Главные вкладки

    Что необходимо знать родителям восьмиклассников о подростковом возрасте
    статья (8 класс) на тему

    Погорельцева Наталья Иосифовна

    Материал представляет собой краткое описание особенностей подросткого возраста, содержит рекомендации для родителей , способы разрешения возникающих проблем.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

          Подростковый возраст восьмиклассников рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.
         В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности и нарочитости поведения, стремление поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность и жизнью вообще. Учеба в это время отходит на второй план (чтобы учение было привлекательным, нужно находить в материале то, что могло бы способствовать общению подростков).
         Самый главный вопрос подросткового возраста – это половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации, происходит вторичная половая идентификация, подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что это период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом». Начинается бурный, неравномерный рост, вследстивии чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Часто у восьмиклассников возникает дисморфофобия (неприятие своего тела и внешности), тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе. Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать или недооценивать свои качества и свойства. Если успешность в чем-то отклоняется от некоего выбранного самим подростком стандарта, то она не воспринимается как успешность. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Самооценка восьмиклассников неустойчива: подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. К тому же оценка носит сверхобобщенный характер: любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии личностного развития. Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации.
        Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые идеалы разрушены, новые еще не созданы. Особенности восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствует какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, они не посещают выставки и театры. Бессодержательно проводимое время толкает восьмиклассников на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру дивиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Впоследствии объясняя свои плохие поступки, восьмиклассники имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости.
          На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков. А по уровню косвенной агрессии на первом месте находятся подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанная в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию. Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации.
    Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не ее состав – полная, неполная, распавшаяся – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Для любого подростка очень важна роль семьи, но, к сожалению, в наше время растет число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении. Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.



    Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:

    • Гипер опека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мысли, чувств, поведения) до семейной тирании

    • Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность
    • Ситуация создающая «кумира семьи» - постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи
    • Cитуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.


    Пути решения проблемы.
    Как общаться с восьмиклассниками в этот период?


    • Формирование круга интересов восьмиклассников на основе особенностей их характера и способностей

    • Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья»
    • Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность.
    • Индивидуальное воздействие на восьмиклассника с участием школьного психолога по психокоррекционной работе с ним
    • Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
    • Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами)
    • Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника
    • Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)
    • Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.


    Рекомендации для родителей:

    • Будьте всегда чуткими к делам своих детей
    • Анализируйте с детьми причины их удач и неудач
    • Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко
    • Старайтесь не ограждать подростка от трудностей
    • Научите преодолевать трудности
    • Сравнивайте своего ребенка только
    с ним самим!!!, обязательно отмечая продвижение вперед
    • Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»
    • Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)
    • Информируйте своего ребенка о
     границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно
    • Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка
    •Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте
    • Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию
    • Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)
     Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети. 
    • Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии
    • Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной
    • Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами
    . • Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, неупрощенное, не вульгарное, а простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
    • Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга. Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.
    • Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.

    Помните: недоверие оскорбляет!!!

    • Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или дивидиантного поведения.
    • Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Лекторий для родителей на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»

    Лекторий для родителей  о трудностях подрасткового возраста и способах грамотного пребывания родителей в переходном возрасте  их детей....

    Адаптация пятиклассников к школе. Что необходимо знать родителям

    Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы....

    Адаптация пятиклассников к школе. Что необходимо знать родителям

    Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы....

    Это необходимо знать родителям о подростках.

    Большая ошибка родителей подростка при появлении симптомов сердечной слабости, оградить его от всякого рода физических нагрузок. Единственным лекарством служат систематические занятия физическими упра...

    "Что необходимо знать родителям о ФГОС ДО".

    Введение ФГОС ДО связано с тем,  что настала необходимость стандартизации сожержания дошкольного образования для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного ...

    "Что необходимо знать родителям первоклассников-2016 года о ФГОС"

    В современном мире, перегруженном информацией разного рода, невозможно  усвоить все знания, накопленные человечеством за многолетнюю историю.  Перед школой поставлена задача: не наполнить ре...

    Словарь логопедических терминов, которые необходимо знать родителям

    Материал содержит подборку логопедических заключений и терминов, которые будет полезно знать родителям с целью более точного понимания особенностей речевого развития детей....