Замены букв по оптическому типу и пути коррекции этих ошибок.
методическая разработка по теме
Рекомендации родителям по устранению замен букв по принципу оптического сходства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Замены букв по оптическому типу
и пути коррекции этих ошибок.
Под дисграфией (дис — расстройство, графо — пишу) понимается специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.
К дисграфическим относят специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил: • замены букв;
• пропуски букв; • вставка лишних букв;
• перестановка букв; • недописывание слов;
• слияние нескольких слов в одно; • разделение одного слова на части.
Замены букв могут быть:
- по принципу сходства соответствующих им звуков (по фонетическому типу);
- по принципу оптического сходства и искажённое их написание (по оптическому типу).
Замены букв по оптическому типу у обучающихся младших классов связаны с трудностью усвоения ребёнком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими». Корни этих трудностей чаще всего уходят в дошкольный возраст и связаны с несформированностью зрительно-пространственных представлений. Так, если ребёнок не научился в своё время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет трудно заметить, что у письменной буквы и палочка короткая, тогда как у — длинная; если он не усвоил, что предметы могут располагаться слева и справа друг от друга и т. п., то ему будет трудно понять, что овал у буквы Ю располагается справа, а не слева. Всё это затрудняет усвоение ребёнком начертаний букв.
Ошибки на письме при оптической дисграфии чаще всего выражаются в следующем:
1. Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (ш и щ; ц и щ; п и т; л и м) или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (в и д; о и а; ш и т).
2. Недописывание элементов букв (г вместо и).
3. «Зеркальное» изображение букв.
Для преодоления замен букв по оптическому типу необходимо развитие у ребёнка оптико-пространственных представлений, что даст ему возможность заметить различия в начертании смешиваемых им букв.
Развитие оптико-пространственных процессов.
Коррекционную работу начинают не с букв, а с картинок и геометрических фигур:
* Называть контурное или недорисованное изображение предметов.
* Находить отличия в парных картинках.
* Определять, что неправильно нарисовал художник.
* Уметь различать геометрические фигуры по форме и величине.
* Понимать и различать понятия «верх - низ», «вверху - внизу»,
«выше - ниже», «справа - слева».
* «Оречевлять» различное пространственное расположение
предметов (карандаш на книге, в книге, под книгой и т.д.)
* Распределять изображённые предметы по величине.
* Срисовывать изображения, состоящие из геометрических фигур.
* Составлять разрезанные на части картинки.
Потом можно переходить к работе над смешиваемыми буквами.
• сравнение двух смешиваемых букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий;
• складывание букв из составляющих их элементов;
• построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом;
• самостоятельное построение буквы (без образца);
• отгадывание буквы, построенной другим;
• реконструирование, то есть «переделка» одной буквы в другую;
• «достраивание» букв путём добавления к ним недостающих элементов;
• нахождение «спрятавшихся» букв в фигуре;
• нахождение нужной буквы среди графически сходных букв;
• нахождение неправильно написанных букв;
• вылепливание смешиваемых букв из пластилина;
• письмо смешиваемых букв в воздухе; на ладони у ребёнка;
• вырезание букв из бумаги или картона;
• обводка контуров букв;
• раскрашивание буквы большого размера (5-6см.), написанных взрослым;
• письмо букв по опорным точкам, поставленными взрослыми;
• узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);
• узнавание и последующее называние недописанных букв;
• узнавание букв, наложенных друг на друга;
• узнавание букв, написанных разными шрифтами;
• узнавание букв по их зеркальному изображению и правильное написание букв;
• называние рядом написанных сходных по описанию букв;
• соотнесение букв, выполненных разными шрифтами;
• на заключительных этапах работы: письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку.
• письмо под диктовку слогов, а затем и слов со смешиваемыми или неправильно изображаемыми буквами.
Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание ребёнка к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание. Когда это будет обеспечено, для существования замен букв по оптическому типу больше не останется места. Очень важно провести достаточное количество письменных упражнений в правильном написании букв.
Литература:
1. Р.И. Лалаева. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.: Союз, 1998г.
2. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Просвещение, 1997г.
3. Л.Г. Парамонова. Говори и пиши правильно.- СПб.: Дельта, 1996г.
4. Л.Г. Парамонова. Логопедия для всех.- М.: АСТ, 2002г.
5. Л.Г. Парамонова Предупреждение и устранение дисграфических ошибок у детей. - СПб.: Дельта, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/07/picture-215818-1362684520.jpg)
Типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении задания повышенного уровня сложности С-5 ЕГЭ по химии. Советы по предупреждению этих ошибок.
Консультативные материалы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по химии разработаны учителем химии ГБОУ СОШ № 466 Курортного района,экспертом по проверке ЕГЭ Овчароовой Ольгой Эдуардовной ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-828339-1476092157.jpg)
Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»
Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге» для старшеклассников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/31/picture-474757-1409473948.jpg)
Конспект урока по теме "Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге"
Конспект урока в 7 классе в рамках Всероссийской социальной кампании "Притормози". Цель урока: "Обучение несовершеннолетних безопасному переходу проезжей части дороги"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/13/picture-1037519-1526205158.jpg)
Презентация к уроку: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге».
Презентация предназначена для изучения темы: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге». Пакет содержит учебную информацию в дос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/27/picture-655427-1448643810.jpg)
Предупреждение оптической дисграфии путем развития пространственных представлений
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памят...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-888692-1486174437.jpg)
Дидактические игры и упражнения, направленные на предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у младших школьников
Дисграфия – такое нарушение, которое выражается в стойких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил) ошибках. Возникновение этих ошибок никак не связано с наруше...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/01/picture-954585-1506870896.jpg)
Интегрированный урок по физике и математике на тему "Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге"
Цели:Образовательная цель:сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению задач по физике;Развивающая цель:развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, ...