РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ОТ ПСИХОЛОГА
занимательные факты

Федорова Юлия Юрьевна
2.6.  В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ РАЗМЕЩЕНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ. Использовались материалы для фестиваля «Семейный альбом» в рамках конкурса социальных проектов «Стратегия успеха», 2013г
 

1-6 Публикации с  рекомендациями

7. Диплом 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорогие мои родители! 
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволит мне легче определить свое место.
Не будьте не последовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приручит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большой готовностью на ваши инициативы.
Не давайте обещаний, которых вы не способны выполнить, это может поколебать мою веру в вас.
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-либо только затем, чтобы просто расстроить вас. Иначе я попытаюсь достичь еще больших "побед".
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "Я вас ненавижу". На самом деле это не так. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
Не заставляйте меня ощущать младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, иначе у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.
Не обращайте внимание на мои "дурные привычки" Это меня портит.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы примите определенные шаги позднее.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я понимаю, что такое хорошо и что такое плохо.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки всегда непоправимы. Я должен научиться, совершив ошибку, не ощущать, что я ни на что не годен.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир. Пожалуйста смиритесь с этим.
Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания.
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и будут искать информацию где-то на стороне.
Не отвечайте на провокационные и бессмысленные вопросы. Если будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто не хочу чтобы вы постоянно мной занимались.
Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
Не беспокойтесь, если мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.
И кроме того, помните, что я вас люблю; пожалуйста ответьте мне любовью.



Предварительный просмотр:

Советы психолога родителям

Родители должны быть особенно внимательны к ребёнку в период адаптации к школе. Рекомендации самые что ни на есть банальные: полноценный отдых первоклассника с обязательными прогулками на свежем отдыхе, регулярный режим питания со всеми необходимыми витаминами, спокойный 10-часовой сон (достигается фиксированным отходом ко сну).

  • Не загружайте новоиспечённого ученика внешкольными занятиями - кружками, секциями.
  • Дома - без оценок. Помните, что многие впоследствии гениальные люди не отличались большими успехами в начальной школе.
  • Поговорите с ребёнком и объясните, что он уже взрослый и что в школе обращаться с ним будут не только так, как он привык раньше.

ПОМНИТЕ! Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей. При этом следует учитывать, что каждому возрасту свойственны какие-то общие, типичные психофизические особенности, которые с неизбежностью проявляются у каждого ребенка, но сугубо индивидуально. Прежде всего необходимо иметь в виду, что для подростков наиболее характерно ярко выраженное стремление к самостоятельности и самоутверждению.

Советы родителям на каждый день

  • Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко», - не бойтесь повторять это.
  • Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
  • Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  • Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».
  • Внушайте ребенку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
  • Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовно общение.
  • В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступать, признавать ошибки и поражения.



Предварительный просмотр:

Копилка советов родителям. Правило №1: Выстройте доверительные отношения с ребенком


Дети – преступники и дети – жертвы преступлений. Виновные и пострадавшие, жестокие и беззащитные. Как свести к минимуму вероятность роковой встречи таких разных ребят? Как уберечь детей от агрессии и зла взрослых? Особенно, когда эти взрослые – не чужие ребенку люди.

На первый взгляд, решение проблемы на поверхности: не допускать, наказывать, помогать. Но почему-то эти меры не дают должного эффекта. Видимо мы, взрослые, прилагаем не достаточно усилий для того, чтобы уберечь наших детей от различных преступных посягательств.

Преступления, в которых потерпевшими становятся дети, безусловно, очень сложны для расследования. И причин тут несколько. Во-первых: дети, ставшие жертвами, как взрослых, так и своих сверстников, крайне редко способны открыто сообщить о случившемся. Самые маленькие, например, просто не понимают, что с ними произошло что-то плохое. Те, кто постарше – стесняются, стыдятся рассказывать родителям. Поэтому  «увидеть» беду можно только по косвенным признакам. Если ребенок, который обычно активный, вдруг стал слишком спокойным, заторможенным, если ночью он просыпается от кошмаров, то для родителей, педагогов такое поведение должно стать тревожным сигналом. Еще опаснее, если спокойный, тихий подросток начинает демонстрировать не характерную для него развязность, сексуальную расторможенность.

Необходимо попытаться самостоятельно поговорить с ребенком, если не получается, прибегнуть к помощи специалистов: психолога, социального педагога или психотерапевта. Здесь нужно четко понимать, что запущенная травма с одной стороны обязательно скажется на характере ребенка, а с другой, не узнав о случившейся беде, правоохранительные органы не смогут привлечь виновных к ответственности.

Почему наши дети не рассказывают нам о своих проблемах? Отчасти оттого, что именно мы не хотим об этом слышать: то мы очень заняты работой, то по телевизору идет любимый сериал или футбол, то газета оказалась очень интересной, и нам не до ребенка, не до его вопросов, его изменившегося поведения.

Ребенок остается один на один со своими проблемами, которые требуют решения. И вдруг мы замечаем, что ребенок уже вырос, и мы не знаем, о чем он думает, какие у него друзья и увлечения. И когда мы задаем ему вопрос, то получаем односложный ответ: «Все в порядке». Теперь мы хотим поговорить с ним: но о чем? Как найти тот желанный контакт, мы не знаем.

Говорите с детьми, как можно чаще, помогайте решать их,  пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы. Сопереживайте вместе с ним, постарайтесь помочь ребенку в его проблеме.  Ребенку необходимо ваше постоянное внимание.

Задайте себе вопрос: когда вы в последний раз разговаривали со своим ребенком? «Вчера, только что», - ответите вы себе. Но давайте задумаемся, что это было: разговор или односторонний монолог, может быть нотация за его очередную провинность? Чаще всего наши разговоры с детьми сводятся именно к чтению нотации. Чаще всего мы задаем шаблонные вопросы: «Ну, что нового?» Задав вопрос, мы тут же о нем забываем и уже не слышим, что нам говорит ребенок. А он, пусть даже еще маленький, видя такое отношение, старается как можно короче ответить, или просто молчит. Он думает, что его все равно не слышат. Но ведь именно доверительная беседа (контакт с родителями) – это едва ли не первое правило безопасности вашего ребенка. Именно через беседу вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют его и, решая с ним его проблемы, вы помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.

Вы должны не только внимательно слушать, но и анализировать все сказанное ребенком, интересоваться его увлечениями, делами, книгами, которые он читает, фильмами, которые он смотрит, информацией, которую он получает, сидя у монитора компьютера.

Старайтесь совместно с ним решать не только его проблемы, но и свои, расскажите ему о том, что вас волнует, поделитесь своими переживаниями. И тогда у вас будет с ребенком полный доверительный контакт, а значит, вы сможете его обезопасить и помочь ему вовремя принять правильное решение.



Предварительный просмотр:

Копилка советов родителям. Правило №2: Объясните ребенку правила безопасности



Не все, конечно, зависит от нас, но если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил, а попросту – будем вести себя более осторожно, то вероятность уберечь свою жизнь и жизнь наших детей значительно возрастет.

Наши дети учатся у нас даже тогда, когда мы абсолютно уверены, что они заняты своим делом и не замечают ничего вокруг. Нам самим нужно быть предельно осторожными и внимательными, зная, что наше действие ребенок может воспроизвести с точностью до мельчайших деталей.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один дома или на улице. Данные правила описаны в сборнике для детей «Твоя школа безопасности». Изучите эти правила и объясните их ребенку.

Обращаем ваше внимание:

  • При разъяснении правил дайте почувствовать ребенку, что вы его всегда поймете, и не будете ругать, а дадите ему поддержку и окажете помощь.

  • Поддерживайте отношения с друзьями вашего ребенка и их родителями.

  • Объясните ребенку, чтобы он не открывал дверь незнакомым людям, когда находится один дома, не общался с незнакомцами по телефону. Проиграйте в игровой форме различные ситуации. Попросите знакомого позвонить Вам домой и попытаться выяснить у ребёнка состав семьи и местонахождение взрослых. За правильное поведение – поощрите, а неправильное – обсудите, чтобы знать, как надо действовать в следующий раз.

Не стесняйтесь устраивать периодически проверку бдительности.

Объясните ребенку, как себя вести, если в подъезде стоит незнакомый человек, что делать, если ребенок возвращается домой вечером один.  Придумайте историю, как повёл бы себя ребёнок в различных ситуациях.  Можно потренироваться,  кто громче умеет звать на помощь и так далее. Время от времени закрепляйте материал, но так, чтобы ребёнку не надоели подобные репетиции.

Помните, когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается. Если ваш ребенок дошкольного возраста или младшего школьного возраста не отпускайте его на улицу одного.

Ведите разъяснительные беседы с ребенком в части правил безопасного поведения на улице, безлюдных пустырях,  придорожных лесопарках, чердаках, в новостройках, заброшенных домах, подвалах, подъездах дома и общественных местах.

Продумайте школьный маршрут, пройдите с ребенком вместе до школы и обратно до дома.

Контролируйте ситуацию, спрашивайте ребёнка, когда он должен вернуться домой из школы. Звоните ему в течение дня и интересуйтесь его планами. Запрограммируйте на мобильном телефоне ребенка кнопку срочного вызова родителей и научите пользоваться ею. Вы можете выбрать телефонную программу, в рамках которой детский телефон может звонить только на номер родителей и родных.

Обсудите различные варианты поведения, если по дороге из школы к ребёнку привязался незнакомый взрослый.

Объясните ребенку, что нельзя садиться в машину к незнакомцам, ходить к нему домой, брать от него угощения.

Контролируйте по времени возвращение ребенка домой. Помните, что по закону Тюменской области несовершеннолетние, не достигшие возраста 16 лет, не могут появляться в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей). Например: парки, скверы, транспортные средства общего пользования, остановки общественного транспорта, подвалы, чердаки, лестничные площадки, лифты, вокзалы и др. Ночным временем считается время с 22 до 6 часов местного времени - в период с 1 ноября по 31 марта. С 23 до 6 часов местного времени - в период с 1 апреля по 31 октября. По фактам обнаружения несовершеннолетних в ночное время без сопровождения взрослых, в установленном законом порядке родители (законные представители) несовершеннолетнего могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной законом.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям учащихся начальных классов

Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?" "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.

Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не заругивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.

Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же жизненных важнейших навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.

Покупайте и дарите книги, пластинки, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку прочитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.

Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.

Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.

Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.

Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранить веру в себя.

При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.

Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание , делайте иногда преднамеренные ошибки. Только так он сможет осознать действие контроля, которое постепенно станет самоконтролем.

Проверяйте домашнее задание особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, что Вы довольны или не довольны им. Будьте уверены: следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить Вашу похвалу.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов

Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

  • бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойный обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
  • эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшими достижениями, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
  • культурные: обеспечить ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами; используйте магнитофон для учебных занятий вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучивать, запоминать, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.

Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели. Обогащайте их.

Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможною. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

Не оставляйте без внимания свободное время ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самими собой – это более обнадеживает.

В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность – ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону, уточняют, обсуждают, спорят.

Пытаясь объяснить разные способы решения задачи, не отказывайтесь от своего решения. Это стимулирует активность школьника.

Дайте почувствовать ребёнку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.

Помните, что по научно обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5—6-х классов должны работать до 2,5 часов, 7–8-х - до 3, 8-9-х - до 4 часов. Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребёнок на домашнюю работу. Помогайте придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребёнка к учёбе.

Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт.



Предварительный просмотр:

 В случае, когда вам стал известен факт совершения насилия над ребенком, примите меры по его защите


 В случае, когда вам стал известен факт совершения насилия над ребенком, примите меры по его защите

Дети обычно скрывают факт насилия,  потому что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Еще сложнее детям, когда насилие происходит в семье со стороны родственников.

Надо всегда помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом. Помните! Преступник, который совершил преступление в отношении жизни и половой неприкосновенности ребенка, несет уголовную ответственность.    

По закону дело об изнасиловании несовершеннолетнего ребенка может быть возбуждено и без заявления, если об этом факте стало известно из других источников.

Отнеситесь серьезно к рассказу ребенка о совершенном преступлении в отношении него. Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, узнайте, что его беспокоит, помните, что признаться в том, что тебя изнасиловали, очень тяжело.

Запомните:

  • Не оставляйте своего ребенка с чужими людьми, с мало знакомыми, даже если они - знакомые ваших родственников или друзей.

  • Если вы узнали о факте насилия или попытке в отношении ребенка, сообщите незамедлительно в полицию. Если вашего ребенка изнасиловали, аккуратно упакуйте его одежду, каждый предмет в отдельный бумажный пакет или переложите листами белой бумаги. Не мойте ребенка, отвезите его на медицинское освидетельствование.

  • Помните! В случае изнасилования, или другого преступления насильственного характера ваш ребенок нуждается в незамедлительной помощи психолога. Необходимую помощь специалистов вы можете получить у психологов центров социального обслуживания населения. Согласно действующего законодательства, они обязаны соблюдать конфиденциальность информации личного характера при обращении.



Предварительный просмотр:

Основные типы семейного воспитания

Традиционный тип воспитания 

 Заключается в том, что родители по умолчанию главные, а ребенок не имеет права на собственное мнение. Такие родители не интересуются внутренним миром ребенка, пытаются вылепить из него что-то, а на деле ломают его психику и личность. Они считают себя правыми, и только отец с матерью имеют монополию на мораль, которой ребенок должен следовать беспрекословно. Очень часто в традиционном стиле родители перегибают палку и делают ребенка вообще бесправным существом. У него потом появляется ощущение, что от него ничего не зависит. А психологические исследования показали, что такие дети больше склонны к алкоголизму, наркомании, преступности и пр. Еще один недостаток традиционного стиля воспитания – неправильное реагирование ребенком на эмоции. Лучше будет понятно на примере. Один мальчик случайно сбил девочку на детской площадке. Та заплакала. Тому стало ее жалко, и он стал ее бить. Интересно, да? Как это возможно: стало жалко, и потому ребенок стал рукоприкладствовать? А очень просто. Оказывается, что родители били этого ребенка каждый раз, когда он плакал. В результате, он стал это воспринимать нормой и эффективным методом, чтобы усмирить плач другого человека. Конечно, не каждый пример традиционного стиля воспитания является такой крайностью. Это неправильный тип, который также называется доминирующей гиперпротекцией. То есть, родители чрезмерно много внимания уделяют ребенку, контролируя каждый его шаг. Такое воспитание не только вредно, но и утомляет самих родителей. 

Попустительский тип

В научных кругах он еще называется попустительской гиперпротекцией. То есть, родители чрезмерно опекают ребенка, стараются решить каждую его проблему, дарят подарки по любому поводу, прощают абсолютно любую оплошность. В общем, балуют, простым языком выражаясь. Этот подход не менее вреден и ведет в целом к тем же последствиям. Если прошлый тип мог привести как к комплексам и подавленности ребенка, который не ощущает себя автором своей жизни, так и к деспотизму и агрессивным склонностям (например, в качестве протеста), то здесь наиболее вероятный второй вариант. Но ребенок может также впадать в зависимости, потому что у него нет тормоза, ни внутреннего, не внешнего. Ребенок становится безответственным. Что касается тирании, причины те же. Ребенок вырос эгоцентричным и не учитывает интересов и потребностей других людей. Он привык, что родители жертвуют собой ради него и хочет, чтобы это было и в отношениях с другими людьми. Такой подход обречен на то, что ребенок не сможет нормально воспитать своих детей и с большой вероятностью будет прибегать к гипопротекции, о которой мы поговорим еще.

Развивающий тип

 Это уже значительно лучше вариант, и его можно использовать для воспитания ребенка. Основан он на том, чтобы поддерживать ту естественную тягу к знаниям, которая в нем есть. Родители стараются раскрыть его таланты, помочь осваивать что-то новое и преодолевать трудности в обучении. Возможный недостаток – ребенок уже с ранних лет перегружается. Есть родители, которые уже с малых лет записывают чадо на все возможные курсы, которые более-менее подходят к его возрасту. Это приводит к тому, что ребенок не отдыхает, особенно если занятия совмещаются со школой. Стоит помнить, что обучение – это самая сложная деятельность, на которую способен человек. Поэтому ребенку требуется отдых. В ином случае есть риск эмоционально перегореть и даже получить эффект рикошета – чадо окажется довольно несообразительным. А все из-за усталости. Запомните – развитие ребенка происходит в моменты отдыха после труда. И только так. Мозг должен перестроиться, он даже анатомически меняется во время обучения. А если давать слишком большую нагрузку на нейроны, они перестают отзываться на внешние и внутренние стимулы. Проще говоря, нервные клетки перестают работать. Как следствие – депрессия. Причем статистика говорит, что в последнее время участились случаи заболевания этим состоянием у детей. Возможно, потому что родители слишком перегружают ребенка и выставляют завышенные требования. А так, конечно, развивающий тип воспитания – это хорошо.

Программирующий тип 

В этом случае родители хотят заложить определенную программу в ребенка, которую он будет воспроизводить. То есть, специально затачивают его под определенную специальность, образ жизни и лишают его права выбирать. Обычно подобный тип возникает, если родители имели какую-то мечту, но по каким-то причинам ее не реализовали. Или же второй вариант – они считают определенную профессию прибыльной и хотят, чтобы чадо ею занималось, лишая его права самостоятельно выбирать способ жить. Близок к традиционному типу, но имеет свои особенности.

Случайный тип

Характерная особенность – бессистемность при воспитании детей. Родители такого типа сильно зависимы от своего настроения. Если оно хорошее, ребенок будет одарен лучами счастья. Если же плохое – то берегись гнева мамы из-за израненного тобой же пальца. Ребенок в этом случае не знает, чего ожидать. Это приводит во-первых, к нарушению доверительных отношений между родителями и ребенком. Во-вторых, такой стиль воспитания повышает риск развития шизофрении у ребенка.

 Личностно-ориентированный

 В этом случае цель – воспитание гармонично развитого ребенка. Его мнение учитывается, но при этом родители имеют у него авторитет. Они каждый день его подтверждают на деле, а не запугивают чадо и пытаются давить им. Общаются такие родители в дружеской форме, но при этом довольно строги в определенных вещах, которые действительно принципиальные. Родителей такого типа дети уважают и чаще добровольно следуют им. Вместе с тем, любая попытка быть самостоятельным только поощряется. Это стиль, основанный на балансе любви, заботы и строгости. Ребенка не бьют. Это очень важно. Нельзя его бить.

Почему нельзя бить ребенка

1. Ребенок слабее. Это естественно, но не нужно акцентировать его внимание на этом. Когда родитель бьет ребенка, то он подсознательно ощущает себя ничтожеством. Это негативно сказывается на его самооценке и как следствие, счастью. Вы хотите, чтобы ребенок был послушным или счастливым? Подумайте.

2. Страх становится второй натурой ребенка. Он может бояться не только вас, но и всего. Ведь если даже родителям нельзя доверять, то кому?

 3. Он легче попадает в плохие компании. Родители его не любят, но вот эти пацаны с наркотической сигаретой к нему очень хорошо относятся. Учитывая то, что каждый ребенок нуждается в признании, то выбор, куда идти, очевиден. Если ребенку не хватает любви в семье, он ее будет искать на стороне. А если родители бьют ребенка со словами, как они его любят, и что это для его же блага, то какую подсознательную установку получает ребенок? Ремень, данный с любовью, извращает понятия о любви, и в будущем он может бить жену, например.

 4. Неуверенность в себе и возможная гиперкомпенсация. Это такое явление, когда человек самоутверждается, чтобы доказать кому-то что-то. С одной стороны это и хорошо. Но характерная особенность гиперкоменсации – чрезмерность и полная неадекватность ситуации. Ребенок в будущем может по трупам идти, чтобы самоутвердиться и болезненно воспринимать любую критику.

Нередко можно услышать что-то типа «а вот меня родители били, и вот я нормальный вырос». А точно нормальный? Мы все себе кажемся до определенной степени нормальными. Очень мало людей умеют рефлексировать. И это очень плохо. И кстати, при доминирующем типе воспитания ребенок не учится это делать.

Хорошо, а что такое рефлексия? Это умение посмотреть на себя со стороны, понять свой внутренний мир, осознать мотивы своих поступков. Эта способность очень тесно связана с силой воли, и за нее отвечают те же участки мозга. Самоконтроль невозможен без рефлексии, потому что для сдерживания любого импульса нужно сначала осознать, что он есть. Без рефлексии человек не может учиться.

Опять же, нужно четко отслеживать «до» и «после», чтобы понять, в правильном ли направлении движешься. А эта способность ремнем не воспитывается. Кроме того, родители, применяющие удары для воспитания на самом деле, просто не хотят думать. Или не умеют. Итак, в данной статье мы разобрали распространенные типы семейного воспитания. Только вы можете решить, как социализировать своего ребенка. Главное, чтобы он был счастливым. Помните, что он – не ваша собственность. И он – не пуп земли. Грамотное воспитание строится на балансе. Найти его – настоящее искусство. И тот, кто его освоит, познает жизнь в целом, поскольку умение находить золотую средину является важнейшим навыком в нашей жизни.



Предварительный просмотр:

Методы семейного воспитания.

Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.
Выбор методов.

В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:

  • от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;
  • отношении в семье и образа жизни;
  • числа детей в семье;
  • родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать
    возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;
  • личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;
  • опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая — воздействуя личным положительным примером; третья — назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая — наказаниями, в том числе физическими.

Реализация метода родительского требования

Непосредственное

Опосредованное

(прямое)

(косвенное)

родительское требование

родительское требование

  • в виде поручения 
  • в виде показа образа
  • предупреждения
  • пожелания
  • распоряжения
  • совета
  • категорического приказа
  • напоминания
  • другие виды
  • переключения

  • другие виды

Основные условия действенности родительского требования

  • Положительный пример родителей
  • Благожелательность
  • Последовательность
  • Учет возрастных особенностей детей
  • Учет родителями своих индивидуальных психофизиологических особенностей
  • Единство в предъявлении требований со стороны отца, матери, всех членов семьи, родственников
  • Уважение личности ребенка
  • Справедливость
  • Посильность
  • Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей
  • Совершенство технологии предъявления требований (такт, осторожность, некатегоричность тона, неназойливость, привлекательность формы, отточенность, филигранность речевого общения)

Кнут или пряник?
Если родители воспитывают ребенка только добротой, постоянно исполняя все его требования, запросы, капризы, тогда в семье вырастет безответственный, безвольный ребенок, он будет проявлять неуважение к другим людям и самолюбование. Ему будет присущ открытый, скрытый или утонченный эгоизм. Если же родители воспитывают ребенка только строгостью, постоянно требуют что-то выполнять, контролируют каждый его шаг, при этом проявляют неудовлетворенность и подозрительность, в такой семье вырастет ребенок, чертами которого будут лицемерке, подозрительность, грубость, агрессивность, недисциплинированность, лживость, жестокость и т. п.
Большинство отечественных и зарубежных ученых-педагогов, а также родителей сходятся во мнении, что в воспитании детей одновременно необходимы и любовь, и требовательность, их органическая взаимосвязь и взаимодействие. Это же подтверждает н народная мудрость: "Люби дитя так, чтобы любви не знало", "Дай детям волю, сам будешь в неволе" и др.
Детям всегда нужна родительская любовь. Под ней понимается доброжелательное отношение родителей не только друг к другу, но н к детям. Доброжелательное отношение к детям — это нежность и ласка, близость и симпатия, забота и помощь, защита и уважение достоинства.
Во Франции был проведен эксперимент: созданы ясли, в которых строго выполнялись режим дня и правила гигиены. В них определяли детей из бедных семей. Специалисты считали, что в этих
яслях дети будут полноценно развиваться, расти здоровыми, получат хорошее воспитание. Однако результаты оказались самыми неожиданными: дети плохо развивались, их здоровье не улучшилось, а, наоборот, ухудшилось. Чего же не хватало в образцовых детских яслях? Ответ однозначен: детям не хватало того, что они привыкли получать в семье (если, разумеется, они в ней желанны), — родительской любви, ласки, нежности, заботы. Они не ощущали поддержки, сочувствия, соучастия, сопереживания, защищенности. Даже взрослый человек без любви становится неактивным, грустным, неудовлетворенным, что уж говорить о ребенке. В ходе одного из исследований ученые выяснили, если в возрасте от 4 до 5 месяцев ребенок не получает необходимой материнской любви, то уже в школьные годы н позже он может стать безразличным к другим, агрессивным, жестоким, равнодушным человеком.
А вот пример, который приводит французский специалист по воспитанию детей Л. Пэрну в книге "Маленький мир вашего ребенка". Одна молодая женщина имела двух дочерей и очень хотела родить сына. Однако у нее родилась третья дочь. Женщина была разочарована. Она обеспечивала младшую дочь всем необходимым, но не любила ее. Девочка уже в младенческом возрасте чувствовала себя нежеланной, не видела улыбки матери, не ощущала нежности ее рук, когда училась ходить, не слышала ее ласкового голоса, когда произносила первые слова. В результате и улыбка, и ходьба, и речь девочки были замедленными.
Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста любовь и ласка матери, отца, эмоциональное самочувствие и защищенность в семье остаются самой большой ценностью. Для него все это более важно, чем материальный достаток или модная одежда.
Понаблюдайте за своими детьми и вы увидите, как они часто спрашивают, любите ли вы их. Делают они это для того, чтобы почувствовать себя защищенными, уверенными, ощутить надежность своего положения в семейном микро-коллективе и в жизни вообще. Когда дети ощущают любовь, ласку, заботу, то чувство страха и тревоги покидает их, исчезает неуверенность в действиях и поступках.

Для подростков, юношей и девушек родительская любовь, ласка и забота также важны. Если нх в семье нет или недостает, дети, как правило, отстают в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Например, если у ребенка нет семьи (он воспитывается в детском доме, школе-интернате, доме ребенка), то отставание в развитии будет весьма ощутимым. Причем, если интеллектуальное развитие такого ребенка можно будет как-то компенсировать, то эмоциональное — никогда. Всю дальнейшую жизнь этот ребенок будет эмоционально "толстокожим", не сможет тонко понимать других людей, сочувствовать и сопереживать нм, по-настоящему любить собственных детей.

Как выразить свою любовь


Обычно родители выражают свою Любовь к детям с помощью слов (вербально) или жестов, взглядов, мимики, пантомимы (невербально). К детям дошкольного и младшего школьного возраста (от 1 года до 10 — И лет) мама и папа обращаются со словами: "Котик мой", "Зайчик", "Ласточка моя", "Золотой(ая)", "Дорогой", "Любимый", "Ты моя самая любимая", "Ты мой самый лучший в мире".

К подросткам, юношам и девушкам в некоторых семьях обращаются так же, но чаще всего: "Ты у меня умница", "Ты мой помощник", "Ты моя дорогая хозяюшка", "Молодец!", "Ты мой рыцарь", "Ты мой защитник", "Ты мой будущий кормилец" и т. п.
Самыми распространенными способами невербального выражения любви являются
контакт глаз и физический контакт.
Открытый и доброжелательный взгляд важен для ребенка любого возраста. Он помогает не только установить коммуникативное взаимодействие, но и удовлетворить эмоциональные потребности сына или дочери, избавиться от неуверенности, страха, напряжения, стресса. Отец и мать допускают серьезную ошибку, если в качестве наказания нарочно не смотрят в глаза сыну или дочери.
Не менее, чем контакт глаз, для полноценного развития ребенка важен физический контакт. С рождения до 7 — 8 лет ребенок желает, чтобы его постоянно гладили, обнимали, баюкали, ласкали, прижимали к груди, усаживали на колени, целовали и т. п. Физическое проявление любви является важным фактором в развитии мальчика до 7 — 8 лет. В возрасте 8 лет дети становятся более независимыми от родителей. Большинству из них уже не нравится, если их ласкают и целуют на людях. У детей появляется чувство собственного достоинства, они хотят, чтобы их уважали, часто подражают сверстникам. В этом возрасте могут появиться плохие манеры (не моют руки, плохо ведут себя за столом, толкают друг друга), признаки бунтарства (особенно у мальчиков).
Подростки в 11 — 15 лет все меньше склонны "терпеть" объятия и поцелуи родителей. Но потребность в любви, ласке, заботе у них остается. Особенно это необходимо, когда дети переживают, болеют, испытывают трудности вучебе, страх во сне и т. п. Поэтому не бойтесь обнять за плечи, прикоснуться к руке, потрепать по голове, прижать к себе ваших детей.
Требуйте по правилам
приучить детей к порядку, дисциплине непослушанию, помните, что они должны знать, какие поступки допустимы, а какие нет. Требования старайтесь высказывать не в форме приказания, что всегда вызывает у детей протест, а спокойным, доброжелательным тоном, при этом показывая личный пример ("Аккуратно моем руки", "Чистим зубы", "Учимся красиво читать и говорить" и т. п.). Когда дети проявляют очевидное непослушание, то родители должны действовать решительно и непримиримо, с тем чтобы обязательно одержать победу. Однако после этого необходимо ребенка успокоить, дать ему. почувствовать, что его по-прежнему любят. Кроме основных положений существует еще ряд правил: • Не смешивайте требование с назойливой опекой, с постоянным одергиванием ребенка ("Нельзя!", "Не кричи!", "Не бегай!", "Не вертись!", "Упадешь!" ит.п.).
Запрещая что-либо, все же давайте возможность ребенку чаще "ошибаться1*, чтобы он сам начинал понимать, что "хорошо", а что — "плохо". . Избегайте непонятных для детей обращений; "Не делай больше плохого!", "Не будь гадкий мальчиком!", "Не дружи с плохой девочкой!" и т. п.

  • Всегда объясняйте причину запрета; "Нельзя играть с мячом в квартире, т. к. можно что-то разбить; испортить".
  • Старайтесь облечь требования в занимательную игровую форму: "Сегодня наша квартира — это корабль. Нам с тобой предстоит надраить палубу-пол, чтобы на ней начать интереснейшую спортивную игру".
  • Не унижайте личность подростка. Не говорите ему: "Большей глупости ты не смог сделать?", "Непонятно, что у тебя вместо головы", "Ты только и знаешь, что говоришь разные глупости!" и т. п.
  • Учитывайте возраст ребенка. Бывает, что взрослые требуют от детей выполнить такое задание, справиться с которым ни самим не под силу.

Самая распространенная ошибка неопытных родителей, особенно молодых, заключается в том, что они ожидают немедленного выполнения детьми их требований: "Бросай игру, одевайся!", "Заканчивай подготовку уроков, собирайся!", "Перестань читать, иди ужинать!". Опытные родители в данном случае требуют неназойливо: "Заканчивай игру, через Ю минут выходим из дома", "Закончишь подготовку уроков, начинай собираться, мы тебя ждем", "Не забывай, что ужин через полчаса". Особенно важно быть последовательными в своих требованиях. Если в семье заведено. что дети выполняют уроки каждый день с 15 до 17 часов, то при любых обстоятельствах этот факт должен учитываться всеми членами семьи. Несогласованность в требованиях взрослых ("Сделай сейчас!", "Сделаешь позже!", "Бросай подготовку к урокам, сбегай в магазин!") приведет к необя -эательности со стороны ребенка.
Бывает, что родители свои требования выражают одними и теми же словами и фразами, не задумываясь, что их
можно предъявить:

  • в виде примера: "Посмотри, как это сделал дедушка";
  • пожелания: "Мы хотим, чтобы ты был более чутким";
  • совета: "Вместо просмотра телепередач советую прочитать вот этот исторический роман";
  • просьбы; "Может, в этот день ты мне поможешь с уборкой квартиры?";
  • напоминания: "В случае успешного окончании учебного года тебя ожидает необычная
    поездка";
  • оказания доверия: "Два дня мы будем отсутствовать, ты останешься в доме за старшего";
  • поручения: "На протяжении недели выполнишь порученную отцом работу";
  • тактичного приказа: "Сегодня выполни эту работу, так как никто из взрослых не сможет это сделать";
  • предупреждения: "Ты слишком увлекся футболом, поэтому и отстал в учебе; если не исправишь дело, придется временно перестать заниматься футболом";
  • переключения: "Давай лучше вместе покатаемся на лыжах" (в ситуации, когда подросток несколько часов смотрит телевизор);
  • импровизации: "Не надо ничего говорить, я уже и так все знаю, вижу по глазам" и т. п. (в ситуации, когда отец и мать хотят потребовать от ребенка необходимых положительных действий и поступков).

На основании исследований отечественных и зарубежных ученых педагогов и психологов, а также опыта семейного воспитания были определены методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для родителей. книга-психолог.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

рассматриваютмя интересные вопросы и пути их решения....

Рекомендации родителям в случаях обнаружения признаков суицидального и девиантного поведения несовершеннолетних, рекомендованные психологом колледжа для внимания родителей студентов 1-2 курсов

Что такое вейп и чем он вреден, исследования ученых. Дорогие родители, прошу ознакомиться с материалами, посвященными вопросам курения подростов и использования мим вейпов. Материал по данно...

Консультации, рекомендации для родителей «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога

В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенкапривычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, ихпродолжительность, «переменки» и пр.)...

Рекомендации родителям от педагога-психолога «Как бороться с враньем ребенка»

Если ребёнок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли        справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребён...

Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога.

Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога....