Методическая разработка мастер-класса для воспитателей «Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»
консультация по музыке
Методическая разработка мастер-класса для воспитателей
«Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 67.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 15 «Бригантина»
муниципального образования городской округ Люберцы МО
140009. МО, Люберецкий район, городское поселение Красково, деревня Марусино,
ул. Заречная д.30 т.8(495)567-41-40
Методическая разработка мастер-класса для воспитателей
«Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»
Музыкального руководителя
Михайловой Алины Александровны
Люберцы, 2022
Методическая разработка мастер-класса для воспитателей
«Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»
Цель мастер-класса: повысить уровень профессиональной компетенции воспитателей по вопросам освоения и последующего применения фольклорного материала в практической деятельности.
Задачи:
- Систематизировать знания воспитателей по вопросу использования фольклорных форм в музыкальной деятельности дошкольников.
- Расширить представления о взаимодействиях педагога с детьми в процессе работы с фольклорным материалом.
Форма проведения: практические занятия с педагогами.
Практическая значимость мастер-класса: освоение педагогами ДОУ приемов организации музыкально-фольклорной деятельности детей.
Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.
- Теоретическая часть. Актуальность проблемы.
Муз.рук.: Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои музыкальные способности, формирует свою индивидуальность. Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей, и было продиктовано как великой заботой о будущем поколении.
Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению её потенциальных способностей, инициативы. Поэтому я думаю, что обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер. В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. Фольклор –это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями.
- Практическая часть. Музыкальная деятельность.
- развитие чувства ритма
Муз.рук.: - Сейчас, уважаемые коллеги, прошу всех пройти в центр музыкального зала и встать в круг, мы с вами будем развивать чувство ритма. Нам поможет в этом русская народная музыка, под такую музыку очень удобно выполнять ритмические упражнения.
Для начала предлагаю вам услышать и прохлопать сильную долю в музыке.
Звучит р.нар.мел. «Ах ты, берёза»,
воспитатели прохлопывают сильную долю в музыке.
Муз.рук.: - А сейчас я предлагаю вам исполнить ритмическую цепочку. Наша задача заключается в том, чтобы поочерёдно выполнять заданные ритмические движения, не разорвав цепочку.
Вначале выполним простейшую цепочку, состоящую из двух хлопков перед собой и двух притопов. Первый выполняет хлопки, второй – притопы.
Звучит р.нар. мел. «Коробейники»
исполняется цепочка
Муз.рук.: - А теперь я предлагаю вам усложнить задание и исполнить цепочку из четырёх звеньев под ту же мелодию.
Исп. цепочка: 1– два хлопка по коленям, 2- два притопа, 3- два хлопка по плечам, 4- два скользящих хлопка в ладоши.
Муз.рук.: Молодцы. Хорошо справились с заданием. А как вы думаете, какие навыки развиваются у детей при выполнении таких упражнений?
Предполагаемый ответ: «внимание», «память», «чувство ритма у детей», «повышается интерес к музыкальной деятельности».
Муз.рук.: А сейчас я предлагаю вам поиграть в оркестре, кто на каком инструменте будет играть, вы определите сами с помощью музыкального кубика «Песенки-играйки».
Звучит р.нар.мел. плясовая
Воспитатели по очереди передают кубик, кидают его и называют и запоминают какой инструмент выпал на кубике.
- музицирование
Муз.рук: Пожалуйста, возьмите инструменты.
Педагоги берут инструменты, выстраиваются по подгруппам согласно выбранному инструменту на кубике. Предложенные инструменты – ложки, трещотки, бубны, рубель, маракасы, колокольчик.
Муз.рук.: и так, все определились с инструментами, наш шумовой оркестр готов. Предлагаю вам обратить внимание на наш экран и исполнить русскую народную мелодию. Но чтобы наш оркестр звучал слаженно, прошу вас быть внимательными, следить за сменой музыкальных инструментов и ритмическим рисунком.
Музыкально-дидактическая игра «Шумовой оркестр Русский»
Видео на экране
Муз.рук.: Вы замечательно справились с заданием. Надеюсь, что вы получили удовольствие от нашего исполнения. Скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытывали во время игры в оркестре?
Предполагаемый ответ: «было интересно», «было немного трудно, но интересно», «было весело», «было очень здорово»
Муз.рук.: Итак, какие качества вам понадобились, чтобы играть в ансамбле?
Предполагаемый ответ: «чувство ритма», «внимание», «память», «умение слушать мелодию», «желание сыграть слаженно и ритмично».
Муз.рук.: А сейчас мы поговорим об использовании малых фольклорных форм. Простота и доступность малых фольклорных жанров, даёт большой простор для работы с дошкольниками. Дети легко запоминают простые и весёлые тексты потешек, поговорок, считалок и с удовольствием выполняют различные упражнения под эти слова. Конечно же, мы с вами не ищем легких путей, поэтому наша игра будет не простой, а контактной.
Называется она «У бабушки Даши».
Вначале зачитывается текст игры, оговариваются приемы ее исполнения, затем, собственно, сама игра
У ба-буш-ки Да-ши | На первый слог партнеры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг о друга и так далее поочерёдно |
Пятеро внучат | На каждое слово партнёры совершают сильные перекрёстные хлопки ладонями с расставленными пальцами. Слова произносят удивлённо, на лицах – удивление: брови подняты, глаза широко раскрыты. |
Все каши просят | На эти слоги партнёры разводят руки в стороны, мимика удивления при этом сохраняется. |
Все криком кричат | Партнеры охватывают руками головы, покачивают головами, удивление выражается еще сильнее. |
А-лен-ка в пе-лен-ке А-рин-ка в пе-рин-ке Да-нил-ка на печ-ке Ва- Ва-ню-ша на кры-леч-ке | На первый слог партнеры хлопают в ладоши, на второй – совершают перекрестный хлопок и т.д. Слова произносятся радостно, на лицах – соответствующая мимика: уголки губ оттягиваются кверху, глаза – в лёгком радостном прищуре |
А-а-а-а-а! | Партнёры обхватывают руками головы, покачивают головами, задорно и весело произносят звуки. |
Даст ли им каши Бабушка Даша? | На эти слова партнёры прячут руки за свои спины. Мимика удивления сохраняется. |
На последнем слове вопроса партнеры с закрытыми глазами быстро достают из-за спины спрятанные руки и направляют раскрытые ладони навстречу друг другу. Если им удастся сделать хлопок в ладоши, то «бабушка Даша даст внучатам каши», если нет, то игру можно начать заново. |
Муз рук.: Очень хорошо. Как вы думаете, с какими трудностями могут столкнуться дети при игре в паре?
Предполагаемый ответ: «Нужно хорошо знать текст», «правильно выполнить ритмические задания», ритмично взаимодействовать в паре»
Муз.рук.: Конечно, такие пальчиковые игры нужно проводить в группах старшего дошкольного возраста, когда дети имеют уже необходимую подготовку. Игра является неотъемлемой частью дошкольного воспитания и музыкального в том числе. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно — ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
- танцевальная импровизация
И в завершении нашего занятия я предлагаю вам всем поиграть в русскую народную игру и проявить свои творческие способности. Но для начала, я вам буду показывать карточки на которых изображены разные фигуры перестроений.
Музыкально-дидактическая игра «Стройся»
Муз.рук.: Молодцы, отлично справились. А игра называется «Плетень».
Русская народная игра «Плетень»
Муз.рук.: Благодарю вас всех за проявленное творчество и за участие в мастер-классе. И в заключение я хочу вам прочитать замечательное стихотворение Геннадия Серебрякова. Хотелось бы, чтобы вы почувствовали, как эти замечательные стихи перекликаются с нашим сегодняшним мероприятием.
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси - уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней на Руси родились.
(Геннадий Серебряков.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре
О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь...
Методическая разработка "Деятельность педагога в становлении и развитии сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста"
В работе раскрыты принципы концепции поэтапного формирования способов игры, показаны особенности сюжетно-ролевой игры, описаны методы и технологии развития игровой деятельности....
Мастер-класс для родителей "Подвижная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс...
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).Родная культура – это живой и...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Психолого-логопедические основы речевого развития детей дошкольного возраста"
Цель мастер-класса: совершенствование, систематизация и актуализация знаний педагогов о речевом развитии детей дошкольного возраста.В течение учебного года было проведено три мастер-класса, на которых...
2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью»
2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» на методическом семинаре «Инновационные...