

Важно ПОМНИТЬ, что любой человек – независимо от того, ребенок это или взрослый – может сам находить пути решения своей проблемы, если он получает ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ.

В чем она заключается?

1) в том, что вы находитесь рядом и дает ему возможность выговориться;

2) вы показываете, что знаете о его чувствах, т.к. точно их называете и разделяете их, о чем он узнает по вашему виду и интонации;

3) вы грубо не вмешиваетесь в его переживания, делая паузы и оставляя ему пространство для размышлений и внутренней работы;

4) своим невмешательством передаете веру в то, что у него есть запас собственных сил и способностей.

Если ВАС заинтересовала данная информация, и ВЫ бы хотели узнать больше, то мы Вам предлагаем прочитать книги детского психолога Гиппенрейтер Юлии Борисовны «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Черты родителей, усугубляющие трудности ребенка"

Часто трудности  адаптации ребенка в школе, особенности его поведения связаны с негативными проявлениями семейного воспитания.Данная памятка знакомит родителей с особенностями характера род...

Памятка для родителей "Принципы отношений родителей с детьми"

Памятку для родителей классные руководители могут использовать при проведении родительских собраний....

Памятка для родителей. Рекомендации родителям от учителя - логопеда

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях....

Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"

Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"...

Наши родители. Памятки для родителей.

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к ЕГЭØ     Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Окажите...

«ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ! » ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Материал предназначен родителям, содержит логопедические упражнения и рекомендации....

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...