Какие существуют гарантии прав граждан на получение образования
материал по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

Профориентационная работа с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какие существуют гарантии прав граждан на получение профессионального образования

Статья 43

1.Каждый имеет право на образование.

2.Гарантируются  общедоступность  и  бесплатность дошкольно го, основного общего и среднего профессионального образования в государственных   или   муниципальных   образовательных  учреждениях и на предприятиях.

3.Каждый   вправе   на   конкурсной   основе   бесплатно   получить высшее образование в государственном или муниципальном образо вательном учреждении и на предприятии.

4.Основное   общее   образование   обязательно.   Родители   или лица,   их   заменяющие,   обеспечивают   получение   детьми   основного общего образования.

5.Российская  Федерация  устанавливает федеральные  государ ственные образовательные стандарты, поддерживает различные фор мы образования и самообразования.

Нормативный документ

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

(Извлечения)

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования.

1.        Гражданам   Российской   Федерации   гарантируется   возмож ность получения образования независимо от пола, расы, националь ности, языка, происхождения, места жительства, отношения к рели гии,    убеждений,    принадлежности    к   общественным    организациям (объединениям),  возраста,  состояния  здоровья,  социального,  имуще ственного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимос ти могут быть установлены только законом.

  1. Государство обеспечивает  гражданам  право  на образование путем   создания   системы   образования   и   соответствующих  социаль но-экономических условий для получения образования.         ,
  2. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бес платность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования  и  начального профессионального образования, а  также   на  конкурсной   основе  бесплатность  среднего   профессио нального,   высшего   профессионального   и   послевузовского   профес сионального образования в государственных и муниципальных обра зовательных учреждениях в пределах государственных образователь ных стандартов, если образование данного уровня  гражданин  полу чает впервые.

Затраты  на обучение граждан  в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредита цию и  реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяе мых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

  1. В   целях   реализации   права   на  образование   граждан,   нуж дающихся в социальной помощи, государство полностью или частич но несет расходы на их содержание в период получения ими обра зования.  Категории  граждан,  которым  оказывается данная  помощь, ее формы,  размеры  и  источники устанавливаются федеральным за коном.
  2. Государство создает гражданам  с отклонениями  в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений раз вития   и  социальной  адаптации   на  основе  специальных  педагогиче ских подходов.
  3. Государство оказывает содействие в получении образования  гражданами,   проявившими   выдающиеся   способности,   в   том   числе посредством   предоставления   им   специальных   государственных  сти пендий,  включая  стипендии  для  обучения  за  рубежом.   Критерии  и порядок   предоставления   таких   стипендий   устанавливаются   Прави тельством Российской Федерации.

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения.

1.        Порядок  приема  граждан   в  образовательные  учреждения   в части,  не урегулированной  настоящим  Законом,  определяется учре дителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.

Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граж дан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

2.        При  приеме  гражданина в образовательное учреждение по следнее  обязано  ознакомить  его  и  (или)  его  родителей  (законных представителей) с уставом  образовательного учреждения  и другими документами,    регламентирующими    организацию    образовательного процесса.

3.        Прием граждан в государственные и муниципальные образо вательные учреждения  для  получения  среднего  профессионального высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граж дан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наибо лее способных и подготовленных к освоению образовательной про граммы соответствующего уровня.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экза менов в государственные и муниципальные образовательные учреж дения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно за ключению учреждения Государственной службы медико-со циальной экспертизы не противопоказано обучение в соот ветствующих образовательных учреждениях;

 -граждане  в  возрасте  до  20  лет,   имеющие  только  одного родителя-инвалида   I   группы,   если   среднедушевой   доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установлен ного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- граждане,  уволенные с  военной  службы  и  поступающие  в соответствующие   образовательные   учреждения   на   основа нии  рекомендаций  командиров  воинских  частей,  участники боевых действий и инвалиды боевых действий.

Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессио нального и высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы.

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Феде рации, участвовавших в международных олимпиадах по образова тельным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступи тельных испытаний в государственные и муниципальные образова тельные учреждения среднего профессионального и высшего про фессионального образования для обучения по направлениям подго товки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады.

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников.

7.        Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, средне го (полного) общего,  начального профессионального образования  и на  конкурсной  основе  среднего   профессионального,   высшего  про фессионального  и  послевузовского  профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Граждане Российской Федерации вправе в установленном по рядке неоднократно получать бесплатное профессиональное обра зование по направлению государственной службы занятости, в слу чае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Фе дерации.

8.        Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заоч ной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, име ют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на   сокращенную   рабочую   неделю   и   на   другие   льготы,   которые предоставляются    в    порядке,    устанавливаемом    законодательством Российской Федерации.

Нормативный документ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

(Извлечение)

Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием.

1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлени ям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессио нальное образование, на конкурсной основе по результатам вступи тельных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании. Порядок приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулиро ванной настоящим Федеральным законом, определяется учредителем (учредителями) высшего учебного заведения.

Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в области образования и обеспечивать зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ соответствующих уровня и (или) ступени.

Высшее учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии. Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с указанной лицензией, а также со свиде тельством о государственной аккредитации по каждому из направ лений подготовки (специальности), дающим право на выдачу доку мента государственного образца о высшем профессиональном об разовании. Ознакомление абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или факт отсутствия указанного свиде тельства фиксируются в приемных документах и заверяются лич ной подписью абитуриента.

3. Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального об разования, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в высшее учебное заведение по резуль татам собеседования, за исключением вступительных испытаний про фессиональной направленности, которые могут быть установлены высшим учебным заведением.

Указанным лицам, не прошедшим собеседование, предоставля ется право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испы таний в государственные и муниципальные высшие учебные заведе ния принимаются:

-дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно за ключению учреждения Государственной службы медико-со циальной экспертизы не противопоказано обучение в соот ветствующих высших учебных заведениях;

-граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только од ного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой до ход семьи ниже величины прожиточного минимума, уста новленного в соответствующем субъекте Российской Феде рации;

    -граждане,  уволенные с  военной  службы  и  поступающие  в соответствующие  высшие учебные заведения  на  

     основании рекомендаций командиров воинских частей, участники воен ных действий и инвалиды боевых действий. Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные   высшие   учебные   заведения   пользуются   граждане, уволенные с военной службы.

              Как реализовать свои права  на поступление в профессиональное                учебное заведение

Познакомившись с гарантированными государством правами граждан в сфере получения профессионального образования, сле дует правильно ими воспользоваться.

При подготовке к поступлению в профессиональное учебное учреждение желательно собрать максимум доступной информа ции. Наиболее простой для этого способ — посещение дня откры тых дверей в выбранном учебном заведении.

Дни открытых дверей — это ежегодно проводимые учрежде ниями профессионального образования мероприятия. Цель такого мероприятия — привлечь абитуриентов в учебное заведение, отве тить на все вопросы об условиях поступления и обучения, особен ностях специализации и т. д.

В том случае, если специальность уже выбрана, но нет оп ределенности с тем, где именно получить образование, стоит воспользоваться справочником для поступающих в образова тельное учреждение. Об учебном заведении необходимо узнать следующее:

■   есть ли у него лицензия на право ведения образователь ной деятельности;

      имеет ли оно государственную аккредитацию;

  1. какие в учреждении есть факультеты и кафедры;
  2. какие факультеты платные, а какие бесплатные;
  3. куда и как устраиваются работать выпускники.

Дни открытых дверей в каждом учебном заведении проходят в разное время, обычно 1—3 раза в год и, как правило, в воскре сенье.

До поступления в учебное заведение необходимо продумать свои действия, если поступить не удастся. Возможны несколько вариантов действий:

1)        подать заявление на вечернее или заочное отделение.

Если не удалось поступить на дневное отделение, то можно подать заявление на вечернее или заочное отделение. Экзамены на эти отделения проходят позже и, возможно, с меньшим, чем на дневной факультет, проходным баллом;

2)        пойти  учиться   в  учреждение  начального  или  среднего профессионального образования.

Поступив в профессиональное училище за год до повторного поступления в вуз, можно получить начальное профессиональное образование. Тем самым вы приобретете рабочую профессию, ко торая никогда не помешает и, кроме того, даст вам возможность в процессе обучения в вузе соединить практические навыки с теоре тическими знаниями;

3)        найти   вуз   (возможно   негосударственный),   в   котором вступительные экзамены позже.

Обучение в таком вузе может быть платным. Это необходимо уточнить заранее;

4)        рассмотреть вариант дистанционного обучения.

Научный и технический прогресс идет стремительными тем пами. Возможности Интернета могут пригодиться сейчас для дис танционного обучения, т. е. обучения на дому с помощью компью тера. Вузов, предлагающих такой способ обучения, не много, но они есть и не только в нашей стране, но и за рубежом;

5)        записаться на курсы по обучению какой-либо специаль ности (например, стилист-визажист).

Существует много различных курсов (многие платные), на которых можно получить специальность. Например, курсы менед жеров по туризму, стилистов-визажистов, фотографов и т. д. По ступив учиться на курсы, можно устроиться на работу в интере сующую вас профессиональную сферу;

6)        устроиться на работу в ту сферу, в которой планируется будущее профессиональное образование.

Возможность пойти работать в ту область, в которой в даль нейшем хотелось бы работать, на роль подмастерья, может ока заться очень полезной, поскольку тем, кто имеет опыт работы по специальности, сдать экзамены будет легче, а после учебы устро иться на работу проще.

Например, желающие поступить на юридический факультет могут устроиться курьером в юридическую контору, на долж ность специалиста по сбору информации (сбор информации по конкретным юридическим вопросам и делам) или ассистента в суд. Так появится возможность не только ознакомиться с должностными обязанностями, структурой работы учреждения, но и получить практические знания.

Следует продумать различные варианты получения профес сионального образования и прежде всего рассчитать, как приобрес ти профессию с наименьшими затратами (финансовыми, времен ными и др.). Не спешите покидать школу. Получите среднее (полное) общее образование и только тогда поступайте в учрежде ние профессионального образования. Некоторые школы заключи ли договоры с учреждениями профессионального образования по преемственности обучения, когда первоначальные знания и уме ния по конкретной профессии можно получить в общеобразова тельной школе.

Задания и вопросы

  1. Проанализируйте представленные в этой главе нормативные до кументы. Составьте перечень гарантий прав граждан на получе ние профессионального образования.
  2. Подумайте, какие действия вы предпримете, если не поступите  с первого раза в высшее учебное заведение.
  3. Составьте план приобретения выбранной профессии с наимень шими  для  вас финансовыми  затратами.  Учтите  возможные за траты на проезд к месту учебы, проживание, питание.

 


   

 


 

 


 

 


 

 


 



 






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г)

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г)...

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Р1

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ....

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»...

Родительское собрание «Закон Ярославской области о гарантиях прав ребенка»

Родительское собрание по теме: «Закон Ярославской области о гарантиях прав ребенка» Проблема, которой посвящено собрание, является актуальной, поскольку речь идет о безопасности наших детей ...

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических усл...

ФЗ об основных гарантиях прав ребенка

ФЗ об основных гарантиях прав ребенка...