Родительские собрания.
консультация (8 класс) по теме

Жмулина Елена Олеговна

Комплекс родительских собраний  для  классного  руководителя 6,8,9 класса  на  актуальные  темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Красноэховская  СОШ Гусь-Хрустальный  район

Родительский лекторий

«Как найти пути к бесконфликтной дисциплине.

Мотивы «плохого» поведения учащегося».

8-9 класс

Составила:

Жмулина Е.О.

классный руководитель 9а класса

Сосногорск, 2005

      Сегодняшняя беседа никак не является нравоучением. Мы сегодня постараемся найти пути к бесконфликтной дисциплине, выяснить природу стойкого непослушания подростков, установить семейные правила.

    Вроде тема настолько уже рассмотрена, нам кажется, что все об этом знаем, но в конце занятия постарайтесь откровенно дать себе ответ: ВЫ ЗНАЛИ ЭТО?

   Итак, «трудный возраст». Так характеризует подростковый возраст, пожалуй, большинство родителей. Именно в этом возрасте больше всего неуспевающих и недисциплинированных. Подростки часто грубы, очень самолюбивы и обидчивы, неуравновешенны: то по-взрослому серьезны, то начинают резвиться, как маленькие. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь таким, как все». В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Многие считают, что задача родителей в этот период – сдерживание полового инстинкта у ребенка. Это мнение ошибочно, и оно приводит к новым проблемам.

   Что же является главным для ребенка в этот период? Любовь – доверие – понимание – поддержка. На первом месте поддержка, втором – понимание, третьем – доверие, четвертом – любовь.

   Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям не только нужен порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной, создает чувство безопасности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то, скорее всего, дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому мы сегодня рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правило 1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.

   Если родители стремятся, как меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними, то начинают идти на поводу у собственного ребенка.

2. Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Нужно остерегаться от другой крайности  воспитание в духе «закручивания гаек».

3. Родительские требования не должны вступать в явные противоречия с важнейшими потребностями ребенка. Ребенку нельзя запрещать бегать, гулять, шумно играть… Все это и многое другое – проявление естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании.

4. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

5. Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме.

Например: Вася, надо мусор вынести.

6. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Выполнение этих правил обеспечит безопасное и нормальное развитие ребенка. Следует помнить о таких моментах пред составление или изменением правил в вашей семье:

- запреты должны быть четко сформулированы в позитивном стиле и иметь конкретный характер

- запреты должны соответствовать возрасту ребенка

- ограничение должно быть выполнимым.

   Слушая, что им говорят, дети получают информацию о том, как надо себя вести. Высказывание, способствующие росту самооценки, также способствуют и развитию чувства ответственности.

   Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «Я» - это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.

 

   Сколько усилий не прилагаем, какие методы воспитания не применяем, но у ребенка поведение «плохое»: он не слушается и плохо себя ведет. Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненной нагрузки и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует, что «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике и наказании.

   Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «не хочет понимать», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная. Выделяют 4 причины серьезных нарушений поведения детей:

1. Борьба за понимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания. Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено – лучше такого, чем никакого.

2. Борьба за самоутверждение.

Эта борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «Я сам» сохраняется в течение всего детства, особо обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Если замечания и советы слишком часты, критика слишком резка, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает бунтовать.

3. Желание отомстить.

Дети бывают часто обижены на родителей. Например, мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (в больнице, у бабушки), или родители уделяют больше внимания младшему и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

4. Потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи  него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствие будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Наполненный горьким опытом критики в свой адрес и неудачами, он вообще теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получится». Это в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно, я буду плохой».

   Всякое серьезное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Может ли родитель помочь ему? Практика показывает, что может. Но для этого нужно понять глубинную причину непослушания. Нужно разгадать, какая из четырех эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать.

   

   Конечно, не стоит упускать из виду и физическое здоровье ребенка. На сегодняшний день в государстве практически здоровы 14% детей, 50% имеют отклонения в здоровье, 35% страдают хроническими заболеваниями. Стойкие неврозы наблюдаются у 20% учащихся. Физическое здоровье или нездоровье влияет на работоспособность ученика, его познавательную активность.

   Темпы физического здоровья и созревания детей разные, они существенно влияют на личностное развитие ребенка. При начале созревания в 12 – процесс созревания 2 года; в 13-13,5 – 3 – 3,5 года; в 15 – 5-6 лет. Эти различия типов созревания – причина многих огорчений и переживаний.

   В переживаниях подростков огромное место занимают дружба и влюбленность. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют свое желание. Девочкам нужно понимание, сочувствие, уход от одиночества; мальчикам – взаимопомощь, понимание.

   

Практикум. Родителям раздаются листки с описанием ситуаций. Инструкция: прочитать описание каждой ситуации; определить, в чем ошибка; написать вариант более действенного высказывания.

1. Родители говорят ребенку, который обычно первым приходит домой из школы: «Как только ты приходишь домой, выноси мусор».

Ответ: «Вынеси мусор до моего возвращения с работы, я позвоню тебе перед выходом». Не следует требовать выполнения задания сразу же.

2. «Дед Мороз не подарит тебе никаких новых игрушек, потому что ты не можешь убрать на место даже то, что у тебя есть».

Ответ: Слишком путано, не чувствуется заботы. Лучше помочь ребенку разложить все по местам.

3. «Забудь о велосипеде. Я разрешу, когда научишься кататься».

Ответ: «Ты должен соблюдать правила дорожного движения и вернуться домой к 16 часам (последствия известны и неизбежны)».

4. «Никогда не проси денег. Ты все равно их потратишь впустую».

Ответ: «Разумно трать деньги, которые тебе дают на карманные расходы. Других денег не будет".

5. «Это получилось случайно. Я не хотел разливать молоко».

Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все это и налей себе другой стакан молока».

   Резюмируя, отметим, за что ведет борьбу ребенок в этом возрасте?

1. За то, чтобы перестать быть ребенком.

2. За прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность.

3. Поиск эталонных- подтверждений среди сверстников.

4. Протест против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу физической его взрослости.

   Какие правила должны соблюдать родители?

1. Помочь ребенку найти компромисс души и тела.

2. Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.

3. Подробно познакомить ребенка с устройством и функционированием организма.

4. Следует помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

   Не забывайте, что дети учатся жить у жизни. Если:

- ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

- ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным

- ребенка высмеивают, он становится замкнутым

- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины

- ребенок растет в терпимости, он учится понимать других

- ребенка хвалят, он учится быть благодарным

- ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей

- ребенка поддерживают, он учится ценить себя

- ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

«Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом». (Ф.М.Достоевский)

«Торгуя честью, не разбогатеешь». (Л.Вовенарг)

«Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается»



Предварительный просмотр:

Родительское собрание 6 класс.

Тема: Первые проблемы подросткового возраста

Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством.

Я думаю, что существуют еще очень важные периоды: отрочество, юность…

Ж.-П.Сартр

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…

Януш Корчак

Ход собрания.

- Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме – теме превращения мальчиков в юношей, а девочек – в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и непринятия себя, периодом отрицаний и страданий.

   По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.

   Давайте обратимся к результатам исследования по классу. Они говорят о том, что самое время учесть в воспитании собственного ребенка вопросы полового созревания, не отмахиваться от них, не оставлять их без внимания.

Анализ результатов анкетирования детей.

   Результаты анкеты:

1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:

А. В кругу своей семьи - 8

Б. С друзьями - 16

В. В одиночестве - 2

2. Изменения твоей внешности, роста, веса:

А. Радуют - 23

Б. Огорчают - 2

В. Раздражают и злят - 1

3. Тебе больше всего хотелось бы быть:

А. Умным - 13

Б. Красивым - 1

В. Общительным - 12

4. если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:

А. Радовало - 8

Б. Огорчало - 4

В. Было бы безразлично - 13

5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:

А. Радовало - 16

Б. Огорчало - 0

В. Было бы безразлично - 10

Статистика для родителей:

   Папы и мамы! Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

   Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие. Вот статистика, которую полезно знать:

  1. Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворительности своей внешностью.
  2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
  3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
  4. 60% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
  5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
  6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
  7. Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.
  8. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.
  9.  В это период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
  10. Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.  

  С этими данными, конечно, связаны и некоторые вопросы воспитания, которые необходимо рассмотреть. (раздаю вопросы для обсуждения)

Полезная информация.

Дети и свобода.

  1. Вредна ли свобода для подростка?

Ничем неограниченная свобода безусловная свобода не возлагает на человека моральную ответственность за свои поступки, поэтому она также вредна, как диктат и чрезмерная строгость. В отношении с детьми, особенно в подростковом возрасте, необходимо придерживаться умеренности во всем – не лишать детей того, что им необходимо, но и не потакать всем их желаниям.

  1. Влияние улицы на поведение ребенка.

Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростков. Во-первых, дети в таких группах безнадзорны, связаны друг с другом ограниченными, поверхностными отношениями, которые формируют недостойный стиль поведения. Во-вторых, дети воспитанные, из хороших семей, общаясь с ребятами, пользующимися дурной славой, перенимают их стиль поведения, склоняются к их нормам и ценностям.

   Если подростки проводят много времени на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому времяпровождению и начинают получать удовольствие от такой «свободы» и такого «общения». Ведь за ними никто не следит и никто не знает, как они себя ведут. Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своем будущем. В дальнейшем такие дети будут следовать только своим желаниям, избегая родительского воспитания и указаний учителей.

3. Подросток дома.

 Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых и он не рвался из-под контроля.

4.Компания ребенка.

 Родителям необходимо интересоваться, с кем общается их ребенок, знать имена и интересы его друзей. Взрослые должны вести с подрастающим ребенком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать ему разбираться в людях и их поступках.

Тест для родителей

Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Шкала суждений: 1 – категорически не согласен, 2- мне трудно с этим согласиться, 3 – может быть, это и верно, 4 – совершенно верно. Я с этим согласен.

  1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
  2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей
  3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы прелдупредить его падения и ушибы
  4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути
  5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, котрые могут привести к физическим увечьям
  6. Воспитание ребенка – труд тяжелый и зачастую неблагодарный
  7. У ребенка не должно быть тайн от родителей
  8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит отец плохо содержит семью материально
  9. Любовью родителей ребенка не испортить
  10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни
  11. Главное, чем должен заниматься ребенок – это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.
  12. Мать – главное лицо семьи
  13. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее – детям!»
  14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.
  15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей

Итоги:

40 баллов и выше – Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести груз ответственности за нмх.

25-40 баллов – Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявить свою независимость и свою взрослость

Меньше 25 баллов – Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

Памятка для родителей по теме «Первые проблемы подросткового возраста»

 

  1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
  3. рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
  5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как вы воспринимали.
  6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
  7. В период полового созревания мальчика важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочки – со стороны пап.
  8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
  9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
  10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Вредна ли свобода для ребенка? В чем выражается свобода для подростка?

Влияние улицы на поведение ребенка. Надо ли ребенка ограничивать «свободным гулянием?»

Подросток дома. Отношение родителей к ребенку. Что должно измениться?

Компания ребенка. Стоит ли родителям подбирать компанию своему ребенку?

Литература

  1. Дереклеева. Родительские собрания.


Предварительный просмотр:

МКОУ  Красноэховская СОШ Гусь-Хрустальный  район

Родительское собрание.

8 класс

Конфликты среди подростков
Причины и способы разрешения

Автор:

 Жмулина Е.О.

классный руководитель 8в класса

Поселок Красное-Эхо

Тема: Конфликты среди подростков. Причины и способы разрешения.

Форма: дискуссионные качели

Цель: формировать представление о ситуации «Конфликты между подростками», предложить конструктивные пути их разрешения

Оборудование: проектор, презентация, 2 конверта, жетоны желтого и зеленого цвета, памятки для родителей.

Просмотр кадра фильма «Чучело»

Мы с вами увидели ситуацию конфликта, которая возможна в наши дни с нашими подростками. Поэтому тему сегодняшнего собрания я вам представляю: Конфликты среди подростков. Причины и способы разрешения.

Что такое конфликт?

Говорят варианты, я записываю на доске.

Открывается 2 слайд, читаем определение.

В психологии выделяют составляющие конфликта: нарастание, выплеск и затухание, поэтому изображают как кривую.

Что может происходить на каждой стадии?

Сейчас, уважаемые родители, я попрошу вас ответить на вопрос: открывается 3 слайд. Бывают ли случаи когда ваш ребёнок

- отстаивает свою точку зрения, даже если она неправильная,  

- прибегает  к выяснению отношений, проявляя жестокость, и

- вступает в конфликт?

Если вы можете ответить утвердительно, то вложите в конверт зеленый жетон, если не согласны – желтый.

Затянувшиеся конфликты могут привести к насилию. Лучше всего об этом могут сказать исследования, которые были проведены среди учащихся 11-18 лет ц. «Асыв»

Открывается 4 слайд.

Какая причина может быть в основе конфликта?

Говорят варианты, я пишу на доске.

В психологии выделяется 3 причины конфликта. Открывается 5, 6, 7 слайды. Я читаю.

Открывается ½ 9 слайда  Какая реакция может быть на конфликт? Варианты ответов, высвечивается 2/2 9 слайда

Высвечивается ½ 10 слайда. Как вы считаете, к кому обратятся за помощью подростки в первую очередь?  Варианты ответов. Высвечивается 2/2 10 слайда

11 слайд

½ 12 слайда Какие меры можно предпринять, чтобы предотвратить конфликты среди подростков? Варианты ответов. Открывается 2/2 12 слайда.

Какова реакция подростка может быть на конфликт?

Открывается ½ 13 слайда. Говорят варианты, открывается 2/2 13 слайда.

Зачастую ребята сами говорят, что не хотели бы ссориться, но не могут поступить по-другому. Поэтому им надо дать подсказки ,как вести себя во время зарождения конфликта. Этому помогут упражнения, которые под силу проделать родителям вместе со своими детьми. Открывается 14 слайд.

Мы попробуем с амии 1 из видов упражнения проиграть. «Прием принудительного слушания».

Итак, мы возвращаемся к вопросу, который был в самом начале собрания.

Открывается 15 слайд. Выразите ваше мнение, вложите в конверт, пожалуйста, если согласны, зеленый жетон, если не согласны – желтый.

Мы вместе с вами, уважаемые родители, должны воспитывать наших ребят так, чтобы они могли правильно реагировать в ситуации конфликта, т.к. Открывается 16 слайд. Навыки общения, приобретенные в подростковом возрасте, – модель поведения во взрослой жизни  

Чтобы ваше общение с детьми было конструктивным, примите памятки. Раздаю памятки

Нашу встречу мы завершаем лирическим отступлением.

Время – вроде замкнутого круга:

Год мелькнул, как месяц, день – как час.

Почему-то выслушать друг друга

Не хватает времени у нас.

Может, стоит нам остановиться

Среди этой вечной кутерьмы?

Может, разглядеть поближе лица

Друг у друга все же можем мы?

Ну и пусть спрессованы упруго

Жизни год – как месяц, день – как час…

Очень жаль, что выслушать друг друга

Не хватает времени у нас.

Мы с вами вышли на тему следующей нашей встречи: «Конфликты между родителями и подростками. Пути решения».

Всем спасибо за сотрудничество.



Предварительный просмотр:

"

МКОУ  Красноэховская  СОШ    Гусь-Хрустальный  район

 

 

Родительское собрание

 

 

«Ничто не может с такой силой

повлиять на поведение ребёнка,

как наглядный родительский пример».

Подготовила:

  классный  руководитель  5 класса

 Жмулина Е.О.

 

Родительское собрание

на тему

"Курить - здоровью вредить".

Категория слушателей: родители учащихся 7-х классов. 

Участники собрания: классный руководитель, родители. 

Форма проведения: ролевая игра, тренинг, беседа.

Цель: информировать родителей о вреде курения среди школьников;

 о системе профилактике вредных привычек в школьном   возрасте;

 корректировать личную позицию родителей к курению.

Задачи.

1.Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье 

проблемы курения   ребенка.

2.  Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и 

статистикой по   проблеме курения.

Подготовительная работа:

Классный час: «Вредные привычки».  Индивидуальные беседы с учащимися по вопросам      курения, алкоголизма.

Индивидуальные беседы с родителями.
Тест с учащимися: «Курение-это…»
                                    « Алкоголь-это…»

Памятки родителям: «Признаки и симптомы    употребления наркотиков». «Как помочь бросить курить?»

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, объектив, рисунки  детей,  выдержки  из  цитат  психологов  о  вреде курения, алкоголя, наркотиков.

Ход собрания.

1.     Вступление.

 Возможно, вы считаете, что детей в 5 классе   мало интересуют такие типично подростковые проблемы, как употребление табака. Вы не одиноки. Так думают и многие. К сожалению, факты свидетельствуют о другом. Дети уже в возрасте 7-10 лет сталкиваются с этим веществом в жизни и интересуются его действием. Опрос учащихся 5-х классов, проведённый в нашей школе, показал следующие результаты.

Классный  руководитель выводит  на  доску слайд с результатами.

Результаты анкетирования по теме «Вредные привычки. Курение».

В анкетировании приняло участие 37 учащихся

5-х классов МКОУ Красноэховская СОШ

№п/п

  Вопрос

  Да

  Нет

 1

  Курит ли у тебя папа?

  25

 9

 2

  Курит ли у тебя мама?

 2

 35

 3

  Нравится ли тебе это?

 3

 34

 4

  Пытался ли он (она) бросить курить?

 23

 13

2.     Исследовательское задание.

Родители  делятся  на  три  группы.

А сейчас я предлагаю вам по группам нарисовать заядлого курильщика.

  

 Обсуждение  родителей  и  классного  руководителя, каждой  группы.

 3. Тренинг. Вопросы для  обсуждения.

Вспомните опасные последствия курения.

Дайте отрицательную оценку выбору, сделанному в пользу курения.

Какие могут быть отрицательные полследствия курения?

Действительно ли имеются «плюсы» курения?

 

 4. Информ-дайджест  сопровождается  презентацией  «О  вреде  курения»

 В наше время курение стало проблемой общечеловеческого значения. Курение - самое массовое, к сожалению, увлечение нынешнего поколения молодёжи.

Коварству табака нет предела. По подсчётам английских врачей, например, Великобритания потеряла за последние 35 лет миллион своих жителей из-за этого пристрастия.

Почему же курение табака так губительно действует на человека?

Дело в том, что при курении под влиянием высокой температуры из табака выделяется около 30 вредных веществ. Главный яд табака - никотин.

По своей токсичности он не уступает синильной кислоте. Однократная доза чистого никотина в 0,08 - 0,16 грамма смертельна для человека. При выкуривании одной пачки сигарет человек получает дозу облучения, которая в несколько раз больше дозы, установленной международным соглашением по защите радиации в качестве опасной для человека. Никотин разрушает деятельность нервной системы, сердца, лёгких, печени, органов пищеварения, половых желёз. Попав в организм человека, этот яд за короткое время вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Никотин влияет и на органы чувств, понижает остроту зрения и слуха, притупляет обоняние и вкус.

 А теперь давайте проследим, какие проблемы возникают у детей, которые курят?

 Снижается работоспособность человека, ослабевают зрение, слух, память. Меняется поведение людей, они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они много не узнают в жизни. Плохо пахнет от волос и одежды, плохое самочувствие, понижается успеваемость.

Классный  руководитель:  Сейчас, проанализировав   информацию  о статистике  курения, я прошу  вас  принять  участие  в  заполнении  анкеты  «Отношение  к  статистике  и  утверждениям  по проблеме курения».

Родители  заполняют  анкету

«Отношение  к  статистике  и  утверждениям  по проблеме курения»

Классный  руководитель: а  сейчас  на  минуту  представим, что вы не родители,  а  подростки, которые  оказались  в  этих  ситуациях.  Как  бы  вы  себя  повели?

 

    Ролевая игра.

Давайте попробуем разыграть 2 ситуации.

 Ситуация №1.

 Три девушки зашли в кафе после школы. Сели за столик. Одна из них достала пачку сигарет и предложила подругам закурить. Одна из них не курит совсем, другая изредка, но сейчас взяла сигарету. Как поступить той, что не курит?

  Среди родителей раздаются роли, и разыгрывается ситуация.

Затем идет обсуждение среди родителей, и классный  руководитель   помогает в разрешении этой проблемы.

Ситуация №2.

  В некоторых семьях курят родители. Вы - дети, много знаете о вреде курения и беспокоитесь за здоровье родных людей. Что делать? Имеете ли вы право говорить об этом с родителями? Как помочь родителям, какие дать советы? Чем бы вы могли помочь?

  Затем так же идёт обсуждение среди родителей им помогает классный  руководитель.

Классный  руководитель:  «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет цели нации»,- сказал Оноре де Бальзак

 Работа  по группам:

 Классный  руководитель: Сформулируйте, пожалуйста, или приведите примеры последствий, которые несёт употребление табака.

Родители обсуждают в группах (кто-то записывает, кто-то рисует), а затем всё вывешивается на доску и рассказывается.

1.При курении возникают злокачественные опухоли.

2.На рисунке показаны разрушающиеся зубы курильщика - жёлтые, изо рта неприятный запах, собеседники закрываются от него.

3.Нарисован человек и рядом собака, у них у обоих сильное слюноотделение.

4.Постоянное курение сопровождается бронхитом, различные инфекционные заболевания.

5.В результате поступления дыма кровь, вместо того, чтобы обогатиться кислородом, насыщается угарным газом. Нарушается дыхание, без которого невозможно жить.

6.На теле курящего человека лежат несколько пиявок. Утором, до первой затяжки, с пиявками ничего не произошло. Но как только человек выкурил первую сигарету, пиявки отвалились в судорогах. Вряд ли сегодня найдётся человек, который отрицал бы, что курение вредно.

8. Подведение итогов.

 Классный  руководитель:  Хочу  закончить  собрание словами  поэта:

Сколько печальных минут в этом мире.

Сколько проблем и забот.

Неумолимо всё шире и шире,

Круг обречённых растёт.

Круг из забвенья, из пойманных в сети

Смертной, пустой тишины.

Кто среди них? И подростки, и дети.

Цели их жизни просты:

Взять и уйти, в нереальности скрыться,

Встретить фантазии сон,

Не замечать надоевшие лица.

Мир, для чего нужен он?

Кажется всё незабвенно, красиво.

Но ярко пылающий свет,

Тот, что жить обещает  счастливо,

В чёрное платье одет.

Я верю, что вы относитесь к жизни серьёзно. И, конечно, как любой современный человек, уделяйте внимание спорту, приучайте к нему своих детей.

 Семейная профилактика оказывается, тесно связана с другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к формированию у ребёнка культуры жизни-потребности и умения в самореализации, способности гармонично строить отношения с окружающим миром. Эти качества способны стать надёжными внутренними барьерами для ребёнка, предотвращающими многие беды, в том числе и «дружбу» с курением.

Список используемой литературы.

1.Классный час играючи. Выпуск 6.В.А.Герасимова. Москва, 2005.

2.Мир детства: Младший школьник./Под ред. А.Г. Хрипковой М., 2002.

Семья и школа.1988-2000.

3.Уроки для родителей. Как помочь ребёнку не употреблять табак и алкоголь. «Проект ХОУП». М., 2000.

4.Модульный курс профилактики курения. А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. М., «ВАКО», 2006.

5.Справочник классного руководителя 1-4 классы. Под ред. Н.И.Дереклеева. М., «ВАКО», 2005.

                                                                                 Сценка  для  детей

      Преодоление

Действующие лица:
Ведущий
Классный руководитель
Боря
Коля
Оля
Киоскёр
Продавец в магазине
Наркоторговец
Три призрака (призрак-наркотик, призрак-алкоголь, призрак-никотин)
Музыкальное сопровождение
                           Сцена первая
Ведущий:   Розовый расцвет,
                    Память детских лет:
                    Родины тепло,

                   Ласка и добро,

                    Мамы и отца
                    Нежность без конца.
                    Как суметь сберечь
                    детские сердца
                    От ненужных слёз,

                    От жестоких гроз,

                    Заслонить от бед
                    Детства ясный свет?
Звучит фонограмма детской песенки «Топ-топ, топает малыш». 
Ведущий:     Рядышком жили Боря и Коля,
                      С ними дружила девочка Оля.
                      Все они вместе в садик ходили,
                      В садике буквы и цифры учили,
                      Закончился садик и первый звонок
                       Позвал трёх друзей на их первый урок.
Фонограмма « Школьные годы чудесные…»
Ребята выходят с ранцами.

 

 

На сцене макеты магазина спиртных напитков и киоска, где продаются сигареты, продавец наркотиков, который с опаской выглядывает из-за угла.

Ведущий:    несколько лет пронеслись- пробежали,
                     Три маленьких друга подростками стали.
Оля: Ой! Вот здесь совсем недавно
         песочница стояла. ( Показывает на магазин спиртных  напитков)
Боря.  И ты, когда сердилась, песком в меня бросалась!
Оля.  А здесь стоял грибок. (Показывает на киоск с сигаретами)
          И в жаркий полдень.        

          Прятался под тенью наш Дружок.
Коля. Показывает на стоящего продавца наркотиков

           А здесь берёзка белая росла
            Ещё до нас…
Оля    И проводила нас с вами в 1-ый класс
           Кто её сгубил?
           Кто белую берёзоньку торговцем заменил?
           Вот, что он продаёт?

Торговец.  Подходи народ!
                   У меня здесь каждый, что хочет, то найдёт!

                   От хлопот лекарство, от забот –забвенье, 
                    Не жизнь, а сказка: все дни – воскресенье!
                    Все ваши проблемы сразу разрешатся,
                    новички спасибом могут рассчитаться.

Боря      Ты свою заразу
              Хочешь сам употребляй,
               А людям, не предлагай!          

Оля   Да он хочет, чтоб и мы наркотики употребляли

          Нет, подальше от такого!
          Ребята побежали!
Подростки бегут в школу.
Ведущий    Почему стране во вред
                    Вырос здесь источник бед?
                    Почему не сквер тенистый
                    Не фонтан с водою чистой,

                                 
                    Не дорожка беговая,
                     Не площадка игровая,
                     Где играли бы детишки,
                     Школьники читали книжки,
Торговец и призраки (вместе)  А куда прикажешь нас?
Ведущий:  Вас, как ядовитый сор вырвать с корнем и в костёр!
Ведущий:   Боря, Коля и девочка Оля 
                    Уже восемь лет занимаются в школе.
                    Сложных наук постигают секреты,
                    Решают задачи, находят ответы.
                    Многому надо им научиться,

                    Чтоб в жизни случайно не оступиться.
                     Но за дверями заботливой школы
                     За Борей и Колей, и девочкой Олей
                     Призраки лживые злобно следят, 
                      В сети свои заманить норовят.
На сцену выходят трое друзей.
  Оля   Ура! Каникулов  пора!

Оля подбрасывает учебник, его быстро подхватывает торговец, кладёт на него наркотик и как на подносе протягивает ребятам.
Торговец
                       Восемь классов! Возраст ваш солидный!
                        Вот попробуйте состав здесь безобидный,
                        Взрослыми лишь станете вполне.
                       А то от прогресса в стороне.
                       Остаётесь малыми детьми.
                        Девушка дарю. Бери, бери
                        Или папа с мамой не велят?
                        Взрослой тебя видеть не хотят?
                         Им одно, чтоб в куклы ты играла
                         И о жизни ничего не знала.
Оля   Давай сюда!

          Боря, Коля, мы только чуть-чуть,
          Чтобы в мир взрослых быстрее шагнуть…
Коля    Мы взрослые вполне!
             Я куплю вина себе.

    

                                         

Ведущий :  Где же Боря?  Где же Коля?  И где третий друг их 
                        Оля?
Появляются Боря, Коля и Оля,  а за ними крадутся три «призрака».
Ведущий   Три несчастья, три беды       
                   Одолеть друзья должны.
                   Оленька понять должна,

                   Что наркотик не игра,

                   Не поможет взрослой стать
                   Но сумеет в гроб загнать
                   И при том в больших мученьях,
                   От такого приключенья беги, Оля, со всех ног
                    В школу, где звенит звонок
                   А, ты, Коля, что стоишь
                   И на магазин глядишь?
                   Не нужно тебе вино,
                   В школе ждут тебя давно
                   Твои старшие друзья- строгие учителя.
                   А ты, Боря, отойди,
                   На витрину не гляди.
                   Слышите, звонок опять 
                   Начал школьников сзывать!
 «Призраки» всё ближе подкрадываются к ребятам. Продавец наркотиков с ухмылкой приближается к Оле и протягивает ей наркотик. Оля с опаской оглядывается  по сторонам, с опаской тянет руку к ладони наркоторговца.
     Ведущий: Страшные три призрака среди нас живут,

                      Страшные три призрака всюду стерегут:

                      Никотин, наркотик, алкогольный смрад,

                      В сети зазывают взрослых и ребят.
                      Каждый из нас сможет себя уберечь
                      От совсем ненужных с «призраками» встреч.
                      Чтоб не помешали «призраки» нам жить,
                      С ними нам не надо никогда дружить,


                                         

                      Гнать их отовсюду, не пускать их в дверь,
                      И не станет серым розовый апрель, 
                      И не будет горя мамам и отцам,
                      Это может каждый говорю я вам!
                     

Ребята (хором):  Мы заблудились, помогите!

                            Дорогу к школе покажите!

                            Хоть кто-нибудь услышьте нас!      

                            Мы очень просим вас!

                             Памятка.

              Как помочь бросить курить?
1.Родители должны первыми освободиться от курения
2.Нужно помочь ребёнку отвлечься от привычки курить.
  игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы - 
  всё это способствует отказу от курения.
3. Поддерживать, убеждать, что всё получится, если человек, 
   чего-то хочет добиться.
4.Общение и совместный контроль с родителями друзей    
   вашего ребёнка.
5. Доверяй, но проверяй.

Анализ  тестов.
      Незаконченное предложение.
1.Курение – это…
    вред для организма, смерть, вредная привычка,

   яд, отрава, враг продолжению рода, заболевание.
2.
Сигарета в руке –это показатель…
    вредной привычки и плохого поведения, невоспитанности,

    некультурности, человек курит и тратит много денег на       
    сигареты, человек хочет выглядеть крутым,
    хочет выглядеть своим в курящей компании.
3.
Не курить – это значит…
    не вредить своему здоровью, не иметь плохих привычек,
    не губить своё здоровье, не желать себе ранней смерти,
    не быть в компании курильщиков, не вредить здоровью
    окружающих.
4.
Чтобы бросить курить, нужно…
   уйти из компании, где курят, нужно сказать «нет» этой
   привычке, не нужно начинать, не брать в руки сигарету, 
   нужно, чтобы кто-то поддержал помог преодолеть тягу к  
   курению, сильно захотеть этого.
5.
В моей семье курят…
  Отец – 9   человек     брат – 5   никто - 5   я – 1
6. 
Курение в нашей семье – это…
    вечная проблема, не очень красиво, для папы - это в порядке 
    вещей, это очень плохо, растраты на сигареты,
    не даёт спокойной жизни, вред близким,

    просто ужасно, это обычное повседневное дело папы. 
7.
Курение даёт мне возможность:
   привычку от которой трудно отказаться, успокаивает,
   чувство удовлетворения, плохая память, невозможно
   запоминать, плохо мыслить, возможность свободно общаться
   со сверстниками.
8.
Я курю тогда, когда…
   нервничаю, когда огорчён, чтобы успокоиться, когда  собира-
   ются курящие люди, когда мне хочется, это уже привычка.
9.
Куришь ли ты?   «Да» - мальч.- 4   девочки - 1

                                Анализ теста.
1
. Алкоголь – это…
вред, шаги к смерти, хуже, чем сигарета, вредная привычка
вредное вещество, болезнь, головокружение, развязность, большие растраты, самоубийство, неуправляемость.
2.Употребляли ли вы алкоголь? С какого возраста?
 Никогда не пробовали – 3
 12 лет-3    13 лет – 3   14 – 5   15 – 1
3
. Где с кем пробовали спиртные напитки? Как  часто?
 Дома, в компании. 
я иногда выпиваю –8 человек,  не выпиваю - 7
4.Выпивают ли ваши друзья?
Выпивают редко – 12 человек  
                   часто – 2 человека  

        Признаки употребления наркотических веществ.
- Внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает 
состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе;
-изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость,
неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность,

стремление к покою;
-изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений: их плавность, скорость, решительность, резкость, неточность, неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища в положении сидя, нарушенный почерк;
-изменение цвета кожных покровов: бледность лица, и всей кожи или наоборот, покраснение лица и верхней части туловища, блеск глаз;
-сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;
-повышенное слюноотделение или, наоборот сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;
-изменение речи: её ускорение или же замедленность, невнятность, нечёткость;
-нарастающая скрытность ребёнка: учащается количество гуляний и увеличивается их продолжительность.
-сонливость или бессонница;
-падает интерес к учёбе, к привычным увлечениям, к спорту;
-ухудшаются память и внимание. Снижается успеваемость;
-увеличиваются финансовые запросы (если начинают пропадать деньги из кошельков родителей или ценные вещи);
-появляются новые подозрительные друзья, разговоры с ними ведутся шёпотом или  непонятным языком;
-неопрятность во внешнем виде…

Если случайно довелось заметить у ребёнка шприц, какую-нибудь сушёную траву, непонятный порошок, таблетки , закопчённые ложки, пузырьки, капсулы, жестяные банки,
пачки лекарств и.т.д то есть причины для серьёзного разговора.