Главные вкладки

    Памятка для родителей (как научить решать задачи по математике)
    методическая разработка (5 класс) по теме

    Ларина Наталья Геннадьевна

     

    Мно         Многие из вас хотят помочь своим детям научиться решать задачи, но не знают , как это сделать.  

      Поэтому, как показывает опыт, родители просто решают задачи за своих детей или подсказывают им идею решения задачи или просто покупают «решебник» и дают детям списывать. Такая помощь бесполезна! Ребенок должен справиться с задачей САМ! Только тогда он сможет научиться выполнять задания такого рода сам. Только тогда решение задач превратится из тяжелой работы в интересное занятие.

      Так как же можно помочь ребенку?

    Процес

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uvazhaemye_roditeli_pamyatka_po_resheniyu_zadach.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Уважаемые родители!

      Многие из вас хотят помочь своим детям научиться решать задачи, но не знают , как это сделать.  

      Поэтому, как показывает опыт, родители просто решают задачи за своих детей или подсказывают им идею решения задачи или просто покупают «решебник» и дают детям списывать. Такая помощь бесполезна! Ребенок должен справиться с задачей САМ! Только тогда он сможет научиться выполнять задания такого рода сам. Только тогда решение задач превратится из тяжелой работы в интересное занятие.

      Так как же можно помочь ребенку?

    Процесс решения задачи состоит из нескольких этапов :-анализ текста задачи;

                                                                                                   -составление плана решения;

                                                                                                   -оформление решения;

                                                                                                   -проверка решения.

      При решении легких задач они протекают очень быстро , явно выделяется только третий этап. Если же задача вызывает какие – либо затруднения, то полезно останавливаться на каждом этапе специально. Поэтому необходимо знать о тех действиях, которые должны присутствовать при работе на каждом этапе. Остановимся более подробно на анализе текста задачи и составлении плана решения, так как именно на них осуществляется очень важная работа- поиск решения задачи.

      В первую очередь нужно научить ребенка читать текст задачи. Часто дети торопятся и пытаются сразу после прочтения начать выполнять какие-то арифметические действия над данными числами. Обычно результат такой работы над трудной задачей бывает плачевным. Поэтому важно научить детей не торопиться приступать к решению .

      Очень важно убедить ребенка читать текст задачи несколько раз , обращая внимание на каждое слово. Полезно мысленно представить ситуацию , о которой говориться в задаче. Иногда можно проиграть эту ситуацию или попытаться как-то ее изобразить.

      Большую помощь в решении задачи, особенно трудной, может оказаться краткая запись ее текста. При сокращении текста становится понятным, какие слова являются главными в задаче, а на какие слова можно не обращать внимание , как связаны между собой данные и искомые величины, на какие вопросы нужно ответить , чтобы найти ответ задачи.

      Чаще всего используют словесную, графическую или табличную краткую запись. Если задача трудная , то используют одновременно разные виды кратких записей. Тогда легче понять как связаны величины между собой.

      Часто сам процесс составления краткой записи наводит на идею решения. Рассмотрим конкретные примеры.

    Пример 1.Дети собирали клюкву в бидон и в банку. В банку набрали в два раза больше ягод , чем в бидон. Когда в бидон добрали еще 3л , то в нем стало на 2л больше, чем было в банке. Сколько литров ягод стало в бидоне?

    Сделаем чертеж к этой задаче.

    Было:                                                                                     стало:

    Бидон                                                                                    бидон

    Банка                                                 банка      

      Из чертежа видно, что 3л ягод состоит из двух частей: 2л- это те ягоды, на которые стало больше ягод в бидоне, и количество ягод, составляющих одну часть( можно сказать, что столько ягод было в бидоне первоначально). Итак , 1л ягод составляют одну часть (3-2=1) или столько ягод было первоначально в бидоне. После того, как дособирали 3л ягод в бидон, их стало там 4л(3+1=4). Ответ: в бидоне стало 4л ягод.

    Пример 2. На стеллаж нужно поставить 125 книг. На верхние три полки поставили по 15 книг на каждую, а остальные книги были поставлены поровну на оставшиеся четыре нижние полки. Сколько книг поставили на нижнюю полку?

    Сделаем краткую запись в виде таблицы, так как из текста задачи можно выделить три взаимосвязанные величины: -количество книг на одной полке;

                                                     -количество полок;                  

                                                     -общее количество книг.

    Количество книг на 1 полке

    Количество полок

    Общее количество книг

    Верхние полки

    15 книг

    3 полки

          125 книг

    Нижние полки

    4 полки

    К этой задаче можно сделать чертеж:

      Краткая запись подсказывает ход решения: сначала нужно узнать количество книг, поставленных на верхние полки; потом количество книг, поставленных на оставшиеся нижние полки, и затем можно ответить на вопрос задачи.

    При  чтении текста задачи полезно воспользоваться такой памяткой:

    1

    Прочитай задачу. О чем говорится в задаче?

    2

    Выдели условие и вопрос задачи. Что известно в задаче? Что требуется найти или установить?

    3

    Назови объекты, о которых идет речь в задаче. Сколько их?

    4

    Назови величины, о которых идет речь в задаче. Сколько их? (найти ответ на вопрос помогут наименования, которые стоят у числовых данных)

    5

    Сделай краткую запись задачи.

      Следующий этап- составление плана решения. Здесь важно научить ребенка ставить себе вопросы. В этом случае можно идти от данных задачи к ее вопросу, а можно идти в обратном направлении. Эти два типа поиска решения можно представить в виде таких блоков:

    От условия к вопросу

    От вопроса к условию

      После такой работы ученики обычно справляются с составлением плана решения задачи.

      Вот такие вопросы полезно задать себе при поиске решения задачи в примере 2:

    От условия к вопросу

    От вопроса к условию

    1.известно, что на верхние полки поставили по 15 книг и было 3 полки. По этим данным можно найти количество книг, которые поставили на верхние полки.

    На вопрос задачи не ответили.

    2. теперь известно количество книг на верхних полках и общее количество книг. По  этим данным можно найти количество книг на нижних полках.

    На вопрос задачи не ответили.

    3. теперь известно количество книг на нижних полках и количество этих полок. По этим данным можно найти количество книг на нижней полке. На вопрос задачи можно ответить.

    Получен план решения.

    1. для того, чтобы узнать количество книг на одной нижней полке, нужно знать количество книг на всех нижних полках и количество нижних полок. Количество нижних полок известно- их 4. количество книг на нижних полках неизвестно.

    2. чтобы узнать количество книг на нижних полках, нужно знать общее количество книг и количество книг на верхних полках. Общее количество книг известно- их 125. количество книг на верхних полках неизвестно.

    3. чтобы узнать количество книг на верхних полках, нужно знать количество книг на одной полке и количество полок. Обе величины известны: 15 книг на полке, 3 полки.

    Получен план решения.

    Эти рассуждения полезно зафиксировать в виде такой граф– схемы:

    дано

    Количество всех книг-125

    Колич. книг на верх.полке-15

    Колич. верхних полок-3

    Колич. нижних полок-4

    Р

    Е

    Ш

    Е

    Н

    И

    Е




    (125 – 15 3) : 4 = 20(книг)

    Видно, что решение задачи состоит из ответа на три вопроса. Ответ : 20 книг на нижней полке.

    Известно …… и ………

    По этим данным можно найти   ......

    Если не ответили на вопрос задачи, то переходим к началу. Если ответили на вопрос, можно составить план решения и его оформлять.

    Для того, чтобы ответить на  поставленный вопрос, нужно знать ….. и…………

    Известно …………….

    Неизвестно …………….

    1.Сколько книг на всех верхних полках?

    2.Сколько книг было на нижних полках?

    3.Сколько книг на одной нижней полке?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как научиться решать задачи по геометрии?

    Как научиться решать задачи по геометрии?...

    Как научить решать задачи по физике

    Предлагаю Вашему вниманию простые, но очень нужные правила для решения задач по физике...

    Как научиться решать задачи.( из опыта работы)

    Работа содержит материал по решению задач в основной школе....

    Памятка для учащихся "Как решать задачи по математике".

    В памятке содержатся рекомендации, соблюдение которых поможет успешному и более быстрому решению задач по математике....

    Как научиться решать задачи.

    Решение задач-это работа,умственная работа. А чтобы научиться какой-либо работе,нужно предварительно хорошо изучить нужный материал,над которым придется работать,те инструменты,с помощью которых выпол...

    Как научиться решать задачи

    Данные советы по геометрии актуальны для учащихся 7 класса...