«Воспитание патриотизма подрастающего поколения в системе учебной и внеурочной деятельности»
статья по теме

С одной стороны, патриотическое чувство российского гражданина, как конкретной личности, выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то, материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, наконец, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_chernyaevoy.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Хорошенькое муниципального района Красноярский

 «Воспитание патриотизма подрастающего поколения в системе учебной и внеурочной деятельности»

                                                                                     Выполнила:

                                                                                     Учитель истории

                                                                                     ГБОУ ООШ с.Хорошенькое

                                                                                     Черняева В.П.

                                                        2012 г.

Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу,  изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности перед обществом.

Результатом образования должно стать формирование личности, способной занимать активную позицию в обществе, но не только как отдельной личности, проживающей автономно от других индивидов в своем социуме, а стремящейся к объединению в общности, которые будут взаимосвязаны между собой и в конечном итоге представят собой единое государство, не только по формальному признаку, но и в фактическом понимании каждого гражданина, живущего в России.

Переходя к пониманию патриотизма, необходимо иметь в виду, что оно имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо и многих других. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Фактически слово «патриот» пришло в Россию из Франции. Так 200 лет назад называли граждан, добровольно вступивших в армию для борьбы с австро-прусскими интервентами.

Существует множество толкований слова «патриотизм»:

- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу;

- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства;

- совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины.

На основании проведенного анализа представленных в литературе трактовок понятия можно говорить о том, что «Патриотизм - это любовь к родине, преданность своему отечеству и своему народу».

Опираясь на данные понятия, возможно, сделать вывод о том, что патриотическая работа на уроках истории несет  с собой цель реализовать процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны.

С одной стороны, патриотическое чувство российского гражданина, как конкретной личности, выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то, материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, наконец, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.

С другой стороны, патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.

Субъектами патриотизма выступают личность, социальная группа, класс, нация, другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества. Чувство патриотизма формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым,   духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик.

По моему мнению, воспитание патриотизма было и остается основной составляющей на уроках истории, даже в 90-х гг. двадцатого века, когда общество было в поиске, у меня не было сомнения в этом. Первое, что я должна привить своим детям – это любовь к своей истории, Родине, селу. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

Как учитель истории с 23-летним стажем работы считаю необходимым и первоочередным развитие духовных качеств личности на уроках истории. Формирование необходимых качеств будущих патриотов осуществляется через раскрытие великой исторической роли нашего государства в мире. Каждый день нашего государства чем-то знаменателен, связан с людьми, которые прославили себя и свою Родину.

Освещение прошлого и настоящего нашей Родины, как правило, осуществляю с помощью словесных и наглядных интерактивных методов обучения. Результатом  является желание школьников, опираясь на опыт предков, самостоятельно формировать свою позицию на события и явления жизни. В качестве стимулирующих заданий, сопровождающих вышеуказанные методы, хотелось бы отметить следующие:

- изучение истории, традиций, культуры своего народа, родного края, большой и малой Родины;

- участие в конкурсах, олимпиадах за честь школы, области;

- участие в детских, подростковых  движениях;

- проведение дней воинской славы России.

Основной задачей в этом случае является раскрытие и донесение до сознания школьника преемственной связи времен и народов, поколений, связь между прошлым, настоящим и будущим. Повышению эффективности ее решения способствует использование разнообразных форм уроков героико-патриотической тематики: интегрированных, проблемных, уроков-характеристик, уроков-размышлений, дискуссий, театрализованных, семинаров, лекций и др.

Несомненно, история России является ярким примером, изучая который, можно действительно понять понятие патриотизма. Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. И уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости, приходит и осознание сопричастности ко всему произошедшему. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.

В старших классах я чаще использую применение личностно-ориентированных технологий, которые предполагают отказ от авторитарной модальности в общении и создание доверительных отношений между учителем и учащимися, что несомненно влияет на качество усвоения материала и воспитание школьников.

На рубеже ХХ-ХХI веков достижения обновляющейся России не так велики, чтобы вызвать у всех учащихся высокий дух патриотизма. Прошлое же зачастую не вызывает гордости за жизнь своих далеких и близких предшественников по причине «очернения», фальсификации их истории в 90-х гг. двадцатого века. В начале III тысячелетия учителя и учащиеся должны понять, что «дети без родителей» - это не мы. «Иваны, родства не помнящие» - это тоже не мы. Для этого требуется ярко показывать все достижения Руси - России - СССР - Российской Федерации независимо от того, каким было государство - княжеским, царским или советским. Делая это ярко, убедительно, доходчиво, необходимо, несомненно, прививать чувство гордости за Родину, ведь ее достижения, действительно, заслуживают уважения.

Раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и полководец Петр Багратион, летчик Петр Нестеров и  сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны. Не хотели, тем не менее, на смерть шли. Известный педагог В.А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну-студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя».

Рассматривая подвиги конкретных личностей, необходимо помнить, что еще одним эффективным средством воспитания патриотических чувств у подрастающих поколений является изучение героических страниц истории Отечества, организовать которые можно на примере комплекса отдельных тем и уроков по курсу «Истории Отечества».

1. На уроке «Начало Отечественной войны 1812 г.» следует подчеркнуть, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф. Глинки: «Наступают времена Минина и Пожарского! Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».

2. На уроке «Бородинское сражение», большое впечатление у учащихся оставляет знакомство с памятниками Бородинского сражения, которые создавались и создаются на протяжении многих десятилетий. На одном из них слова: «Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна».

При этом учащихся необходимо подводить к выводу о том, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, он понес невосполнимый моральный урон и потерял половину своих войск. Именно здесь прозвучали первые звуки погребального звона для его империи. Рассказ на этом уроке будет неполным, если его не связывать с героями Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет - осенью грозного сорок первого года стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей и батареи Раевского. Именно в эти дни поэт С. Васильев в стихотворении «Поле русской славы» писал:

Бейся в схватках равных и неравных

До конца! Плати врагу сполна!

Помни, что ты правнук и праправнук

Доблестных солдат Бородина.

3. Урок «Завершение Отечественной войны 1812 года. Заграничный поход русской армии» начинается с рассказа о подготовке к контрнаступлению. Рассказывая об огромном значении похода из лагеря у села Тарутино, приоткрывшего южные регионы страны и оставившего врагу лишь разоренную Смоленскую дорогу, можно привести слова М.И. Кутузова: «Отныне имя его должно сиять в наших летописях наряду с Полтавой, и река Нарва будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая».

Учащиеся подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, в которой величие духа патриотизма народа было движущей силой разгрома наполеоновской армии.

4. Уроки по теме «Крымская война» также дают возможность решать задачу патриотического воспитания учащихся. Учитывая, что большой силой эмоционального воздействия обладают исторические документы, можно привести слова из приказа адмирала Нахимова, ставшего душой обороны города: «Матросы, мне ли говорить о ваших подвигах на защите родного нам Севастополя и флота, я с юных лет был постоянным свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию; мы сдружились давно; я горжусь вами с детства! Отстоим Севастополь…». Но жизнь уготовила легендарному Севастополю новые испытания в суровые годы Великой Отечественной войны. И наследники боевой славы героев 1854-1855 годов 250 дней сдерживали врага у черноморской твердыни, поломав все планы фашистского командования. Учреждение 22 декабря 1942 года боевой награды военной поры - медали «За оборону Севастополя», а 3 марта 1944 года ордена и медали Нахимова - лучшее тому подтверждение.

5. На уроке, посвященном Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., рассказывая о форсировании Дуная, сражениях на Шипкинском перевале и под Плевной, возможно, приводить примеры мужества и стойкости русских воинов, сражавшихся в сложной гористой местности в условиях суровой зимы. На уроке можно продемонстрировать и открытки, рассказывающие о любовно сохраняемых на болгарской земле памятниках подвигам русских солдат, офицеров и генералов. Среди них - величественный монумент на Шипке, храм-мавзолей на Плевне, памятник в центре Софии с надписью «Братьям-освободителям - признательная Болгария».

6. На уроке «Источники и значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне» уделяю внимание, прежде всего героизму советских людей, полководческому искусству военачальников. В выступлениях ребят звучат примеры мужества людей, их беспримерного подвига во имя Родины, используется  мелодия «Нам нужна одна победа», читаются строки из  произведения Р. Рождественского: (Реквием)

Люди! Покуда сердца стучатся,

Помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли,

Помните!

7.  Урок: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта.

Война затронула каждую советскую семью, пришла в каждый дом. В качестве наглядности, возможно, использование копий документов и наград, фотографий и медалей родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение, подчеркивая тем самым значимость каждого выступления.

Так, почти у каждого в классе находится, что рассказать о своих родственниках-участниках войны или тружениках тыла. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Тему краеведения продолжаю и во внеурочной деятельности. Несколько лет назад с помощью учителей и учащихся  были оформлены альбомы, в которых собран материал по истории школы с момента ее открытия в 1988 году. Мы продолжаем собирать материал по истории школы, о фронтовиках, тружениках тыла.

Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь сохранить традиции поколений в части преподавания сущности патриотизма, привития учащимся чувств любви к Родине, своему селу, семье, воспитать из них достойных граждан России. Без этого у нашего общества не может быть будущего. Я вполне понимаю и согласна, что современное образование уже не может успешно функционировать в прежних формах, что необходимо переосмысление условий организации школьной жизни. Дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в современном мире. Все это мы и раньше в какой-то мере старались изучать, применять, внедрять, улучшать. Готовы и дальше идти по пути обновления, совершенствоваться самим и помогать детям. Привитие патриотизма каждому ребенку должно явиться неотъемлемой задачей учителя истории в школе. Выражаю уверенность и в то же время надежду на то, что каждый педагог в каждой конкретной школе нашей страны будет полностью реализовывать свой потенциал для ее успешной реализации.

Список  использованной  литературы

1. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня  преподавать историю в школе. - М.,1999

2. Вырщиков Л., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. - 2006. -№3.-С. 7

3. Большой энциклопедический словарь. - М., 1998. - С. 855

4. Колосков А.Г. История в школе,- Преподавание  истории и обществознания  в школе.-2003.-№6

5.Гусарова Т.П. и др. Введение в специальные исторические  дисциплины: учебное пособие. - М.-1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как аспект социализации ребёнка: организация учебной и внеурочной деятельности.

Воспитание патриотизма - одна из самых важных задач воспитания ребёнка. Особенно благодатная почва для такого воспитания имеется у учителя истории и литературы. Я в своей статье показываю, как это мож...

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

Система работы "Патриотическое воспитание через учебную и внеурочную деятельность"

Система работы преподавателя-организатора ОБЖ в школе по патриотическому воспитанию школьников через учебную и внеурочную деятельность....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Новое Время – новые реалии! В современном общеобразовательном учреждении школьный музей стал поистине «музейной редкостью»: ни времени у учителя нет, ни поддержки администрации школы как моральной, та...

Система внеклассных мероприятий по формированию нравственности и патриотизма подрастающего поколения

В современном обществе патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы дем...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

«Воспитание гражданской позиции и патриотизма подрастающего поколения с помощью физкультуры и спорта»

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственн...