"Здоровье ребёнка, как путь к его жизненному успеху"
материал по теме

Слещенко Ирина Викторовна

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Здоровье ребёнка, как путь к его жизненному успеху

(общешкольное родительское собрание)

Цель: 1) довести до сознания родителей, что сохранить здоровье своего

               ребёнка – основная  задача и обязанность;

            2) ознакомить с организацией режима дня;

            3) необходимость объективного оценивания здоровья ребёнка;

            4) значение спорта  для здорового образа жизни.

Здравствуйте!.. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного  физического, духовного и социального благополучия. Именно здоровье людей должно служить «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье – у нас не будет будущего. Будущее нашей страны – счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми. Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Умение вести здоровый образ жизни — признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.

 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирован на выпускника, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.  «Жизнь долга, если она полна».  

       Сегодня мы поговорим о том, что вы сами можете сделать для укрепления здоровья своих детей.

        Все вы полны желания, чтобы ваш ребёнок не только хорошо учился, но и оставался  здоровым и весёлым. Многое здесь зависит от того, насколько серьёзно и ответственно вы отнесётесь к этому вопросу.

      Все мы, конечно, понимаем, что крепкое здоровье ребёнка – основа успешного обучения в школе. Но всегда ли задумываемся над тем, что по силам нашим детям, а какие нагрузки могут нанести вред здоровью ребенка? Ведь зачастую мы считаем пустяками именно то, что очень важно, что может помочь сохранить и укрепить его здоровье.

      В настоящее время, к сожалению, уже ни для кого не является секретом, что всё больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Конечно, это не проходит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем.

Данные по группам здоровья и заболеваемости

учащихся МБОУ УДСОШ № 2

Год

Кол-во учащихся

По состоянию здоровья отнесены:

Страдают заболеваниями в том числе:

I гр.

II гр.

III гр.

Анемия

Ожирение

Болезни органов пищеварения

Болезни кожи

Сахарный диабет

2011-

2012

329

229

125

38

2

10

6

4

1

2012-2013

395

232

124

39

-

8

8

4

1

              

               Необходимо беречь здоровье ребёнка».  Но помните: беречь – совсем не значит «дрожать» над ним,  потакать всем его  капризам, выполнять  любые желания. Беречь – значит твёрдо знать,  как организовать режим дня,  труд и отдых, как научить  его  усидчиво  работать,  как правильно закаливать и многое  другое.

               Первое, что надо сделать – объективно оценить здоровье. Как  выглядит здоровый ребёнок?  Он активный,  весёлый, с хорошим настроением. У него прекрасный  аппетит и  крепкий сон, он легко  просыпается, умеет  быстро сосредоточиться.

Очень  редко  родители видят  связь между  состоянием  здоровья  ребёнка и семейным климатом,  взаимоотношениями  родителей и детей.  А  ведь  атмосфера в доме  очень  важна.

         Неотъемлемым условием  успешного  обучения является  выполнение  режима дня.

Итак!

Ваш  ребёнок  проснулся утром.  Не  заставляйте  его сразу  вставать, не дёргайте, не  торопите.  Вы опаздываете на работу?  Что  же, учтите  это и рассчитайте своё  время так,  чтобы  ласково,  поговорить  с  ребенком,  пожелать ему доброго  утра. А затем – обязательная утренняя  зарядка.  Лучше, если  вы тоже  наденете  спортивный костюм и встанете рядом.  Личный  пример – самое  лучшее  воспитание.

            После утренней  гимнастики – непременно водные процедуры.

  Не забывайте и про закаливание, поскольку оно относится к наиболее  эффективным мерам предупреждения простудных заболеваний.

           

           

Сценка   «Режим»

      Действующие лица:  учитель и ученик Вова.

      - А ты, Вова, знаешь, что такое  режим?

      - Конечно!  Режим … Режим… - куда хочу, туда скачу!

      - Учитель:   Режим – это распорядок дня.  Вот ты, например,

                           выполняешь распорядок дня?

       - Даже перевыполняю!

       -  Как же это?

       -  По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю – четыре!

       -  Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен

           быть распорядок дня?

       -  Знаю.  Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка.

           Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. И сон.

       -  Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.

       -  Не вырастет!

       -  Это почему же?

       -  Потому, что мы с бабушкой выполняем весь режим!

       -  Как это с бабушкой?

       -  А так:  половину – я. Половину – бабушка.  А вместе мы выполняем

          весь режим!

       -  Не понимаю – как это?

       -  Очень просто. Подъём  выполняю я, зарядку выполняет бабушка,

           умывание – бабушка, уборку постели – бабушка, завтрак – я,

          прогулку – я, обед – я…

        - И тебе не стыдно?  Теперь я  понимаю,  почему ты такой

             недисциплинированный …

Конечно,  мальчик неправильно распределил  время.  Сплошной  отдых. А где же труд?

         

       

Для нормального физического  роста школьника,  для правильного развития его нервной системы необходимо равномерное чередование работы и отдыха, то есть правильный режим дня, соответствующий возрасту ребёнка.

Режим дня школьника

Примерный режим дня школьников, занимающихся в первую смену

(начало занятий в 8 ч 30 мин)

Вид занятий и отдыха

11–13 лет
(5-7-й

классы)

14–17 лет
(8-10-й классы)

Подъем

7:00

7:00

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет

7:00–7:30

7:00–7:30

Завтрак

7:30–7:50

7:30–7:50

Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий

7:50–8:20

7:50–8:20

Занятия в школе

8:30–14:05

8:30–14:55

Горячий завтрак в школе или фрукты

Около 11ч

Около 11ч

Дорога из школы или прогулка после занятий

14:05–14:35

14:55–15:15

Обед

14:35–15:00

15:15–15:45

Прогулка, игры или занятия спортом на воздухе

15:00–17:00

15:45–17:00

Полдник

17:00–17:15

17:00–17:15

Приготовление домашних заданий

17:00–19:30

17:00–20:00

Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье и др.)

19:30–21:00

13–15 лет: 20:00–21:30 
16–17 лет: 20:00–22:00

Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия –  чистка одежды, обуви, умывание)

21:00–21:30

13–15 лет: 21:30–22:00 
16–17 лет: 22:00–22:30

Сон

21:30–7:00

13–15 лет: 22:00–7:00 
16–17 лет: 22:30—7:00

Правильный режим – очень полезный для человека  стереотип. Он облегчает, ускоряет, экономит работу нервных клеток мозга, оберегает их от быстрого истощения.

Сейчас во всех развитых странах наблюдается малая подвижность  людей – гиподинамия. Некоторые школьники, несмотря на значительную загруженность учебными  делами, до 30 часов в неделю проводят за компьютером. Учёными установлено, что при переходе из детского сада в школу двигательная активность детей падает на 50%.

Гиподинамия является причиной частых головных болей, переутомления, понижения работоспособности, слабой физической  подготовленности ребят.  Растущий  детский организм  требует достаточной  физической нагрузки.

Уважаемые родители,  сейчас мы с вами отдохнём  и  послушаем частушки  в  исполнении  учащихся.

                 

                            Эх, топни нога.

                        Топни  правенькая.

                        Всё равно спортсменкой буду

                        Хоть и маленькая!

                

                Позавидуйте, подружки,

                Что  здоровой я расту.

                      Бег – зимой, купанье – летом,

                Медитация ко сну.

         Если  денег  не  имеешь,

                  Со здоровьем  вдруг  беда,

                  Вылечить  тебя сумеют

                  Смех, зарядка и вода!

                        Прыгать, бегать и играть

                        Физкультура  учит.

                        Может, кто-нибудь из нас

                        И медаль получит.

                Положу  под изголовье

                Я полынную траву.

                Принесёт она здоровье,

                Сон и счастье наяву.

                        Пожелаем вам здоровья,

                        Чтобы боли все ушли.

                        Завершаем петь частушки,

                        Просим хлопать от души!

Следующим очень важным  режимным моментом  является питание. К сожалению, мы часто  наблюдаем, что дети   приходят утром в школу голодные. Причины – «не хотелось»,  «маме было некогда»,  «проспали». До учёбы ли тут, когда кружится голова от голода?

Питание учащихся

5-9 классы

(163 человек)

10-11 классы

(45 человек)

Завтракают дома

89

25

Итого:

54,6 %

55,5 %

Питаются в школьной столовой

Только горячий завтрак

89

18

Только горячий обед

57

25

Двухразовое питание (завтрак + обед)

14

2

Итого:

160

(98,1 %)

43

(95,5 %)

        Поэтому, ребёнка обязательно нужно приучить  утром завтракать. Детей нужно приучить к приёму пищи в строго определённое время.

Диетологи говорят, что для правильного питания нужно  придерживаться  двух  условий:  умеренности и разнообразия.  Что  значит «умеренность»?    Древние люди считали: «Мы  едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть».  То есть переедать очень вредно, желудок    не  успевает  всё переваривать.

Что значит «разнообразие»? Ни один продукт не содержит всех питательных  веществ,  которые  необходимы   для поддержания  хорошего здоровья.  Некоторые продукты дают организму энергию, чтобы  двигаться, хорошо думать, не  уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают  делать организм  более сильным  (творог, рыба, мясо, яйца,  орехи). А – третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, для роста и развития организма.

Значительное  количество  питательных веществ  школьнику требуется  для его роста: для образования новых тканей, накопления массы тела.

Составляя суточное меню для школьника, приходится думать не только

о количестве пищи, но и её качестве, как по вкусу, так и по составу         питательных  веществ. Добиваясь разнообразия в питании детей, врачи требуют, чтобы в пищу вошли все вещества, необходимые для нормального роста и хорошего физического развития школьника: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.

Белки имеются в мясе, яйцах, рыбе, молоке, твороге, сыре. Они составляют основу каждой клетки организма.

         В рыбьем жире,  сливочном масле, сметане, сливках, в яичном желтке находятся жиры.  Сгорая в организме, они дают большое количество энергии и тепла.

Хлеб,  мучные  изделия, крупы, картофель, сахар, мёд, фрукты, ягоды,

овощи, бобы, горох  содержат углеводы, которые восстанавливают в  организме  израсходованную энергию.

В разных продуктах содержатся и различные минеральные вещества

и витамины.  Например,  фосфор  и  кальций, необходимые для построения

костей  скелета, зубов,  имеются  в  молоке, мясе, яйцах,  сыре,  печени, твороге,  рыбе,  простокваше.

         Железо, которое входит в состав гемоглобина  крови и способствует

переносу кислорода к тканям,  есть в яичном  желтке,  в капусте, яблоках, грушах, землянике, муке  грубого  помола.

Нехватка  витаминов  А1, В1, В2, С, Д, Е  в пище  вызывает различные тяжёлые  болезни. Этих витаминов много в сырых фруктах, овощах.

Многие родители первый признак здоровья видят в упитанности. Между тем, человеку, особенно школьнику, нужна не лишняя полнота, а сильные, растяжимые, крепкие мышцы. Чем больше ребёнок двигается, тем активнее работают его мышцы, тем больше кислорода и питательных веществ приносит к  ним кровь.  А это, в свою очередь, способствует росту мышц, увеличению их длины, толщины. Кроме того, чем больше и лучше работают мышцы всего тела, тем сильнее и чаще приходится  сокращаться сердечным мышцам, они  выбрасывают больше крови, что укрепляет и лёгкие, увеличивает их ёмкость, делает само сердце более сильным, выносливым.

Следовательно, физические упражнения укрепляют организм ребёнка в целом.  Нужно только, чтобы они соответствовали возрасту,  степени физической подготовки, состоянию здоровья, чередовались с отдыхом. Учителя, врачи заботятся об этом в школе, а родители – дома.

Физический труд,  подвижные игры, уроки физкультуры, спорт – вот те виды деятельности, которые дают  возможность школьникам удовлетворять потребность своего растущего организма  в  физических движениях.

Особая роль в физическом развитии  детей принадлежит  подвижным играм. У школьников - подростков  интерес с подвижных игр обычно переключается  на спорт. Их увлекает футбол, баскетбол, лёгкая атлетика.

Для того, чтобы систематические занятия физкультурой  способствовали физическому  совершенствованию организма, родителям  необходимо помочь подростку избрать для  постоянной тренировки вид  спорта с учётом здоровья,  возраста, слабых и сильных сторон  физического  развития сына или дочери.  

Внеклассная деятельность учащихся

      Классы

Внеклассная

деятельность

5

(37чел.)

6

(33чел.)

7

(34чел.)

8

(25чел.)

9

(34чел.)

10

(20чел.)

11

(25чел.)

Кружки, секции

22

24

24

7

21

12

8

из них спортивные

12

9

15

5

10

7

5

 - Если  школьник, особенно  в старших классах, будет тратить много времени на спорт, он начнёт хуже учиться, - так говорят многие родители, которые никогда всерьёз не занимались спортом.  Вот  факты  интересного наблюдения. Одна  группа детей занималась  спортом регулярно, другая -  урывками, третьи пренебрегали им совсем.  Успеваемость  выше у тех мальчиков и девочек, которые занимались спортом систематически.

Объясняется это тем, что,  во-первых, учащиеся, занимающиеся спортом, меньше болеют, а потому реже пропускают занятия.  Во-вторых,  активная двигательная деятельность повышает жизненный тонус,  общую  работоспособность организма. В-третьих,  соревнования,  спортивные игры,  трудности походов воспитывают смелость, настойчивость, упорство, уверенность в своих силах.

Физическое воспитание содействует разностороннему укреплению всех органов человека, что внешне выражается в правильной осанке, пропорциональности телосложения, красоте и гармонии  человеческого тела.

Важно и другое: систематические занятия спортом развивают мышцы, улучшают кровообращение, повышают работоспособность сердца, укрепляют мускулатуру, способствуют ритмичному, углубленному дыханию. Кислород, поступая в больших количествах  к  различным органам, улучшает их работу, связанную с обменом веществ в организме.

Слайд-шоу (о физическом воспитании наших школьников)

Хотелось бы затронуть ещё такую проблему, как «Вредные привычки».

Вредные привычки школьников могут нанести существенный ущерб здоровью. У школьников может появиться вредная привычка грызть ручки, карандаши и другие канцелярские принадлежности. Такая вредная привычка таит опасность для школьника. Ведь он может проглотить колпачок ручки или кусок карандаша, что приведет к удушению. Для борьбы с этой вредной привычкой школьнику необходимо объяснить, какие последствия могут произойти. А так как подобная вредная привычка зачастую появляется на фоне стрессов, то необходимо постараться устранить факторы, вызывающие переживания.

К вредным привычкам школьников относятся также перекусы на переменах. Конечно, растущий организм требует пополнения энергетических запасов. Но необходимо следить, чтобы эту энергию организм получал из здоровых продуктов, а не из так называемого фаст-фуда. Различные шоколадные батончики и чипсы могут стать причиной ожирения в детском возрасте, вызвать заболевания пищеварительной системы. Это же относится и к сладким газированным напиткам. Перекус ребенка должен состоять из фруктов, а также чистой негазированной воды.

Еще одна вредная привычка современных школьников – жевательная резинка. В процессе жевания снижается уровень концентрации и внимания, что приводит к уменьшению степени успеваемости учащегося.

Чем старше становится ребенок, тем более пагубные привычки может он обрести, например, это может быть зависимость от мобильного телефона для школьника.

Давайте же разберемся со всеми «за» и «против» мобильного телефона для школьников.

«За»:

1.    Мобильный телефон становится предметом контроля, ведь в любой момент родители смогут пообщаться со своим ребенком.

2.    Телефон – довольно дорогой предмет, вот почему ребенку, получившему его во владение, приходится развивать свою ответственность.

3.    Знание техники пригодится ребенку в будущем, будет способствовать развитию его технического мышления.

«Против»:

1.    По мнению многих ученых, магнитные поля вредны для здоровья. Кроме того, маленький экран телефона не самым лучшим образом повлияет на зрение, особенно если ребенок проводит очень много времени за самыми интересными развивающими играми для детей.

2.    Мобильный телефон может отвлекать школьника от его прямой обязанности – учебы. Разговоры с друзьями, мобильный интернет, чаты и игры способны увлечь ребенка и заставить забыть об уроках. Кроме того, у родителей пропадает возможность контролирования контента, который ребенок просматривает на экране мобильного.

3.    Нелишним будет заметить, что такой гаджет, особенно дорогой, может стать предметом зависти, а также привлечь к ребенку ненужное внимание.

Вредные привычки школьников старшего возраста носят более пагубный характер. Одной из самых распространенных опасных привычек школьников является курение. В этом возрасте причиной курения подростка служит желание подражания взрослым и влияние компании, в которой ребенок проводит свое свободное время. Если вовремя не принять меры, курение может дополниться употреблением алкоголя, а в самых крайних случаях – наркотиков.

Процент курящих учащихся МБОУ УДСОШ № 2

Классы

5-8

9

10

11

Общее количество учащихся

129

34

20

25

Процент курящих учащихся

0%

11,7%

5%

12%

Чем раньше будет выявлено наличие пагубных привычек у школьников, тем более эффективна будет помощь.

Вредные привычки школьников можно попробовать искоренить следующими методами:

  • распределением свободного времени подростка;
  • пропагандой здорового образа жизни;
  • положительным примером окружающих.

Однако самым действенным методом борьбы с вредными привычками среди детей является собственный пример взрослых. Ребенок, какого возраста он бы ни был, не должен видеть вредные привычки взрослых. Ведь у детей очень сильно развит инстинкт подражания. А значит, перед глазами ребенка должен стоять пример человека, ведущего здоровый образ жизни. Это и послужит самым действенным методом профилактики и борьбы с вредными привычками у школьников.

                

Игра «Продолжи пословицу»:

  1. В здоровом теле… (здоровый дух)
  2. Здоровье за деньги… (не купишь)
  3. Береги платье снову, а здоровье… (смолоду)
  4. Здоровье дороже… (денег)
  5. Здоров будешь – всё… (добудешь)

Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. На здоровье влияют наследственность, состояние окружающей среды, здравоохранение. Но более чем на половину – здоровый образ жизни.

И если вы, родители, не отнесетесь серьезно к здоровью своего ребенка сейчас, то это может привести к ряду серьезных последствий в их взрослой жизни.

Запомните, здоровье вашего ребёнка – в ваших руках! Ведите здоровый образ жизни и будьте здоровы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор профессионального пути –начало жизненного успеха"

Тема:  "Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха".Цели:- помочь   участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии;- оказать помощь школьникам в про...

Урок "На пути к жизненному успеху".

Конспект урока обществознания для проведения в  6 классе. Разработка также  содержит электронную презентацию....

Урок обществознания в 6 классе На пути к жизненному успеху

Урок с использованием информационных технологий...

Урок обществознания в 6 классе "На пути к жизненному успеху"

Урок обществознания в 6 классе "На пути к жизненному успеху"...

На пути к жизненному успеху

Презентация для обучающихся по достижению успех. Знать каким бывает успешный человек и не успешный. Как добиться успеха....

"На пути к жизненному успеху"

В ходе урока поставлены ряд задач и ожидаемые результаты такие как - способность видеть успешные перспективы своей будущей жизни; осознавать каждым участником себя свободной и уникальной личностью, сп...

Проектная деятельность как путь к жизненному успеху.

Всех педагогов волнует вопрос- как подготовить учеников к успешной самостоятельной жизни в наше сложное и противоречивое время? Какие качества необходимо развивать у школьников, чтобы они могли добить...