Главные вкладки

    ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ
    материал по теме

    Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_put_k_uspehu_srednee_i_starshee_zveno_shkoly.doc302.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ «КАРЬЕРА»»

    И.Г. Вахрушева

    ПРОГРАММА

    ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО  И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ

    «ПУТЬ К УСПЕХУ»

    г. Казань – 2007 г.

    3.1. Программа для родителей детей 5-х и 6-х классов

    Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы.

    После прохождения программы у родителей сформируются:

    1. понимание рисков, связанных с дезадаптацией детей, ошибками воспитания и бесконтрольного времяпровождения;
    2. знание ресурсов семьи по снижению рисков и создания развивающих условий своим детям;
    3. мотивация к активному взаимодействию со школой, классным руководителем и другими специалистами школы.  

    Тематический план занятий с родителями

    № п/п

    Тема

    Всего

    кол.час

    Теор.

    Практ.

     1

    Модернизация образования

    1

    1

     2

    Информация о деятельности специалистов образовательного учреждения, работающих с родителями детей, обучающихся в 5-х и 6-х классах


    1


    1

     3

    Психологические особенности младших подростков

    2

    1

    1

     4

    Адаптация – важное условие успешности в средней школе

    2

    1

    1

     5

    Учебная и вне учебная деятельность школьников  5-х и 6-х классов

    2

    2

     6

     Законодательство о браке и семье.

    2

    1

    1

     7

    Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни

    2

    2

     8

    Профилактика употребления младшими подростками ПАВ

    2

    2

     9

    Предупреждение аддиктивного поведения младших подростков

    2

    2

    10

    Досуг родителей с детьми 5-х и  6-х классов

    2

    1

    1

    11

    Консультации и помощь специалистов

    2

    1

    1

    Итого:

    20

    7

    13

    Содержание тем программы

    1. Концепция модернизация образования до 2010 г.

    Общие положения концепции. Реализация Концепции модернизации образования в образовательном учреждении. Особенности обучающих программ, требования к учащимся. Перспективы развития образовательного учреждения. Факторы риска и защиты.

    Форма занятия: Лекция-информация.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Инновации в образовании.-2002.-№3.

    2. Комлев Ю.Ю. Тенденции наркотизации подростково-молодежной среды в Татарстане. – Казань.- 2006.

    3.  Национальная доктрина образования в Российской Федерации (извлечения) // Воспитать человека. – М.- 2002. – с. 11-13.

    4. Силласте Г.Г. Средства массовой информации в профилактике наркомании: состояние, возможности, перспективы. – Казань.-2006

    2. Информация о деятельности специалистов образовательного учреждения, работающих с родителями детей, обучающихся в 5-х и 6-х классах

    Психологическая служба школы. Педагог организатор, его функции. Социальный педагог, его возможности. Заместитель директора школы по воспитательной работе. Ответственный по профилактике ПАВ. Медицинский работник в школе и др.

    Форма занятия: Лекция-информация.

    3. Психологические особенности младших подростков

    Кризис подросткового возраста и способы его преодоления. Психологические новообразования младшего подросткового возраста. Интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная и поведенческая сферы личности младшего подростка. Факторы риска и факторы защиты.

    Форма занятия: Интерактивный метод (Мозговой штурм).

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Блинова Л.Ф. Зависимость как иллюзия независимости. Казань, 2002.

    2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- 2004.

    3. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

    4. Психология человека от рождения и до смерти /под ред. А.А. Реана.- СПб.- 2002.

    4. Адаптация – важное условие успешности в средней школе

    Условия адаптации детей в 5-м классе. Психологическая адаптация. Социальная адаптация. Этапы адаптации. Компенсации при адаптации. Изменения, сопровождающие адаптацию. Срывы адаптации. Мотивационный кризис. Кризис самооценки. Факторы риска и факторы защиты.

    Форма занятия: Анализ проблемных ситуаций.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей.-М.-2001.

    2. Борба Мишель. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться,- М.- 2004

    3. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М., 1992.

    4. Практическая психология образования /под. ред. И.В. Дубровиной.- М.-1997.

    5. Рабочая книга школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной.- М.-1991;

    6. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

    5. Учебная и вне учебная деятельность школьников 5-х и 6-х классов

    Изменения в интеллектуальной и  мотивационной сферах.  Развитие эмоционально – волевых качеств. Трудности в учебе. Развитие и поддержка интересов детей в учебной и вне учебной деятельности. Формирование нормативного поведения школьников. Создание ситуации успеха и условий для самостоятельной работы детей. Факторы риска и факторы защиты.

    Форма занятия: Работа в проблемных группах.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Безруких М.М. Все цвета, кроме черного: Кн. для родителей.-М.- 2002.

    2. Латышина, Д.И. А. С. Макаренко о воспитании: Для педагогов, родителей и студентов пед. вузов. - М.- 2003.

    3. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности.- М.-2004.

    4. Педагогическая психология. / Под ред. Н.В. Клюевой. М.- 2003.

    5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.- 1996.

    6. Законодательство о браке и семье

    Кодекс о браке и семье. Конвенция ООН о защите прав ребенка. Реализация и учет положений законодательства о браке и семье при воспитании ребенка. Факторы риска и факторы защиты.

    Форма занятия: Мини-лекция. Интерактивный метод (Мозговой штурм).

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка: (Теория и практика). – Владимир.- 2001.

    2. Конвенция ООН о правах ребенка (извлечения) // Воспитание ребенка. – М.- 2002. – С. 8-10.

    3. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2002.

    7. Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни

    Ценности жизни. Занятия спортом, искусством, творчеством как условие формирования здорового образа жизни. Пример родителей – основа здорового образа жизни детей. Нравственные нормы – гарантии здоровья. Факторы риска и факторы защиты.

    Форма занятия: Обсуждение результатов работы проблемных групп.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Амосов  Н.М. Раздумье о здоровье. М., 1987.

    2. Карпов А.М. Самозащита от наркомании. Казань, 2002.

    3. Касаткин В.Н., Парашутин И.А., Рязанова О.Л., Симонятова Т.А. Программа профилактики курения в школе. –  Казань.-2004.

    4. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов Ю.П. Луговская. - Ростов-н/Д: Феникс, 2002.

    5. Маленкова Л.И. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». / Домашнее воспитание. - №2, 1998. – С. 2-7

    6. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Новые дети»: Кн. для родителей и педагогов. – М., 2000. – 221 с.

    7. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. – М., 1999.

    8. Профилактика употребления младшими подростками ПАВ

    Профилактика курения: пассивное и активное курение. Реклама табака и ее последствия. Профилактика употребления алкоголя. Реклама пива и ее последствия. Профилактика нарко- и токсикомании. Факторы риска и факторы защиты.

    Форма занятия: Групповая дискуссия.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Блинова Л.Ф. Зависимость как иллюзия независимости. Казань, 2002.

    2. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т.  Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы (5-6 классы): Методическое пособие. – Казань.-2002.

    3. Карпов А.М. Самозащита от наркомании. Казань, 2002.

    4. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащита от алкоголизации. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии зависимости от алкоголя: 3-е издание. – Казань.- 2005.

    5. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащита от курения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. – Казань.-2001.

    6. Касаткин В.Н., Парашутин И.А., Рязанова О.Л., Симонятова Т.А. Программа профилактики курения в школе. –  Казань.- 2004.

    7. Легкая ложь. Как табачная индустрия обманывает потребителей «легких» сигарет – Издание третье. Казань.- 2002.

    8. Наркомания: как уберечь наших детей? Советы родителям: Методическое пособие. – Казань.- 2002.

    9. Соловов А.В. Навыки жизни, программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет.- Москва.- 2000.

    10. Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. Казань.-2002.

    9. Предупреждение аддиктивного поведения младших подростков

    Типы девиантного поведения. Аддиктивный тип девиантного повеления. Мотивы личности, склонной к аддиктивным формам поведения. Характеристики аддиктивной личности. «Комплекс неполноценности». «Бегство от реальности». Факторы риска и факторы защиты.

    Форма занятия: Интерактивный метод (Ролевая игра).

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Айвазова А.Е. Психологические аспекту зависимости.- СПб.-2003.

    2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И. Рожкова.- М.-2003.

    3. Вострокутнов Н.В., Шалимов В.Ф. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. – М.- 2005.

    4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.-М.-2003.

    5. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков (личностно-ориентированный подход): Методическое пособие – Казань.-2006.

    6. Залыгина Н.А., Обухов Я.Л., Поликарпов В.А. Аддиктивное поведение молодежи: Профилактика и психотерапия зависимостей.- Минск.-2004.

    7. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности. Казань.- 2002.

    8. Обучение жизненно важным навыкам: Рабочая тетрадь для учащихся 5-7 классов /  Сост.: Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурхут С.М Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.- 2002.

    9.Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск.-1999.

    10. Шайдукова Л.К. Зависимости: выбор и преодоление.-Казань.-2005.

    10. Досуг родителей с детьми 5-х и 6-х классов

    Понятие гармоничных родительских отношений с ребенком. Связь детско – родительских отношений и межличностных отношений ребенка в детско – подростковой группе. Проблемы свободного времени. Способы и формы проведения досуга родителей с детьми. Виды дополнительного образования детей, существующие в образовательном учреждении и микрорайоне. Факторы риска и факторы защиты.

    Форма занятия: Деловая игра

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Культура семейного досуга. М., 1998

    2. Профилактика наркоманий у несовершеннолетних. / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. СПб., 2003.

    3. Максимов В.В. Семейная книга. – СПб., 1996

    4. Ромашкова Е.И. День рождения в семье и школе: (Модели праздничного досуга). – М., 1999

    5. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986

    6. Турыгина, С. В. Семейные праздники.- Екатеринбург.- 2002.

    7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. – М., 1985.

    8. Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. Казань.- 2002.

    11. Консультации и помощь специалистов

    3.2. Программа для родителей детей 7-х и 8-х классов

    Программа предназначена для реализации пятого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы. Основные цели программы:

    1. актуализировать  действия родителей  в предупреждении аддиктивного поведения своих детей;
    2. повысить психолого-педагогическую грамотность родителей по профилактической антинаркотической тематике, адекватной возрасту;
    3. актуализировать мотивацию родителя к воспитанию у ребенка здорового образа жизни;
    4. активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ и  своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к ПАВ.

    После прохождения программы у родителей сформируются:

    1. понимание рисков, связанных с социальным окружением детей, ошибками воспитания и бесконтрольного времяпровождения;
    2. знание ресурсов семьи по снижению рисков, коррекции поведения ребенка и создания развивающих условий своим детям;
    3. мотивация к активному взаимодействию со школой, классным руководителем и другими специалистами школы.  

    Тематический план занятий с родителями

    № п/п

    Тема

    Всего

    кол.час.

    Теор.

    Практ.

     1

    Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

     1

     1

     2

    Специалисты образовательного учреждения – первая помощь родителям в воспитании их детей

     1

     1

     3

    Индивидуально – психологические особенности детей 7-х и 8-х классов

     2

     1

     1

     4

    Общение в развитии личности ребенка

     2

     1

     1

     5

    Формирование целей и ценностей жизни

     2

     2

     6

    Гражданское законодательство

     2

     1

     1

     7

    Индивидуальное здоровье человека

     2

     1

     1

     8

    Навыки противостояния давлению сверстников, действию рекламы как условие профилактики употребления ПАВ

     2

     2

     9

    Предупреждение аддиктивного поведения школьников 7-х и 8-х  классов

     2

     2

    10

    Ответственность в детско – родительских взаимоотношениях

     2

     2

    11

    Круглый стол. Формирование адекватного, адаптивного поведения

     2

     2

     Итого:

    20

     6

     14

    Содержание тем программы

    1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

    Цели профильного обучения. Зарубежный и отечественный опыт профильного обучения. Предпрофильная подготовка. Профильная общеобразовательная подготовка. Взаимосвязь профильного обучения со стандартом общего образования и единым государственным экзаменом. Этапы введения профильного обучения. Реализация Концепции профильного обучения в образовательном учреждении. Факторы риска и резервы развития.

    Форма занятия: Лекция-информация.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1.Вахрушева И.Г., Шакирова Д.М. Профилизация обучения: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи. Казань, 2004.

    2.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М, 2002.

    3.Шакирова Д.М. Вахрушева И.Г. Профилизация обучения: технологии, эксперимент, опыт.- Казань.- 2006

    2. Специалисты образовательного учреждения – первая помощь родителям в воспитании их детей

    Психологическая служба школы. Педагог организатор, его функции. Социальный педагог, его возможности. Заместитель директора школы по воспитательной работе. Служба ИДН. Связь образовательного учреждения с медицинскими учреждениями района и учреждениями  социальной защиты семьи.

    Форма занятия: Мини-лекция. Интерактивный метод – мозговой штурм

    3. Индивидуально – психологические особенности детей 7-х и 8-х классов  

    Психофизиологические  и психологические характеристики детей 7-х  и 8-х классов. Основные достижения и ведущие линии развития. Общение – ведущий вид деятельности. Физическое, психическое и социальное развитие. Эмоциональные предпочтения, реакции и стили, Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции. Механизмы социализации личности. Механизмы формирования и развития индивидуальности. Факторы риска и резервы развития.

    Форма занятия: Полипозиционная  дискуссия.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Личко Е.А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.

    2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- 2004.

    3. Абрамова Г.С.  Возрастная психология. М.- 2002.

    4. Психология человека от рождения и до смерти /под ред. А.А. Реана.- СПб.- 2002.

    5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

    6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.

    4. Общение в развитии личности ребенка

    Этапы формирования коммуникативных способностей у детей. Виды общения. Коммуникативная направленность взрослых, уровни их общения. Эмпатия как внешний уровень коммуникации. Влияние содержания общения с родителями на отношение к ним ребенка. Проблема взаимоотношения «Отцов и детей». Общение в группе сверстников. Факторы риска и резервы развития.

    Форма занятия: Интерактивный метод (Ролевая игра).

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М., 1986.

    2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. СПб., 1995.

    3. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? Книга для родителей. М., 1996.

    4. Кэмпбелл, Росс. Воспитание в общении: Пер. с англ. Росс Кэмпбелл. - СПб.- 2002.

    5.Макаренко А.С. Книга для родителей. – Петрозаводск.- 1959.

    6. Наркомания: как уберечь наших детей? Советы родителям. / Под ред. Р.Г. Садыковой. Казань.- 2006.

    5. Формирование целей и ценностей жизни

    Основные социальные потребности школьников 7-х и 8-х классов. Система базовых ориентаций: на себя, на предмет деятельности, на других людей. Нравственные ценности. Нравственное отношение в семье. Факторы риска и резервы развития.

    Форма занятия: Полипозиционная  дискуссия.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Братусь Б.С. Психология личности. Самара, 1999.

    2. Ермакова Е.Ю. Воспитать человека. М., 2002.

    3. Петракова Т.Н. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997.

    4. Профилактика наркоманий у несовершеннолетних средствами культуры и искусства.  / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2002.

    5. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.

    6. Шадриков В.Д. Духовные способности. СПб., 1997.

    6. Гражданское законодательство

    Ограничение  дееспособности гражданина. Попечительство. Ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным ограниченно дееспособным. Назначение экспертизы для определения психического состояния гражданина. Реализация и учет положений гражданского законодательства при воспитании ребенка. Факторы риска и резервы развития.

    Форма занятия: Мини-лекция и консультация специалиста.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Методические рекомендации к протоколам антинаркотических профилактических мероприятий в образовательных учреждениях РТ.- Казань.-2006.

    2. Приложение 1 к письму Минобрнауки России от 21 сентября 2005г. №ВФ-1376/06

    3. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2002.

    7. Индивидуальное здоровье человека

    Понятие и факторы здоровья. Человек как целостная система. Взаимосвязь психического и физического состояния. Приемы снятия эмоционального и мышечного напряжения: снятие стресса, активный отдых. Саморегуляция психического состояния. Режим труда и отдыха. Факторы риска и резервы развития.

    Форма занятия:  Работа в проблемно – проектных группах.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Берк Р. Воспитание на основе здравого смысла. СПб., 2001.

    2. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков (личностно-ориентированный подход): Методическое пособие – Казань.-2006.

    3. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т.  Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы (7-9 классы): Методическое пособие. – Казань.- 2002

    4. Карпов А.М. Самозащита от стрессов.- Казань, 2005.

    5. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование- Культура», 2002

    6. Чепурных Е.Е. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании. // Народное образование. 1999. №10.

    7. Шрайнер Кристиан Как снять стресс.- М.- 1993.

    8. Навыки противостояния давлению сверстников, действию рекламы как условие профилактики употребления ПАВ

    Развитие способности к распознанию и оценке рискованных ситуаций и обучение поведению в этих условиях. Умение завязывать дружбу и поддерживать дружеские отношения. Ценности дружбы. Виды критики, способы реагирования на критику. Поведение в конфликтной ситуации. Формирование навыков критического анализа к СМИ, рекламе и т.д. Факторы риска и резервы развития.

    Форма занятия: Интерактивный метод (Ролевая игра).

    Рекомендуемая литература по теме:

    1.Лукашев С. Модели первичной профилактики, их выгоды и недостатки. // Internet.

    2.Предупреждение подростковой и юношеской наркоманий. / Под ред. С.В. Березина и др. М., 2000.

    3.Силласте Г.Г. Средства массовой информации в профилактике наркомании: состояние, возможности, перспективы. – Казань.- 2006.

    4.Хасан Б.И.. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: Организационно-метод. Пособие. – Красноярск.- 2003.

    5.Шакирова Д.М. Сибгатуллина И.Ф., Сулейманов Д.Ш. Мышление. Интеллект. Одаренность: вопросы теории и технологии.- Казань.- 2005

    6.Шатрова Л.А., Макарова Г.И. Амирханова С.В. -  Эффективность антинаркотической пропаганды в  Республике Татарстан: результаты социологических исследований в 2003 году. – Казань.-2004.

    9. Предупреждение аддиктивного поведения школьников 7-х и 8-х  классов

    Причины обращения подростков к наркотикам. Признаки употребления ПАВ. Феномен «жажды острых ощущений». Переносимость трудностей повседневной жизни. Внешняя социабельность. Стремление говорить неправду. Факторы риска и резервы развития.

    Форма занятия:  Работа в проблемно – проектных группах.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. Пособие для родителей.-М.-2001.

    2. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., 1999.

    3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000.

    4. Идрисова А.А., Кудряшова Л.А. Наркомания: Как уберечь наших детей.- Казань.-2001.

    5. Исакова О.П. Психологические основы профилактики наркозависимости. СПб.- 2004.

    6. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М., СПб., 1998.

    7. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности.- Казань.-2002.

    8. Сирота Н.А., Чистова Е.А., Суховерова З.И., Васильченко О.Ю. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде.- М.-2000.

    9. Шайдукова Л.К. Зависимости: выбор и преодоление.- Казань.-2005.

    10. Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р.  Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. – Казань.-2002.

    10. Ответственность в детско–родительских взаимоотношениях

    Формы родительской любви. Понимание родительской ответственности. Приемы формирования умения у детей самостоятельно принимать решения. Изменение родительских представлений относительно своего ребенка. Делегирование ребенку части ответственности. Создание атмосферы доверия и взаимного уважения. Ошибки и заблуждения родителей. Факторы риска и резервы развития.

    Форма занятия: Групповая дискуссия.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.- 1994.

    2. Байков Ф.Я. Ответственность родителей. – Л., 1983.

    3. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? Кн. для родителей. – М., 1996

    4. Корчак Я. Как любить детей: Избранные педагогические произведения. – М.- Воронеж, 1999.

    5. Кэмпбел, Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. – М., 1992

    6. Леви В.Л. Как воспитать родителей, или новый нестандартный ребенок. М., 2002.

    7. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.-1995.

    8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1978.

    9. Торе Дела А. Ошибки родителей.-М.-1993.

    10. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка. – М., 1995.

    11. Круглый стол. Формирование адекватного, адаптивного поведения.

          Подведение итогов и получение обратной связи от участников.

    3.3. Программа для родителей детей 9-11-х классов

    Программа предназначена для реализации шестого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы. Основные цели программы:

    - актуализировать профилактическую работу родителей  в предупреждении аддиктивного поведения своих детей;

    - повысить психолого-педагогическую грамотность родителей по профилактической антинаркотической тематике, адекватной возрасту;

    - активизировать ответственное поведение родителя за судьбу своего ребенка;

    - активизировать мотивацию родителя к воспитанию у ребенка здорового образа жизни;

    - активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ и  своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к табаку и алкоголю.

    После прохождения программы у родителей сформируются:

    1. понимание рисков, связанных с поведением подростков, ошибками воспитания и бесконтрольного времяпровождения;
    2. знание ресурсов семьи по снижению рисков, коррекции поведения ребенка и создания развивающих условий своим детям;
    3. мотивация к активному взаимодействию со школой, классным руководителем и другими специалистами школы.  

    Тематический план занятий с родителями


    п/п

    Тема

    Всего

    Кол. час.

    Теор.

    Практ.

     1

    Философия образования

      1

     1

     2

    Знакомство с профилактическими программами, действующими для школьников

      1

     1

     3

     Психологические особенности старшеклассников

      2

     

     2

     4

    Самоопределение – основа успеха в жизни

      2

     1

     1

     5

    Формирование духовно– нравственных ценностей личности

      2

     2

     6

    Уголовное законодательство

      2

     1

     1

     7

    ЗОЖ – необходимая норма каждой семьи

      2

     2

     8

    Стратегии копинг – поведения в профилактике употребления ПАВ

      2

     

     2

     9

    Портрет успешного человека

      2

     2

    110

    Как помочь самому себе

      2

     2

    111

    Ток – шоу: Развитие позитивного самопринятия

      2

     2

    Итого:

     20

     4

    16

    Содержание тем программы

    1. Философия образования

    Фундаментальные закономерности и тенденции развития образования. Человек в системе образования. Перспективы развития образования и обновление педагогики. Структура системы непрерывного образования. Многоуровневое образование и образовательные кластеры. Глобальные проблемы и образование. Факторы риска и факторы успеха.

    Форма занятия: Мини-лекция и консультации специалистов

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Валеев Н. Доклад на августовской конференции в г. Заинск в 2007г.

    2. Гершунский Б.С. Философия образования. М.- 1998.

    3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 18-24.

    4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2000.

    5. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии.- М.- 2004.

    6. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. СПб., 1995.

    7. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы (приложение №1 к приказу Минобразования России от 21.01.02 №193) // Воспитать человека. – М.- 2002. – с. 27-42

    8. Современные подходы к формированию позитивного поведения к молодёжи: сб-к научн. Тр.  и мат. республ. научн. – практ.конф. Под общ.ред. И.Г. Вахрушевой. – Казань.- 2004.

    9. Чепурных Е.Е. Воспитание подрастающего поколения – общая задача современной России // Воспитать человека. – М.- 2002. – с. 57-66

    10. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.

    2. Знакомство с профилактическими программами, действующими для школьников

    Специалисты, работающие в области профилактики и коррекции семейных и подростковых проблем. Центры, комиссии, наркологические кабинеты: подростковый нарколог, подростковый психиатр, медицинский психолог и др. Социально – психологические центры. Телефоны доверия. Центры профориентации. Факторы риска и факторы успеха.

    Форма занятия: Лекция-беседа.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков (личностно-ориентированный подход): Методическое пособие – Казань.-2006.

    2. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т.  Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы (7-9 классы): Методическое пособие. – Казань.- 2002.

    3. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т. Программа «Линия жизни». дифференцированная профилактика наркозависимости в общеобразовательном учреждении. – Казань.-2002.

    4. Касаткин В.Н., Парашутин И.А., Рязанова О.Л., Симонятова Т.А. Программа профилактики курения в школе. –  Казань.-2004.

    5. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. -  М.:, 2002.

    6. Методические рекомендации к протоколам антинаркотических профилактических мероприятий в образовательных  учреждениях РТ: Сборник методических материалов в помощь образовательному учреждению.- Казань.- 2006.

    7. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.- 2002.

    8. Предупреждение насилия в школе. – Казань.-2001.

    9. Программа для учащихся 8-9 классов «Уверенное НЕТ наркотикам»: Метод. разработка / Сост. А.В. Иванов, Э.Н Мингазова, А.Г. Жиляев, В.А. Ректор. Под ред. Ф.Ф. Харисова. – Казань.-2002.

    10. Республиканская целевая программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2007-2009гг.

    11.Сборник инструктивно-методических материалов в помощь организаторам воспитательной деятельности. – Казань.- 2003.

    12. Сборник методических материалов в помощь педагогам-психологам образовательных учреждений. - / Сост. Башинова С.Н., Захарова О.К. – Казань.-2005.

    13. Сборник нормативных документов и методических материалов в помощь родительским общественным формированиям. – Казань.-2004.

    3. Психологические особенности старшеклассников

    Интеллектуальная зрелость. Оформление морально – нравственных принципов. Становление мировоззрения. Полоролевая дифференциация. Формирование системы социальных установок. Характерологические противоречия. Пора первой любви, романтических и интимных отношений. Факторы риска и факторы успеха.

    Форма занятия: Интерактивный метод (Мозговой штурм).

    Рекомендуемая литература по теме:

    1.Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

    2.Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.- 2004.

    3.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.- 2001.

    4.Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.-1995.

    4. Самоопределение – основа успеха в жизни

    Личностное и профессиональное самоопределение. Жизненное самоопределение. Выбор профессии – выбор жизненного пути. Сложности самоопределения. Инфантилизм и ответственность. Самооценка и выбор жизненной стратегии. Смысл жизни и смысл бытия. Факторы риска и факторы успеха.

    Форма занятия: Анализ проблемных ситуаций.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.-М.-1991.

    2. Вахрушева И.Г., Шакирова Д.М. Профилизация обучения: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи.- Казань.-2004.

    3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на-Дону.- 1996.

    4. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения /под ред. С.Н. Чистяковой . – Тамбов.- 2003.

    5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-М.-1996.

    6. Шакирова Д.М., Вахрушева И.Г. Профилизация обучения: технологии, эксперимент, опыт.-Казань.-2006.

    5. Формирование духовно – нравственных ценностей личности

    Проблема нравственного выбора. Обращение к источникам морали. Нравственные категории Добра и Зла. Характерные черты нравственного самоопределения современных юношей и девушек. Факторы риска и факторы успеха.

    Форма занятия: Групповая дискуссия.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. Психологическое исследование. М., 1985.

    2. Моральный выбор. / Под ред. А.И. Титаренко. М., 1986.

    3. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М., 1997.

    4. Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и Зло в психологии человека. Казань, 2000.

    5. Чудновский В.А. Нравственная устойчивость личности. М., 1981.

    6. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

    6. Уголовное законодательство

    Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения. Преступление против здоровья населения и общественной нравственности. Принудительные меры медицинского характера. Факторы риска и факторы успеха.

    Форма занятия: Мини-лекция и консультации специалистов.

    7. ЗОЖ – должен стать нормой каждой семьи

    Формирование и развитие здоровых интересов и потребностей у старших подростков. Развитие интеллектуальных способностей. Духовное совершенствование личности. Формирование навыков позитивной коммуникации. Организация здорового проведения досуга. Формирование навыков ЗОЖ средствами культуры и искусства. Факторы риска и факторы успеха.

    Форма занятия: Работа в проблемно – проектных группах.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Вострокнутов Н.В. Семья и антинаркотическая профилактическая работа.- М. -2003

    2. Колесов Д.В. Подросток: взросление и здоровый образ жизни: Кн. для родителей.-М.-2001.

    3. Кругликов Р.И., Майзелис М.Я. Алкоголизм и потомство. – М.-1987.

    4. Программа обучение здоровью /Под общ. Ред. Л.Ф. Шатохиной.-М.-2005.

    5. Руководство по профилактике наркозависимости в образовательной среде./ Под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Л. С. Шпилени. – СПб., 2003г

    6. Самоорганизация несовершеннолетних и молодежи – развитие саморегуляции, формирование психологической компетентности и выработка личностной и социальной позиции в отношении злоупотребления психоактивными веществами.- М.:, 2003.

    7. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.- 1994.

    8. Шаталова Г. Философия здоровья. – М.- 1997.

    9. Шатохина Л.Ф., Рубана И.М. Проектный метод в обучении здоровью.- М.-2005.

    10. Шакуров Р.Х. Теория психологии: Эмоции. Личность. Деятельность. -Казань- 2001.

    8. Стратегии копинг – поведения в профилактике употребления ПАВ

    Формирование у старшеклассников жизненных навыков и стратегий преодоления жизненных проблем и психотравмирующих событий. Развитие и совершенствование использования личностно – средовых копинг–ресурсов Особенности субкультур подростково–юношеских групп. Молодежные субкультуры как пронаркотические движения. Факторы риска и факторы успеха.

    Форма занятия: Групповая дискуссия.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Вострокнутов Н.В. Семья и антинаркотическая профилактическая работа.- М. -2003

    2. Руководство по профилактике наркозависимости в образовательной среде./ Под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Л. С. Шпилени. – СПб., 2003г

    3. Самоорганизация несовершеннолетних и молодежи – развитие саморегуляции, формирование психологической компетентности и выработка личностной и социальной позиции в отношении злоупотребления психоактивными веществами.- М.:, 2003.

    4. Современные молодежные субкультуры (молодежные субкультуры как фактор наркотизации). Методическое пособие. Институт РАО.- М. – 2002г.

    5. Шакуров Р.Х. Теория психологии: Эмоции. Личность. Деятельность. Казань, 2001.

    6. Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. Казань, 2002.

    9. Портрет успешного человека

    Форма занятия: Групповая дискуссия

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности. Казань, 2002.

    2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности.-м.-2002.

    3. Свергун О.Ю. Психология успеха, или Как стать хозяином своей жизни.- М.-2000.

    4. Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск, 1999.

    10. Как помочь самому себе

    Последовательность действий самопомощи родителям. Удержание своих целей в сознании. Сохранение положительных представлений о ребенке. Изменение собственных установок. Обеспечение равных взаимоотношений родителей и детей в семье.  Определение своих прав и интересов. Степень открытости. Поведение при столкновениях. Приемы сохранения спокойствия. Методы релаксации.

    Форма занятия: Практическое занятие с элементами тренинга.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб., 2001.

    2. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2000.

    3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2001.

    11. Ток – шоу: Развитие позитивного восприятия картины мира

    1. 4.1.Программа для родителей детей группы риска 5-8-х классов
    2. для педагогов-психологов

    Тематический план занятий с родителями

            

    №№

    Темы занятий

    Кол-во часов

    1.

    Учимся мыслить критически

    2

    2.

    Учимся понимать подростка

    2

    3.

     Учимся помогать подростку

    2

    4.

    Подросток дома один

    2

    5.

    Непослушный подросток, трудности воспитания

    2

    6.

    Девиантное и делинквентное поведение

    2

    7.

    Созависимость

    2

    8.

    Профилактика аддиктивного поведения

    2

    9.

    Мой ребенок  лучше всех…

    2

    10.

    Семейные ценности, традиции

    2

    Содержание тем программы

    1. Учимся мыслить критически

    Применение критического мышления в разных социальных ситуациях. Критический взгляд на семейное воспитание.  Критический взгляд на свою родительскую эффективность. Отрицательные и положительные стороны моего ребенка. Факторы защиты, факторы развития, факторы успеха.

    Форма проведения занятия: практическое занятие.

    1. Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни.- М.-2003.

    2. Аргайл М. Психология счастья.- СПб.-2003.

    3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности.-М.-2002.

    4. Халперн Д. Психология критического мышления.- СПб.-2000.

    5. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности.- М.- 2004.

    6.Шакирова Д.М. Сибгатуллина И.Ф., Сулейманов Д.Ш. Мышление. Интеллект. Одаренность: вопросы теории и технологии.- Казань.- 2005

    2. Учимся понимать подростка 

    Потребности и внутренний мир подростка.  Техники установления эффективного контакта. Использование приемов телесно-ориентированной терапии. Техники активного слушания. Техника установления контакта с трудным ребенком. Факторы риска, факторы защиты и факторы развития.

    Форма проведения занятия: практическое занятия с элементами ролевой игры.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.- М.-2004.

    2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением./Под ред. М.И. Рожкова.-М.- 2003.

    3. Леванова Е.А. Подросток: родителям о психопластике личности.- М.-2003.

    4. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2005.

    5. Ле Шан Э. Когда эти взрослые сводят вас с ума. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2005.

    6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2002.

    7. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов-на-Дону.-2004.

    8. Филлипова Г.Г. Психология материнства. М.- 2002.

    9. Шац И.К. Психозы у детей: психология и психопатология.- М.- 2002.

    3. Учимся помогать подростку

    Мотивация учебной деятельности.  Уровни мотивации. Причины трудностей в обучении. Способы их преодоления. Профилактика школьных проблем. Школьная тревожность. Трудности общения. Застенчивость. Гиперактивность. Формирование адекватной самооценки. Факторы риска, факторы защиты, факторы развития.

    Форма проведения занятий: мозговой штурм

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.-2000.

    2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь,2004.

    3. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнова С.Д. Подростки группы риска.-СПб.-2005.

    4. Михайлова Н.Ф., Зиновьева Н.А. Психология и психотерапия насилия (ребенок в кризисной ситуации). – СПб.: Речь,2003.

    5. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания.- М.-2003.

    6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании.- М.-2001.

    7. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии.-М.-2002.

    4. Подросток дома один

    Организация свободного времени ребенка. Друзья моего ребенка. Домашние обязанности и права ребенка.  Интересы и досуг. Взаимоотношения с братьями и сестрами. Ребенок на улице. Факторы риска, факторы защиты, факторы развития.

    Форма проведения занятия: мозговой штурм.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи.- М.-2002.

    2. Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества.- М.-2004.

    3. Михайлова Н.Ф., Зиновьева Н.А. Психология и психотерапия насилия (ребенок в кризисной ситуации). – СПб.: Речь,2003.

    4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

    5. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии.- М.-2003.

    5. Непослушный подросток, трудности воспитания

    Причины непослушного поведения. Педагогическая коррекция в семейном воспитании. Методы воспитания. Виды воспитания. Методы перевоспитания. Самовоспитание. Стили семейного воспитания. Факторы риска, факторы защиты, факторы развития.

    Форма проведения занятия: мозговой штурм.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилентантов. – 2004.

    2. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М., 1992.

    3. Вроно Е.М. Несчастные дети – трудные родители: Наблюдения дет. Психиатра. – М., 1997. – 126 с. (Школа для родителей)

    4. Ган М.П. Я сама: В помощь непол. Семье. Майя Ган, Элла Черепахова. – М.: Педагогика-Пресс, (2002

    5. Заслуженюк В.С., Семиченко, В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? Кн. для родителей. – М., 1996. – 190 с.

    6. Каптерев, П.Ф. Родители и дети. // Cемейное воспитание: Хрестоматия: /Сост. П.А. Лебедев. – М.- 2001.

    7. Крери Э. Не разбрасывай носки … или Что еще должен уметь ребенок: Советы родителям. Пер. с англ. – М. - 1999.

    8. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – СПб.- 2005.

    9. Ле Шан Э. Когда эти взрослые сводят вас с ума. – СПб.- 2005.

    10. Лофас Ж., Сова, Д. Повторный брак: дети и родители. – СПб., 1996.

    11.  Макаренко А.С. Книга для родителей. – Петрозаводск, 1959.

    12. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.-1996.

    6. Девиантное и делинквентное поведение

    Девиантное и делинквентное поведение: признаки, факторы, виды. Акцентуации характера. Норма и патология. Взаимосвязь семейного воспитания и отклонений в поведении. Условия самовоспитания. Факторы риска, факторы защиты, факторы развития.

    Форма проведения занятия: мини-лекция, проблемная дискуссия.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Блэкборн Р. Психология криминального поведения.- СПб.- 2004.

    2. Гилинский Я. Девиантология.-СПб.-2004.

    3. Змановская Е.В. Девиантология.- М.- 2004.

    4. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология.-СПб.-2004.

    5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии.- СПб.-2004.

    6. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. -М.- 2003.

    7. Созависимость

    Причины возникновения и проявления зависимости и созависимости. Признаки дисфункциональной семьи. Характеристики созависимости. Преодоление созависимости. Факторы риска, факторы защиты, факторы развития.

    Форма проведения занятия: мини-лекция, проблемная дискуссия.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Пережогин Л.О.,. Худяков А.С, Колосов В.П., Лесогорова А.Ю. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. – М.: ООО «Фирма «Вариант», 2003.

    2. Вострокнутов Н.В., Шалимов В.Ф. Методическое обеспечение социального партнерства  при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. – М., 2005.

    3. Зорина С.М. Созависимость и пути ее преодоления. Казань.-2006.

    4. Михайлова Н.Ф., Зиновьева Н.А. Психология и психотерапия насилия (ребенок в кризисной ситуации). – СПб.: Речь,2003.

    5. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь.- М.- 2004.

    6. Ковалев С.В. Семь шагов от пропасти. М.- 2001.

    8.  Профилактика аддиктивного поведения

    Знакомство с профилактическими программами для детей, реализуемыми в образовательном учреждении. Наркоситуация в РТ и в микрорайоне. Взаимосвязь курения, употребления алкоголя и наркоманией. Основные стратегии профилактики.   Факторы риска. Факторы защиты. Факторы развития.

    Форма проведения занятия: беседа, полипозиционная дискуссия.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1.  Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости.- СПб.- 2003.

    2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.-М.-2003.

    3. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М., СПб., 1998.

    4. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности.- Казань.-2002.

    5. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь.- М.- 2004.

    6. Практикум по социально-психологическому тренингу/ под ред. Б.Д. Парыгина.- Спб., 1997.

    7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

    8. Сирота Н.А., Чистова Е.А., Суховерова З.И., Васильченко О.Ю. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде.- М.-2000.

    9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И. Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике.- М.-2001.

    10. Шайдукова Л.К. Зависимости: выбор и преодоление.-Казань.-2005.

    11. Шилова М.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. Практическое пособие.-М.- 2004.

    12. Хасан Б.И. Образование в области профилактики наркозависимости и других  аддикций: Организационно - метод. Пособие. – Красноярск.-2003.

    9. Мой ребенок  лучше всех…

    Презентация достижений ребенка (личностных качеств, поступков, поделок, произведений и т.д.). Факторы защиты, факторы развития, факторы успеха.

    Форма проведения занятия: презентация.

    10. Семейные ценности, традиции

    Значение примера родителей в воспитании подростков. Родительские роли. Образ жизни семьи. Семейные ценности и традиции. Преемственность поколений. Бабушки и дедушки в жизни подростка. Презентация своих семейных традиций. Факторы риска, факторы защиты, факторы развития, факторы успеха.

    Форма проведения занятий: деловая игра.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М., 1986.

    2. Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества.- М.-2004.

    3. Личность, семья, школа / Под ред. С.Г. Вершиловского. – СПб., 1996.

    4. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.- 1998.

    5. Поликарпова Т.Н. У тебя есть дом. Ред. – сост. Э.М. Черепахова. – М., 2002.

    6. Ребенок и семья: Хрестоматия [Ред.-сост. Д.Я. Райгородский]. – Самара.- 2002.

    8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1978.

    9. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка. – М., 1995.

    10. Шнайдер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна.- СПб.-2003.

    1. 4.2.Программа для родителей детей группы риска 9-11-х классов для педагогов-психологов

    Тематический план занятий

            

    №№

    Темы занятий

    Кол-во часов

    1.

    Социализация подростка

    2

    2.

    Подросток и его друзья

    2

    3.

    Любовь и дружба подростка

    2

    4.

    Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка

    2

    5.

    Конфликты в семье

    2

    6.

    Семья и созависимость

    2

    7.

    Преодолеваем трудности вместе

    2

    8.

    Профилактика аддиктивного поведения

    2

    9.

    Ответственность и свобода подростка

    2

    10.

    Путь к успеху

    2

    Содержание тем программы

    1. Социализация подростка

    Условия успешной социализации. Кризис развития возраста. Типичные проблемы в поведении подростка. Особенности общения подростка со сверстниками и взрослыми. Факторы риска, факторы защиты, факторы развития, факторы успеха.

    Форма проведения занятия: групповая дискуссия с включением материала мини-лекции.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи.- М.-2002
    2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением./Под ред. М.И. Рожкова.-М.- 2003.
    3. Дети и подростки: психология развития/Д. Шэффер.-СПб.-2003.
    4. Исакова О.П. Психологические основы профилактики наркозависимоти.- СПб.-2004.
    5. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнова С.Д. Подростки группы риска.-СПб.-2005.
    6. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.- 2004.
    7. Семья и дети  в антинаркотических программах профилактики, коррекции, Реабилитации. Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных работников. Москва 2003.
    8. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов-на-Дону: Феникс.-2004.
    9. Панков Д.Д., Румянцев А.Г., Тростанецкая Г.Н.. Медицинские и психологические  проблемы школьников-подростков: Разговор учителя с врачом. – АПК и ПРО, 2001.

    2. Подросток и его друзья

    Взаимоотношения в школе. Формальные группы подростков. Взаимоотношения во дворе. Неформальные группы подростков. Наркогенные субкультуры. Факторы риска. Факторы защиты. Факторы развития. Факторы успеха.

    Форма проведения занятия: Проблемная дискуссия с включением материала мини-лекции.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи.- М.Издательство НПО «МОДЭК».-2002.
    2. Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества.- М.-2004
    3. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Пережогин Л.О., Худяков, Колосов В.П., Лесогорова А.Ю. Семья  и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. – Москва,2003.
    4. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, самоубийств и других «отклонений».-СПБ.- 2004.
    5. Идентичность: Хрестоматия /Сост. Л.Б. Шнейдер.- М.-2003.
    6. Мордачев В.Д. Манипулирование людьми: играем на слабостях.- Ростов н/Д.- 2004.
    7. Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса.-М.-2002.
    8. Семечкин Н.И. Психология социального влияния.-СПб.-2004.

    Фельдштейн Д.И. Психология взросления.- М.-2004

    3. Любовь и дружба подростка

    Особенности психосексуального развития подростков. Ранние сексуальные связи. Ценности любви и дружбы. Нравственное воспитание. Полоролевое поведение. Факторы риска. Факторы защиты. Факторы развития. Факторы успеха.

    Форма проведения занятия: Полипозиционная  дискуссия с включением материала мини-лекции.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Вейнингер О. Пол и характер.- М.-1991.

    2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни.-М.-1991

    3. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1988.

    4. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.-2004.

    5. Панков Д.Д., Румянцев А.Г., Тростанецкая Г.Н. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: разговор учителя с врачом.-М.- 2001.

    6. Психология человека от рождения до смерти /под ред. А.А. Реана.-СПб.- 2002.

    7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.-М.-1994

    8. Холл Кэлвин С., Линдсней Гарднер. Теория личности.- М.-2000.

    9. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.- 2004.

    4. Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка

    Жизненные стратегии и жизненный путь. Нормальный жизненный путь. Способности и интересы подростка. Противоречия самоопределения. Уровни самоопределения. Факторы риска. Факторы защиты. Факторы развития. Факторы успеха.

    Форма проведения занятия: мозговой штурм, практическое занятие.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.-М.-1991.

    2. Вахрушева И.Г., Шакирова Д.М. Профилизация обучения: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи.- Казань.-2004.

    3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на-Дону.- 1996.

    4. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников.- М.-2002.

    5. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения /под ред. С.Н. Чистяковой . – Тамбов.- 2003.

    6. Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред.Л.М.Митиной.-М.- 2003.

    7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-М.-1996.

    8. Шакирова Д.М., Вахрушева И.Г. Профилизация обучения: технологии, эксперимент, опыт.-Казань.-2006.

     5. Конфликты в семье

    Дисфункциональная семья. Кризисы семейных отношений. Конфликтные ситуации в семье. Источники конфликтов. Стадии развития конфликта. Конструктивное и деструктивное разрешение конфликта. Факторы риска. Факторы защиты. Факторы развития. Факторы успеха.

    Форма проведения занятия: Проблемная дискуссия с мини-лекцией.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Вострокутнов Н.В., Шалимов В.Ф. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. – М., 2005
    2. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Пережогин Л.О., Худяков, Колосов В.П., Лесогорова А.Ю. Семья  и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. – Москва.-2003.
    3. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию.-М.-2000.
    4. Райгородский Д.Я. Психология семьи.- Самара.- 2002.
    5. Серия: В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». – Минобразование России, 2002.
    6. Хасан Б.И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. – Красноярск.- 2003.
    7. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.-2004.
    8. Шнейдер Л.Б.  Основы семейной психологии.- М.- 2003.
    9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. -  Л., 1989.
    10. Эйдемиллер Э.Г., Особенности семейной психотерапии в подростковой психотерапевтической клинике. - М., 1973.

    6. Семья и созависимость

    Созависимость. Признаки созависимости. Динамика внутрисемейных отношений (в семьях с созависимостью). Климат внутрисемейных отношений (в семьях с созависимостью). Подросток в созависимой семье.  Преодоление созависимости. Факторы риска. Факторы защиты. Факторы развития. Факторы успеха.

    Форма проведения занятия: мини-лекция, групповая консультация.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Зорина Л.М. Созависимость и пути ее преодоления.   – 2-е изд., дополненное. – Казань.- 2006.
    2. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнова С.Д. Подростки группы риска.-СПб.-2005.
    3. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов. Казань.-2002.
    4. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь.- М.- 2004.
    5. Сборник материалов городской научно-практической конференции «Вариативность деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений по проблеме семейного воспитания». -/ Сост. Башинова С.Н., Матвеева М.Г., Ульянова Э.Э., - Казань.- 2006.
    6. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.- 2004.

    7. Преодолеваем трудности вместе

    Практические ситуации по употреблению алкоголя, пива, курения подростков. Агрессивное поведение и грубость. Непослушание и нигилизм.  Факторы риска. Факторы защиты. Факторы развития. Факторы успеха.

    Форма проведения занятия: Групповая консультация  с разбором практических ситуаций.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Блинова Л.Ф. Зависимость как иллюзия независимости или причины обращения ребенка к наркотикам. Пособие для практического психолога. – Казань.- 2006.

    3. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Пережогин Л.О., Худяков, Колосов В.П., Лесогорова А.Ю. Семья  и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. – Москва.-2003.

    4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.-М.-2003.

    5. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. Пособие для родителей.- М.-2001.

    6. Серия: В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». – Минобразование России.- 2002.

    7. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей /Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой.- СПб.-2002.

    8. Профилактика аддиктивного поведения

    Зависимость как форма личностного кризиса. Специфическая информация о наркомании. Стратегии вторичной профилактики наркомании. Стратегии эффективного родительского поведения. Актуализация и поддержание личностного ресурса. Факторы риска. Факторы защиты. Факторы развития. Факторы успеха.

    Форма проведения занятия: групповая консультация

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Вострокнутов Н.В., Шалимов В.Ф. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье.-М.-2005.
    2. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб.-2002.
    3. Исакова О.П. Психологические основы профилактики наркозависимоти.- СПб.-2004.
    4. Леванова Е.А. Подросток: родителям о психопластике личности.- М.-2003.
    5. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов. Казань.- 2002.
    6. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь.- М.-2004.
    7. Наркомания: как уберечь наших детей? Советы родителям: Методическое пособие. – Казань.-2002.
    8. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.- СПб.-2004.
    9. Семья и дети  в антинаркотических программах профилактики, коррекции, Реабилитации. Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных работников. Москва.- 2003.
    10. Шайдукова Л.К. Зависимости: выбор и преодоление.-Казань.-2005.
    11. Шилова М.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. Практическое пособие.-М.- 2004.

    9. Ответственность и свобода подростка

    Личность и поступки. Обязанности и права подростка в семье. Свобода и безответственность. Правосознание родителя и подростка. Родительские роли. Наказание и поощрение подростка. Способы морально-нравственного порицания за поступки и проступки. Административные и уголовные правонарушения. Факторы риска. Факторы защиты. Факторы развития. Факторы успеха.

    Форма проведения занятия: мини-лекция, проблемная дискуссия.

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. Блинова Л.Ф. Зависимость как иллюзия независимости.- Казань.-2002.

    2. Государственная молодежная политика в законодательстве РФ /под общ. ред. В.А. Лукова.-М.-2000.

    3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания.-М.-2003.

    4. Макеева А.Г. Не допустить беды: педагогическая профилактика наркотизма школьников.-М.-2003.

    5. Мартынова М.С. Социальная работа с детьми группы риска.-М.-2003.

    6. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии.-М.-2002.

    7. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей /Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой.- СПб.-2002.

    10. Путь к успеху.

    Форма проведения занятия: проектная деятельность родителей.

    Подведение итогов работы с родителями. Анкетирование. Формирование запроса на индивидуальную дальнейшую работу с семьей.

    6. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

    Для определения эффективности программ работы с родителями предлагаются анкеты, анализ которых позволяет измерять критерии эффективности, указанные в Концепции. Перед началом внедрения программы родителям предлагается Анкета №1. После окончания внедрения программы родители заполняют Анкету № 2. Остальные анкеты могут использоваться на занятиях для уточнения проблематики и обсуждения с родителями полученных результатов (даны в ПРИЛОЖЕНИИ).  

    Анкета № 1 для родителей

    (до обучения родителей)

    1. Ваш пол      _____________       Пол Вашего ребенка _________
    2. Ваш возраст _________         Возраст Вашего ребенка____________        
    3. Какая у Вас семья:      

    а)  полная ;      б) неполная

    1. Сколько времени Вы уделяете своим детям в рабочий день:

    а) до 1 часа; б) до 2-х часов; в) до 3-х часов; г) более 3-х часов; д) затрудняюсь ответить.

    1. Сколько времени Вы уделяете своим детям в выходной день:

    а) до 4-х часов; б) от 4 до 6-ти часов; в) от 6-ти часов до 8-ми часов; г) практически весь день; д) затрудняюсь ответить.

    1. Как Вы проводите это время с Вашими детьми:

    а) общаюсь с ребенком; б) помогаю в учебной деятельности; в) совместные дела по дому и совместные игры; г) выезжаем на природу; д) вместе занимаемся спортом ; е) посещаем культурные и развлекательные учреждения;

    ж) что-то другое____________________________________________________

    з) затрудняюсь ответить

    1. Что для Вас важнее всего в этой жизни? (проранжируйте):      

    а) получение удовольствий от жизни;     б) творческий труд (самореализация); в) семья   и   её   благополучие;  г)  духовное   развитие   (самообразование);     д) материальное  благополучие  семьи;  е)  успех  в  делах  моего  ребенка;       ж) затрудняюсь ответить

    8.  Определите, пожалуйста, обычный психологический климат в Вашей семье:

    а)  доброжелательный;  б) равнодушный;  в) напряженный;  г) конфликтный;   д) затрудняюсь ответить.

    1. Какое дополнительное образование получает Ваш ребенок:

    а)  музыкальная школа;  б)  художественная  школа;  в)  спортивная  школа;      г) школьные кружки; д) кружки в детских Центрах; е) кружки в клубах по месту жительства; ж) курсовую подготовку при  УНПО, ссузах, вузах; з) что-то другое _____________________________ и) затрудняюсь ответить.

    1. Есть ли у Вас трудности в воспитании ребенка:

    а) никаких трудностей, полное взаимопонимание; б) бывают сложности, но мы успешно их преодолеваем; в) бывают сложности; г) испытываем трудности в воспитании; д) иногда не справляемся с ребенком; е) часто не справляемся с ребенком; ж) что-то другое _______________________ з) затрудняюсь ответить.

    11. Обсуждаете ли Вы с ребенком его будущую самостоятельную жизнь:

    а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;

    12. На что Вы в большей степени обращаете внимание при воспитании ребенка:

    а) на послушание ребенка; б) на его самостоятельность; в) на его самосознание и ответственность; г) на его трудолюбие; д) на его успешность в делах; е) что-то другое _________________ ж) не задумывался об этом.

    13. Как Вы думаете, кто должен осуществлять профилактику наркомании с детьми в первую очередь?:

    а) родители; б) классный руководитель; в) учителя–предметники; г) педагог-психолог в школе; д) медицинские работники, е) правоохранительные органы; ж) не нужно ее проводить; з) затрудняюсь ответить; и) что-то другое ___________________________________________________________________

    14. Знаете ли Вы, проводят с Вашим ребенком профилактическую работу по наркомании?:

    а) да; б) нет; в) не задумывался об этом; г) не знаю.

    15. Как Вы относитесь к употреблению наркотиков людьми?

    а) крайне отрицательно; б) отрицательно; в) безразлично; г) принимать или не принимать  наркотики – личное дело каждого; д) иногда допустимо;                  е) положительно; ж) затрудняюсь ответить; з) что-то другое _______________

    16. Есть ли среди друзей (подруг) Вашего ребенка дегустаторы наркотиков или наркоманы:


    а) да; б) нет; в) не знаю; г) не задумывался об этом; д) затрудняюсь ответить.


    17. Какие факторы, по Вашему мнению,  наиболее способствуют росту наркотизма в нашем  городе (районе)?


    а) неосведомленность подростков и молодежи о пагубных последствиях;                          б) доступность приобретения наркотиков; в) отсутствие контроля со стороны родителей; г) отсутствие контроля со стороны педагогов; д) отсутствие контроля со стороны милиции; е) несовершенство законодательства; ж) затрудняюсь ответить; з) что-то другое __________________________________


    18. Как Вы думаете, нужно ли просвещать родителей по вопросам профилактики наркомании?:


    а) обязательно  просвещать; б) необязательно просвещать всех, а по желанию; в) не нужно просвещать, родители грамотные в этом вопросе; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое _____________________________________________


    19. Вы хотели ли бы получить знания по профилактике наркомании со своим ребенком?:


    а) да; б) нет; в) не знаю; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое____________


    20. Как Вы думаете, Вашего ребенка могут вовлечь в употребление наркотиков?:

    а) я уверен, что нет, моего ребенка не вовлекут; б) не думал об этом; в) затрудняюсь ответить; г) не знаю; д) что-то другое ________________________

    21. Вам трудно было заполнять анкету?:

    а) нет, не трудно; б) да, трудно; в) затрудняюсь ответить; г) не знаю.

    Спасибо за Ваше активное участие в заполнении данной анкеты!

    Анкета № 2 для родителей

    (после обучения родителей)

    1.Ваш пол      _________      Пол Вашего ребенка _________

    2.Ваш возраст _________ Возраст Вашего ребенка_________

    3.Какая у Вас семья:      

    а)  полная;      б) неполная;

    4.Сколько времени Вы уделяете своим детям в рабочий день:

    а) до 1 часа; б) до 2-х часов; в) до 3-х часов; г) более 3-х часов; д) затрудняюсь ответить.

    5.Сколько времени Вы уделяете своим детям в выходной день:

    а) до 4-х часов; б) от 4 до 6-ти часов; в) от 6-ти часов до 8-ми часов; г) практически весь день; д) затрудняюсь ответить.

    6.Как Вы проводите это время с Вашими детьми:

    а) общаюсь с ребенком; б) помогаю в учебной деятельности; в) совместные дела по дому и совместные игры; г) выезжаем на природу; д) вместе занимаемся спортом ; е) посещаем культурные и развлекательные учреждения;

    ж) что-то другое____________________________________________________

    з) затрудняюсь ответить

    7.Что для Вас важнее всего в этой жизни? (проранжируйте):      

    а) получение удовольствий от жизни;     б) творческий труд (самореализация); в) семья   и   её   благополучие;  г)  духовное   развитие   (самообразование);     д) материальное  благополучие  семьи;  е)  успех  в  делах  моего  ребенка;       ж) затрудняюсь ответить.

    8.  Определите, пожалуйста, обычный психологический климат в Вашей семье:

    а)  доброжелательный;  б) равнодушный;  в) напряженный;  г) конфликтный;   д) затрудняюсь ответить.

    9. Какое дополнительное образование получает Ваш ребенок:

    а)  музыкальная школа;  б)  художественная  школа;  в)  спортивная  школа;      г) школьные кружки; д) кружки в детских Центрах; е) кружки в клубах по месту жительства; ж) курсовую подготовку при  УНПО, ссузах, вузах; з) что-то другое _____________________________ и) затрудняюсь ответить.

    10.Есть ли у Вас трудности в воспитании ребенка:

    а) никаких трудностей, полное взаимопонимание; б) бывают сложности, но мы успешно их преодолеваем; в) бывают сложности; г) испытываем трудности в воспитании; д) иногда не справляемся с ребенком; е) часто не справляемся с ребенком; ж) что-то другое _______________________ з) затрудняюсь ответить.

    11. Обсуждаете ли Вы с ребенком его будущую самостоятельную жизнь:

    а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;

    12. На что Вы в большей степени обращаете внимание при воспитании ребенка:

    а) на послушание ребенка; б) на его самостоятельность; в) на его самосознание и ответственность; г) на его трудолюбие; д) на его успешность в делах; е) что-то другое _________________ ж) не задумывался об этом.

    13. Как Вы думаете, кто должен осуществлять профилактику наркомании с детьми в первую очередь?:

    а) родители; б) классный руководитель; в) учителя–предметники; г) педагог-психолог в школе; д) медицинские работники, е) правоохранительные органы; ж) не нужно ее проводить; з) затрудняюсь ответить; и) что-то другое ___________________________________________________________________

    14. Знаете ли Вы, проводят с Вашим ребенком профилактическую работу по наркомании?:

    а) да; б) нет; в) не задумывался об этом; г) не знаю.

    15. Как Вы относитесь к употреблению наркотиков людьми?

    а) крайне отрицательно; б) отрицательно; в) безразлично; г) принимать или не принимать  наркотики – личное дело каждого; д) иногда допустимо;                  е) положительно; ж) затрудняюсь ответить; з) что-то другое _______________

    16. Как Вы думаете, нужно ли просвещать родителей по вопросам профилактики наркомании?:


    а) обязательно  просвещать; б) необязательно просвещать всех, а по желанию; в) не нужно просвещать, родители грамотные в этом вопросе; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое _____________________________________________


    17. Вы хотели ли бы участвовать в программе «Путь к успеху» на следующей ступени обучения Вашего ребенка?:


    а) да; б) нет; в) не знаю; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое____________



    18. Вы хотели бы углубить свои знания по углубленной программе «Путь к успеху» со школьным психологом?:

    а) да; б) нет; в) не знаю; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое____________


    19. Как Вы думаете, Вашего ребенка могут вовлечь в употребление наркотиков?:

    а) я уверен, что нет, моего ребенка не вовлекут; б) не думал об этом; в) затрудняюсь ответить; г) не знаю; д) что-то другое ________________________

    20. Вам трудно было заполнять анкету?:

    а) нет, не трудно; б) да, трудно; в) затрудняюсь ответить; г) не знаю.

    Напишите, пожалуйста, свободный отзыв о профилактической программе «Путь к успеху»:

    Спасибо за Ваше активное участие в заполнении данной анкеты!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деятельность педагога - психолога на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы.

    Переход из начальной школы в среднюю - это один из переломных моментов в жизни школьника, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической н...

    Формы, методы и приемы работы с родителями учащихся коррекционной школы

    На сегодняшний день остается актуальной проблема поиска классными руководителями воспитательных форм, приемов и методов работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Тесное взаи...

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.

    Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса  , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

    Проект "Содружество семьи и школы- путь к успеху"

    Новизна нашего проекта заключается в том, что в изучении семьи мы исходим из дифференциации их по периодам развития,  уровню духовно-нравственной культуры и семейных правовых норм (ценносте...

    Павловская школа - путь к успеху

    Как и многие школы в России,  средняя школа №315 г. Павловска «вышла на финишную прямую» – скоро выпускники начнут сдавать государственные  экзамены. Это общее дело всей школы: к нему готовя...

    Проект "профильная школа - путь к успеху"

    Профильное обучение  в современной школе определяет суть дальнейшего развития системы образования. Данный проект направлен на совершенствование образовательной среды для того, чтобы дать возможно...