Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками
статья на тему

Баширова Ольга Александровна

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).

Родная  культура – это живой источник духовности и мудрости. Приобщать детей к народной культуре надо с раннего детства. Уникальность влияния фольклора  на детей трудно переоценить.   В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Невозможно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Очень важно вызвать и развивать у детей интерес к обычаям и традициям родной культуры, ко всему тому, что было интересно и важно нашим предкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Баширова Ольга Александровна,

музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 373» Дзержинского района г. Новосибирска

 Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре  в процессе ознакомления с календарными праздниками.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).

Родная  культура – это живой источник духовности и мудрости. Приобщать детей к народной культуре надо с раннего детства. Уникальность влияния фольклора  на детей трудно переоценить.   В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Невозможно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

  Современные дети живут в то время, когда русская культура, испытывает влияние извне. Доступность  и яркость фольклора дает возможность уже для детей раннего возраста   использовать  народное творчество  в музыкальном развитии. Слушая народные считалки, пословицы, потешки, заклички, хороводы и другие малые формы народного фольклора,  ребенок накапливает слуховой опыт и это благотворно влияет на формирование правильной речи и письма. Русские народные песни богаты разнообразием жанров, которые я стараюсь использовать в своей работе. Однако включение в репертуар отдельных элементов фольклора не дает ребенку целостного представления о русской культуре. Именно народные праздники наиболее полно приобщают детей к истокам русской народной культуры, знакомят с историей нашей Родины, формируют опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. К сожалению, традиционная празднично-обрядовая культура в наши дни значительно утеряна, народные обычаи уходят из нашей жизни. А ведь в прошлом столетии праздники в русской деревне имели большое значение. Крестьяне говорили «Мы целый год трудимся для праздника», «Всякая душа празднику рада».

Очень важно вызвать и развивать у детей интерес к обычаям и традициям родной культуры, ко всему тому, что было интересно и важно нашим предкам.

    Полученные в дошкольном возрасте первоначальные знания о родной культуре станут основой формирования у детей любви к родному краю, обществу, которое дорожит своими традициями и обычаями.

Праздник в детском саду – это всегда большое  событие, дети с удовольствием к нему готовятся. Фольклорный праздник – это всегда яркое действие, наполненное эмоциональным общением детей и взрослых.

Народные праздники в  нашем детском саду проводятся регулярно.       Традиционными  стали праздники  «Осенние посиделки», «Масленица», «Рождественские колядки», «Пасха», «Иван Купала».

В этом году в нашем саду успешно реализуется проект «Народный месяцеслов», основная цель которого – показать и приобщить детей к  культуре проведения старинных праздников,  показать  красоту национальных традиций. Календарные развлечения проходят ежемесячно в форме  музыкально –литературных композиций.

Увлекательные беседы о накопленных наблюдениях за сменой времен года, русских народных обрядах, которые  связаны с бытом и трудом человека,  восхищение мастерством человеческих рук, рассказы об истории русских гуляний, ярмарках, иллюстрируются  мультимедийными  презентациями. На сцену выставляются старинные предметы быта: русская печь, на которой стоит чугунок, у печки лежат дрова и стоит ухват, а наверху сидит домовенок  Кузя,  рядом стоит прялка с веретеном, на скамейках, застеленных домоткаными половичками, стоят разные предметы домашней утвари.  Такое яркое оформление позволяет сделать праздник более  интересным и увлекательным, способствует лучшему запоминанию материала.  Фольклорные праздники всегда насыщены сюрпризными моментами,  появление взрослых героев  (Баба Яга, Салоха, Медведь, персонажи обрядов и др.) создает радостное настроение, усиливает впечатление и переживание, естественным образом приобщает детей к национальным традициям.

  Содержание проекта построено во взаимодействии со всеми образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО.  Подготовка к праздникам осуществляется  на музыкальных занятиях, физкультурных, занятиях с логопедом. Необходимо  максимально активно привлечь  всех детей  в народном празднике.

Развлечения распределены по месяцам, начиная с сентября, который является началом осени и  началом учебного года. Музыкально – литературные композиции проводятся в конце каждого месяца. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от  содержания праздника. Каждый праздник содержит наиболее яркие и познавательные  даты, обряды, традиции.

При подготовке к этим мероприятиям  дети получают много интересной информации о культуре своих предков. Музыкальный материал к праздникам   выбираю  понятный и доступный,  чтобы подготовка не занимала много времени. Во время разучивания музыкального и устного материала часто встречаются непонятные детям старинные слова и выражения: чугунок, крынка, серп, жито,   горница. Обязательно разъясняю значение этих слов, показываю картинки, фотографии или демонстрирую предметы из музея «Русская изба».  Ребята с большим удовольствием поют народные и современные песни, частушки, потешки, прибаутки, считалки, разучивают и инсценируют  хороводы, в которых чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.  Русские народные праздники всегда связаны с игрой, они способствуют воспитанию волевых качеств, дисциплине, учат их быть честными и правдивыми. Наиболее полюбившиеся хороводы, игры мы повторяем на последующих  занятиях.  Все это закрепляет положительные праздничные впечатления.

Важным элементом  успешного проведения праздника является подготовка  костюмов и  атрибутов. Родители воспитанников активно участвуя  в реализации этого проекта, помогают в изготовлении атрибутов, в подготовке костюмов, с удовольствие участвуют в театрализации действия.

 Оборудованием и практическим материалом к праздникам служат настоящие предметы народного быта и поделки,  которые собраны в музее «Русская изба». На эти  праздники приглашаются    дети других групп, родители, сотрудники ДОУ.

Календарные праздники являются богатейшим источником для формирования патриотических чувств, познавательного и нравственного развития детей.

Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры.

Именно народная культура позволяет воспитать в наших детях в будущем  чувство гордости за родную землю и ощущение  носителя великой русской культуры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре

О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народных традиций.

Необходимость обращения к истокам народных традиций, обычаям народа не случайна. От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки. Большое место в...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры...

Методическая разработка мастер-класса для воспитателей «Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»

Методическая разработка мастер-класса для воспитателей «Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»...