Как развивать математические способности (советы родителям)
статья по теме

Шестакова Елена Касымовна

 

   Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к математике. Заметив у ребенка интерес к математике, склонность заниматься ею, необходимо всемерно развивать эти интересы и склонности, поощрять детей в этом отношении. Если таких интересов и склонностей нет, следует попытаться пробудить их.

   Надо помнить, что математические способности должны сочетаться с глубокими и действенными интересами и склонностями к математике. Способности формируются и развиваются в деятельности. Интересующийся математикой ребенок, склонный заниматься ею, настойчиво изучает математику и тем самым энергично упражняет и развивает свои способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razvivat_matematicheskie_sposobnosti.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать математические способности

(советы родителям)

    Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что развивать математические способности детей следует не только в том случае, когда эти способности уже заметно выражены или когда ребенка готовят к поступлению в математический вуз. Знание математики нужно для очень многих профессий, а способности могут развиться и позже на основе систематических занятий математикой, овладения знаниями, умениями и навыками в этой области.

   Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к математике. Заметив у ребенка интерес к математике, склонность заниматься ею, необходимо всемерно развивать эти интересы и склонности, поощрять детей в этом отношении. Если таких интересов и склонностей нет, следует попытаться пробудить их.

   Надо помнить, что математические способности должны сочетаться с глубокими и действенными интересами и склонностями к математике. Способности формируются и развиваются в деятельности. Интересующийся математикой ребенок, склонный заниматься ею, настойчиво изучает математику и тем самым энергично упражняет и развивает свои способности.

     Для пробуждения и развития интереса к математике важно популярно показать (не просто сказать об этом, а именно показать) ее значение для техники, физики и других отраслей науки, промышленности и сельского хозяйства. Хорошее средство формирования интереса к математике - постановка и решение практически значимых для ребенка задач (вычислить площадь участка довольно сложной формы, объем стога сена, произвести расчеты модели корабля или планера и т. п.).

   Очень полезно (и это многократно проверено на практике) учащимся читать научно-популярную математическую литературу, решать интересные задачи на смекалку.

Замечательные математические пособия - книги:

  1. Я. И. Перельмана «Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Живая математика»;
  2. Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки»,
  3. И. Я. Депмана «Рассказы о математике»;
  4. Б. А. Кордемского «Математическая смекалка»;
  5. Ф. Ф. Нагибина «Математическая шкатулка»;
  6. А. И. Островского и Б. А. Кордемского «Геометрия помогает арифметике»

а так же различные занимательные сайты:

 http://pochemu4ka.ru   - Почемучка

http://udivit-matem.narod.ru/str2.html    - Занимательная математика

http://children.kulichki.net  - Математические задачи

http://funnymath.ru/ - Занимательная математика

http://www.math-on-line.com   - Математика оn-line

http://matemka.ucoz.ru/  - Занимательная математика

http://develop-kinder.com - Развивающие заданий, игры и конкрусы по математике

www.math-on-line.com - каталог развивающих программ по математике.

http://udivit-matem.narod.ru/ - удивительная математика. Большой обзор занимательных задач по математике.

http://www.turgor.ru - занимательная математика для начинающих

http://childmath.ru - интересная Математика в младшем дошкольном возрасте

http://smartkids.ru - занимательная математика

http://www.books4all.ru - книги по занимательной математике и арифметике

www.kindereducation.com - Занимательная математика и счет для дошкольников

— помогут вашим детям развить интерес к математике. 

Математика математикой, но о здоровье ребенка никогда забывать не следует.


Родители детей, проявляющих способности к математике, должны учесть следующие обстоятельства.

  1. Некоторые дети, обладающие математическими способностями, ошибочно считают, что им можно особенно не утруждать себя занятиями математикой, так как способности их всегда «выручат». Учителя и родители должны постоянно убеждать их в том, что овладение математикой даже при наличии способностей требует настойчивости, трудолюбия, усидчивости, они должны терпеливо воспитывать эти качества, побуждать детей не отступать перед трудностями при решении математических задач, доводить дело до конца.
  2. Родителям необходимо также следить, чтобы развитие способных к математике детей не принимало одностороннего характера. Нам нередко приходилось встречать таких родителей, которые считали, что способным к математике детям не нужно «попусту тратить силы и время» на изучение русского языка, литературы, истории, географии. Они добивались от детей отличных знаний по математике и вполне удовлетворялись посредственными оценками по другим предметам. Это - глубокая ошибка. Математическое развитие человека невозможно без повышения уровня его общей культуры. Нужно всегда стремиться к всестороннему, гармоническому развитию личности.
  3. Очень важно, чтобы учителя и особенно родители правильно относились к математическим успехам детей и воспитывали бы и у них такое же правильное отношение к своим способностям.
  4. Способных к математике детей не следует демонстрировать знакомым, рекламировать их способности, не надо, особенно в присутствии этих детей, восхвалять их успехи, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо чаще обращать внимание способного к математике ребенка на то, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, только может быть, в другой области.
  5. Родители поступят правильно, если чаще будут говорить ребенку: «Ты лучше некоторых товарищей знаешь математику, но они превосходят тебя в другом: Костя лучше тебя рисует, а Ира - прекрасная фигуристка». Необходимо воспитывать у детей скромную самооценку. 
  6. Уверенность в своей исключительности, своей одаренности часто вредна, так как школьник перестает работать над собой, у него формируются самоуверенность, зазнайство, пренебрежение к другим детям, самовосхищеиие и самолюбование, что, как известно, тормозит развитие способностей.

ЗАДАЧИ, ПОЛЕЗНЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

   Очень полезно, если учащиеся будут пытаться сначала решить эти задачи (по крайней мере, многие из них) в уме, а уж потом приступят к письменному решению. Учитель математики поможет в оценке правильности решения. Если школьник уже знаком с алгеброй, то полезно побудить его сначала попытаться найти арифметическое решение, а уж потом решить задачу алгебраическим путем. Задачи не только полезны, но они и интересны, и учащиеся обычно с большим увлечением и упорством решают их. Разумеется, отнесение задачи к тому или иному типу (исключая первые 3 типа) до некоторой степени условно.

  1. Задачи с несформулированным вопросом. В этих задачах нарочито не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). В скобках указывается пропущенный вопрос.
  2. Задачи с недостающими данными. В задачах этого типа отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Школьник должен проанализировать задачу и доказать, почему нельзя дать точного ответа на вопрос задачи, чего не хватает, что надо добавить. В скобках указываются пропущенные данные.
  3. Задачи с излишними данными. В эти задачи нарочито введены дополнительные ненужные данные, до известной степени маскирующие необходимые для решения показатели. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы, для решения, и указать на лишние, ненужные (ненужные данные выделены курсивом).
  4. Задачи на доказательство. Сущность этих задач в доказательстве определенных положений. Учащиеся упражняются в построении правильного, обоснованного, последовательного рассуждения.
  5. Задачи на рассуждение (или составление уравнений).
  6. Задачи с несколькими решениями. Для упражнения гибкости мышления важно, чтобы школьник умел находить несколько решений одной и той же задачи. Если эти решения неравноценны с точки зрения экономичности и рациональности, то ученик должен дать с этой точки зрения оценку каждому решению. Надо побуждать школьника найти наиболее рациональное, ясное, простое, изящное решение
  7. Задачи на соображение. Для решения указанных задач не требуется никаких специальных знаний, однако в ряде случаев необходимо проявить известную изобретательность.
  8. Задачи на логическое рассуждение. На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами.
  9. Задачи с наглядным решением. Эти задачи сравнительно легко решаются с применением наглядно-образных средств (рисунков, схем, чертежей). Тренируется способность наглядно выражать математические соотношения задачи. Сначала ученика просят решить указанные задачи рассуждением, без опоры на наглядные образы.
  10.  Задачи, требующие наглядных представлений. Задачи этого типа учащиеся должны решать в уме, без помощи карандаша и бумаги, без опоры на соответствующие фигуры или тела. Решение подобных задач тренирует пространственные представления, способность мысленно «видеть» соответствующие фигуры, тела, пространственные соотношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развиваем память ребенка" (советы родителям)

советы детям и их родителям[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17841766","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"448","width":"247"}}]]...

Советы родителям на тему: "Развиваем у ребенка мелкую моторику".

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И....

как развивать математические способности у ребёнка

Статья о методах развития математических способностей у ребенка!...

Статья «Что такое математическая грамотность и почему необходимо развивать математическую грамотность у современных школьников» из Сборника статей региональной педагогической конференции 7 апреля 2022 года ., МБОУ СОШ № 40

Впервые понятие «функциональная грамотность» появляется в 1965 году на всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. Сначала это понятие включало в себя только умение читать и писа...

Развиваем математические способности детей дошкольного возраста дома

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы...