Сообщение на родительском собрании "Приобщение детей к народным традициям"
материал по теме

Татьяна Борисовна Попова

•дать родителям знания о значении приобщения детей к народным традициям;

•вооружить знаниями о доступном и правильном толковании народных традиций детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_roditels_sobr.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Утверждаю:

                                                                                             заведующая МДОУ

                                                                                                «Детский сад

                                                                               комбинированного вида №113»

                                                                                        ___________/Середа И.А./

 

Сообщение на родительском собрании

 ТЕМА:

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»

                                                                     Попова        

                                                                  Татьяна

                                                                 Борисовна

                                                                                             ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                            МДОУ «Детский сад

                                                                             комбинированного вида № 113»

                                                                                  Заводского района

                                                                                       Саратов 2010


Цель доклада:

•дать родителям знания о значении приобщения детей к народным традициям;

•вооружить знаниями о доступном и правильном толковании народных традиций детям.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. В статье «О народности в общественном» он писал: «...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обществом?»

Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

Слово «традиция» (от лат. traditio — передача) означает исторически сложившиеся и предаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.

Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа.

Рассматривая вопрос приобщения детей к народным традициям, следует отметить очень важную особенность. Характерной чертой русских народных традиций, как и всей культуры, является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью современной русской культуры и находят широкое отражение в народных традициях. Применительно к истории Древней Руси религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства, называются язычеством. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворением природных" сил. Восточнославянская мифология запечатлена русским народом в старинных обрядах и обычаях.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки — отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора — старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчелушки,

Серые, малые,

Крылышки алые,

Носики вострые,

Сами пестрые.

В поле идут,

Гудут, гудут.

С поля идут,

Медок несут.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.

Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна красна,

Теплое летечко!

Люли-люли,

Теплое летечко.

Весна красна,

Что же ты нам вынесла?

Люли-люли,

Что же ты нам вынесла?

Малым деточкам

По яичечку,

Люли-люли,

По яичечку,

Красным девушкам

По женишечку,

Люли-люли,

По женишечку.

Исследователи отмечают, что применяемые русским народом звукопись, игра слов, внутренние рифмы, которыми так богаты приметы, пословицы, загадки, приговорки, сделали бы честь любому поэту. Обращение русских людей с языком, оберегаемым и хранимым им, характеризуется вниманием, благоговением и одновременно свободой, даже лихостью. В обращении народа со словом чувствуется талант творца и удовольствие от работы со знакомым и хорошо поддающимся материалом (А. Ф. Некрылова).

С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.

Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни.

Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. В определенном смысле это историческая память народа, в них живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

Загадки — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса.) Две прямых, одна кривая, посередочке живая. (Лошадь, дуга, оглобля.)

Отсюда вытекают две основные функции загадки: во-первых, она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во-вторых, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.

Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранялись они в виде увеселений, обычаев. Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавался значительный

объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купалы.

Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Кроме уже названных, большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Наиболее торжественным, ярким и, пожалуй, самым древним из годовых праздников были Святки. Христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество — начало Святок, Новый год и Крещение, завершающее их.

7 января — Рождество Господа Иисуса Христа. Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова, важнейший и радостнейший церковный день, подобно тому как и в другие важнейшие праздники, играет солнце. В большинстве стран мира Рождество начинают праздновать вечером и продолжают целых два дня. Вековая традиция превратила этот праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага, в праздник семьи. Накануне Рождества в ряде мест России было принято жечь костры, что связывалось с представлениями о возрождении солнца, о начале нового солнечного года.

Вечер накануне Рождества назывался сочельником. Большое значение в рождественский сочельник придавалось ужину. Избу тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в торжественном и строгом молчании, а потом начиналось святочное веселье.

8 эти праздники было принято дарить родным и близким подарки. Год начинался обрядом колядования. Коляда — это заклинательная песня, исполнявшаяся во время зимнего возрождения солнца. Колядкой величали семью, желали ей богатств и благополучия, требовали награду за эти пожелания.

Колядующие получали что-либо из съестного: в частности, просили фигурное печенье, изображающее домашних животных, чтобы в хозяйстве водилось. Подобные обходы домов в течение Святок проводились трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.

С Новым годом! Со всем родом! Чтоб здоровы были, Много лет жили!

Дети, приплясывая, выкрикивали:

Новый год пришел, Старый угнал, Себя показал! Ходи, народ, Солнышко встречать, Мороз прогонять!

По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водились хороводы, звучали веселые озорные песни, загадывались загадки. Загадывание загадок, по мнению специалистов, когда-то носило языческий магический характер. Исконный смысл такого действия постепенно забылся, но традиция сохранила и сам тип песен-загадок, и древнейшую форму их исполнения: двумя группами девушек в виде своеобразного диалога.

Принято было во время Святок гадать. В Новый год по первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких в этом году. Святочные традиции нашли отражение в произведениях русских писателей и поэтов.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.


                                                                                                      Утверждаю:

                                                                                             заведующая МДОУ

                                                                                                «Детский сад

                                                                               комбинированного вида №113»

                                                                                        ___________/Середа И.А./

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

В СЕМЬЕ»

                                                                        КИРПИЛЕНКО

                                                                             МАРИНА

                                                                      ВАСИЛЬЕВНА

                                                                                             ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                            МДОУ «Детский сад

                                                                             комбинированного вида № 113»

                                                                                  Заводского района

                                                                                       г. Саратов


ЦЕЛЬ: Привлечение родителей к совместной деятельности по приобщению детей к русской народной культуре. Формирование умения у родителей правильно и грамотно вести работу по художественно-эстетическому воспитанию детей. Расширение и обогащение знаний, как у детей, так и у родителей по разным видам искусства.

В программе воспитания и обучения детей в детском саду: предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства; с окружающей действительностью; воспитание любви у детей к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, чувств. Эстетическое воспитание осуществляется как на занятиях, так и вне их.

Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка.

В связи с этим первая задача семьи, если дело идет об эстетическом воспитании ребенка, - это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему.

Это вполне доступная задача. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке, ощущает удовольствие, слушая веселую песенку. Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок! Смотри, какая бабочка!» Но мы, к сожалению, не всегда обращаем на это внимание.

Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Ребенок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить им, не сломать их. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребенка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру.

Самое страшное в человеке, в ребенке, в подростке - это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам.

Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье?

Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать, отдать себе посильный отчет в увиденном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребенка находятся в тесной взаимосвязи.

Поэтому развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному любовному рассматриванию окружающих его предметов и явлений является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.

Одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании - систематическое поощрение ребенка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.

Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют большое значение для ребенка, но вопросы эстетического воспитания детей нередко при этом забываются. Правильно делает мама, когда во время прогулки она говорит ребенку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо. Нежно-голубое, с легкими, как бы танцующими, облаками. Обрати внимание на листочки осины, осенью они совсем темно-красные; у березки золотистые, а у клена особенно яркие, пестрые, одни желто-оранжевые, другие желто-зеленые. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу».

Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие всего этого ребенком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к своей стране.

Эстетическую восприимчивость у ребенка следует развивать, привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так, например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и по узору, заставляет ребенка бережнее к ней относиться. Это обязывает родителей внимательно выбирать вещи, которыми ребенок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей безвкусных по форме и украшению.

Большое значение для воспитания способности ребенка эстетически воспринимать окружающее имеет развитие у него активного выборочного отношения к предметам и явлениям.

То, что он сам путем сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей, заставляет ребенка мотивировать свой выбор, находить для этого соответствующие словесные объяснения, что способствует активизации его эстетического отношению к окружающему.

Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, т. е. делают его красивыми. Красиво то, что величественно и стройно, что строго, просто, что тщательно и любовно выполнено, что правдиво, красочно, тонко и изящно по форме, приятно по цветовым сочетаниям и т. д.

Большие возможности для развития художественно-эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию.

Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству.

Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства ребенка, в том числе и эстетические.

Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким рисовальщикам не требуется. Это, разумеется, не так.

Самое главное - вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе.

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое его поощрение, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством - все это доступно семье, матери. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка.  


                                                                                                               Утверждаю:

                                                                                            заведующая МДОУ «Детский сад

                                                                                            комбинированного вида №113»

                                                                                                  ___________/Середа И.А./

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

(«ДЫМКА»)

НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                        КИРПИЛЕНКО

                                                                             МАРИНА

                                                                      ВАСИЛЬЕВНА

                                                                                      ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                            МДОУ «Детский сад

                                                                             комбинированного вида № 113»

                                                                                  Заводского района

                                                                                       г. Саратов


Цель: Продолжать работу по приобщению взрослых к народному искусству, обращая их к народному промыслу - дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.

                                                              Н. А. Ветлугина

Эстетическое воспитание в детском саду - это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начиная работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу - дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объемные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное - нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки-горошины, прямая и волнистая линия и т. д.

• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

• Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

• Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.

• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».


                                                                                                      Утверждаю:

                                                                                             заведующая МДОУ

                                                                                                «Детский сад

                                                                               комбинированного вида №113»

                                                                                        ___________/Середа И.А./

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ: 

«ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ

ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ»

                                                                        КИРПИЛЕНКО

                                                                             МАРИНА

                                                                      ВАСИЛЬЕВНА

                                                                                             ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                            МДОУ «Детский сад

                                                                             комбинированного вида № 113»

                                                                                  Заводского района

                                                                                       г. Саратов


Цель: Продолжать знакомить взрослых с русским народным прикладным творчеством, помочь ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы, обычаи. Познакомить родителей с методами и приемами используемые при обучении детей дымковской росписи.

Практический семинар для родителей.

Народное прикладное искусство, и в том числе дымковская игрушка, имеют большое значение для развития эстетического художественного вкуса у детей, помогают ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы, обычаи.

Ласково и нежно называют эту игрушку - дымка. Все игрушки очень веселые, жизнерадостные и выполнены порой с большим юмором.

Я уверена, что происхождение этой игрушки известно всем. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, село все будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Художник никогда не вычерчивает заранее четких контуров в узорах. Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые линии, полоски, клеточки, пятна, точки-горошины... Зато краски яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Даже доработка мелких деталей, где нужна очень тонкая дорисовка, тонкая линия-штрих, делается мягкой кистью, то есть кистевым приемом.

Обратите внимание, что основа росписи - круги, на которых расположены мелкие элементы. (Показ.)

Вы, конечно, знаете, что кисть нужно держать тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги. Широкие линии проводят всей кистью, а тонкие линии, точки и клеточки -концом кисти. (Показ.)

Иногда дымковские мастера пользуются «тычком» (вата, навернутая на спичку или палочку, бумага, свернутая в трубочку). Эти нехитрые приспособления не только во много раз ускоряют создание узора, но и улучшают его качество. (Показ.) Таким образом они получаются быстро и одинаково.

Сейчас мы перейдем к практической части нашего семинара. Надеюсь, вы почувствуете «кончиками своих пальцев ручейки, которые питают источник творческой мысли».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

воспитатель

КИРПИЛЕНКО М.В.

САРАТОВ 2009


Русская народная игрушка тесно связана с древнеславянскими культовыми обрядами и верованиями. Например, женская фигура символизировала мать-землю, конь — солнце, птица — водную или воздушную стихию. Предполагают, что происхождение различных глиняных и деревянных свистулек берет свое начало от древнего обряда, когда свист считался надежным средством отпугивания   злых   сил.

Судя по археологическим раскопкам, национальная игрушка на протяжении многих лет не претерпевала существенных изменений. Так, фигурки животных и птиц XIIXIII веков, найденные в районе Донецкого   городища, мало отличаются от игрушек X—XII веков, обнаруженных близ Новгорода и Киева. Даже среди многочисленных направлений народного прикладного искусства нашего времени (филимоновская, дымковская, каргопольская, алехинская, конслярскяя игрушка) сохранилась традиция изготовления коней и птиц.

Образы коней и птиц в русской культуре имеют особое значение: им издавна отводилась роль оберегов-покровителей. «Коньки» на крышах изб, подкова, приносящая счастье, различные суеверия (наберется силы и здоровья тот, кто попьет после коня холодной колодезной воды; амулет из конской шерсти отгонит нечистую силу и т.д.) сохранились и до наших дней. Конь в славянском фольклоре — символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь всюду побеждает зло и, непременно присутствуя рядом с человеком, оберегает его от темных сил.

Не менее популярен образ чудо-птицы (Сирин, Жар-птица) с орлиными ногами, русалочьими хвостами и ликами людей. Их вырезали из дерева, изображали на прикладных изделиях, описывали в былинах и сказках. Хотя и не все птицы на Руси слыли добрыми покровителями людей, однако большинство пернатых почиталось у славян-земледельцев. С ними связано много народных праздников, например: Герасим-грачевник (4 марта); день Бориса и Глеба (2 мая — прилет в среднерусскую деревню соловьев); Федор-студеный (11 ноября — «заинькин день», «птичий день»; в эту пору предзимья повсюду устраивали кормушки).

Однако вернемся к игрушкам. В каждой российской местности, в каждом промысле складывались свои приемы резьбы и лепки, росписи и оформления игрушек. Два больших села в Нижегородской области стали родиной забавных тарарушек. Так стали называть яркие и пестрые деревянные игрушки, которые продавали на базаре. Само название ассоциируется с шумом, прибаутками, бойкой торговлей на базаре. Как правило, хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими анилиновыми красками. Тарарушки — это и пистолеты-хлопушки, и уточки-свистульки, и копилки, и грибки для штопки.

Можно сказать, что русская народная игрушка — это одно из направлений художественного прикладного творчества. Особое место в нем, безусловно, принадлежит матрешке. Для многих иностранцев образ матрешки является едва ли не символом России. Мало кто из посещающих нашу страну уезжает  домой без этого сувенира.

Матрешка

Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до десяти-двенадцати куколок. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают. Иногда поверх росписи матрешки покрываются лаком.

Наиболее известны матрешки, сделанные в городах Семенове и Загорске. Семеновские — более стройные. Перед росписью их деревянная поверхность покрывается картофельным клейстером, потом раскрашивается и лакируется. Загорские художники расписывают фигурки без подготовки поверхности, сразу гуашью по дереву. Их матрешки более приземистые, а верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение.

В 1900 году матрешки появились на Всемирной выставке в Париже и сразу завоевали признание. Тема матрешки постоянно развивалась и совершенствовалась. Изготавливались матрешки-пастушки, матрешки-старики, матрешки-невесты и т.д. В 1911 году только сергиевская мастерская выпустила двадцать один вид матрешек. Однако, дожив до наших дней, русская матрешка воспринимается нами одетой в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок, передник.

Кукла

Наш рассказ о народной игрушке будет неполным без упоминания о прародительнице современной куклы. Ведь ее облик оформлялся и трансформировался на протяжении многих столетий. Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика — голова куклы. Эта часть куклы символизировала духовную сущность человека, и для выделения головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось исключительно по суеверным соображениям. Согласно языческой культуре, изображенное лицо    «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза — зеркало души — необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от неожиданных неблагоприятных воздействий мира внешнего. Иногда на месте лица рисовали крест: с приходом христианства крест всегда считался добрым знаком.

Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. (Детям нужно рассказать о первой тряпичной кукле, а можно и показать, как ее самим сделать.)

Русский колокольчик

Чуть ли не с языческих времен при свободном выпасе скота и лошадей, особенно в лесистой местности, на шеи животным вешали колокольчики — болтала. По их резкому, глуховатому, далеко слышному звуку можно было отыскать буренку или лошадь, пасущуюся на лесных полянах. Кроме того, издревле считалось, что звук болтала отпугивает хищного зверя. В известной степени болтала можно считать прародителями поддужных колокольчиков. Поддужными их назвали потому, что они висели под дугами запряженных лошадей.

«Дар Валдая»

«Дар Валдая» — такая надпись отлита на многих поддужных колокольчиках, даже тех, которые отлиты и в других местах. Слова «Дар Валдая» появились после опубликования стихотворения поэта-декабриста Федора Глинки «Сон русского на чужбине». Потом стихотворение, несколько измененное, было положено композитором А. Н. Верстовским на музыку:

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой.

И колокольчик, дар Валдая,

Звенит уныло под дугой.

Первые поддужные колокольчики появились в XVII веке. Зачастую на дугу подвешивали не один, а несколько колокольчиков. Если их было два, то более крупный, низкий по звучанию, назывался в народе мужик; меньший  по размеру и тоном  выше  называли  бабой.  Если же подвешивали сразу три, то самый крупный выполнял роль баса, а два других — роль подголосков. Колокольчики были самых разных размеров и форм. Некоторые виды колокольчиков назывались бубенцами. Они, в свою очередь, носили самые разные имена: воркуны, глухари и т.д. Глухари вешались на шею последней идущей в обозе лошади, и если та начинала отставать, то глухарь звенел все тише и  тише. Тогда  обоз останавливался и поджидал отстающих.

На колокольчиках отливались различные надписи: «Сдалеча весточку собою подавай»; «Езжай — поспешай, звони — утешай»; «Звенит — потешает, ездить поспешает»; «Купи — не скупись, езди — веселись»; «Звону много — веселей дорога»; «Купи, денег не жалей — со мной ездить веселей»; «Спешу на родину». Однако чаще всего на колокольчиках была надпись  «Дар Валдая».

По древнему обычаю, к свадьбе жених дарил невесте колокольчик. В этом случае на нем делали такую надпись: «Кого люблю, тому дарю». После свадьбы колокольчик помещался в доме на видном месте. Считалось, что его чистый звук отпугивает все семейные невзгоды. Старые и опытные люди говорили, что по нежности и звонкости такого колокольчика могут определить, крепко ли любит жених невесту. Особый звук свадебного колокольчика объясняли тем, что, по поверью, мастер отливал его под пение девушек, и их голоса, проникая в металл и потом вырвавшись на свободу, звучали в голосе колокольчика. О важности такого подарка говорит и то, что если колокольчик по какой-то причине не был отлит к свадьбе, то она могла и расстроиться.

С историей литья некоторых колоколов связано много легенд и преданий. Вот, например, что пишет летописец во второй Софийской летописи в 1478 году: «8 февраля на соборе Князь Великий (царь Иван III) велел колокол вечевой спустити и вече раззорити, а 5 марта на Москву пришел Князь Великий из Новгорода, и колокол вечевой привезите в Москву и привезите быть, и вознести его на колокольнипу».

По легенде, все было иначе. Когда вечевой колокол, символ свободолюбивого Новгорода, сняли и привезли в Москву, сани на крутом повороте опрокинулись, и колокол разбился. Поэт К. Случевский так описывает эти события:

И новгородцы, не переча,

Глядели бледною толпой,

Как медный колокол с их веча

По воле царской снят долой!

Разбили колокол, разбили.

Сгребли валдайцы медный сор

И колокольчики отлили,

И отливают до сих пор!

Красивая легенда, но прав летописец. Привезли колокол в Москву, повесили на колокольне, и зазвонил он заодно со всеми московскими колоколами. Однако то, что первые колокольчики появились на Валдае,— правда:

Из рода в род передавая,

Хранит народная молва

О колокольчиках Валдая

Сказаний ясные слова.

Их звон, как будто издалече,

Через веков седую даль,

Доносит гул грозовый веча

И песен нежную печаль.

«Во дни торжеств и бед народных»

Впервые о русских колокольчиках упоминается в Новгородской летописи 1066 года. Тысячелетняя история колоколов — это тысячелетняя история России. Колокольный звон, словно голос памяти, рассказывает нам о минувших столетиях, и озвученными перелистываются страницы древних летописей.

Мерно вздыхает благовест, но чутко бодрствует и днем и ночью набат. Пожар или другое бедствие — он разбудит своим звоном спящих. А если случится смута, бунт, подступит неприятель — зазвучит всполошный колокол. Вечевой колокол соберет жителей на главную площадь на вече — совет. Для любого человека язык колокола означал многое. Люди могли не только выделять голос колокола, но по характеру звука знали, о чем он говорит:

торжественный звон  — уходят войска и ополчение на битву;

звон радостный,  «красный» — вернулись с победой;

звон тяжелый, скорбный —  беда, поражение, горе, смерть.

К колоколам относились, как к живым людям: их наказывали, ссылали, казнили. Вот как поступили с колоколом Спасо-Преображенского собора города Углича, возвестившим народу в 1591 году об убийстве царевича:

Наутро в час обедни

Вдруг слышу звон, ударили в набат,

Крик,  шум.  

Бегут во двор царицы.

Я Спешу туда ж — а там уже весь город.

Гляжу: лежит зарезанный царевич...

А. С. Пушкин.  Боргес Годунов

Народ расправился с убийцами, но был наказан и колокол: его сбросили с колокольни, вырвали «язык» и «сослали» в далекий Тобольск. Вернулся он назад, в Углич, только спустя триста один год.

В Московском Кремле есть еще один опальный колокол, возвестивший 13 сентября 1771 года о начале бунта. После подавления бунта царица Екатерина II распорядилась вырвать «язык» у колокола и «сослать» его в Николаевский Карельский монастырь. А царь Иван Грозный наказал колокол за то, что своим звоном он испугал любимого царского коня.

В народе колокола пользовались любовью и уважением. О них слагали легенды и сказания. По преданию, колокол мог звонить и сам. Так, в 1372 году «у Святого Спаса в Новгороде большой колокол прозвонил сам по себе трижды». Считалось, что колокольный звон прогоняет громы и молнии, град и огонь, голод и засуху, сатану и  просто дурного человека.

Подобно частушкам, присказкам, прибауткам, передавалось из поколения в поколение мастерство колокольного звона. В России славились многие звоны, но самыми знаменитыми были колокола Ростова Великого. Создание их неповторимого ансамбля относится к 1681 году. Один из колоколов был настолько большим, что его «язык» могли раскачивать только два звонаря, а его голос был слышен за двадцать верст.

А в 1735 году в Москве был отлит «Царь-колокол». Весило это чудо двенадцать тысяч триста двадцать семь пудов, то есть почти двести тонн. Неудивительно, что один из западных путешественников, посетивших Москву в XVIII веке, писал: «Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

Цель: Приобщение взрослых к лучшим отечественным традициям семейного воспитания; вооружение родителей знаниями о происхождении игрушек, их значимости. Воспитание патриотизма, любви и гордости за свою Родину.

                                                                                                               Утверждаю:

                                                                                            заведующая МДОУ «Детский сад

                                                                                            комбинированного вида №113»

                                                                                                  ___________/Середа И.А./

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «НЕ ЗАБЫВАЙТЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

Воспитатель Кирпиленко М.В.


  1. Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью - движениям, удальству. Среди них много игр, цель которых развеселиться, позабавиться. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами, "выкупом" фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют во многом педагогическую ценность народных игр. Доброжелательных смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания. Во время прогулок, семейных праздников эти игры незаменимы.
  2. Необходимость соблюдения правил игры требует от ее участников (взрослых и детей) равноправных отношений. Если родители играют с ребенком на равных, игра способствует укреплению эмоциональных контактов между ними.
  3. Народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно использовать в самых различных ситуациях повседневного общения с ребенком. На прогулках с детьми, во время совместного отдыха родителей и детей, можно поиграть в прятки, салочки, "колдунчик", различные игры с мячом летом и в снежки, "снежную бабу" зимой.
  4. В вечернее время, когда вся семья собирается дома, можно использовать словесные игры, игры-шутки, забавы, такие как "чепуха", "летает не летает", "крестики-нолики", которые развивают память, внимание, быстроту реакции у ребенка и в то же время веселят всех. Участие в таких играх помогает взрослым переключаться от житейских проблем, снять напряжение.
  5. Использование русских народных игр в организации детских праздников в семье способствует созданию неповторимой атмосферы радости и доброжелательности. Это должны быть наиболее яркие эмоциональные игры, такие как "Жмурки", "Фанты", "Молчанка" и др. Игры, в которые малыши играют с близкими взрослыми, надолго остаются в памяти и вызывают добрые чувства к родным.
  6. Если одна из традиций семьи - туристические походы, то и здесь можно использовать интересные народные игры. Обычно для походов объединяют несколько семей, получается разновозрастная команда детей. Для таких объединений хороши командные игры с большим количеством участников, такие как "Палочка-выручалочка", "Утки-охотники", "Бояре", "Золотые ворота" и т.д.
  7. Взрослые вносят в совместные игры смех, шутки. Родители могут быть организаторами игры, беря на себя роль водящего. Однако надо стремиться, чтобы все играющие побывали в этой роли. Смена водящего обеспечивает интерес к игре всех ее участников, способствует воспитанию организаторских умений детей.
  8. Выбор водящего предполагает использование считалок. Чем забавнее считалочки, тем быстрее они запоминаются и чаще используются детьми. Для разделения на команды в народных играх используют сговор. Играющие сговариваются между собой, берут название птиц, растений, животных и разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий.
  9. Еще одна традиция народных игр - жребий. Его используют, если возник спор. Один из играющих зажимает в кулаке камешек. Другой угадывает, в какой он руке. Угадал, его правда, спору нет (конец).
  10. Соблюдение правил в народных играх должно быть обязательным для всех участников. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам. Совместные игры с близкими взрослыми - огромная радость для ребенка. Обращение к народным играм обогащает семейный досуг, способствует созданию атмосферы радости, праздника.


                                                                                                      Утверждаю:

                                                                                             заведующая МДОУ

                                                                                                «Детский сад

                                                                               комбинированного вида №113»

                                                                                        ___________/Середа И.А./

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЧЕМ И КАК ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА ДОМА?»

                                                                        КИРПИЛЕНКО

                                                                             МАРИНА

                                                                      ВАСИЛЬЕВНА

                                                                                             ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                            МДОУ «Детский сад

                                                                             комбинированного вида № 113»

                                                                                  Заводского района

                                                                                       г. Саратов

                                         2010

Уличный разведчик

Назовите ребенку первую букву алфавита и покажите вывеску или надпись на рекламном щите, в которой встречается эта буква (например, «Аптека»). Предложите ему найти другую вывеску, где есть такая же буква. Тот, кто не сможет найти подходящую надпись, пропускает ход.

Эта игра поможет развить у вашего ребенка произвольное внимание, наблюдательность.

Разноцветное меню

Предложите малышу составить меню из продуктов одного цвета. Для начала вместе решите, сколько продуктов будет входить в меню. Например, «Красное меню» из трех блюд: помидора, перца, свеклы.

Эта игра помогает развить логическое мышление и воображение ребенка, способствует сенсорному развитию усвоению сенсорного эталона цвета.

Угадай-ка!

Возьмите несколько предметов и внимательно рассмотрите их с малышом. Завяжите ребенку глаза шарфом. Заверните один из предметов платок и предложите ребенку на ощупь определить, что он держит в руках. А теперь ваша очередь угадывать.

Игра способствует развитию тактильного восприятия, мышления и воображения ребенка.

Что любит Огненный дракон?

Предложите ребенку представить, будто к вам в гости должен прийти сказочный герой. А гостей нужно обязательно угощать. Пусть малыш подумает, чем можно угостить сказочного героя. Например, дракону, наверное, нужно есть очень много перца, чтобы лучше полыхать огнем.

Эта игра поможет вам развить логическое мышление ребенка и его воображение.

Маленький Шерлок Холмс

Поставьте перед ребенком 5-7 предметов. Предложите ему хорошо их рассмотреть и запомнить. Затем попросите его отвернуться или крепко закрыть глаза, а сами уберите один предмет. Теперь малыш должен назвать исчезнувший предмет и описать его. Потом ваша очередь запоминать предметы. Игра помогает развить память ребенка, внимание и мышление.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные традиции воспитания детей у мордвы

Данная работа освещает народные традиции воспитания детей в мордовских семьях....

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народных традиций.

Необходимость обращения к истокам народных традиций, обычаям народа не случайна. От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки. Большое место в...

2018 г. Методическое сообщение "Влияние родительских установок на развитие детей"

Родителям важно понять, какую роль в эмоционально - личностном развитии ребенка инграют родительские установки. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но ...

Воспитание детей на народных традициях

В статье указывается важность использования народных традиций в воспитании детей школы-интерната....

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

Методическая разработка "Возвращение к истокам и воспитание детей на народных традициях"

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить ду...