Родительское собрание Суицид или жизнь наших детей
классный час по теме

Сембаева Рауфания Сабенқызы

Родительское собрание Суицид или жизнь наших детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_suitsid_ili_zhizn_nashikh_detey.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

                                Жизнь наших детей

 

Цель:

  • обратить внимание родителей к своим детям,
  • вместе с родителями проанализировать место ребенка в семье
    и оказать профилактическую помощь по проблеме подросткового суицида.

Задачи

  • Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;
  • Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;
  • Воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем.

Приложение 1. 

Ведущий: Добрый вечер уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча не случайная, мы собрались для того, чтобы обсудить очень важную тему, это суицид среди подростков. На этот серьезный разговор мы пригласили следующих специалистов: педагога-психолога , сотрудника прокуратуры, заместителя директора по воспитательной работе.,  а помогать вести этот трудный разговор будут классные руководители и ведущая.

И так начнем…

Суицид – геройство или слабость,
или в нервном потрясенье срыв?
Есть, скажите, у кого-то храбрость
вскрыть его причинности нарыв?
Можно долго рассуждать о многом,
осуждать, оправдывать, корить.
Но не высказать высоким слогом,
что порвало тоненькую нить
между жизнью и мгновенной смертью,
у которой за спиной развал.
Кто расскажет, как, в какие сети
не по воле человек попал?
Обсуждая тему, психиатры,
говорун-философ, – чудаки,
как на сцене скучного театра,
с пафосом шлифуют языки.
Но никто не знает, не узнает,
сколько б не потратил он труда,
почему самоубийца выбирает
путь себе такой вот в никуда.

– Так что же такое суицид? И почему же это страшное явление проявляется именно в подростковом возрасте?

Выступление психолога.:

Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!” И крик – это нам, взрослым.

Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах МЗ РФ, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.

Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и нас психологов. Но однозначного ответа на него дать невозможно.

Выделяют 3 вида суицида: демонстративный, аффективный, истинный.

Демонстративный. Демонстративное суицидальное поведение – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адрес: дома – родным, в компании сверстников – кому-то из них, в общественном месте.

Аффективный. Аффективное суицидальное поведение – тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.

Истинный. Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.

По наблюдениям психологов, которые работают с детьми, спасенными после попытки самоубийства и их родителями, можно выделить несколько основных причин суицида.

1. Неблагополучные семьи.

Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них нет будущего.

2. Школьные проблемы

Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения. Потеря или осуждение группой может стать тем социально – психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суициду.

3. Стресс

Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем.

4. Сайты глобальной сети Интернет

Ведущий: А сейчас классные руководители расскажут Вам примеры из жизни подростков, попытавшихся покончить жизнь самоубийством.

 Безответная любовь

Двенадцатилетняя Инна Р. влюбилась в старшеклассника и написала ему любовную записку. Но мальчик, вместо того, чтобы прочитать и промолчать, выставил Инну на всеобщее посмешище. Он в школе вслух читал ее письмо и откровенно издевался над ней. Инна долго переживала и решила рассказать маме о своем горе. Но мама тоже посмеялась и сказала, что сама виновата, нечего было писать всякие глупости. Девочка закрылась у себя в комнате, долго плакала, но у мамы не было времени даже пожалеть ее. В результате Инна выбросилась с третьего этажа. К счастью, девочка отделалась переломами ребер, рук и ног. А мама Инны только после посещения психолога, наконец, признала, что именно она виновата в сложившейся ситуации. Ведь если бы она вовремя услышала свою дочь, а не смеялась над ее "безответной любовью", то все могло бы закончиться по-другому.

Уважаемые родители! Нельзя смеяться, даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в 12 лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу "все или ничего". Их не утешают слова "много будет у тебя таких Петей". Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение – "ничего".

Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому человеку. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его "большие проблемы". Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.

 Обратите на меня внимание

Игорю 12 лет. Он очень хочет жить. Но в тоже время он устал быть один и способен на все, лишь бы мама вспомнила о нем. Папы у мальчика нет. Мама целый день на работе, приходит уставшая и сразу же засыпает. А в редкие выходные дни она пытается устроить свою личную жизнь. Игорь целый день проводит со старенькой бабушкой, которая его и вырастила. Но у бабушки то же много дел – сериал посмотреть, еду приготовить, по телефону поговорить, а там и новый сериал начинается. В результате вся ее забота ограничивается трехразовым питанием и просьбами не мешать. Игорь уже четыре раза пытался покончить жизнь самоубийством. Он резал себе вены, но не слишком глубоко, чтобы не умереть. Мама принимала его попытки самоубийства, как детские шалости и не воспринимала их всерьез. И только в последний четвертый раз Игорь немного перестарался и чуть не умер от потери крови. Мальчику повезло: в больнице он познакомился с хорошим доктором, который и привел его к психологу. Сейчас Игорь постоянно приходит к этому доктору на работу, и мечтает вырасти и стать детским врачом. Он больше не думает о самоубийстве и не пытается таким образом привлечь внимание матери.

У меня для Вас уважаемые родители, есть небольшой совет, который должен стать для Вас законом: подросток заговорил с вами о своем – бросайте мыть посуду, положите телефонную трубку, отложите все свои дела, садитесь напротив, глаза в глаза – и слушайте, вникайте, сопереживайте, думайте вместе! И еще: ребенок, подросток должен знать, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.

 Я никому не нужен

Из предсмертной записки Маши Н. (11 лет): "Меня никто не любит! Я им не нужна. Папа ушел жить к другой девочке, наверное, более хорошей, чем я. А мама только и думает, как от меня избавиться. Мамочка я тебя очень люблю, и больше не буду мешать тебе жить! До свидания..." Как потом выяснилось, девочка очень сильно переживала развод родителей. А они не скрывали от Маши свои чувства и выясняли отношения при ней. Именно так Маша узнала, что папа ушел жить к другой девочке (его новая женщина родила ему дочку) и решила, что она чем-то провинилась, раз ее бросили. А последней каплей стал случайно услышанный девочкой телефонный разговор. Мама, считая, что Маша спит, жаловалась подруге, что ребенок помеха в личной жизни и с такой взрослой дочкой она никому не нужна. Маша (воспитанная телевизором и сериалами) выпила целую упаковку снотворного.

К счастью, Машу удалось откачать, но даже страшно представить, что могло бы произойти, если бы врачи опоздали с помощью. Сейчас, спустя год после того страшного события, Маша сильно изменилась и научилась более безопасными способами решать свои проблемы. Но мама девочки до сих пор живет в страхе, что дочь опять захочет повторить тот поступок.

Подросток должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Почаще проявляйте к нему нежность. Пусть он видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Так же подросток должен видеть, что родители тоже иногда чувствуют боль или страх. Почаще жалейте друг друга.

Психолог.: Если внимательно понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то окажется, что их благополучие лишь кажущееся. На самом деле эти семьи можно отнести в разряд неблагополучных, но не с материальной точки зрения, а с психологической. Все дело во внутрисемейной атмосфере.

Обзор детских анкет и анкетирование родителей.

Ведущий: о статистике нам расскажет сотрудник прокуратуры

Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% – совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% – без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Уважаемые родители, задумайтесь!

Ведущий: слово предоставляется заместителю директора по ВР

10 сентября – Всемирный день борьбы с самоубийствами.

Причин уйти самостоятельно из жизни много. Основной причиной высокого уровня суицидов в стране является моральное “одичание” общества, потеря нравственных ориентиров, утрата смысла жизни. Иллюзия жизни как потребления подменяет подлинный смысл жизни, агрессивно встраивается в сознание людей. Если смыслом жизни провозглашается покупка квартиры, самореализация, престижная работа и красивая жена, то человек, по каким-то причинам не сумевший всего этого достичь, ощущает себя ненужным, неудачником, не способным достичь установленного уровня. Конечно, на уровень суицида влияет и ситуация в семье, потому что наиболее уязвимыми в психологическом плане являются те люди, у которых есть проблемы с близкими (и наиболее часто – с родителями). Отвергнутые по разным причинам дети страдают. Родители зачастую гонятся за благами, а ребенок оказывается обеспеченным, но одиноким. Более того, если он не оправдывает родительских ожиданий, на нем срывают гнев. Бывает и так, что родители ссорятся, а у ребенка, воспринимающего себя частью отца и матери, развивается внутренний конфликт. И та агрессия, которая должна направляться на родителей, в итоге обращается на себя.

Кроме того, суицидальную планку поднимает и еще одно обстоятельство: отсутствие коммуникативных навыков у современных детей и подростков, неумение общаться, общее снижение интеллекта, напрямую связанное с распадом системы советского образования, одной из лучших систем в мире. В настоящее время происходит явное и значительное снижение интеллекта у молодежи – школьников и студентов. Молодежь не умеет самостоятельно мыслить, она зомбирована передачами, типа “Дом-2”, легким чтивом, примитивным кино, отупляющими компьютерными игрушками. Поэтому решение сложных задач, которые встают перед каждым человеком, в силу их ограниченных возможностей, исключается. Невозможность достижения целей заставляет молодого человека испытывать фрустрацию и искать легких и простых способов решения возникшей проблемы.

К суициду молодежь подталкивает также рост молодежных течений, типа эмо, отчасти готов. Им никто не противостоит, с ними никто не борется, хотя многие понимают их опасность.

Однако необходимо отметить, что суициды встречаются не только среди молодежи.

Уважаемые родители уделяйте как можно больше внимания своим детям!

Ведущий:

Первый и самый важный элемент работы с самоубийцами – это услышать их. Услышать то, что они хотят сказать, услышать их боль и отреагировать, мягко и доброжелательно показать выход. Человек с такой проблемой не видит адекватно свою ситуацию, реальность воспринимается им искаженно. Подход к каждому должен быть индивидуальный. Самой крупной и действенной структурой по профилактике суицида сегодня является сайт “Победишь.ру”. Сайт ежедневно посещают около 1,5 тыс. человек, каждый день несколько человек пишут отзывы о своем отказе от суицида. На сайте качественные материалы психологов, священников, людей, успешно совладавших с суицидальными желаниями, дружная “группа поддержки”. Уважаемые родители если вы заметили, что с вашим ребенком что-то происходит, не стесняйтесь спросить совета у специалистов в этой области. Помогите своему ребенку!

"Когда уже больше некуда идти"

Цель: профилактика суицида среди подростков посредством создания гармоничных отношений «взрослый-ребёнок».

Оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Музыка (Бетховен «Лунная соната», для релаксации)
  • Конверты с «реальными» проблемами молодежи
  • «Жизненные ситуации» (отрывки из сочинений)

Ход родительского собрания:

  1. Вступительное слово психолога. ( Монолог из произведения «Людочка» В.П. Астафьева)
  2. Статистика Генеральной прокуратуры Казахстана по суициду
  3. практическая часть ( разбор жизненных ситуаций, работа с конвертами «реальных проблем» молодежи, тест «Выход из трудных жизненных ситуаций»
  4. «Отец забывает» статья (читается под музыку «Лунная соната» Бетховен)
  5. Стихотворение «Маленькие ручки»
  6. Заключительные слова психолога (релаксация)

1. Слово психолога (Приветствие и ознакомление с целью и актуальностью данной проблемы)

Монолог из произведения Астафьева «Людочка» 3 сл. (приложение 1) 

Психолог: В настоящее время мы часто сталкиваемся с отсутствием гармоничных отношений между взрослыми и детьми. Причиной является: неосведомленность о жизни собственного ребёнка, «погоня» за материальными ценностями, собственный эгоизм и т.д.

Вычеркивание мыслей о смерти из детского сознания мудро предусмотрено природой: не должно быть преград мощному току созидательных сил, питающих и поддерживающих маленького человека, пока он осваивается в мире. Но это же бесстрашие перед смертью оборачивается смертельной опасностью. Ребенок, посягнувший на собственную жизнь, все-таки надеется, что умрет не до конца. В этом, наверное, и состоит главное отличие взрослых самоубийц от детей. Не понимая ценности человеческой жизни, последние легко бросаются ею.

2. Статистика Генеральной прокуратуры Казахстана по суициду

Психолог: Если заняться исправлением ситуации сейчас, бросив все силы на профилактику суицидального поведения, то можно продлить средний показатель продолжительности жизни в Казахстане на целый год. С 2008 года в реестр медицинских профессий введен такой специалист как суицидолог. В Караганде открылась специальная бесплатная психологическая служба “Жайна” с телефоном доверия для тех, кто стоит перед “последним в своей жизни выбором”

3. Практическая часть. Работа по группам.

1) Родители работают с конвертами для заданий. В них находятся примеры «реальных» проблем молодежи. 4 сл. 5 сл. (признаки, причины) (приложение 2)

6 сл. (рекомендации)

2) «Жизненные ситуации» (отрывки из сочинений) (приложение 3) (Необходимо предположить дальнейшее развитие событий)

3) Тест: «Выход из трудных жизненных ситуаций» 7 сл. 8 сл. (ключ) (приложение 4)

Психолог: «Отец забывает» - небольшая статья, написанная в момент глубокого искреннего чувства, которая находила отклик у стольких читателей, что её приходилось постоянно переиздавать. Её передавали по радио, в бесчисленных программах, она перепечатывалась в школьных журналах и университетских газетах. Иногда случается, что маленькое произведение обретает непостижимый успех. Эта статья – одно из таких произведений.

4. Отрывок «Отец забывает» (приложение 5)

Читает отрывок «Отец забывает» под сопровождение музыки « Лунная соната» 9 слайд

Психолог: «Главное - не оставлять ребенка в одиночестве. Если проблемы дома - в школе педагог обязан обратить на это внимание; если в школе - родители должны помочь ребенку, внимательнее относиться к его маленьким проблемам, иначе случится трагедия. У нас даже в 10-летнем возрасте кончают с собой...»

5. Стихотворение «Маленькие ручки» (приложение 6)

Психолог: Иногда я вижу странные сны. В них то, чего не может быть. Вчера мне снилось, что я иду по аллее парка и разговариваю с соседской девочкой Настей, которая умерла два года назад - повесилась на скрученном телефонном кабеле...

Настя рассказывает, что у нее все хорошо, что она смотрит на нас сверху и ночью заглядывает в окна, в которых горит свет…

Повесилась Настя от одиночества, несмотря на то, что вокруг была вполне благополучная семья, она не была изгоем в школе и не отличалась депрессивными настроениями.

В целом, по оценке школьного психолога Ю. Кротовой, 16-летняя Настя была "вне зоны риска". Тем не менее, записав на камеру мобильника короткое сообщение "простите, я устала", Настя тщательно оделась, накрасилась, позвонила подружке и, старательно привязав скрученный втрое кабель к креплению гардины, надела петлю на шею. При этом девочка держала в руке нож, возможно, чтобы в последний момент перерезать удавку. При осмотре тела медики заметили, что петля в двух местах завязана тугим узлом после обрыва - девочка упорно добивалась цели. Мама девочки, вернувшись домой, только через час поняла, что одежда Насти вся дома, а самой девочки - не видно и не слышно - тело школьницы скрывала штора.

Всего же в мире ежегодно убивают себя около миллиона человек - это огромное количество равное населению мегаполиса …

Одноэтажное здание в центре города на краю парковой зоны с множеством карет скорой помощи - это центр территориальной медицины катастроф (та самая скорая помощь, "03"), здесь и диспетчерская, и врачи-специалисты, готовые решать любую медицинскую проблему. Сюда поступают все вызовы, в том числе, и сообщения о попытках суицида.

Они могут рассказать множество шокирующих подробностей. Самое "рейтинговое" - повешение. А бывает и жуткая экзотика - пьют кислоту, от чего умирают мучительно медленно, с помощью шприца вводят в кровь воду, воздух и даже бензин! Один "неудачливый" самоубийца, находясь в лесу и не имея других подручных средств, попытался убить себя обухом топора, но от удара потерял сознание, а проснулся уже протрезвевшим…

Жду в диспетчерской: звонков так много, что красные телефоны почти не замолкают, создавая непрерывную тревожную мелодию. Если верить статистике, хотя бы один звонок в день будет по моей теме.

Ежедневно в каждом городе 2-3 человека находят причину, чтобы попытаться себя убить, почти половине это удается.

6. Заключительное слово психолога:

Желание умереть - это проблема психики человека. С ней можно бороться. Быть может, совершенно напрасно мы высмеиваем привычку американцев по любому поводу обращаться к личному психологу. Их коронная и всеми кому не лень пародируемая фраза "Хотите поговорить об этом?" - приглашение к началу разговора. Который, возможно, заставить передумать потенциального самоубийцу. Причем в США она настолько распространена и принята, что люди "говорят об этом" не только с психологами, но и с родственниками, друзьями и т.д. Таким образом, получается диалог, которого так ждут непонятые и неподдержанные. Может от того уровень самоубийств в США - 15-16 человек на 100 000 населения.

Конечно, редкий потенциальный самоубийца сам обратится к психологу: "Доктор, вы знаете, хочу умереть!". Значит, об этом должны позаботиться близкие, родственники, соседи, кто угодно, и, в конце концов, в большинстве ситуаций потенциальный самоубийца сам, либо с помощью других, найдет выход.

Даже в теоретически безвыходных ситуациях, когда люди страдают неизлечимыми заболеваниями, есть выход - нужно ценить жизнь пока живешь, быть может, лекарства от всех болезней уже на подходе…

Дорожите тем, что у вас есть, друзьями, родными, любимыми. Ничего не бойтесь, и тогда – всё будет хорошо! 13 сл.

Уважаемые родители, так как информация была «тяжелая», мы предлагаем вам формулу покоя.

7. Релаксация. 14 сл.

Литература:

  1. Отчет Генеральной Прокуратуры Казахстана от 20.11.2007
  2. Газета «Наш мир» (2008.11.14) Сабина Каримова «Суицид как образ жизни»
  3. «Gazeta . kz» (10.01.08.) Андрей Новиков «Эпицентр суицида»
  4. Дейл Карнеги «Как перестать бояться и начать жить»
  5. Тесты и психологические игры Минск «Полымя» 2000 А.Н. Сизанов
  6. В.П, Астафьев «Людочка»

Сказкотерапевтическая программа

Кравченко Елена Владимировна, воспитатель, психолог

Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба 

Краткая характеристика группы

  1. Группа детей 6 класса.
  2. Количество – 12 человек.
  3. Половой состав: 7 девочек, 5 мальчиков.
  4. Возраст 1996-97 г.р. (10 – 11 лет).
  5. Проблемы: агрессивность, низкая способность регулирования процессов возбуждения и торможения.

Общая цель программы: Формирование убеждения о необходимости предотвращения агрессивных путей разрешения конфликтных ситуаций. Активизация детей на проявление чувств любви и доверия.

1 ЗАНЯТИЕ

ДОБРЕЕ, СПОКОЙНЕЕ, ТЕРПЕЛИВЕЕ

Цель: формирование у детей отрицательного отношения к агрессивным действиям и поступкам

1 часть занятия: Образование группы и обеспечение психологической безопасности

Рыцари круглого стола (группа садится в круг).

Каждый ученик придумывает себе псевдоним и называет черту в характере человека, которую он ценит больше всего. Повторяется все дважды - в прямом и обратном порядке.

2 часть занятия: Пропуск в сказку.

Задание:

Представить себе и затем ответить на вопрос: В кого бы вы хотели превратиться в сказке с помощью Доброго Волшебника?

Тот, кто смог почувствовать себя перевоплощенным сказочным героем, уже пропущен в сказку.

3 часть занятия: Игра “Ладони”.

А сейчас мы с вами в отделе Абсолютной Дружбы.

Все люди разные, каждый обладает своими способностями и своими недостатками. Если ты уже знаешь о недостатках человека, можно потрудиться найти его достоинства и принять индивидуальность другого.

С давних времен люди относились с особым вниманием к тем неповторимым рисункам, которые нанесены природой на наши ладони. Ладонь – карта твоего жизненного пути.

ЗАДАНИЕ:

Рассмотрите свою правую ладонь. Исследуйте все линии, морщинки, родинки. Постарайтесь все это запомнить. Закрыв глаза, представьте на “внутреннем экране” свою ладошку.

Назовите десять существительных, которые приходят на ум в связи с нашими наблюдениями ладошки.

А теперь выберите себе партнера. Сядьте рядом. Протяните друг другу левые ладони и найдите на ладонях семь схожих черт. А затем поведайте нам о своих находках в литературной форме: стих, частушка, рассказ-описание. После этого пары озвучивают свои работы.

4 часть занятия: Прочитать сказку “Победа”. Автор Гнездилов А.В.

Краткое содержание сказки:

В сказке два главных героя: Грозный король страны Полуденного Солнца и Король-Мечтатель королевства Полнолуния.

Грозный король считал, что главное в жизни – Сила. Он создал самую сильную армию, и все соседи боялись его.

Король – Мечтатель был полной противоположностью Грозного короля. Он любил поэзию, искусство, ненавидел насилие и войну. Эти две страны разделяло море. Именно это обстоятельство спасало королевство Полнолуния от захвата армией Грозного короля.

Король задумался о ее замужестве. Никто не хотел родниться с таким У Грозного короля была дочь, и приближалось ее совершеннолетие. агрессивным кролем. Всех свободных принцев немедленно переженили. Остался неженатым только Король-Мечтатель. Но Король-Мечтатель не собирался жениться.

И вот началась самая странная война в мире. Конечно, ее начал Грозный король. Он хотел заставить Короля – Мечтателя жениться на своей дочери.

“Мы будем отступать, - решил Король – Мечтатель, - пока не измотаем врага”. Войска по кругу колесили по всей стране, но им ни разу не удалось скрестить оружие. Но однажды Грозному королю удалось взять в осаду замок Короля – Мечтателя. Король – Мечтатель вынужден был принять вызов Грозного короля, который предлагал решить войну единоборством полководцев.

Грозный король полетел в атаку, но приблизившись к противнику, растерялся. Король – Мечтатель даже не опустил забрала, глаза его были закрыты, а на губах сияла гордая улыбка. Они сшиблись. Копье Грозного короля разлетелось на куски. Воистину, он был побежден воображением Мечтателя. Грозный король,соскочив с коня, протянул на вытянутых руках свой меч королю Полнолуния.

Мечтатель, вежливо поклонившись, попросил у Грозного короля отдать ему руку его дочери,супругом которой Король-Мечтатель хотел бы быть. Оказывается, Король – Мечтатель вовсе не был робким; во-вторых, он сражался только затем, чтобы самому добровольно сделать предложение принцессе. Была отпразднована великолепная свадьба, и теперь все соседи завидовали жениху и восхищались невестой, которую счастье сделало просто красавицей.

5 часть занятия: Вопросы к сказке. 

  1. Какой отклик вызвала у вас эта история?
  2. О чем по-вашему эта сказка?
  3. О чем вам захотелось поговорить или поразмышлять после прочтения этой сказки?
  4. К чему стремились герои этой истории?
  5. Добились ли они, чего хотели?

6 часть занятия: Рефлексия к сказке.

Вопрос: Взяли бы вы что-то важное для себя из этой истории? Если да – то что ?

Выслушать ответы желающих по кругу.

Ритуал выхода из сказки:

Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились. Ребята протягивают руки в круг, совершая действия, как-будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди.

2 ЗАНЯТИЕ

ПОЛЯНА РАЗДУМИЙ

Цель: Развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других.

1 часть занятия: Пропуск в сказку.

Разграничим реальный и сказочный мир. Взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу. Мгновение - и мы в сказке.

2 часть занятия: Игра “Давайте говорить друг другу комплименты”. 

Мы все, наверное, не раз задавали себе вопрос – отчего люди конфликтуют друг с другом. Причем часто это происходит по мелочам.

Как тренировать в себе способность принимать другого и видеть его особенности? В этом нам поможет искусство комплимента. Настоящий комплимент способен сказать только человек с добрым любящим сердцем. Комплимент помогает отметить особенности внешности, интеллекта, душевных качеств, таланта человека.

Мы разделимся на группы из 3 – 4-х человек и сядем так, чтобы одна группа не мешала другой. В течение пяти минут вы просто общаетесь друг с другом. Все участвуют в беседе. У каждого члена группы есть задача – наблюдать за своими собеседниками, подмечая их достоинства.

По истечении пяти минут вновь образуется общий круг, но так, чтобы каждый не сидел с теми, с кем только что общался. На отдельных листах каждый напишет комплименты каждому своему собеседнику. Лист с комплиментами передается каждому адресату и все возвращаются на свои места.

ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ:

Приятно ли получать комплименты?

Легко ли делать комплименты?

Изменилось ли отношение к друг другу после игры?

3 часть занятия: Внимательный слушатель.

Вспомним прочитанную на прошлом занятии сказку Гнездилова А.В. “Победа”. Дети по кругу, продолжая друг друга, рассказывают содержание сказки.

ВОПРОСЫ К СКАЗКЕ:

  1. Согласны ли вы с тем, как закончилась эта история?
  2. Что помогало и что мешало им на этом пути?

4 часть занятия: Рефлексия к сказке.

.Расписка.

Пусть каждый задумается о том, как он относится к своему другу, одноклассникам, к маме и папе, дедушке и бабушке. Все мы, к сожалению, иногда в чем-то ошибаемся, когда-то не сдерживаемся.

1. Детям раздаются листы с одинаковым текстом.

Это расписка в добровольной любознательности и пытливости ума, в добром и любящем отношении друг к другу. Каждый может расписаться или просто написать свою фамилию на листке, если ему очень хочется быть именно таким. Листок вы возьмете с собой.

2. Ритуал выхода из сказки:

Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились. Ребята протягивают руки в круг, совершая действия, как-будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди.

3 ЗАНЯТИЕ

ДОЛИНА МУДРОСТИ И ВОЛШЕБСТВА

Цель: Закрепление уважительного и доброжелательного отношения друг к другу. Активизация творческого мышления, воображения и фантазии.

1 часть занятия: Пропуск в сказку.

Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Закройте глаза и ждите моего прикосновения. До кого я дотронусь, тот сразу же садится и ждет начала сказки.

(Включается тихая музыка и “фея” нежно прикасается к каждому ребенку).

Оглянитесь вокруг. Ну, все – мы в сказке.

2 часть занятия: Игра “Построить дом”.

Задание: Построить дом из подручных материалов, в том числе и из самих себя.

Задать вопрос: Какое уважительное отношение друг к другу подразумевала эта игра?

3 часть занятия: Победа.

Мы вновь продолжаем путешествие по сказке Гнездилова А.В. “Победа”. Давайте вспомним Грозного короля, Короля-Мечтателя и, конечно, Победу.

ВОПРОСЫ:

  1. А кто победил в этой сказке?
  2. Кому в сказке хорошо?
  3. Что бы вы хотели посоветовать каждому из героев этой сказки?
  4. Что такое, по-вашему, настоящая победа в реальной жизни? Как вы ее себе представляете?

4 часть занятия: Мы – художники.

ЗАДАНИЕ:

На большом листе ватмана нарисуйте все вместе общую картину на тему: “Наш общий успех”. Можно использовать и карандаши, и фломастеры, и краски.

5 часть занятия: Рефлексия.

1. Доброта, внимание, щедрость – вот что лежит в основе человеческих отношений. Ведь не зря слово “пожалуйста” называют волшебным словом.

Перед нами старинная книга, в которую записываются Секреты и Советы волшебников. Вот сейчас каждый из нас оставит в ней свой совет или пожелание о том, что нужно делать и каким стараться быть, чтобы тебе было хорошо с друзьями, а им было хорошо с тобой. Поделитесь своими мыслями.

2. Ритуал выхода из сказки:

Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились. Ребята протягивают руки в круг, совершая действия, как-будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди.

Сценарий открытого классного часа "Выбор профессии"

Грибова Наталья Ивановна, педагог-психолог

Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба 

Цель: оказание учащимся помощи в выборе будущей профессии.

Задачи: 

  1. формирование положительной профессиональной мотивации;
  2. расширение у детей знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;
  3. составление для каждого ребенка карты с характеристикой его интересов, склонностей и способностей;

Участники: учащиеся 9 класса, классный руководитель, педагог-психолог, представитель администрации школы, зрители (учащиеся 8-10 классов).

Ответственные: классный руководитель Думина В. А., педагог-психолог Грибова Н. И.

Подготовка и оформление: оформление класса плакатами с изображением профессий, оформление листов со словами “хочу, могу, надо”, проведение анкетирования учащихся, подготовка индивидуальных карт для учащихся; 2 чистых листа, 2 ручки, карточки с названием профессий, секундомер, мягкая игрушка.

Ход мероприятия

Ведущим является психолог школы.

Зал украшен плакатами, стулья для участников в зале расставлены полукругом.

Ведущая. Здравствуйте, дорогие друзья! Нам очень приятно видеть вас сегодня здесь, тем более что сегодня мы предлагаем вам рассмотреть очень актуальную тему – тему профессионального самоопределения.

Теория и практика профессиональной ориентации молодежи имеют почти столетнюю историю, если вести ее отсчет со времени создания первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году или со времени открытия специализированного бюро в Бостоне в 1908 году. И за это время профессиональная ориентация накопила ценный опыт и множество методов работы.

Сегодня мы постараемся помочь вам, дорогие ребята, в этом нелегком деле – выборе профессии. На свете существует множество профессий, и их число постоянно увеличивается вследствие развития нашего общества. Но вопрос “Кем быть ?” все так же, как и много лет назад, волнует молодежь. В наше время на помощь подростку могут прийти специалисты, такие как психологи, которые могут рассказать не только о правилах выбора профессии, но и помогут определить ваши склонности, интересы, способности и с их учетом вывести оптимальный для вас вариант. Но, к сожалению, к таким специалистам пока редко обращаются. Именно поэтому очень важно самому ориентироваться в мире профессий, иметь собственное мнение.

По данным центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО, 50% учащихся, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46% респондентов ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых – родителей, родственников или знакомых; 67%, не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44% респондентов не обеспечены сведениями о возможностях обучения по интересующей сфере труда.

На этой неделе вам предлагалось заполнить анкету, целью которой было изучение уровня вашей подготовки к выбору профессии (см. Приложение 1).

Обсуждение обобщенных данных анкетирования.

По данным анкетирования после окончания 9 класса 50% собираются продолжить обучение в 10 классе, 30% - еще не решили, 20% пойдут учиться в какой-либо колледж, техникум. При выборе профессии 50% учащихся класса посоветуются с родителями и друзьями, 20% - только с родителями, 30% решат все сам (заметьте, с работниками школы – никто!). Половина класса знает основы выбора профессии и то, какие профессии будут в ближайшее время востребованы на рынке труда, а половина – нет.

Ведущая. Итак, подведем итог проведенному анкетированию: многие из вас нуждаются в помощи специалистов при выборе профессии. Сегодня я постараюсь вам немного помочь, но давайте сначала немного поиграем. Игра называется “Лучшее в тебе”. Сейчас я дам эту игрушку первому сидящему игроку. Он должен передать ее сидящему рядом, при этом называя лучшее качество этого человека. Этот человек в свою очередь передает ее дальше также называя лучшее качество соседа, и т. д. Когда игрушка окажется у последнего игрока, он должен будет вернуть ее обратно сидящему рядом, также называя его лучшее качество, и так до последнего (т. е. первого) игрока.

(Эта игра способствует восстановлению доброжелательной обстановки среди ребят для продолжения дальнейшей работы).

Ведущая. Молодцы, вот видите, у каждого человека есть хорошие качества, которые обязательно пригодятся не только в будущей профессии, но и в жизни. Надеюсь, настроение у каждого улучшилось, а мы продолжаем. Следующая наша игра немного схожа с предыдущей, назовем ее “Качества профессионала”. У меня есть карточки, на каждой из которых написано название профессии. Сейчас каждый из вас получит такую карточку. Ваша задача: назвать те качества, которые будут способствовать успешному выполнению профессиональных обязанностей. Приведу вам пример. Возьмем профессию “менеджер”. Чтобы быть хорошим менеджером, нужно быть не только, добрым, умным, хорошим другом (то есть это те качества, которые вы отмечали друг в друге), но необходимо уметь грамотно говорить и вести переговоры, быть вежливым, тактичным, активным и т. д. Давайте попробуем?

Ведущая раздает детям карточки с названием профессий: летчик, учитель, ветеринар, врач, актер, программист и т. д.

Ведущая. Отлично! Теперь, после такой игры, мне бы хотелось каждому из вас рассказать о ваших интересах, склонностях и способностях, я думаю, вам будет интересно, ведь именно они во многом определят ваш профессиональный выбор.

Приведение данных результатов диагностики ИСС. Для каждого ребенка оформлена красочная карта с характеристикой ИСС, даны рекомендации по выбору будущей профессии.

Ведущая. Следующая наша игра называется “Цепочка профессий”. Сейчас мы и выстроим эту цепочку. Я назову первую профессию, например, воспитатель, следующий назовет профессию, в чем-то близкую воспитателю, например педиатр. Вы спросите, почему педиатр? Да потому, что и воспитатель, и педиатр работают с детьми. Следующий назовет профессию, близкую к педиатру, и т. д. Важно, чтобы каждый смог объяснить, в чем сходство названных профессий. Понятно? Тогда начнем.

Профессии:стилист; маляр.

Ведущая. Хорошо! Теперь давайте условно разобьемся на команды.

Классный руководитель помогает сформировать команды.

Ведущая. У каждой команды было творческое домашнее задание – выбрать профессию и показать ее в виде пантомимы, а зрители должны угадать, что это за профессия. Попрошу выйти ко мне представителей от каждой команды. Но это еще не все. Пока мы будем разгадывать профессии, у остальных участников будет задание: написать как можно больше профессий, начинающихся на букву “м”. На выполнение задания вам дается 3 минуты. Выигрывает та команда, которая вспомнит больше профессий на заданную букву. Итак, приготовились, время пошло! А мы займемся отгадыванием профессий.

Зрители отгадывают профессии, по истечении времени проводится подсчет профессий, определяется победитель конкурса.

Ведущая. Наше мероприятие подходит к концу. В психологии считается, что для человека самой лучшей, удачной профессией можно считать ту, которая удовлетворяет трем основным составляющим, таким как “хочу”, “могу”, и “надо”.

Под словом “хочу” мы подразумеваем собственное желание ребенка получить эту профессию, но не как не желание других людей (родители, знакомые, сверстники). Когда говорим “могу”, мы имеет в виду, во-первых, способности ребенка, необходимые для выполнения данного вида деятельности, а во-вторых, возможность приобрести данную профессию, т. е. поступить в вуз, колледж или какое-либо другое учебное заведение. Ну, а под словом “надо” подразумевается востребованность данной профессии в обществе. Так вот, если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет наилучшим вариантом для ребенка. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения. Мы желаем вам, чтобы выбранная в дальнейшем профессия приносила вам как можно больше удовлетворения.

Спасибо всем за внимание и активное участие! До встречи!

Список литературы: 

  1. С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, Е. В. Титов “Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников”; М., “Новая школа”, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Активизация родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни "

Формирование  у дошкольников и  их родителей основ, убеждений и привычек здорового образа жизни и  осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения....

Родительское собрание на тему: "Речь наших детей"

Тема родительского собрания Речь наших детей" выбрана не случайно. Все чаще грубость, мат, жаргон звучат вокруг нас. Почему это происходит? Ведь все это антиобщественное явление и воспринимать их нужн...

Родительское собрание на тему: «Ценность нашей жизни - это знание».

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.Задачи:1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в eго учебной дея...

Родительское собрание "Профессии, которые выбирают наши дети".

Родительское собрание по профориентации в 9 классе....

Общешкольное родительское собрание на тему "Как уберечь детей от суицида"

Уважаемые родители, любите своих детей и чаще говорите им об этом, уделяйте им каждую свободную минуту, интересуйтесь их делами, учите преодолевать трудности, убедите в том, что любая черная полоса об...