Размышляя о воспитании...
статья на тему

Тихонова Татьяна Анатольевна

Статья - размышление рассказывает о проблемах воспитания наших детей, с которыми сталкивается каждый человек и каждому нужно найти выход

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Размышляя над содержанием статьи, наткнулась на слова Сенеки

Длинен путь через наставления, короток и легок через примеры.

Верно ведь? Правда???

        Все–таки отрадно отметить, что в такие непростые времена, которые переживает наша страна, да и мир в целом, многие думают не только о хлебе насущном, ведь не только им жив человек. Родина, культура, язык, семья, дети – если не думать и не заниматься всем этим, то и хлеб насущный может не понадобиться. Стало традицией уделять особое внимание этим очень важным составляющим для всей страны и человека в отдельности: каждый год сейчас посвящается кому–либо или чему–либо.

        Один год был посвящен семье, ибо правительство понимает, что проблемы семьи – это проблемы государства. И даже то немногое, что было сделано в ушедшем году для молодых семей, нуждающихся, многодетных – в масштабах страны выглядит довольно внушительно.

        Следующий год объявлен годом Молодежи. И любой здравомыслящий гражданин страны, наверное, трактует это посвящение недвусмысленно: учеба в школе, профессиональная ориентация, образование в ВУЗах и других учебных заведениях, трудоустройство, досуг – вот далеко не весь перечень проблем, над которыми нужно работать сообща.

        Понимая важность всего этого, я, однако, хочу остановиться на другом, на том, что вызывает озабоченность не только у меня, но и у многих коллег – воспитание молодежи – оно–то, на мой взгляд, и есть тот фундамент, та основа, от прочности которой зависит все остальное. К сожалению, проблем этого порядка год от года становится все больше и больше, многие склонны обвинять в этом телевидение, трудные времена. Не сбрасывая всего этого со счетов, корень зла все-таки вижу в другом.

        Совсем недавно я (совершенно случайно) прочитала статью Льва Николаевича Толстого «Отчего люди одурманиваются». Так вот в начале статьи Толстой высказывает мысль, совершенно тождественную мысли Сенеки. Речь идет, конечно же, о воспитании. Не имея возможности ее процитировать, попытаюсь просто передать суть. Толстой говорит, что воспитание, как таковое, в том смысле, в каком его понимают большинство, и не нужно было бы вовсе, то есть в нем попросту отпала необходимость, если бы мы, родители, учителя, просто взрослые, пытались не словом, а делом, то есть собственным примером показывали бы детям, что хорошо, а что дурно. Иначе говоря, всякий человек уж если и воспитывает, то только самого себя. Не согласиться с этим невозможно! В идеале все так и есть, вернее, должно быть. Что же, однако, мы имеем в реальности? А в реальности картина несколько иная. Курящий и пьющий папа (а часто и не только папа, к сожалению) требует от своего чада, чтоб он не делал ни того, ни другого. Где же тут логика? Чудно, правда? Если взрослые люди, неглупые и с чувством ответственности, пытаются потребовать от ребенка того, чему не следуют сами, то хочется еще раз сказать: где же логика? Имеем ли право, будучи людьми порочными, требовать беспорочности от детей? Думаю, что комментарии излишни. Конечно, если подобного сорта взрослые в своем воспитательном арсенале кроме вербальных средств используют и другие, как – то: ремень, оплеуха и прочее, то может быть, они и добьются чего–нибудь, но надо ли говорить о цене этого воспитания и об ощущениях воспитуемого, который лишь подчинится из боязни оплеухи, но не из убеждения, что это на самом деле дурно. А потом, став взрослым, выйдя из–под родительской опеки, сделает то, чего не делал из–за страха перед ними, а окружающие будут сокрушаться, у таких благополучных родителей, такой сын, такая дочь и т.д. Конечно, и в правилах бывают исключения, но пусть это будут исключения, без них наша жизнь была бы куда как скучна!

        Если бы каждый человек поступал сообразно мысли философа, то… как прекрасна была бы земля наша! (А это уже чеховские слова). Мысль Сенеки – неоспоримая истина, но почему же зная ее, понимая все, мы, взрослые, не торопимся следовать ей, чаще наше собственное поведение ближе к другой мудрости, народной: «В своем глазу бревна не замечаем, а в чужом соринку усматриваем», потому и бьемся, и сокрушаемся в бессилии над своими детьми: что с ним делать? А с ними–то, может быть, и делать–то ничего не надо. Будь для ребенка образцом во всем, даже в мелочах, чтобы он видел, что слова у тебя не расходятся с делом. Легко ли это? Еще как трудно! Но это гораздо легче, чем убеждать наших умных детей в том, что если мы делаем что–то не очень красивое, то мы имеем на это право, потому что мы взрослые, а ты еще ребенок, то есть мы подсознательно как бы внушаем им мысль, что, в принципе, это не так уж плохо, что, став взрослым, ты можешь делать то же самое. Так, в детском сознании совершенно извращается понятие о хорошем и плохом, и они, особо не мудрствуя, перенимают наши привычки, взгляды на жизнь. Потому–то так и важен добрый пример для них в детстве. Но, все бы было хорошо, когда бы не было так грустно. Ведь мечта Сенеки и Толстого (да и моя тоже) – это не более, чем прекрасная утопия: небесному царству на Земле не бывать. Человечество слишком порочно и лениво, и пока тот самый пресловутый жареный петух не клюнет, оно вряд ли пошевелится, да и шевеление это, как правило, уже мало что может изменить, как говорится – дорога ложка к обеду. Глубоко убеждена, что жители тюрем и колоний - это жертвы родительских ошибок, неправильно воспитанные люди. Ведь дурной пример – это тоже пример, к сожалению. Страшно и боязно за наших детей, поэтому в размышлениях моих мало оптимизма, вот я и обращаюсь с просьбой призывом: давайте нравственно совершенствоваться, давайте стремиться к идеалу, к той красоте, которая спасет мир; через скепсис и сомнения все–таки стремиться к ней, потому что другого пути у нас нет; на нас смотрят наши дети. Глядя на нас, они рисуют узор своей жизни. Возьмем их руки в свои, поможем выбрать нужный карандаш, будем с ними рядом, потому что этот урок «рисования» гораздо важнее всех прочих, потому что он учит самому главному – быть Человеком!          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что человек чувствует, о чем размышляет"

презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н.,Ивановой Л.Ф....

Что человек чувствует о чём размышляет

презентация к уроку обществознания...

СОТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (размышляя над прочитанным)

Панова Н.М.,зам. директора по научно-исследовательской работе, учитель русского языка и литературы  г.Курск МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева М.А.Каргалова, учит...

Урок литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..."

План-конспект урока литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..." с использованиме технологии развития критического мышления через чтение и письмо.Урок дан в рамках м...

«Без героики и патетических мест…» (Размышляя над страницами дневника военных лет)

Эссе написано на базе семейного архива. Может использоваться как сценарий проведения вечера памяти, посвящённого 18-19-летним мальчишкам  сороковых, тем, кто ушёл на фронт  со  школьной...

Размышляя о воспитании...

В данной работе представлена концепция воспитательного процесса. Определены главные направления и цели, поставленные классным руководителем....

Размышляем о жизненном опыте. Диагностика по выявлению духовно нравственной воспитанности.

Диагностика составлена доктором педагогических наук Н.Е.Щурковой по выявлению нравственной воспитанности у детей школьного возраста....