Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка.
методическая разработка (5 класс) на тему

Калинкин Сергей Михайлович

       Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

        Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий

  

 Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка

   Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

   Английский язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

    Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

    Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

        Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий

   

 Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.

 

   Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках проектной работы снижает нагрузку учащихся по домашней работе; разноуровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся.

   Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.

   Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно – тематическому планированию.

   На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.

Примером может служить использование на уроках коротких стишков стиле рэп”, которые нередко встречаются в учебника К.Кауфмана . Моментом релаксации можно также считать песни на английском языке. На уроках часто использую пение под караоке.

     

     Песня на уроке - хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные.

        

       Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании ,исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

.     Песня на уроке- хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные.

        

       Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании,исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету,развивает музыкальный слух и память,снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

    В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.

            На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев.

Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей.

Вот некоторые примеры такой зарядки.

         Teacher: Stand up!

          ( звучит песенка)

1)      Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down.

Hands up. To the sides.

Bend left, bend right.

One, two, three, hop,

One, two, three, stop!

Stand still!

  2)      Clap, clap, clap your hands.

Clap your hands together. (2 times)

Stamp, stamp,stamp your feet

Stamp your feet together.

 

Далее выполняются движения с использованием команд:

       Dance a dance! Fly! Swim! Go! Run! Jump! Climb!

 

 Часто использую упражнения, помогающие снимать усталость с пальцев:

  Do you have a father? Yes, I do.

  Do you have a mother? Yes, I do/

  Do you have a sister? Yes, I do.

  Do you have a brother? Yes Ido.

  Do you like you r father? Yes, I do/

  Do you like your mother/ Yes, I do.

  Do you like your sister? Yes, I do.

  Do you like your brother? Yes, I do.

     ИГРА- одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие:

  -Игра- пантомима:

При изучении алфавита: изобразить букву ( нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).

Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.

 - При изучении темы ‘’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

 - При изучении темы ‘’ My day’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

 - Ролевая игра- пантомима ‘’In the shop’’.

 Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.

     Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

 

      Новизна и нетрадиционность  учебного материала.

  Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызывать интерес может знакомство с новыми журналами, рассказ о каком- либо городе англоязычных стран с применением иллюстраций.

      Возникает вопрос: чем же отличается этот вид разрядки от обычного аудирования?

При проведении аудирования учитель направляет внимание школьника на восприятие речи на слух, ставит задачи, предлагает специальные упражнения. Рассказ же учителя, подобранный с целью восприятия усталости, напряжения, начинается словами: «Сейчас я расскажу вам что-то интересное». Такой рассказ не носит учебного характера, а строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Трудные слова, обороты речи переводятся самим учителем. Такое сообщение рассчитано на 2-3 минуты. Например:

     I’ll tell you a funny story about the curious little girl. A family of three: a mother, a father and a little girl Susan were going home by bus.

   Susan: Where are we going, Dad?

   Father: We are going home.

   Susan: Where are we going in our home?

   Father: To our house.

   Susan: What house?...What street?...What boy?...What sweets?

(It was continued for half an hour. At last the father became angry.)

        

      Father: Susan, when we get home will you carry on asking questions?

      Susan:  What questions?

      Father: Susan, if you say the word ‘’what’’ again I’ll get off the bus.

      Susan:What bus?

 

                   

    Шутливые истории на уроке.

 Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого я рассказываю что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни, часто используя смешные игрушки, картинки.

  Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т . д .

    Практикую на своих уроках элементы разноуровневого обучения: 

        

Выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля по теме.

Пример выбора домашнего задания.

6 класс. Тема: «Мой день».. Задание: рассказать о своем выходном дне.

На 3 балла - написать рассказ 7-8 предложений (основа есть в учебнике);

на 4 балла - рассказать о своем выходном 7-8 предложений;

на 5 баллов – рассказать о том, как ваша семья проводит выходные ( 10-12 предложений).

 

    Формированию здорового образа жизни способствуют изучение и применение на практике следующих тем:

«Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»;

- «Климат и его влияние на здоровье человека»;

- «Спорт и здоровый образ жизни»;

- «Здоровое питание и влияние его на здоровье»;

- «Экстремальные виды спорта»;

- «Генетически-модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»;

- «Профилактика болезней»;

- «Природная среда как фактор здоровья населения»;

- «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- «Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»;

- «Проблемы выживания в современном мире»;

- «Проблемы молодежи»;

- «Здоровье и культура общения»;

- «Труд, здоровье, долголетие»;

- «Генетические проблемы здоровья»;

- «Технический прогресс и человеческие способности».

    Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д. Так, в 6А классе были проведены нетрадиционные уроки с дегустацией английской кухни. Детям такие уроки особенно нравятся.

      Здоровьесберегающие технологии в средней и старшей школе.

Проблемы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни - это темы, которые изучают в средней и старшей школе. Всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние на только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс-конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.

   Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.



Предварительный просмотр:

Многих из вас наверняка волнует, какие же права вы имеете по отношению к школе? Можно ли вам присутствовать на уроках? Имеете ли право смотреть классный журнал? Могут ли вам отказать в помощи, когда вы не знаете, как помочь своему ребёнку? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить в этой статье.

Традиционно будем обращаться к законам – «Об образовании в РФ», да и эта статья написана на основании именно этого закона.

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (закон «Об образовании в РФ», ст. 44, п.1).

Если вы считаете, что воспитывать вашего ребёнка должна школа, то это не так. Именно вы, родители, обязаны заложить основы в ребёнке. С нынешней переполненностью школ и детских садов педагоги просто не имеют возможности уделять достаточно времени детям, как бы они не старались. Образование постараются дать, потому что это входит в их должностные обязанности и проверяется министерством, ГОРОНО, администрацией школы, а вот про воспитание всё равно будут спрашивать с вас.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям(законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (закон «Об образовании в РФ», ст. 44, п.2).

С вопроса «Может ли школа помочь родителям?» я начала эту статью. Помощь вам обязательно должны оказать, какая она может быть:

  • помощь в освоении программы по одному или нескольким предметам (чаще всего учителя в этом не отказывают, но всё зависит от их желания помочь, терпеливости и наличия свободного времени). Если вы хотите попросить своего учителя быть репетитором , то знайте, что он на это не имеет право. Позаниматься бесплатно можно, всё зависит от учителя, но за деньги – попросите другого (можно из этой же школы).
  • Психологическую (как ребёнку, так и вам). Если у вас возникла проблема в воспитании, недопонимание и т.д., вы можете обратиться к классному руководителю, а также к школьному психологу. Даже завуч и директор вполне могут оказать вам такую помощь и попробовать решить ваш вопрос. Если же вы по каким-то причинам не хотите обращаться за помощью в школу, то можете отправить свой вопрос на электронный адрес нашего сайта shkola-i-my@yandex.ru, мы обязательно постараемся вам ответить в ближайшее время.
  • ПМПК. Эти страшные 4 буквы очень пугают родителей в начальной школе. Ребёнок не успевает по предметам, у него плохое поведение, неусидчивость – всё это может стать причиной обращения педагога и администрации школы к ПМПК (Психолого – медико – педагогическая комиссия). Пугаться её не нужно, во многом она может вам даже помочь. Ели вам предстоит эта комиссия в ближайшее время и волнуетесь, то прочитайте эту статью. В Германии, если в начальной школе у ребёнка есть какие-то отклонения, он уже вряд ли сможет поступить в колледж и учиться среди умных ребят. В России каждый ребёнок имеет второй шанс, и если у него есть какие-то проблемы, ПМПК может определить его в коррекционный класс или в класс с упрощённой программой, но это не закроет ему пути в получении даже высшего образования.
    Просто успокойтесь, занимайтесь ребёнком и всё получится.

Какие права для родителей обещаны законом «Об образовании в РФ» (далее по ст. 44 закона «Об образовании в РФ»)?

  • выбирать школу, формы обучения (в разных школах могут быть разными, например, в гимназиях и лицеях), язык обучения, факультативы и элективные курсы (дополнительные курсы по определённому предмету);
  • дать ребёнку образование в семье (семейное образование) и в любое время продолжить образование в школе;
  • ознакомиться с уставом школы (сделайте это обязательно, опора на пункты устава может помочь в решении многих конфликтов, потому что у вас есть законные основания (статьи устава)), программой, по которой учатся дети, лицензией и т.д.;
  • узнать методы обучения и воспитания детей в школе, а также оценки;
  • защищать права и интересы своего ребёнка (вы его представитель);
  • знать обо всех обследованиях детей в школе (медицинских, психологических и т.д.), для этого вам за несколько дней обязаны дать листки, в них вы подписываетесь, что согласны или не согласны; вы также имеете право знать результаты этих обследований;
  • принимать участие в управлении школой (для этого нужно как минимум посещать родительские собрания, а как максимум быть в составе родительского комитета).
    Для того, чтобы родители знали, что происходит в школе, организуются общешкольные родительские собрания. На них выступают обычно завуч или директор, могут и учителя. Также есть собрания председателей родительского комитета. Они решают насущные школьные вопросы (ремонты, организация праздников, решение общешкольных проблем, например, наркомании и т.д.)

Родители обязаны:

  • обеспечить получение среднего образования (9 классов). Сюда входит: обеспечить одеждой (в том числе форменной школьной), место для приготовления уроков, благоприятная обстановка (в конфликтах и ссорах ребёнку сложнее хорошо учиться), обеспечение канцтоварами и другими нужными для учёбы вещами;
  • соблюдать внутренний распорядок школы (режим занятий), требования устава и другие документы, связанные со школой и родителями;
  • уважать честь и достоинство учащихся и работников школы.
    Все дети школы – такие же дети, как и ваш ребёнок. Представьте на месте других своего ребёнка, и вам вряд ли захочется, чтобы к нему было плохое отношение. Любые конфликты в школе следует решать только с классным руководителем и администрацией, но ни в коем случае не самому. Также и работники школы (учителя, техперсонал, работники столовой и т.д.) такие же люди, как и вы. Школа – это их работа и если возникают какие-то разногласия, стоит их решать в спокойном тоне. Им ведь потом с детьми взаимодействовать. Вам же не хочется, чтобы на вашего ребёнка сливали всю отрицательную энергию?

На что в школе родители имеют право? (ст. 45 закона «Об образовании в РФ»)

  • Направлять обращения в высшие органы образования, если школа несправедливо нарушила ваши права или права вашего ребёнка. Такие заявления обязательно должны рассмотреть. Но как всегда сначала советую разобраться в ситуации, выяснить причины такого отношения и т.д. И если вы уверены в своей правоте, то обращайтесь в высшие органы.
  • Обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (создаётся в самой школе). Пишется заявление директору школы (как написать – смотрите здесь, в заявлении укажите причину обращения и просьбу собрать по этому делу комиссию с участием виновников и пострадавших); если потребуется образец, то сообщите об этом, пожалуйста, в комментариях к статье.

Что может родитель делать в школе?

  • Вы можете присутствовать на уроках вашего ребёнка, но только заранее попросив об этом учителя и назначив время.
    Очень полезно данное посещение уроков (почаще и в течение всего года) родителями трудных детей. Зачастую они не знают, какой их ребёнок вне дома. Дома он может быть душкой и лапочкой, а в школе тираном, непоседой, двоечником. Посмотрите на своего ребёнка, на других, поговорите с учителями. Вы намного лучше узнаете своего ребёнка, и это только сблизит вас. Почитайте совет одной мамы в конце 
    этой статьи, которая посещала уроки своего ребёнка в течение года, я считаю его очень мудрым.
  • Узнать оценки своего ребёнка (но не других, так как это нарушает закон «О персональных данных».
  • Получить разъяснения о том, почему ребёнок получил ту или иную оценку, замечание.

Что школа не имеет права делать по отношению к родителю?

  • отказать в получении информации об его ребёнке;
  • не пускать родителей в школу (всякие отмазки, типа «у вас нет медосмотра» и пр. незаконны!);
  • оскорблять.
    К счастью, такие случаи в школе случаются нечасто. Школа всегда рада тому, что родители интересуются своим ребёнком. Ведь идеал воспитания и образования – когда школа и родители делают это вместе и не противоречат друг другу.

И последнее, что я скажу – про отношение родителей к учителям и школе.

Частая ошибка родителей – ругать учителей и школу за какие-то недочёты в их работе:

1) «Ваша училка по биологии какая-то тупая – за две ошибки уже ставит «тройку»!»

2) «Ненавижу нашу дибильную школу, что за отвратительное место!»

3) «Я умнее вашего классного руководителя!»

И прочее и прочее.

Все эти негативные отзывы о школе в ребёнке формируют негатив к месту, где он учится. Учителей он перестаёт уважать. Какой результат? – Плохая успеваемость, нет дисциплины, ребёнок может стать «изгоем» для злопамятных учителей. К чему это ведёт? – К комплексам неполноценности, недостаточности знаний и т.д.

Если учитель хороший – скажите ребёнку: «Как тебе повезло с учителем!», а если нет, то не высказывайте свой негатив вслух при ребёнке. Учителя и школа – вторая семья для ребёнка, его работа. А нелюбимая работа сами знаете к чему приводит. А мы ведь хотим только самого лучшего своему ребёнку!

Читайте законы, устав школы. Посещайте родительские собрания и уроки. Не ругайте учителей при ребёнке. У него не будет неприязни к школе, а вы будете в курсе всех дел. Добрых вам благ, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка»

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физичес...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка. Игровые технологии.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: 1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека р...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка

статья по теме:"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"...

«Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка»

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на анг...

Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка

Статья о здоровьесберегающих образовательных технологиях на уроках английского языка...

Статья: "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка"

Английский язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уде...