Консультация "Рождение первого слова"
консультация на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya._rozhdenie_pervogo_slova.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Ирина  Леонидовна  Болгова,  логопед  детской поликлиники

 Ямало-Ненецкий автономный  округ,  г. Салехард

«Рождение» первого слова. Почему заговорить бывает трудно?

Любой из нас пришёл

На свет на этот

Творить добро,

Надеяться, любить,

Смеяться, плакать,

Но при всём при этом,

Должны мы

Научиться говорить!

Работая в детской поликлинике, приходится часто сталкиваться с такой речевой патологией, как задержкой речевого развития. 

Проходя обязательный медосмотр в три года, родители со своими чадами попадают на прием  в кабинет логопеда. При обследовании  выясняется, что у ребёнка нет самостоятельной активной речи  или его речевое развитие не соответствует возрастным нормам.

Многие родители, конечно, уже это подозревают сами, прочитав специальную литературу или сравнив речь своего малыша с другими говорящими сверстниками.

Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. А если  он продолжает молчать или речь осталась на уровне полуторагодовалого малыша?

Ведь именно на самых ранних этапах жизни у  ребёнка закладываются основы, которые и определят, какой язык ребёнок выучит, и насколько этот язык будет использоваться для мыслительной деятельности и коммуникации.

В последнее время детей  с  ограниченными возможностями здоровья становиться все больше. И они нуждаются в своевременной  квалифицированной помощи  невропатолога, логопеда, психолога,  которая  в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей.

Какая же причина нарушения речи?

Причин много: болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей – алкоголь и наркотики –  они  бьют по ребенку без промаха еще до  появления его на свет.

А теперь о том, что должно насторожить родителей, и что, в ряде случаев, можно расценить, как задержку речевого развития. Вот такую  картину можно наблюдать при задержке речевого развития (ЗРР) в разные возрастные периоды  развития  ребенка – дошкольника:

В возрасте от 0 до 3 месяцев ребёнок:

- не реагирует на звуковые сигналы (погремушка, звонок, голос),

- не поворачивает голову в сторону источника звука, у него нет «комплекса оживления» (забавное энергичное подёргивание ручками и ножками), когда вы весело разговариваете с ним, играете;

- не агукает и не гулит (не издаёт характерные для маленького ребёнка звуки).

В возрасте 4 – 7 месяцев ребёнок:

- по-прежнему не реагирует на звуки;

- не проявляет интереса к звучащим игрушкам, не играет с погремушками;

- не пытается голосом привлечь внимание взрослого;

- не гулит, не лепечет.

 -единственная его голосовая реакция – это громкий плач.

В возрасте 8 - 12 месяцев ребёнок:

- очень вяло и неохотно реагирует на звуки;

- не понимает обращённой к нему речи;

- не может показать, где у него или у мамы носик, ротик, глазки и т.д.;

- не реагирует на своё имя, не поворачивает голову в сторону того члена семьи, которого назвали: «Где мама (папа, деда)?»;

- не пытается повторить за взрослыми простейшие слоги или слова типа: ма-ма, па-па, дя-дя, "бух!", «дай!», «на!»;

- не играет в «ладушки»;

- не проявляет радости, когда взрослые обращаются к нему, играют с ним.

В возрасте 1 – 2 года ребёнок:

- не может ответить на вопрос: «Как тебя зовут?», «Куда (откуда) ты идёшь?», «Что тебе дать?» (он даже не может воспроизвести однозначные ответы типа «да» или «нет»);

- в речи присутствуют только лепетные (аморфные) слова типа «биби», «ди», «ням», «гу», «ля», «дя» и т.д.;

- не показывает на картинках знакомые персонажи, детали, когда вы просите: «Покажи, где лисичка?», «Где у неё хвостик?», «Где сидит зайка?» и т.д.

В возрасте 2 – 3 года ребёнок:

- неохотно идёт на речевой контакт не только с незнакомыми, но даже с близкими людьми;

- не может показать, где верх, где низ; что значит впереди, сзади;

- в активной речи по-прежнему использует только аморфные слова;

- звукоподражания (мяу, ав, и-го-го, ме, ку-ку и т.д.) воспроизвести не может;

- путает или вообще не знает основные цвета;

- не понимает обращённую к нему речь,

- не может выполнить поэтапно многоступенчатую инструкцию типа: «Возьми газету и отнеси её папе» (при этом берёт или не тот предмет, или относит газету не по назначению). Может присутствовать искажённая фраза: «Ди ля» (Идём гулять), «Дя м» (Дай мяч), «И бу» (Не буду), «И тю» (Не хочу!).

В возрасте 3-4 года ребёнок:

- может более или менее внятно произнести только несколько гласных звуков и согласные [м], [п], [б], [д], [т] (и то не всегда!); остальные согласные в речи либо пропускает, либо произносит искажённо;

- строит простую фразу без учёта падежных, личных окончаний: «мой мама», «папа дала мяч», «дай кукла» и т.д.;

- предлоги или не употребляет, или воспроизводит только гласную: «Дём а уи» (Идём на улицу),  «Мати а дее» (Мальчик за деревом),  «Би еи а ои» (Машина едет по дороге);

- только начинает показывать по картинкам отдельные предметы,

- только начинает понимать обращённую речь,

- по-прежнему путает или не знает основные цвета;

- не может составить простенький рассказ или пересказать сказку типа «Курочка Ряба».

Что же можно посоветовать?

Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, приговаривайте ласково: «Водичка, водичка умой наше личико» и др. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Такая речь малопонятна малышу и вредна для его речевого развития. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происходящей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника – «как слышится, так и пишется», а пишется неграмотно.

Возьмите за правило ежедневно, примерно через полчаса после завтрака, заниматься с ребёнком артикуляционной гимнастикой. Она проводится перед зеркалом. Продолжительность занятий 5 -10 минут. Сначала в игры включаются простые упражнения для губ и языка: «Улыбка» (ребёнок улыбается), «Блинчик» (круглый и плоский язык лежит на нижней губе несколько секунд), «Прятки с губками» (прячется нижняя губка, потом верхняя, а потом и обе), «Заборчик» (зубы плотно смыкаются, губы улыбаются), а затем и более сложные: «Часики» (движения языком из стороны в сторону), «Качели» (язык высовывается изо рта и двигается вверх-вниз), «Лошадка» (поцокать языком) и т.д. Непременные участники артикуляционной гимнастики – куклы и различные мягкие игрушки, игрушки-перчатки.

Чтобы ребенок научился произносить правильно звуки, нужно, чтобы речевой выдох был достаточной силы. У детей 2 -3 лет выдох слабый, часто это является причиной плохого произношения. Поэтому ваша задача – помочь ребенку в развитии выдоха. Для этого используют дудочки, губные гармошки, мыльные пузыри. Можно поиграть в кораблики во время купания. Заинтересует ребенка игра в «футбол», выдувание пузырьков. Можно сделать специальные игрушки для поддувания (снежинка, бабочка, самолетик).

Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина в дальнейшем отразится на процессе письма: научиться писать красиво, рисовать, успевать за темпом работы в классе.

Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребёнок  слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребёнок чрезмерно активен, постоянно двигается, если Ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните. 

Родители знают, что на наших ладонях и стопах расположены биологически активные точки, в том числе те, которые отвечают за речь. Предложите ребёнку растереть руки до появления теплоты, помассировать каждый пальчик. Для активизации точек на стопах можно проделать следующее. Мама шьёт подушечки из плотной ткани и заполняет их гладкой галькой средних размеров. Малыш топчется ножками на этих подушечках. Можно сшить коврики и прикрепить к ним выпуклые пуговицы, скорлупки грецких орехов, косточки плодов. По таким коврикам ребёнок ходит в носочках, держась за руку взрослого.

Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопиться высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».

Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишнее настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.

Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие. Очень важно, чтобы ребёнок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть-изучать различными способами. Если Вы видите, что ребёнок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко чётко,  выразительно.

Не предупреждайте его желания. Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребёнка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо, достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребёнка на стадии жестового общения. И хотя жест-это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.

 Для стимулирования речевой активности  поиграйте с ребёнком во всякого рода «непонималки». Обычно, не говорящий малыш пытается добиться от родных чего-то с помощью выразительных жестов и крика. Взрослые дружно изображают полное непонимание и вынуждают ребёнка произнести хоть какие-то речевые звуки. Близким придётся проявить твёрдость, т.к. малыш будет горько плакать, топать ножкой. Мужественно стоять на своём! Но успокоить ребёнка всё же придётся.

Читайте, читайте, читайте,… Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребёнку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его  в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребёнку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребёнок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»

 Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери

Очень важно  хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной  ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребёнок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

Но не переусердствуйте! Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не употребляйте слишком много длинных фраз. И не перегружайте ребёнка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов. У ребёнка, испытывающего немалое давление со стороны взрослых, страх допустить ошибку может пересиливать желание говорить и, следовательно, лишить его любого шанса на успех и радости познания. В этом случае требуется много одобрений, отсутствие всякой критики и прежде всего, несложная игра, в которой малыш может преуспеть. 

Чтобы подобное не случилась с вами и с вашим ребёнком, прислушайтесь к нескольким советам:

Первый: родители должны наступить на горло собственному самолюбию и признать, что у ребёнка проблемы с речью.

Второй: неукоснительно выполняйте рекомендации и советы специалистов.

Третий: какие бы проблемы не были у ребёнка, все они решаемы, и многое в их решении зависит непосредственно от родителей.

Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастит. И пусть речь будет правильной, красивой  совершенной.

Литература:

        

Герасимова А. Уникальное руководство по развитию речи. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 160 с.

Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего возраста. - М.: 2006. 

Логопедия. Учебное пособие. / Под ред. Л.С.Волковой. М., 1989.

Полякова М. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 208 с.

Янушко У.А. Развитие речи у детей раннего возраста 1-3 года. – М.: .: Мозаика – Синтез, 2006. –64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Мама-первое слово"

Открытое занятие творческого объединения «С песней по жизни»Тема: «Мама – первое слово» Цель: Воспитание уважительного отношения к матери через композиторское и собственное исполнительское ...

"Слово первое, слово МАМА."

Внеклассное мероприятие (классный час 6-7 класс) ко Дню матери....

"Мама - первое слово " . Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

Мама  - самое ценное, что есть у ребенка. Мама останется на всю жизнь  самым родным, дорогим и близким человеком. Задача этого занятия напомнить  об этом детям. Пусть ребята задумаются...

Сценарий досуговой программы «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе» из цикла «Всему начало - отчий дом»

Сценарий досуговой программы «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе»  из цикла  «Всему начало - отчий дом», традиционно проводится в ноябре, программа приурочена к праздник...

"Любовь с первого слова". Конкурсно-игровая программа для 9-11 классов.

Мероприятие может использоваться в воспитательной работе с обучающимися 9-11-х классов. Проводилось к Дню Святого Валентина....

Конспект внеклассного занятия « Мама – первое слово на свете".

Воспитание чувства любви, нежности, уважения и  чуткости к матери;сплочение коллектива учащихся и родителей;развитие творческих способностей детей.Поддержать традиции бережного отношения к женщин...

Внеклассное мероприятие "Слово первое, слово мама "

Презентация к классному часу "СПИД-чума XXI века".ко Дню матери....