Пальчиковые упражнения для дошкольников
консультация на тему

Минеева Юлия Александровна

В консультации дано обоснование необходимости развития тонкой моторики пальцев рук, и представлены упражения для дошкольников разного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_polezno_znat_o_palchikovykh_igrakh.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

  Кто из нас не знает о влиянии  мануальных (ручных) действий на развитие мозга ребенка.  Современные исследования  лишь подтверждают знания об этом, существовавшие еще во II веке до нашей эры в Китае.

    Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. 

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Предлагаемая подборка пальчиковых игр  может  дополнить ваши знания по этой теме.


ШАЛУН

                                   (аналог всем известной сорок-вороны)


(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) 
Наша Маша варила кашу 
Кашу сварила, малышей кормила. 
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) 
Этому дала, этому дала, 
Этому дала, этому дала, 
А этому - не дала. 
Он много шалил, 
Свою тарелку разбил.
 
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать) 

БЕЛОЧКА 

(по мотивам народной песенки) 


(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке, 
Продаёт свои орешки; 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке косолапому, 
Заиньке усатому.


ПОМОЩНИК:


Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран
 

(тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)


 
ИГРУШКИ


У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
 

ТРАНСПОРТ


Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.


 
ПОСЧИТАЕМ.

                       (сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)

Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.


 

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

(с мизинца- к большому пальцу)


Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.


 
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.


Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я так довольная своими ребятами!

 
(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:


Здравствуй, котёнок!,
Здравствуй, козлёнок,
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утёнок!
Здравствуй, забавный смешной поросёнок!
 
Или: 


Кто у нас в лесу живёт?
вот-лисичка, вот, вот
Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..


 
Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это – роза, это – мак, это гвоздика….. и т.д.
Ещё вариант: Вот коза – с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.

ПО ГРИБЫ


Один, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик всё съел, 
Оттого и потолстел. 


 
ГОСТИ


Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.


Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

\

ДОЖДИК КАПАЕТ.


Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.


Пальчики обеих рук постукивают по столу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые упражнения

Пальчиковые упражнения для детей от 3-х лет...

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.

Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком....

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕИсходное положение: Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.Содержание упражнени...

Пальчиковые игры для дошкольников с ОВЗ

Развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики по лексическим темам...

«Пальчиковые упражнения – как средство развития речи и мышления у младших школьников с ТНР во внеурочной деятельности»

Развитие речи детей — одна из главных задач начального образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ...