Общешкольное родительское собрание на тему "Как уберечь детей от суицида"
методическая разработка по психологии

Жутикова Любовь Сергеевна

Уважаемые родители, любите своих детей и чаще говорите им об этом, уделяйте им каждую свободную минуту, интересуйтесь их делами, учите преодолевать трудности, убедите в том, что любая черная полоса обязательно сменится белой. Удачи вам на этом пути!    Жизнь так прекрасна, не загубите ее!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ СУИЦИДА

/выступление педагога-психолога МБОУ гимназии Жутиковой Л.С.

на общешкольном родительском собрании 19.04.17/

Цель родительского собрания: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.

Задачи:

  1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.
  2. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.
  3. Воспитывать уважение к личности ребенка и понимание  его проблемам.

​Ужасом прокатились по каналам телевидения и радиовещания сообщения о наших детях кончающих жизнь самоубийством. Они делают последний шаг с крыш, выходят в окно и режут себе вены.

/показ видеоролика/

Детское самоубийство. Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерь сама по себе – это страшно и невообразимо. Человек не хочет умирать, в его сути биологически заложено изначально - выжить и избежать ситуаций ведущих к смерти. А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более, если это ребенок - вот это уже настораживает.
             

Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах министерства здравоохранения РФ за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти) и приобрело системный характер. Журналисты «Новой газеты» с ноября 2015 по апрель 2016 года насчитали 130 подобных случаев. Причём многие дети знали друг друга по сообществам в социальных сетях.  На территории ХМАО-Югры в течение 2016 г. зарегистрировано 12 оконченных суицидов несовершеннолетних.  СМИ всё чаще сообщают о группах в социальных сетях («Море китов», «Тихий дом» и др.), а также хештегов, с которыми связывают случаи самоубийств детей.  В такие сообщества активно приглашают молодых парней и девушек, испытывающих трудности во взаимоотношениях со сверстниками, поссорившихся с родителями, учителями или другими взрослыми, неудовлетворенных своей внешностью, одиноких, «уставших» от жизни. Им предлагается стать участниками «особой», тайной группы, обособленной от взрослых, заявить о себе, стать «героем», прославиться. В группах смерть подается как нечто любопытное, привлекательное, единственный выход из проблем, а трансляция «самовыпила» — как героический поступок». Атмосфера таинственности, некоторой избранности и исключительности, формирующаяся в этих сообществах, может стать весьма заразительной для еще не крепких душевных сил ребенка или подростка. Подростков психологически обрабатывают и заставляют совершить суицид. Родители напуганы всё большим количеством детей, вовлекаемых в «группы смерти» в социальных сетях.

Как уберечь детей от «групп смерти»? Как оградить ребёнка от странных вирусных игр вроде «беги или умри» или «море китов», цена участия в которых зачастую — жизнь. Стоит ли разговаривать с детьми про «группы смерти»? Как понять, что ребёнок готов прервать свою жизнь? Как это предотвратить?

Суицидологи и психологи, выбирая три «наиболее важные причины», вызывающие подростковые суициды, в качестве основной выделили:

  • семейную обстановку и отношения с родителями (74%);
  • взаимоотношения со сверстниками (61%);
  • опасные группы в социальных сетях и интернете 36% респондентов; но лишь 3% опрошенных выбрали их в качестве единственной причины подростковых суицидов;
  • несчастная любовь (28%),
  • желание попробовать нечто необычное и малопонятное (25%),
  • отсутствие личных перспектив (18%)
  • проблемы в учебе (16%).

Эксперты охарактеризовали «группы смерти» как игровое пространство, где подростков притягивает «ритуальное испытание страхом».

Интернет — это как улица. Перед тем как разрешить ребёнку самостоятельно гулять во дворе без родителя, его нужно просветить на тему техники безопасности. Например, объяснить, что, если к нему будет подходить незнакомая тётя и предлагать пойти с ней за конфеткой или посмотреть щенка, нужно ей отказать и идти домой.

Так же и с интернетом. В том возрасте, когда вы разрешаете ребёнку «гулять» в сети без вашего присмотра, ему и нужно объяснить, какие возможности и опасности там водятся. Про то, как реагировать на интернет-травлю, про настройки приватности, про манипуляции руководителей опасных групп. Нужно объяснить, что с детьми всякие маньяки и сумасшедшие используют сладости, а с подростками — играют на желании быть особенным и сделать что-то необычное и азартное. Также необходимо объяснить, что есть разные виды озорства и безобразничания с обратимыми последствиями. Например, можно сильно поссориться с близким человеком, но потом помириться. Или даже можно не прийти домой ночевать, но потом вернуться. А есть эксперименты, которые имеют необратимые последствия. К числу таких экспериментов относятся эксперименты со здоровьем и жизнью. Некоторые переломы и отравления не лечатся, а мёртвого человека невозможно вернуть к жизни. Некоторые подростки этого реально не понимают. 

Некоторые причины суицида среди детей и подростков.

  • Потери
  • Разрыв романтических отношений

В большинстве случаев для подростка утрата таких взаимоотношений - травма. Его или ее мир рушится. Часто за самоуверенной внешностью кроется чувствительный и ранимый молодой человек, а за позой презрения - чувствительная и ранимая девушка. Банальные выражения типа “время лечит” или “есть и другие” обидны для чувства молодого человека и отражают неприятие их реальности.

  • Смерть любимого человека

Страдания, вызванные смертью любимого человека, могут быть столь сильными, что молодым человеком может управлять желание соединиться с ним в смерти. Кроме того, переживаемое семьей горе часто отодвигает подростка на задний план. Многие взрослые считают, что молодой человек не способен переживать смерть близкого человека так глубоко, как они.

  • Потеря “лица”

Посмотрите на мальчика, который публично заявил, что намерен стать капитаном футбольной команды, и не сделал этого. Взгляните на девочку, которая мечтала быть королевой на вечере, но была отвергнута. Или выпускник школы, стремящийся поступить в колледж, но вместо этого терпящий неудачу, и все это знают.

  • Развод

Потеря одного из родителей вследствие развода наносит больший ущерб чувствам подростка, чем это принято считать. Многие подростки чувствуют ответственность за развал семьи. Надуманный или реальный страх перед возможным разводом также вызывает непереносимые страдания.

  • Давления:
  • в школе

Стремление к высоким оценкам; одновременное выполнение нескольких важных заданий; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной жизни школы; прилежание.

  • Давление со стороны сверстников

Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; секс; музыкальные пристрастия.

  • Давление родителей

Успех; деньги; выбор колледжа; хорошие друзья; подобающее образование; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями.

  • Низкая самооценка:
  • Физическая непривлекательность

Обратите внимание на юношу, который уверен, что ему не сравняться в физической форме со сверстниками или на девушку, которая считает себя некрасивой, невзрачной (покраснение кожи на лице, изменение внешности по причине болезни).

  • Одежда

Под влиянием средств массовой информации и распространенной среди подростков манеры одеваться, подросток оценивает достоинства и недостатки одежды, которую вынужден носить.

  • Физическое бессилие

Иногда подростку трудно справиться не только с физическими проблемами, но и с недобрыми замечаниями и взглядами окружающих.

  • Неуспешность в учебе

Часто “гениальность” старшего брата или сестры служит причиной постоянного напоминания о различиях не в пользу подростка.

  • Недостаток общения

Многие подростки чувствуют себя настолько изолированными и одинокими, что уверены, что никто им не поможет и никто не позаботится о них. Так это или нет на самом деле - не имеет значения. Суть в том, как они это воспринимают, страдая в молчаливой изоляции.

Какие дети в группе риска? Кто подвержен суицидальным мыслям? 

  • дети с накопившейся энергией, которая не находит подходящего выхода. Мысли о суициде или увлечение опасными играми могут свидетельствовать о том, что в ребёнке накопилось много энергии. Поэтому в группе риска дети, которых не обучили или не создали достаточно условий для самореализации, творчества, озорства. Профилактикой будет знакомство подростка с местами и способами раскрытия своего потенциала.
  • дети возбужденные и азартные. Таких нужно знакомить с «экстремальными», но безопасными видами досуга: скалодром, картинг, пейнтбол, секция борьбы.
  • дети с несформированными навыками обращения за помощью. Для них признаться другому в своей проблеме бывает очень стыдно, им просто не приходит это в голову. Профилактикой могут быть — рассказы родителей о том, в каких ситуациях им приходилось обращаться за помощью, объяснение того, что самостоятельность и автономия — это важные ценности, но не абсолютные. Иногда человеку важно решать задачи в одиночку, но порой они решаются только тогда, когда ты в хорошей команде с другими людьми.
  • Важно придать статус нормы таким переживаниям как смятение, печаль, одиночество. Дать понять, что все люди время от времени испытывают такие чувства и рассказать, что вы делали, когда попадали в такие ситуации.
  •  Важным инструментом профилактики является искренний интерес к ребёнку. Ему важно знать, что в центре внимания родителя его личность, его переживания, а оценки, социальные успехи, внешний вид, вкусы — второстепенны.

Как родителям заметить, что ребёнок находится в рискованной группе соцсети:

Есть несколько признаков, свидетельствующих о суицидальных намерениях подростка. Бить тревогу необходимо, если одновременно совпало несколько симптомов:

  1. Беспричинное изменение поведения. Был спокойным — стал нервным. Или был агрессивным, задиристым, а стал «тормозным» или нарочито вежливым.
  2. Нарушение сна: сонливость или бессонница. Поверхностный сон: ребёнок вроде бы спал достаточно долго, но просыпается не выспавшимся.
  3. Общительный подросток становится вдруг замкнутым, использует в общении односложные ответы.
  4. Пренебрежительное отношение к своей внешности у подростков, которые раньше не были в этом замечены: сын или дочь перестаёт умываться, чистить зубы, одевается неопрятно.
  5. Публикация на своей страничке мрачных образов или цитат, связанных со смертью. 
  6. Употребление спиртного и наркотиков теми, кто ранее не злоупотреблял ими. 
  7. Явная замедленность темпа речи, монотонность.
  8. Действия, которые можно трактовать как прощание, завершение: непривычные разговоры о любви к родителям, попытки закончить проекты и дела, раздаривание любимых вещей друзьям.

Был случай, когда мама увидела на стене плакат, на котором был изображен кит, и потащила свою девочку к психологу на следующее же утро. Выяснилось, что девочка действительно нарисовала кита, так как готовилась к проекту по экологии, пишут в издании wordyou.ru. Мама же долго требовала от нее признания, что та состоит в «китах». Дочка призналась психологу, что после такого давления и недоверия ей хотелось закрыться в комнате и больше не общаться с мамой вообще. Родители не должны становиться тиранами: не нужно заставлять ребенка показывать переписку в соцсетях со всеми и обо всем. На самом деле это приводит к тому, что дети замыкаются в себе и создают множество фейковых страниц, на которых пускаются во все тяжкие в ответ на насилие к их личности.

Тотальный контроль, слежка за детьми очень плохо влияют на отношения с ними. Вместо того, чтобы интересоваться внутренним миром и проблемами ребенка, родители отслеживают внешние проявления «преступлений». Чем активнее родители будут контролировать детей, тем сильнее у них будет желание уйти, обмануть, обыграть их в игру в сыщика и преступника. Проверить себя для начала. Давно ли вы с ребёнком находились в непринуждённом общении? Если давно, то стоит запланировать что-то совместное и озорное, приятное, вкусное. Можно рассказать о том, что вы как родитель беспокоитесь и готовы помочь, если возникнет такая необходимость. Пусть эта шумиха станет дополнительным поводом поговорить по душам и признаться в том, какое важное место сын или дочь занимает в вашем сердце. 

Родителям лучше стараться проводить как можно больше времени с детьми. Например, вместе купить что-то, поиграть в «Монополию», погулять, поиграть, не говоря при этом об оценках. Хорошие отношения – это более крепкий трос, чем тотальный контроль и слежка. Клубы, досуговые учреждения также могут помочь создать интересный мир ребенку, найти общие интересы между разными поколениями. Главное, помогать друг другу, а не делать отношения в семье формальными и бездушными и по любому поводу конфликтовать.

Что делать, если ребёнок прямо заявляет: «если у меня в четверти будет „тройка“ по математике, я убью себя»?

— Спокойно обсудить ситуацию, объяснить, какие реальные способы выхода из неё существуют (репетиторы, перевод в другую школу и пр). Дайте ребёнку понять, что печалиться, переживать, чувствовать себя одиноким — нормально. Этого не надо стесняться. Поделитесь тем, что вы сами делали в ситуациях, когда вас одолевали подобные чувства. 

Если угрозы продолжаются, нужно обращаться к психиатру, возможно помещение в стационар под присмотр врачей. Пассажира, вслух пошутившего, что у него в чемодане бомба, сотрудники аэропорта не имеют права пускать в самолёт. И с угрозами суицида нельзя шутить. Это может быть признаком тяжёлой депрессии, и такого человека опасно оставлять без присмотра специалистов.

— Как быть, если родители узнали, что ребёнок уже попал под влияние плохой компании? 

— Смотря насколько плохой. Если речь идёт об откровенном криминале, о наркотиках, необходимо брать семью в охапку и переезжать в другой конец города, переводить в другую школу. В случае физической угрозы жизни несовершеннолетнего сентиментальность и «права человека» ни к чему. Другое дело, когда физически подростку угрозы нет, но родитель переживает по поводу своего уменьшающегося авторитета. В этом случае важно развивать в себе добродетель смирения и не ввязываться в борьбу за ребёнка с его сверстниками. Все равно общение с ровесниками для него, в силу специфики возраста, предпочтительнее.

Нужно помнить, что, отсекая одну среду, нужно активно предложить альтернативную, интересную: кружок скалолазания, байдарочные походы, театральную студию — в зависимости от предпочтений ребёнка. 

Один психолог, занимавшийся философскими вопросами смысла жизни, пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь!

Вывод. Суть любой поддержки человека, находящегося в ситуации депрессии, когда этот фундамент смысла жизни из-под ног ушел, дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение "нужности" и необходимости, того, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот смысл. Покажите, что вы его любите. Кто в мире будет принимать и любить меня и принимать просто за то, что я есть, вне зависимости от поступков, которые я совершаю, от слов, которые употребляю, от того как веду себя, если не мои собственные мама и папа, кому еще я нужен в этом мире так сильно.

Уважаемые родители, любите своих детей и чаще говорите им об этом, уделяйте им каждую свободную минуту, интересуйтесь их делами, учите преодолевать трудности, убедите в том, что любая черная полоса обязательно сменится белой. Удачи вам на этом пути!

ЖИЗНЬ ТАК ПРЕКРАСНА, НЕ ЗАГУБИТЕ ЕЕ!

На нашем сайте гимназии в разделе «Психологическая служба» в копилке советов http://86gmz-sov.edusite.ru/p232aa1.html  размещена Памятка для родителей «Что делать, если ваш ребенок попал в суицидальную группу?», которая поможет вам уберечь детей от влияния интернет-клубов самоубийц, а также подскажет, что сделать и к кому обратиться, если он всё же туда попал.