Методическая разработка мастер-класса для воспитателей «Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»
консультация по музыке

Алина Александровна Михайлова

Методическая разработка мастер-класса для воспитателей

«Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx67.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\user\Documents\Нормативные документы\Делопроизводство\Бланки\Бланки гербовые\Gerb_blue.jpg             

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 15 «Бригантина»

муниципального образования городской округ Люберцы МО

140009. МО, Люберецкий район, городское поселение Красково, деревня Марусино,

ул. Заречная д.30 т.8(495)567-41-40

Ibrc_detsad15@mosreg.ru

                

Методическая разработка мастер-класса для воспитателей

«Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»

Музыкального руководителя

Михайловой Алины Александровны

                

Люберцы, 2022

Методическая разработка мастер-класса для воспитателей

«Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»

Цель мастер-класса: повысить уровень профессиональной компетенции воспитателей по вопросам освоения и последующего применения фольклорного материала в практической деятельности.

Задачи: 

  • Систематизировать знания воспитателей по вопросу использования фольклорных форм в музыкальной деятельности дошкольников.
  • Расширить представления о взаимодействиях педагога с детьми в процессе работы с фольклорным материалом.

Форма проведения: практические занятия с педагогами.

Практическая значимость мастер-класса: освоение педагогами ДОУ приемов организации музыкально-фольклорной деятельности детей.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.

  1. Теоретическая часть. Актуальность проблемы.

Муз.рук.: Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои музыкальные способности, формирует свою индивидуальность. Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей, и было продиктовано как великой заботой о будущем поколении.

Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению её потенциальных способностей, инициативы. Поэтому я думаю, что обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер. В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. Фольклор –это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями.

  1. Практическая часть. Музыкальная деятельность.

  1. развитие чувства ритма

Муз.рук.: - Сейчас, уважаемые коллеги, прошу всех пройти в центр музыкального зала и встать в круг, мы с вами будем развивать чувство ритма. Нам поможет в этом русская народная музыка, под такую музыку очень удобно выполнять ритмические упражнения.

Для начала предлагаю вам услышать и прохлопать сильную долю в музыке.

Звучит р.нар.мел. «Ах ты, берёза»,

воспитатели прохлопывают сильную долю в музыке.

Муз.рук.: - А сейчас я предлагаю вам исполнить ритмическую цепочку. Наша задача заключается в том, чтобы поочерёдно выполнять заданные ритмические движения, не разорвав цепочку.

Вначале выполним простейшую цепочку, состоящую из двух хлопков перед собой и двух притопов. Первый выполняет хлопки, второй – притопы.

Звучит р.нар. мел. «Коробейники»

исполняется цепочка

Муз.рук.: - А теперь я предлагаю вам усложнить задание и исполнить цепочку из четырёх звеньев под ту же мелодию.

Исп. цепочка: 1– два хлопка по коленям, 2- два притопа, 3- два хлопка по плечам, 4- два скользящих хлопка в ладоши.

 Муз.рук.: Молодцы. Хорошо справились с заданием. А как вы думаете, какие навыки развиваются у детей при выполнении таких упражнений?

Предполагаемый ответ: «внимание», «память», «чувство ритма у детей», «повышается интерес к музыкальной деятельности».

Муз.рук.: А сейчас я предлагаю вам поиграть в оркестре, кто на каком инструменте будет играть, вы определите сами с помощью музыкального кубика «Песенки-играйки».

Звучит р.нар.мел. плясовая

Воспитатели по очереди передают кубик, кидают его и называют и запоминают какой инструмент выпал на кубике.

  1. музицирование

Муз.рук: Пожалуйста, возьмите инструменты.

Педагоги берут инструменты, выстраиваются по подгруппам согласно выбранному инструменту на кубике. Предложенные инструменты – ложки, трещотки, бубны, рубель, маракасы, колокольчик.

Муз.рук.: и так, все определились с инструментами, наш шумовой оркестр готов. Предлагаю вам обратить внимание на наш экран и исполнить русскую народную мелодию. Но чтобы наш оркестр звучал слаженно, прошу вас быть внимательными, следить за сменой музыкальных инструментов и ритмическим рисунком.

Музыкально-дидактическая игра «Шумовой оркестр Русский»

Видео на экране

Муз.рук.: Вы замечательно справились с заданием. Надеюсь, что вы получили удовольствие от нашего исполнения. Скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытывали во время игры в оркестре?

Предполагаемый ответ: «было интересно», «было немного трудно, но интересно», «было весело», «было очень здорово»

Муз.рук.: Итак, какие качества вам понадобились, чтобы играть в ансамбле?

Предполагаемый ответ: «чувство ритма», «внимание», «память», «умение слушать мелодию», «желание сыграть слаженно и ритмично».

Муз.рук.: А сейчас мы поговорим об использовании малых фольклорных форм. Простота и доступность малых фольклорных жанров, даёт большой простор для работы с дошкольниками. Дети легко запоминают простые и весёлые тексты потешек, поговорок, считалок и с удовольствием выполняют различные упражнения под эти слова. Конечно же, мы с вами не ищем легких путей, поэтому наша игра будет не простой, а контактной.

Называется она «У бабушки Даши».

Вначале зачитывается текст игры, оговариваются приемы ее исполнения, затем, собственно, сама игра

У ба-буш-ки Да-ши

На первый слог партнеры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг о друга и так далее поочерёдно

Пятеро внучат

На каждое слово партнёры совершают сильные перекрёстные хлопки ладонями с расставленными пальцами. Слова произносят удивлённо, на лицах – удивление: брови подняты, глаза широко раскрыты.

Все каши просят

На эти слоги партнёры разводят руки в стороны, мимика удивления при этом сохраняется.

Все криком кричат

Партнеры охватывают руками головы, покачивают головами, удивление выражается еще сильнее.

А-лен-ка в пе-лен-ке

А-рин-ка в пе-рин-ке

Да-нил-ка на печ-ке

Ва-  Ва-ню-ша на кры-леч-ке

На первый слог партнеры хлопают в ладоши, на второй – совершают перекрестный хлопок и т.д.

Слова произносятся радостно, на лицах – соответствующая мимика: уголки губ оттягиваются кверху, глаза – в лёгком радостном прищуре

А-а-а-а-а!

Партнёры обхватывают руками головы, покачивают головами, задорно и весело произносят звуки.

Даст ли им каши

Бабушка Даша?

На эти слова партнёры прячут руки за свои спины. Мимика удивления сохраняется.

На последнем слове вопроса партнеры с закрытыми глазами быстро достают из-за спины спрятанные руки и направляют раскрытые ладони навстречу друг другу. Если им удастся сделать хлопок в ладоши, то «бабушка Даша даст внучатам каши», если нет, то игру можно начать заново.

 

Муз рук.: Очень хорошо. Как вы думаете, с какими трудностями могут столкнуться дети при игре в паре?

Предполагаемый ответ: «Нужно хорошо знать текст», «правильно выполнить ритмические задания», ритмично взаимодействовать в паре»

Муз.рук.: Конечно, такие пальчиковые игры нужно проводить в группах старшего дошкольного возраста, когда дети имеют уже необходимую подготовку. Игра является неотъемлемой частью дошкольного воспитания и музыкального в том числе. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно — ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.

  1. танцевальная импровизация

И в завершении нашего занятия я предлагаю вам всем поиграть в русскую народную игру и проявить свои творческие способности. Но для начала, я вам буду показывать карточки на которых изображены разные фигуры перестроений.

Музыкально-дидактическая игра «Стройся»

  Муз.рук.: Молодцы, отлично справились. А игра называется «Плетень».

Русская народная игра «Плетень»

Муз.рук.: Благодарю вас всех за проявленное творчество и за участие в мастер-классе. И в заключение я хочу вам прочитать замечательное стихотворение Геннадия Серебрякова. Хотелось бы, чтобы вы почувствовали, как эти замечательные стихи перекликаются с нашим сегодняшним мероприятием.

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Пролетели утки – уронили дудки.

Пролетели гуси  - уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней на Руси родились.

(Геннадий Серебряков.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре

О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь...

Методическая разработка "Деятельность педагога в становлении и развитии сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста"

В работе раскрыты принципы концепции поэтапного формирования способов игры, показаны особенности сюжетно-ролевой игры, описаны методы и технологии развития игровой деятельности....

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).Родная  культура – это живой и...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Психолого-логопедические основы речевого развития детей дошкольного возраста"

Цель мастер-класса: совершенствование, систематизация и актуализация знаний педагогов о речевом развитии детей дошкольного возраста.В течение учебного года было проведено три мастер-класса, на которых...

2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью»

2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» на методическом семинаре «Инновационные...