Значение отцовства в формировании личности ребенка
статья (9, 11 класс)

Печкова Римма Хадиевна

К сожалению, воспитание детей стало в наше время по преимуществу женским делом, и это дает себя знать уже сегодня в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, к отцовскому счастью, которое далеко не всегда осознается как высшая ценность. Дети должны знать: есть на свете нечто, что могут сделать и вынести лишь мужские руки, мужские плечи. Такое знание  не усваивается на словах – только на опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья48.5 КБ
Microsoft Office document icon статья26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение отцовства в формировании личности ребенка

      В психологии считается, что отцовство – это социально-приобретаемая роль. К этому его готовит социум (общество). Мужчины-отцы более удовлетворены жизнью, им свойственен большой самоконтроль, они более склонны к соблюдению социальных норм и правил поведения, более терпимы и ответственны. Данные качества позволяют дополнить воспитательную модель и сделать ее гармоничной. Но эта модель будет действенной, если семья и общество смогли заложить все компоненты отцовства. Еще Аристотель замечал, что отцовство – признак зрелости, гражданской и личностной.

     После рождения ребенка большую часть времени с ним проводит мать. Она ухаживает за ним, заботится о его здоровье, дает свою любовь и ласку, приучает к первым нормам гигиены. С матерью ребенок чувствует себя в безопасности и  приобретает  навыки  проявления своих чувств, эмоций. Но этот период длится до 7-8 летнего возраста ребенка. Далее в воспитательный процесс должен активно включаться отец, который своим примером учит ребенка нормам морали, культуры. Взаимоотношения между мужем и женой закладывают основу супружеских отношений детей в будущем.

       К сожалению, воспитание детей стало в наше время по преимуществу женским делом, и это дает себя знать уже сегодня в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, к отцовскому счастью, которое далеко не всегда осознается как высшая ценность. Дети должны знать: есть на свете нечто, что могут сделать и вынести лишь мужские руки, мужские плечи. Такое знание  не усваивается на словах – только на опыте.

       Если мальчик хоть раз видел, как его отец бросился выручать женщину, если заметил, как он уступает место тому, кто в этом больше всех нуждается, такой мальчик уже в детстве усвоит нормы порядочности, нормы естественного мужского поведения. Самая лучшая женщина в мире, самоотверженная и преданная мать не восполнит мальчику, да и девочке того, что может дать ему только отец.

       Личность ребенка только тогда формируется полноценно, всесторонне и естественно, когда в нем участвуют оба родителя. Даже в условиях раздельного проживания родителей несовершеннолетний ребенок должен постоянно ощущать их внимание и заботу. И как важно, чтобы горькое последствие развода между родителями по возможности меньше отражалось на детях, для которых мы всегда остаемся матерью и отцом. Полная безотцовщина уродует души детей. Повышенная реактивность и агрессивность, отмечаемая психологами у детей, выросших в неполных семьях, дополняется отсутствием уверенности, устойчивости, которые придает всему дому отец.

        К сожалению, бывают семьи, где папа уверен в собственном совершенстве и считает, если он озаровал в детстве, а потом приличным человеком сделался; плохо учился, а все же не глупей некоторых образованных жизнь ведет; сам не чурался алкоголя, сигареты и беды не находит в раннем пристрастии сына к этим порокам – если все мужские пороки возводит в доблести, то можно заключить: он – родитель, но не отец-воспитатель.

        Важной и интересной сферой воспитания являются отношения отца и дочери. Отец для дочери – это воплощение мужского начала вообще. По нему она будет судить обо всем мужском роде. То ли восхищаться и уважать, то ли раболепно подчиняться, то ли бояться и презирать. Так что хороший, добрый отец  воспитывает будущую жену и мать семейства из своей дочки своим поведением в собственном доме, своим авторитетом.

        В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет? Главное – это образ жизни и работы родителей, их гражданское лицо. Если родители живут честно, разумно, если перед ними стоят значительные и прекрасные цели, если они дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть родительский авторитет.

        Однако не только дети должны знать о делах родителей, но и отец с матерью должны знать, чем живет их ребенок: его интересы, душевные потребности, круг друзей, мечты и т.д. Мы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях, мы должны их предугадывать, предупреждать. Надо поставить дело так, чтобы им хотелось рассказать о себе, о своих делах. Зная своего ребенка, мы всегда сможем  вовремя помочь ему.

       В Каратунской средней школе большое внимание уделяется работе с родителями. Она заключается не только в организации родительских собраний, но и привлечении родителей к различным видам деятельности, помогающим понимать, видеть успехи и неудачи своих детей. Ежегодно проходят мероприятия в рамках родительского всеобуча: круглые столы, мозговой штурм, конференции, лекции, интервью, диагностические исследования и т.д. Мы приглашаем  представителей правоохранительных органов, здравоохранения, общественности, интересных людей, которые помогают взглянуть на воспитание подрастающего поколения с другой точки зрения. Есть папы, которые ведут секции в школе. Успехи их воспитанников – это их успехи  и предмет гордости детей и школы  В школе большое внимание уделяется совместной творческой, спортивной деятельности детей и родителей, результатом которой являются конкурсы, смотры: «Моя музыкальная семья», «Мой дом – моя крепость», «Мой папа – самый лучший», «Династия», «Дедушка, папа и я – ступеньки одной профессии», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.  Анализ диагностических данных способствует выработке стратегии работы с родителями.              

    Немаловажное значение  в формировании личности ребенка имеет воспитание через труд. А.С.Макаренко не раз обращал внимание родителей на то, что гораздо веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать сами. Следовательно, чтобы дети были счастливы, нужно воспитывать их трудолюбивыми.

       Так, после проведения рисуночного теста «Мой папа дома» с учащимися 4-9 классов Каратунской средней школы, выяснилось, что 47% пап свободное время проводят лежа на диване, курят, вдали от дома, возле телевизора, иногда с газетой в руках, реже с книгой. 45% отцов были изображены в активной форме: с лопатой  у ворот, расчищающими снег, в сарае, ухаживающими за скотиной, в домашней мастерской, за ремонтом машины и т.д. Лишь 8% детей нарисовали за работой рядом с папой себя. Это говорит о многом: отец, хоть и занят в свободное время домашними делами, но не привлекает к этому занятию сына.  

       Другой пример. Одна из казанских социологических служб опросила около 800 учащихся 4-5 классов. На вопрос о том, есть  ли у них в квартире уголок, в котором можно помастерить своими руками, только 4% ответили утвердительно. Остальные ответили, что очень хотели бы иметь такой уголок. Во всех опрошенных семьях существовала хорошая традиция – дарить детям подарки. Но лишь 5% родителей дарили в качестве подарка рабочий инструмент. И какую радость испытали дети, особенно те, которым показал папа, как этим инструментом пользоваться. Так доставьте эту радость своему ребенку!

        В последнее время все более актуальной становится проблема наркомании и токсикомании среди подростков, что отрицательно влияет на их здоровье, уродует личность, обедняет ее восприятие мира, портит отношения в семье. А зачем? Из любопытства, из желания стать взрослым, из страха прослыть «маменькиным сынком». Весь этот набор аргументов служит убедительным доказательством того, что юноша страшно далек от подлинной взрослости, мужественности. Ведь это только подражание отцу, который вопреки своим назиданиям сыну «Не пей!», «Не кури!», сам дома на глазах у сына, дочери наливает стопочку-другую, или хуже того, изрядно подвыпив где-то, придя домой, начинает «воспитывать» всех  домочадцев. Кто, как ни отец научит сына и хорошему и плохому!  Подлинная зрелость – если ты знаешь: самый сильный тот, кто одолевает свои слабости, владеет своими страстями, проявляет твердое сопротивление негативному явлению.

        Хочется затронуть еще одну проблему. Проблему усталости родителей от детей. Конечно в общении с ребенком много такого, что вызывает нервное напряжение. Ребенок шумит, подросток слушает громкую музыку, а нам так хочется тишины. И подчас мы не осознаем, как под воздействием накопившегося утомления ухудшается наше отношение к детям.  И мы выплескиваем на ребенка все эмоции и раздражения. Родительская усталость толкает к равнодушию, к постепенной потере интереса к подробностям детской жизни. А «выключение» родителей из участия в жизни ребенка – первый путь к отчуждению. «Выключаясь», чаще всего папы, сами подчас не осознавая, начинают отодвигаться от ребенка. И сын и дочь отвечают тем же. Наступает пора взросления, видят родители, что вырастили весьма далеких себе людей. Не секрет, что сейчас много пожилых людей, у которых есть обеспеченные дети, но они не интересуются здоровьем и жизнью своих отцов и матерей. Хорошо, если они попадут в дом престарелых и находятся на содержании государства. А если нет?..

 Недавнее тестирование «Лики родительской любви» показало, что во взаимоотношениях между детьми и родителями имеет место эмоциональная отстраненность. Папам и мамам стоит внимательнее присмотреться к своему ребенку, к его проблемам. Не ждет ли он большего участия от них? Поэтому, нужно побороть свою усталость и постараться понять своих детей, проникнуться их проблемами. Ведь мы тоже когда-то в юности имели похожие желания, настроения, неудачи. Решая свои проблемы вместе с отцом, матерью, ребенок будет чувствовать уверенность, решительность  и ответственность за свои поступки.

       И в заключение мне хочется сказать: быть отцом не легко, но прекрасно и почетно. Пусть ваша любовь к детям поможет воспитать настоящих людей, гармонично развитых, высоконравственных. Думайте, изобретайте, фантазируйте, трудитесь, совершенствуйтесь обязательно вместе с детьми, т.к. в формировании личности ребенка авторитет отца имеет большое значение.

                                                                                      Выступление психолога    

                                                                                    Каратунской средней школы

                                                                                      Печковой Риммы Хадиевны

                                                                            на конференции отцов

                                                                                  Апастовского района РТ



Предварительный просмотр:

Внимание, экзамен!

        Ежегодно выпускники 9, 11 классов сдают экзамены в форме ОГЭ и ЕГЭ. С началом учебного года учащиеся этих классов вместе с учителями начинают подготовку, где важно, чтобы ребенок сам осознавал важность самоподготовки, была мотивация.  В экзаменационную пору школьники испытывают психическое напряжение, стресс. Это абсолютно нормальная реакция организма. Однако излишнее эмоциональное напряжение часто имеет негативное действие на работоспособность и мыслительную деятельность человека.

        В Апастовском районе работает психолого-педагогическая служба, которая с выпускниками школ проводит занятия, тренинги по формированию и развитию навыков саморегуляции. Педагоги-психологи учат справляться с волнением и напряжением, показывают дыхательные упражнения, помогающие успокоиться, настроиться на выполнение заданий. Информация о возможностях человеческого организма помогает  ребятам найти свои ресурсы для достижения нужных результатов.  

        В школах организуются пробные экзамены в формате ОГЭ и ЕГЭ задолго до начала настоящего испытания с  целью, чтобы учащиеся могли представить обстановку прохождения экзамена, проверили свои знания, выявили  пробелы  по тому или иному предмету, а затем поработали над  неусвоенным материалом.

       Немаловажную роль в психологической готовности детей играют и родители. Нужно говорить с ребенком о чувствах, переживаниях, поддерживать его во всем, чаще говорить «Я в тебя верю», «Я рядом, если тебе нужна поддержка», «Мы любим тебя при любом результате экзамена». Следует организовать дома комфортную учебную среду, режим дня, чередование умственного труда с отдыхом и физическими нагрузками, правильное питание.  

      К сожалению, тревожность может сохраняться и после сдачи экзамена.

     Родители! Поддержите ребенка  в ситуации, когда экзамен уже сдан, но результаты еще не получены. Подросток в этот момент может сомневаться, что сдал экзамен успешно; переживать, что уже ничего нельзя изменить.  Успокойте, выразите уверенность в хороших результатах и, если даже баллы будут ниже ожидаемых, это не изменит вашего отношения к ребенку.  Верьте в своих детей, любите искренне, поддерживайте их и все будет хорошо!

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Портрет подростка" и его значение в формировании личности ребенка

В материале представлены теоретические аспекты формирования личностных особенностей подростка....

«Портрет подростка» и его значение в формировании личности ребенка

В подростковом возрасте начинает развиваться критическое отношение к себе, но оно носит избирательный характер (в выполнении дом. заданий по отдельным дисциплинам, в поведении на уроках, перемене, во ...

Статья.Значение изобразительного искусства в формировании личности ребенка.

С уверенностью можно сказать, что каждый ребенок рождается с природными творческими задатками, но творческими людьми вырастают только те, условия воспитания которых позволили развить эти способности в...

Информация для родителей: «Значение занятий плаванием для формирования личности ребенка».

В нашей стране плаванием занимаются люди разных воз¬растов. Однако основная масса людей, изучающих способы плавания — это дети.  Не менее велико оздоровительное значение плавания. Вода ...

Статья-Значение изобразительного искусства в формировании личности ребенка

Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития личности....

Статья "Значение коллектива в формировании личности ребенка с умственной отсталостью"

Дети подросткового возраста с интеллектуальным недоразвитием испытывают затруднения в социальной адаптации и в отношениях, как с внешним, так и с внутренним миром. Именно на данном этапе жизни п...

Значение трудового обучения в школе, как фактора формирования личности ребенка

Значение трудового обучения в школе, как фактора формирования личности ребенкаТоторкулов Артур Нюрчуковичучитель технологии МБОУ гимназии № 9 г. Ставрополя имени Героя Советского Союза Влади...