Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народных традиций.
статья на тему

Гайдук Ангелина Игоревна

Необходимость обращения к истокам народных традиций, обычаям народа не случайна. От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

« Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народных традиций»

        Выполнила:

                                                                                          Педагог-организатор

        Гайдук А.И.

        Орел 2014г

Необходимость обращения к истокам народных традиций, обычаям народа не случайна.   От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки.   Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями.    

Наиболее известные праздники, такие как : «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Пасха».                                                                                            

Особенно актуальной сегодня является задача – привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой, народными обычаями.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры являются непременным элементом народных обрядовых праздников

Приобщение к русским национальным духовным культурным ценностям в моей воспитательной работе  происходит в процессе ознакомления детей с традиционными народными  играми, праздниками загадками.  Так на школе будущего первоклассника  я провела праздник «Осенины», в ходе которого дошкольники ознакомились с миром народной культуры, традициями, играми, обычаями.

  В  2013г. для дошкольников был проведен праздник Рождество Христово, дети узнали много интересного об истории русских традиций, о том , как калядовали.

Хочу отметить, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому при проведении праздников, игровых программ используются  наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Народные костюмы на народных праздниках и развлечениях,  приобщают детей к русскому народному искусству, воспитывают в них национальную гордость.

  Игра - всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

Детям очень нравятся русские народные игры: «Матрешка», «Паучок», «Ворон», «Шатер», «Горелки», «Жмурка» и др.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки — отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

В игре радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми.

Приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система музыкально-коррекционной работы по приобщению детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарумениями к игре на музыкальных инструментах

Исследования педагогов: Т.С.Бабаджан,  И.Л.Дзержинской,  Н.А.Ветлугиной,  О.П.Радыновой, А.Н.Зиминой,  А.И.Бурениной и психологов: В.Н.Шацкой, Л.К.Шлегер, Б.В.Астафьева, Н.А.Метлов...

«Сказки-шумелки» - как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к игре на музыкальных инструментах

Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах...

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре

О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).Родная  культура – это живой и...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры...

Методическая разработка мастер-класса для воспитателей «Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»

Методическая разработка мастер-класса для воспитателей «Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»...