Советы родителям подростка
материал по теме

Садикова Елен Анатольевна

 

Советы родителям подростка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_podrostka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Советы родителям подростка

Все причины плохой учебы,  конечно же, имеют прямое отношение к родителям подростка. Индивидуально – типологические особенности во многом зависят от того, какие природные особенности заложены в ребенке, тут он во многом может быть схож со своими родителями.

Интеллектуальная пассивность подростков также может быть спровоцирована семьей:

  1. Неудовлетворительные показатели познавательного климата в семье;
  2. Наличие избыточной поверхностно-развлекательной информации, а также субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.

Приведем рекомендации, которые предлагает профессор М.К. Тутушкина. Субъективные причины неуспеваемости, по мнению автора, могут быть следствием того, что:

  1. родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки;
  2. в семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры;
  3. родители высокомерно относятся к людям вообще, к школе и учителям в частности;
  4. в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;
  5. учитель в начальной школе был нечувствителен к индивидуальности ребенка;
  6. в начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.

    НО если есть желание изменить положение, то нужно обязательно прикладывать усилия, но начинать надо с себя, с семейных устоев, привычек.

   Познавательный интерес к учению и навыки обучения, адаптация к школе развиваются в первых трех классах начальной школы. Если этот момент упущен, то в средних классах (10-14 лет) можно опираться на поисковую активность в интересах и увлечениях. Это значит, что ваши переживания по поводу плохой успеваемости временно лучше подавить. Понаблюдать, заметить, чем же ребенок интересуется, к чему склоняется – компьютеру, футболу, каратэ, бабочкам и т.п. попытаться связать его интерес с одним из школьных предметов.

     Заставить учиться подростка, конечно, практически невозможно. Но мотивировать подростка учиться – вполне разрешимая задача, несмотря на ее большую трудность. В зависимости от индивидуально – личностных особенностей необходимо найти, чем можно зацепить ученика, чтобы у него появилось желание учиться. Кого-то может подтолкнуть романтическое увлечение, в том случае, если объект обожания хорошо учится, имеет твердые жизненные планы и т.п.

Повышение самооценки и укрепление самоуважения учащихся также имеет большое значение для учебной успеваемости.


  1. Упражнения, способствующие повышению самооценки

1. Упражнение «Позитивные мысли».

Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.

Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если некоторым подросткам будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в учениках следующих проявлений:

  1. позитивных мыслей о себе;
  2. симпатии к себе;
  3. способности относится к себе с юмором;
  4. Выражение гордости собой как человеком;
  5. Описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.

После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:

  1. Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь?
  2. Где безопасно говорить о таких вещах?
  3. Надо ли преуспевать во всем?
  4. Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам?
  5. Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?

Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых «сильных» учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее «слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного самоощущения.

Продолжительность упражнения 50 минут.

2. Упражнение «Школьные дела».

Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни.

Учеников просят по очереди высказываться по поводу, каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…»»

Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.

Продолжительность упражнения 30-40 минут.

3. Упражнение «Я в своих глазах, я в глазах окружающих».

Цель: развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи.

В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги. На первом листе – описание того, каким видит себя сам подросток. Описание должно быть как можно более точным. На втором – описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие. Листки не подписываются. Описания «Каким я вижу себя сам» кладутся в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает второе свое описание (описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие) и получает после этого обратную связь от участников группы. Ценность этого упражнения заключается в том, что подросток обнаруживает, что другие относятся к нему лучше, чем он сам. Продолжительность упражнения 50 минут.

4. Упражнение «Воображение успеха».

Цель: развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия.

Участников просят представить себе, как бы они хотели заново проявить себя в тех ситуациях, которые в прошлом оказались для них неудачными. На этой стадии акцентируется внимание на понятии «позитивное мышление». Контролируя возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас. То, как мы себя воспринимаем, имеет большое значение, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению, в состоянии стать.

Продолжительность упражнения 30 минут.

5. Упражнение «Поделись успехом».

Цель: повысить самооценку подростка.

Предложите участникам поделиться своими успехами за день. Для некоторых это может быть сложно. Но, послушав более активных участников, они поймут, что все не так плохо, и им есть чем гордиться.

Продолжительность упражнения 20 минут.

6. Упражнение «Афоризмы».

Цель: учить ребят позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки.

Упражнение проводится в форме групповой дискуссии, основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, участники игры могут прийти к осознанию огромных возможностей, которыми они обладают, чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло. Ниже приводится список возможных афоризмов, который по усмотрению психолога может быть дополнен или изменен.

  1. Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.-Ж. Руссо).
  2. Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека).
  3. Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (В. Г. Белинский).
  4. Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень).
  5. Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т. Рузвельт).
  6. И после плохого урожая нужно сеять (Сенека).
  7. Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле).
  8. Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор).
  9. Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть (Э.Хаббарт).
  10. Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови).
  11. Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д. Карнеги).
  12. Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс).
  13. Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека).

Продолжительность упражнения 50 минут.

7. Упражнение «Еженедельный отчет».

Цель: развитие возможности анализировать и регулировать своею повседневную жизнь.

Каждому участнику выдается листок бумаги со следующими вопросами:

  1. Какое главное событие этой недели?
  2. Кого тебе удалось лучше узнать на этой неделе?
  3. Что важного ты узнал о себе на этой неделе?
  4. Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь за эту неделю?
  5. Чем эта неделя могла бы быть лучше для тебя?
  6. Выдели три важных решения, сделанные тобой на этой неделе. Каковы результаты этих решений?
  7. Строил ли ты на этой неделе планы по поводу каких-то будущих событий?
  8. Какие незаконченные дела остались у тебя на прошлой неделе?

Затем происходит коллективное обсуждение. Ребята делятся своими успехами, анализируют свои неудачи и коллективно ищут пути улучшения ситуации в будущем. В итоге, проводя такие еженедельные наблюдения, подросток начинает лучше понимать самого себя, анализировать свои поступки.

Продолжительность упражнения 40 минут.

Самой важной составляющей этих занятий является та атмосфера, в которой они проходят. Консультант или учитель должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я-концепции учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 советов родителям подростков

Здесь даются советы родителям подростков профессиональным психологом. Рекомендую взять на вооружение....

Советы родителям подростков.

Подростковый возраст- самый трудный возраст в воспитании. Ребенок уже не маленький, но еще и не взрослый. Помочь пережить этот сложный период должны самые близкие люди- родители....

10 советов родителям подростков

Советы психологапрофессор Валентина ЗАЙЦЕВА,  источник http://zdd.1september.ru...

Советы родителям подростков.

Подростковый возраст - самый трудный. Прислушайтесь к этим советам, они помогут вам в воспитании ваших детей....

10 советов родителям подростков

Я считаю, что это интересные, умные и полезные советы....

Советы родителям подростков склонных к суициду

Советы помогут родителям при общении с детьми, склонными к суициду....

советы родителям подростков

Подростковый возраст - это один из самых сложных периодов, через который предстоит пройти и родителям, и самому подростку. Это довольно-таки трудное время также еще и потому, что в этот момент происхо...