советы родителям подростков
материал по теме

Заводчикова Елена Викторовна

Подростковый возраст - это один из самых сложных периодов, через который предстоит пройти и родителям, и самому подростку. Это довольно-таки трудное время также еще и потому, что в этот момент происходят драматические изменения в поведении подростка и его мироощущении. Противоречивость состоит лишь в том, что родители зачастую неспособны заметить перемены, происходящие в их детях, а они, по сути, должны не просто обратить внимание на это, но еще и изменить свое поведение и отношение к ним. В результате получается, что в подростковый период имеет место огромное множество конфликтов, порождаемых именно различием восприятия своих "ролей" - подростка и родителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx17.34 КБ
Файл urok1.docx299.88 КБ

Предварительный просмотр:

        Как известно, подростковый возраст – один из самых трудных периодов как для самого ребенка, так и для его родителей. У некоторых детей связанные с этим кризисным возрастом проблемы начинаются раньше, у других – позже, но все вынуждены пройти данное испытание. В это время следует быть особенно внимательными к взрослеющему человеку и к выбору методов его воспитания.

        Вот несколько советов, которые профессор Валентина Зайцева дает родителям подростков:

        1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых, и постоянно сравнивают.

        В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.

        2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему.

        И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь, и не бояться насмешки или пренебрежения.

        Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «Все зависит от меня, во мне – причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».

        В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

        3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным.

        Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить.

        Привлекают также умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину, а мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки.

        Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.

        4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья.

        Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».

        Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.

        И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.

        5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! Как в этот краткий промежуток вместить разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела?

        Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет?

        Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.

        6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы.

        А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.

        То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, все – помощника лишились навсегда.

        7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время, не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить.

        Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

        8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход).

        Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности.

        Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.

        Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.

        9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.

        Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.

        10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по  темам: «Языки и способы кодирования информации. Информационные процессы: передача, хранение и поиск информации»

Вариант №1

1. Как кодируется текстовая информация?

2. Что такое носитель информации? Приведите примеры носителей информации.

3. Что относится к атрибутам поиска?

4. За 15 с по каналу связи передано 810 байт информации. Чему равна пропускная способность канала?

Самостоятельная работа по  темам: «Языки и способы кодирования информации. Информационные процессы: передача, хранение и поиск информации»

Вариант №2

1.Как кодируется графическая информация?

2. Скорость передачи информации – это…

3. Что такое шум по отношению к системам передачи данных? Какие существуют способы борьбы с шумом?

4. Информация передается со скоростью 2,5 Кбайт/с. Какой объем информации будет передан за 20 мин?

Самостоятельная работа по  темам: «Языки и способы кодирования информации. Информационные процессы: передача, хранение и поиск информации»

Вариант №3

  1. Как кодируется звуковая информация?
  2. Дайте определение понятию «пропускная способность канала»
  3. Приведите примеры процесса передачи информации.
  4. За 25 с по каналу связи передано 325 байт информации. Чему равна пропускная способность канала?

Самостоятельная работа по  темам: «Языки и способы кодирования информации. Информационные процессы: передача, хранение и поиск информации»

Вариант №4

  1. Что такое кодирование?
  2. По способу представления информация может быть …
  3. Как осуществляется процесс передачи информации?
  4. Информация передается со скоростью 3,8 Кбайт/с. Какой объем информации будет передан за 15 мин?

Ответы

Вариант № 1

  1. Каждому символу ставится в соответствие уникальный десятичный код от 0 до 255 или соответствующий ему двоичный код от 00000000 до 11111111.
  2. Носитель информации- это материальная среда, используемая для записи и хранения информации. (бумага, диски, флешки и т.д.)
  3. Набор данных, ключ поиска, критерий поиска.
  4. 54 байт/с

Вариант № 2

  1. Растровое: графическая информация формируется из определенного количества точек, каждой из которых присваивается конкретное значение цвета в виде уникального кода.

Векторная: формируется из объектов – графических примитивов, которые хранятся в памяти компьютера в виде описывающих их математических формул.

  1. Скорость передачи информации - количество информации, переданное за единицу времени.
  2. Шум – разного рода помехи, искажающий передаваемый сигнал и приводящие к потере информации.  Защита от шума: применение разного рода фильтров, отделяющих полезный сигнал от шума, многократное повторение передаваемых данных.
  3. 3000 Кбайт/с

Вариант № 3

  1. В процессе кодирования непрерывного звукового сигнала производится его временная дискретизация – звуковая волна разбивается на маленькие временные участки, причем для каждого такого участка  устанавливается определенная величина амплитуды.
  2. Пропускная способность канала – максимально возможная скорость передачи информации.
  3. Учитель - ученик, разговор по телефону и т.д.
  4. 13 байт/с

Вариант № 4

  1. Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.
  2. По  способу представления информация может быть графической, текстовой, символьной, звуковой, числовой, видеоизображения. 

  1. 3420 Кбайт/с

Тема урока: Информационные процессы: обработка и защита информации (1ч.)

10 класс.

Цели урока: 

Образовательная: создать условия для формирования представления об информационных      процессах обработки и защите информации, ввести понятия обработка информации, защита информации, защищаемая информация, цифровая информация, несанкционированное воздействие,

непреднамеренное воздействие, цифровая подпись, цифровой сертификат.

Развивающая: содействовать развитию логического мышления, способности к анализу; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.

Воспитательная: воспитывать общую и информационную культуру, усидчивость, терпение;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.

Учебное оборудование: проектор, компьютеры.

Литература:

Ученику: Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. -5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 246 с.: ил.

Учителю: Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. -5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 246 с.: ил.

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Форма проведения: комбинированная с применением ЭОР

Структура урока:

I. Организационный  момент (1 мин).
II. Самостоятельная работа
 (15 мин).
III. Теоретическая часть (20 мин).
IV. Домашнее задание (2 мин).
V. Итог урока (2 мин).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Как я вам говорила на прошлом уроке, сегодняшний урок мы начнем с промежуточного зачета по  темам: «Языки и способы кодирования информации. Информационные процессы: передача, хранение и поиск информации».

Самостоятельная работа

Сейчас я вам раздам тексты самостоятельной работы. Всего 4 варианта по 4 вопроса, вопросы носят в основном теоретический характер. На выполнение данной работы отводится 15 мин. Задание получено - приступайте.

Получили тетради для зачетных работ, задания и выполняют самостоятельную работу

Теоретическая часть

По результатам зачета мы узнаем, насколько вы освоили предыдущие темы. А теперь приступим к изучению нового материала. Тема нашего сегодняшнего урока «Информационные процессы: обработка, защита и представление информации». Открываем тетради, записываем число, тему урока «Обработка, защита и представление информации» (слайд 1).

Начнем мы с процесса обработки информации. Затем перейдем  к защите информации, где мы познакомимся с  основными терминами, а более подробно этот процесс рассмотрим на следующем уроке.

Ребята, что вы понимаете под процессом обработки информации?

Обработка (преобразование) информации - это процесс изменения формы представления информации или её содержания (слайд 2). Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными. Обработка информации производится каким-то субъектом или объектом (например, человеком или компьютером). Будем его называть исполнителем обработки информации. Информация, которая подвергается обработке, представляется в виде исходных данных. Общая схема обработки информации имеет вид: (слайд 3)

Модель обработки информации.

Можно привести множество примеров иллюстрирующих данную схему.

Первый пример: Ученик (исполнитель), решая задачу по математике, производит обработку информации. Исходные данные содержатся в условии задачи. Математические правила, описанные в учебнике, определяют последовательность вычислений. Результат – это полученный ответ.

Второй пример: перевод текста с одного языка на другой – это пример обработки информации, при которой не изменяется содержание, но изменяется форма представления – другой язык. Перевод осуществляет переводчик по определенным правилам, в определенной последовательности.

Третий пример: работник библиотеки составляет картотеку книжного фонда. На каждую книгу заполняется карточка, на которой указываются все параметры книги: автор, название, год издания, объем и др. Из карточек формируется каталог библиотеки, где эти карточки располагаются в строгом порядке. Например, в алфавитном каталоге карточки располагаются в алфавитном порядке фамилии авторов.

Четвертый пример: в телефонной книге вы ищите телефон нужного вам человека; или в том же библиотечном каталоге разыскиваете сведения о нужной вам книге. В обоих случаях исходными данными является информационный массив – телефонный справочник или каталог библиотеки, а также критерии поиска – фамилия человека или фамилия автора и название книги.

Приведенные примеры иллюстрируют четыре различных вида обработки информации (слайд 4):

  1. Получение новой информации, новых сведений;
  2.  Изменение формы представления информации;
  3. Систематизация, структурирование данных;
  4. Поиск информации.

Все эти виды обработки может выполнять как человек, так и компьютер. Разница только в том, что человек может выполнить обработку с творческим подходом, а компьютер по строго определенным правилам и в строгой последовательности.

Для обозначения формализованных правил, определяющих последовательность шагов обработки информации, в информатике используется понятие алгоритма.

Что же такое алгоритм?

Совершенно верно.

С понятием алгоритма в математике ассоциируется известный способ вычисления наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел, который называют алгоритмом Евклида. В словесной форме его можно  описать так:

  1. Если числа не равны, то большее из них заменить на разность большего и меньшего из чисел.
  2. Если два числа равны, то за НОД принять любое из них иначе перейти к выполнению пункта 1.

Приведите примеры алгоритмов.

 

Молодцы!

Так же мы знаем, что алгоритм обладает следующими свойствами:

  1. Дискретность – каждый шаг алгоритма выполняется отдельно от других;
  2. Понятность – используются только те команды, которые известны исполнителю.

Какие еще свойства я не назвала?  

Итак,  с обработкой информацией разобрались. Теперь

переходим ко второму вопросу нашего урока «Защита информации».

В наше время все большая часть информации хранится в цифровом виде, на компьютерных носителях. Оказывается, это не упрощает, а усложняет проблему защиты информации. Причем эта проблема принимает настолько глобальный характер, что государством принимаются специальные законы о защите информации, создаются новые службы, которых не было раньше.

В 1997 году Госстандартом России разработан ГОСТ основных терминов и определений в области защиты информации. В этом документе дано следующее определение понятие защищаемой информации (слайд 5).

Защищаемая информация -  информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.

Таким образом, всякая информация является чьей-то собственностью. Поэтому защита информации государственными законами рассматривается как защита собственности.

Далее рассмотрим виды угроз для цифровой информации.

Что же такое цифровая информация?

Цифровая информация – информация, хранение, передача и обработка которой осуществляется средствами ИКТ (слайд 6).

Можно  различать два основных вида угроз для цифровой информации:

  1. Кража или утечка информации;
  2. Разрушение, уничтожение информации.

В том же ГОСТе дается следующее определение защиты информации (слайд 7):

Защита информации – деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

Утечка информации представляет собой кражу, копирование бумажных документов, прослушивание телефонных разговоров. С развитием компьютерных сетей появился новый канал утечки – кража через сети. Если компьютер подключен к глобальной сети, то он потенциально доступен для проникновения в его информационную базу извне.

В чем различие между несанкционированными и непреднамеренными действиями?

Подведем итог сказанному.

Несанкционированное воздействие (слайд 8)– это преднамеренная порча или уничтожение информации, а также информационного оборудования со стороны лиц, не имеющих на это права (санкции). К этой категории угроз относится деятельность хакеров – «взломщиков», людей, занимающихся созданием компьютерных вирусов – вредоносных программных кодов, способных нанести ущерб данным на компьютере или вывести его из строя.

 Непреднамеренное воздействие (слайд 8) происходит вследствие ошибок пользователя, а также из – за сбоев в работе оборудования или программного обеспечения.

Какие же есть меры защиты?

Основные правила безопасности, которые следует соблюдать, такие:

  1. Периодически осуществлять резервное копирование;
  2. Регулярно осуществлять антивирусную проверку компьютера;
  3. Использовать блок бесперебойного питания.

Но это, конечно, не все правила. Более подробно с ними мы познакомимся на следующем уроке.

Сравнительно недавно появилась технология цифровой подписи, благодаря чему исчезла необходимость передавать подписанный подлинник документа только в бумажном виде.

Цифровая подпись (слайд 9) – это индивидуальный секретный шифр, ключ которого известен только владельцу.

Если вы получили документ, заверенный цифровой подписью, то вам нужен открытый ключ для ее расшифровки, переданный владельцем подписи. Здесь в дело вступают цифровые сертификаты.

Цифровой сертификат (слайд 9)– это сообщение, подписанное полномочным органом сертификации, который подтверждает, что открытый ключ действительно относится к владельцу подписи и может быть использован для дешифрования. Чтобы получить сертификат полномочного органа сертификации, нужно представить в этот орган документы, подтверждающие личность заявителя.

О других способах защиты информации вы расскажете сами, подготовя доклады по следующим темам:

  1. Правовая защита информации
  2. Техническая защита информации
  3. Программная защита информации
  4. Компьютерные вирусы

Доклад должен сопровождаться презентацией.

 

Записывают тему урока

Отвечают

Записывают определение

Алгоритм - это определенная последовательность логических действий для решения поставленной задачи.

Алгоритм нахождения корней квадратного уравнения с помощью теоремы Виета и др.

Точность, конечность, массовость.

Записывают определение в тетрадь

Записывают определение в тетрадь

Записывают  в тетрадь

Записывают определение в тетрадь

Отвечают

 

Записывают определение в тетрадь

Записывают определение в тетрадь

Отвечают

Записывают определение в тетрадь

Записывают определение в тетрадь

Домашнее задание

Запишите домашнее задание (слайд 10): §9,12. Доклады  по темам:

  1. Правовая защита информации (2 человека). Здесь необходимо рассмотреть все законы Конституции РФ, касающиеся защиты информации.
  2. Техническая защита информации (1 человек). Рассказать об устройствах, которые позволяют защитить информацию.
  3. Программная защита информации (1 человек). Здесь рассмотреть все возможные программы для защиты информации: антивирусные и т.д.
  4. Компьютерные вирусы (1 человек). Рассказать о существующих компьютерных вирусах.

Записывают  домашнее задание

Подведение итогов

Что нового вы узнали на уроке? С какими понятиями познакомились?

 

Если нет вопросов, то  спасибо за работу. До свидания!

Виды обработки информации, защита информации, цифровой сертификат, цифровая подпись, защищаемая информация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 советов родителям подростков

Здесь даются советы родителям подростков профессиональным психологом. Рекомендую взять на вооружение....

Советы родителям подростков.

Подростковый возраст- самый трудный возраст в воспитании. Ребенок уже не маленький, но еще и не взрослый. Помочь пережить этот сложный период должны самые близкие люди- родители....

10 советов родителям подростков

Советы психологапрофессор Валентина ЗАЙЦЕВА,  источник http://zdd.1september.ru...

Советы родителям подростков.

Подростковый возраст - самый трудный. Прислушайтесь к этим советам, они помогут вам в воспитании ваших детей....

10 советов родителям подростков

Я считаю, что это интересные, умные и полезные советы....

Советы родителям подростков склонных к суициду

Советы помогут родителям при общении с детьми, склонными к суициду....

Советы родителям подростка

Советы родителям подростка...