Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме
материал на тему

В России большинство детей и подростков с аутизмом обучаются в специальных школах для умственно отсталых детей, в массовых школах, содержатся в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения. У нас нет системы обучения для детей больных аутизмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionno.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме

1. Зарубежные системы помощи лицам, страдающим аутизмом:- первая в Европе и мире школа для аутичных детей - Дания, 1920;- появление частных специальных образовательных учреждений для обучения и воспитания детей с аутизмом - на принципах различных вариантов психоанализа (ранний детский аутизм -следствие конфликта между ребенком и матерью, которая подавляет развитие собственной активности ребенка);- создание общественных организаций (Англия, 1962; США, 1965), которые объединяли в основном родителей, чьи дети страдали аутизмом. Цель - предоставить аутичным гражданам гарантированное конституцией право на соответствующее особым потребностям образование;- организация специального обучения и воспитания детей и подростков с аутизмом признана экономически более выгодной, чем их пожизненное содержание за счет государства;- начало формирования в США и Западной Европе системы помощи лицам и аутизмом — середина 60-х гг. XX в. В западных странах сегодня реализуются различные программы обучения детей, страдающих аутизмом. Наиболее известны.- методика оперантного обучении (поведенческая терапия);- ТЕАССН-программа (разработана Э. Шоплером, Р. Райхлером и Г. Месибовым в начале 70-х гг., США).Используются и другие программы обучения детей, страдающих аутизмом:- холдинг-терапия (М. Уэлси);- терапия "ежедневной жизнью" (М. Катахара);- терапия "оптимальными условиями" (Б. и С. Кауфманы) и др.2. Оперантное обучение — создание внешних условий, которые1,формируют желаемое поведение в различных аспектах: ^В1 4.- социально-бытовое развитие;- речь;- овладение учебными предметами;- формирование производственных навыков. Обучение индивидуальное. Результаты:- до 50-60% воспитанников овладевают учебной программой массовой школы;- получают работу;- некоторые продолжают обучение в колледжах и университетах;- желаемый уровень гибкой адаптации к жизни и обществу, как правило, не достигается.3. ТЕАССЛ-программа:- является государственной в ряде американских штатов;- создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования;- развитие невербальных (неречевых) форм коммуникации;- формирование простых бытовых навыков;четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний); опора на визуализацию;обучение речи только при коэффициенте умственного развития, превышающем 50 (в то время как при легкой умственной отсталости 1С? = 50-70);обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков — не являются обязательными.Цель программы — добиться возможности жить "независимо и самостоятельно".Результаты:программа позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе с очень тяжелыми случаями аутизма;программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни. Развитие аутичного ребенка в домашних условиях - организационно идеально.По данным института коррекционной педагогики РАО, при современной правильной коррекционной работе. 60% аутичных детей могут учиться по программе массовой школы;30% - по программе специальной школы; при отсутствии коррекционной работы: 75% — не адаптируются социально;22-33% — адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке);2-3% - достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации. Из методического обеспечения, разработанного отечественными специалистами, наиболее длительный опыт применения имеет методика комплексной медико-псчхолого-педагогической коррекции К.С. Лебединской и О.С. Никольской. В России большинство детей и подростков с аутизмом обучаются в специальных школах для умственно отсталых детей, в массовых школах, содержатся в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения гарантированное конституцией право на соответствующее их особым потребностям образование;организация специального обучения и воспитания детей и подростков с аутизмом признана экономически более выгодной, чем их пожизненное содержание за счет государства;начало формирования в США и Западной Европе системы помощи лицам и аутизмом - середина 60-х гг. XX к. В западных странах сегодня реализуются различные программы обучения детей, страдающих аутизмом. Наиболее известны. методика оперантного обучения (поведенческая терапия); ТЕАССН-программа (разработана Э Шоплером, Р. Райхлером. и Г. Месибовым в начале 70-х гг., США).Используются и другие программы обучения детей, страдам»! аутизмом:холдинг-терапия (М. Узлси);терапия "ежедневной жизнью" (М. Катахара);терапия "оптимальными условиями" (Б. и С. Кауфманы) и др.,Оперантное обучение - создание внешних условий, который формируют желаемое поведение в различных аспектах:социально-бытовое развитие;речь;овладение учебными предметами; формирование производственных навыков. Обучение индивидуальное. Результаты:до 50-60% воспитанников овладевают учебной программой массовой школы;получают работу;некоторые продолжают обучение в колледжах и университетах;желаемый уровень гибкой адаптации к жизни и обществу, как правило, не достигается;ТЕАССН-программа:является государственной в ряде американских штатов;создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования;развитие невербальных (неречевых) форм коммуникации;формирование простых бытовых навыков:четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний); опора на визуализацию;обучение речи только при коэффициенте умственного развития, превышающем 50 (в то время как при легкой умственной отсталости (50—70);обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков - не являются обязательными.Цель программы - добиться возможности жить "независимо самостоятельно".Результаты:программа позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе с очень тяжелыми случаями аутизма;программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни.Разлитие аутичного ребенка в домашних условиях - организационно идеально.По данным института коррекционной педагогики РАО, при современной правильной коррекционной работе60% аутичных детей могут учиться по программе массовой школы;30% - по программе специальной школы; при отсутствии коррекционной работы:75% — не адаптируются социально;22—33% - адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке);2—3% - достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.Из методического обеспечения, разработанного отечественными специалистами, наиболее длительный опыт применения имеет методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции К.С. Лебединской и О.С. Никольской. В России большинство детей и подростков с аутизмом обучаются в специальных школах для умственно отсталых детей, в массовых школах, содержатся в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения. С детьми и подростками, страдающими аутизмом, работают некоторые негосударственные образовательные учреждения. Так, в последние годы известность получила общественная организация "Добро", возглавляемая С.А. Морозовым. Государственная система комплексной помощи детям, страдающим аутизмом, в нашей стране не создана. На конец 1999 г. всего два государственных специализированных образовательных учреждения (в Москве и Санкт-Петербурге) занимались обучением и воспитанием аутичных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма

В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития так...

Этапы коррекционно- педагогической деятельности и коррекционные дневники.

Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учёбе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребёнка....

Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»

В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор...

Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса

Низкая мотивация учения - одна из главных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. ИКТ являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мо...

«Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма»

      Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке. Как показывает отечественный и зарубежный опыт большинство детей удается подготовить к...

Оказание коррекционно–педагогической помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы (ЭВС) и нарушениями поведения в образовательной организации

В работе раскрываются основные виды эмоционально-поведенческих нарушений обучающихся, общие подходы к организации коррекционной работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и иными категориями де...