Памятки для родителей
статья на тему

Острожная Елена Владимировна

Памятки и рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_dlya_roditeley.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки для родителей

Золотые правила воспитания для родителей

  1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
  3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  4. Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  5. Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  6. Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  7. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  8. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  9. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  10. Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

Слова поддержки

  1. Зная тебя, я уверен, что ты все сделал, хорошо.
  2. Ты делаешь это очень хорошо.
  3. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
  4. Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

  1. Зная тебя и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  2. Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  3. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Поддерживать можно посредством:

  1. отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
  2. высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).
  3. прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
  4. совместных действий (сидеть или стоять рядом и т.д.).
  5. выражение лица (улыбка, кивок, смех, подмигивание).

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий

  1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.

При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

  1. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).

Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.

  1. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.
  2. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.
  3. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.
  4. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

На заметку родителям:

  1. Не превращайте выполнение ребёнком д/з в орудие пыток.
  2. Формируйте положительную мотивацию выполнения д/з, его дальнейшую перспективу.
  3. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное д/з, хвалите его, радуйтесь его результатам.
  4. Помогайте ребёнку в выполнении д/з только в том случае, если он в этом нуждается.
  5. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка.
  6. Консультируйтесь с учителями-предметниками.

Памятка для родителей и школьников: «Как сберечь время».

  1. Сосредоточьтесь на главном.
  2. Придумайте себе стимул.
  3. Установите твердые сроки.
  4. Научитесь говорить «нет».
  5. Приобретите привычку к записной книжке.
  6. Приступайте к делу сразу же.
  7. Используйте время полностью.
  8. Следите за тем, на что тратите свободное время.
  9. Меняйте, чередуйте занятия, дела.
  10. Уважайте свое время.

Памятка родителям

  1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
  2. Как можно больше проводите вместе со всей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
  3. Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
  4. Старайтесь чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
  5. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
  1. Не заставляйте ребёнка доверять свои тайны: "Мы всё должны знать о тебе" - этим вы ничего не добьётесь.
  2. Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
  3. Будьте примером для ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям так и вам будут относиться в старости.
  4. Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.

Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского "Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно - семейное".

Почему снижается успеваемость у детей?

  1. Увеличился поток информации, возросли объем и сложность содержания материала.
  2. Ребята знают правила, но не умеют их применять на практике.
  3. Механически подгоняют решение под ответ или трафаретно применяют решение предыдущих задач.
  4. Не обладают усидчивостью, настойчивостью при выполнении заданий, спешат обратиться за помощью.

Рекомендации родителям:

Как сохранить работоспособность?

  1. Ребенок, вернувшийся из школы, должен немного отдохнуть.
  2. Выполняя домашнее задание, необходимо через каждые 30-45 минут делать 15-минутные перерывы.
  3. Дети должны спать 8-9 часов в день.
  4. Как тренировать и развивать память?
  5. На память ребенка влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за здоровьем сына или дочери.
  6. Рабочее место ребенка должно хорошо освещаться. Необходимо, чтобы домашнее задание выполнялось в тишине. Если правильно организован умственный труд, все внимание школьника сосредоточивается на учебе и лучше запоминается материал.
  7. При малейших признаках усталости рекомендуется прекращать занятия и отдыхать.
  8. Чтобы лучше запомнить большой объем материала, рекомендуется распределить работу на несколько дней, чтобы не слишком перегружать память.
  9. Нужно выяснить, какой вид памяти является основным у вашего ребенка- зрительная память, слуховая или двигательная. Если у ребенка сильнее развита зрительная память, ему будет проще запомнить текст визуально; если слуховая – нужно читать текст вслух; если ребенок лучше запоминает, выполняя определенные действия, - пусть конспектирует заданный текст.

Заповеди доктора Добсона:

1. Не унижайте своего ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог?», «У тебя вообще есть голова на плечах?»

2. Не угрожайте, всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же они совершенно бесполезны: от них результаты учебы не улучшатся.

3. Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово-это одно, а дело - совсем другое.

Психотерапия неуспеваемости

  1. Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.
  2. Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
  3. Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа.
  4. Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале, ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.
  5. Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
  6. Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»
  7. Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
  8. Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
  9. Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться - главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.
  10. Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Черты родителей, усугубляющие трудности ребенка"

Часто трудности  адаптации ребенка в школе, особенности его поведения связаны с негативными проявлениями семейного воспитания.Данная памятка знакомит родителей с особенностями характера род...

Памятка для родителей "Принципы отношений родителей с детьми"

Памятку для родителей классные руководители могут использовать при проведении родительских собраний....

Памятка для родителей. Рекомендации родителям от учителя - логопеда

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях....

Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"

Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"...

Наши родители. Памятки для родителей.

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к ЕГЭØ     Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Окажите...

«ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ! » ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Материал предназначен родителям, содержит логопедические упражнения и рекомендации....

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...