Тәртиптең әсәһе - тәрбиә
материал

Багаутдинова Альмира Рафаиловна
Ата-әсәләргә
Тәртиптең әсәһе-тәрбиә.
Ояһында ни булһа, осҡанда ла шул булыр.
Бала күңеле - уңдырышлы тупраҡ: ни сәсһәң, шуны урырһың.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета "Хорошие ли Вы родители?"

Внимательно прочтите и выберите ответ (да; нет; не знаю), соответствующий Вашей точке зрения.

  1. На некоторые поступки ребенка Вы часто реагируете "взрывом", а потом жалеете об этом.
  2. Вы пользуетесь помощью или советом других лиц, когда не знаете, как реагировать на поведение ребенка.
  3. Ваши интуиция и опыт - лучшие советчики в воспитании ребенка.
  4. Иногда Вам случается доверить ребенку секрет, который Вы никому не рассказали бы.
  5. Вас обижает негативное мнение других людей о Вашем ребенке.
  6. Вам случается просить прощения у ребенка за свое поведение.
  7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
  8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) Вас.
  9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи Вашего ребенка.
  10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у Вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
  11. Вы считаете, что до определенного возраста можно иногда применять физическое наказание (ремень).
  12. Ваш ребенок именно таков, о каком Вы мечтали.
  13. Ваш ребенок доставляет Вам больше хлопот, чем радости.
  14. Иногда Вам кажется, что ребенок "учит" Вас.
  15. У Вас конфликты с собственным ребенком.
  16. Ваша занятость и усталость могут стать достаточной причиной для отказа ребенку в просьбе оказать ему внимание.
  17. Вы считаете, что ребенок нуждается в правовой защите.

Подсчитайте очки. Ответ А - 3 очка, Б - 2 очка, В - 1 очко.

Сумма от 24 ДО ЗЗ ОЧКОВ. Это значит, что ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь понять его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма ОТ 14 ДО 24 ОЧКОВ. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, иногда излишне мягки. Кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный

эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число ОЧКОВ менее 14. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться за помощью к специалистам - педагогам, психологам, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число ОЧКОВ менее 14. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться за помощью к специалистам - педагогам, психологам, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

     Тест «Детей воспитывают родители, а родителей?»

Внимательно прочтите предлагаемые вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем в воспитании ребенка.

Вопросы

 

Можете ли Вы:

Ответы

Да, я всегда поступаю так

Да, но не всегда поступаю так

Не могу

1.

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

А

Б

В

2.

Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3.

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

В

4

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5

Сохранить самообладание, даже если ребенок поступил плохо?

А

Б

В

6

Поставить себя на место ребенка?

А

Б

В

7

Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея?

А

Б

В

8

Рассказать ребенку поучительный случай из своего детства, представляющий Вас не в выгодном свете?

А

Б

В

9

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А

Б

В

10

Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11

Устоять против детских слез, просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

А

Б

В



Предварительный просмотр:

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как защитить интересы своего ребенка

Даже в детсадовской жизни найдется немало поводов для того, чтобы защитить интересы ребенка. Самая распространенная ситуация — проведение разного рода исследований (тестирования) без информирования родителей и без получения от них разрешения на эти действия в отношении их ребенка. Педагоги чаще всего объясняют необходимость происхождения такого рода исследований образовательной практикой, необходимостью оценить результаты развития ребенка. Кик правило, все завершается тем, что воспитатели выстраивают рейтинговые таблицы (столько-то детей показали высокий уровень развития, столько-то — средний, столько-то низкий). На самом же деле, педагоги обязаны использовать подобные действия, прежде всего для оценки эффективности своей собственной деятельности, а полученные результаты — для того, чтобы искать и находить индивидуальные, подходящие для каждого конкретного ребенка методы и приемы.

Как предотвратить проблему

Прежде всего, стараться быть в курсе событий. На родительских собраниях надо не просто безропотно выслушивать мнение педагогов об «усвоении ребенком программы», а спрашивать о том, какими они видят сильные и слабые стороны достижения и перспективы ребенка, что они делают для того, чтобы помочь ему достичь лучших результатов, что предлагают делать вам, родителям.

Обязательно обсуждайте с педагогами все тревожащие вас ситуации. Лучше пусть вас посчитают излишне внимательными родителями, чем недосказанное вами будет мешать ребенку жить.

Не принимайте на веру все негативное, что говорят о  малыше педагоги. Прежде всего нужно получить факты, подтверждающие их мнение. Для этого обязательно используйте свое право присутствовать в группе, наблюдать за ребенком среди сверстников. Вполне возможно, что вы увидите те факты, которые вызывают негативное поведение ребенка,  поймете, что дело вовсе не в нем.

В случае, если вы увидели подтверждение мнения воспитателя, не принимайте это как трагедию. Ребенок растет и развивается, так что правильным будет решение — обсудить  ситуацию и предпринять совместные действия в пользу малыша.

Будьте уверены: если этого не сделаете вы, не сделает никто.

                                                               шпаргалка для родителей

Если ребенок дерется

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин — мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это  именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.

Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.

Многие дошкольники еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не  могут осознать все возможные последствия своих действий.

Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно — уйти от драки.

Как предотвратить проблему

Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.

Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выхода энергии — не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т. п.Сделайте дома подобие боксерской груши.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».

Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы; не ставить подножку, не бить ногами и т. п.

Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может случиться дальше?»

Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

шпаргалка для родителей

Если ребенок слишком много капризничает и плачет

Такое поведение, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых или приводит к тому, что ребенка начинают дразнить сверстники.

Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения.

Как предотвратить проблему

Убедитесь в том, что ребенок здоров, в том, что никто не пугает его, не обижает исподтишка.

Предлагайте ему больше увлекательных активных практических занятий. Дайте достаточно свободы, чтобы он мог решать и действовать так, как считает нужным.

Снимите чувство незащищенности и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с малышом: «Я вижу, как ты рисуешь», «Ты решила прибрать в кукольной комнате?».

Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если капризничает ребенок трех лет и старше, не реагируйте на его слезы, но скажите: «Объясни мне, в чем дело, и я буду знать, как тебе помочь»Когда вы заметите, что ребенок спокоен, скажите ему: «Как приятно видеть (играть, разговаривать с тобой), когда не плачешь».

Как только ребенок начинает говорить «капризным» тоном, прервите его и скажите: «Говори нормально, чтобы могла понять, в чем дело».

Объясните ребенку, что он может поплакать, сколько хочется, но только в таком месте, где никому не будет мешать.

Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы убедиться, что его поведение не связано с определенным временем, или определенными людьми. Например, малыш может станс виться плаксивым перед сном, обедом. В таком случае проявите гибкость и немного измените время сна и еды.

шпаргалка для родителей

Если ребенок часто устраивает истерики

Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, им часто не хватает слов, чтобы выразить свои потребности.  Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики и который не страда задержками языкового и умственного развития, возможно находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество — слишком высокие или, напротив, слишком: низкие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам,  жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность  или нехватка социальных навыков.

Как предотвратить проблему

Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.

Эмоциональных срывов будет меньше, если вы да ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и под присмотром), т. е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения — добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.

Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем  не нормально, когда этот человек начинает мешать остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».

Попросите, чтобы вместе с вами за малышом понаблюдали более опытные люди, — возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики. '

Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

шпаргалка для родителей

Если ребенок испытывает страхи

Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение, и потому, что как раз в этом возрасте и их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно — не видно опасности, а если ее не видно — я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми и в то же время им еще нужна защита взрослого.

Некоторые одаренные дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них сильно развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые неимоверные взаимосвязи, и в то же время правильно относиться к ним ребенок еще не умеет.

Страх перед чудовищами может представлять собой проявление повышенной тревожности ребенка. У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все еще остается далеко не во всем понятным.

Переживать страхи — это нормально, если только они не начинают мешать ребенку играть, заводить друзей и быть самостоятельным (в разумных пределах).

Как предотвратить проблему

Создайте у ребенка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.

Относитесь с участием ко всем чувствам малыша, даже если вам не нравится, как он себя ведет: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».

Разными способами помогайте ребенку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, сочинить страшные истории и записать их.

Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».

Никогда насильно не заставляйте ребенка сделать то, чего он боится.

Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

шпаргалка для родителей

Если ребенок ябедничает

Это явление обычно возникает как попытка привлечь к себе внимание. Дети часто ябедничают, считая, что могут возвысить свое «Я» за счет представления других детей в дурном свете.

Как предотвратить проблему

Как можно чаще проявляйте к своему ребенку заботу и внимание, говорите ему о положительных чертах его характера.

Предлагайте рассказать что-нибудь хорошее о его приятелях

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Постарайтесь уделить «ябеде» минимум внимания, но не обрывайте его и не отчитывайте, ведь, недослушав ребенка, вы никогда не поймете, что движет им — желание «настучать» или желание поделиться важной информацией.

Попросите малыша поговорить о поступке, о котором он сейчас рассказывает вам, с ребенком, его совершившим, а не с вами.

Спросите «ябеду», как бы он сам поступил в подобной ситуации.

Похвалите ребенка, когда он просто беседует с вами: «Мне очень приятно говорить с тобой, когда ты не ябедничаешь».

шпаргалка для родителей

Если ребенок часто обманывает

Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они делают так потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации»  и внушения тут не помогут и поведения не изменят.

Вместо этого взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти свое лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это на счет поведения, типичного для маленького ребенка.

Иногда можно принять за ложь фантазии малыша. К обману они никакого отношения не имеют.

Как предотвратить проблему

При всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмэна интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, а потом сняли фильм».

Постарайтесь не ставить ребенка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?» — лучше спросите: «Что произошло, когда вы поссорились?».

У ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если ребенок врет вам прямо в глаза, не уличайте его, не  ругайте.

Если вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажите: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю», — давая ему понять, что отличаете ложь от правды.

Никогда не спрашивайте у малыша, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.

Упорное вранье — сигнал того, что ребенок сильно неуверен в себе: он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих.

Если обман связан с отрицанием факта совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, что нужно сделать».

шпаргалка для родителей

Если ребенок упрямится

Причинами такого поведения далеко не всегда являются личные особенности ребенка. Чаще всего это реакция на необосноанные требования взрослых, слишком регламентирующих, лишающих дошкольника инициативы и самостоятельности.

Подумайте, прежде чем предпринимать «ответственные меры». Что значит «упрямиться»? Проанализируйте примеры упрямства. Спросите других членов семьи, воспитателей, как отзывается ребенок на их просьбы и предложения.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если все дело в ваших действиях — начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные требования к послушанию ребенка. Выделите ему достаточное пространство для проявления самостоятельности, инициативы.

Измените свой словарь. Исключите выражения, подчеркивающие негативные стороны действий ребенка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне назло» и т. д. Напротив, используйте слова, подчеркивающие эффективность действий, инициативы малыша: «Ты решил сам надеть ботинки, и у тебя все получилось», — характеризующие его лучшие стороны и достижения: «Я так рада, что ты не забыл положить щетку на место»; «Я любуюсь твоими игрушками — там такой порядок». Кому же не захочется повторять и повторять свои хорошие действия, если мама их видит и так приятно оценивает?

Попробуйте разобраться, чего не любит ребенок и чем совершенно безболезненно для него и вашего родительского авторитета это можно заменить. Например, ребенок категорически отказывается от купания в ванне. Нельзя ли заменить  это принятием душа? Следует также спросить его самого, что может сделать купание в ванне приятным.

Не пытайтесь «переупрямить» упрямца. Вы можете сдаться быстрее, и тогда он и в другой раз найдет, как применить спою власть над вами.

шпаргалка для родителей

Воровство

Если только ребенка не учит воровать кто-нибудь из  взрослых, что встречается довольно редко, то в большинстве; случаев он это делает потому, что чувствует себя в чем-то обделенным. Такому ребенку кажется, что он лишен чего-то такого, что есть у других детей. Если дошкольники обделены вниманием и заботой, они пытаются овладеть какими-то материальными объектами в качестве замены. Это приносит удовлетворение ненадолго, и они повторяют свои действия снова и снова. Взрослые люди тоже часто проделывают нечто в этом роде, когда начинают чувствовать себя одинокими, несчастливыми и нелюбимыми, только вместо воровства они покупают себе подарки.

Иногда ребенок кладет в карман игрушку просто по привычке класть все в карман, не задумываясь о том, что совершает что-то неправильное.

Как предотвратить проблему

Позаботьтесь, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным вашим вниманием, заботой.

Помогите ребенку обрести чувство собственного достоинства, чтобы он не испытывал страданий от того, что у других есть нечто большее.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если подозреваете, что ребенок взял чужую вещь, но до конца не уверены в этом, попросите его вывернуть карманы, когда поблизости никого нет. Если окажется, что ребенок ничего не брал, объясните ему причины вашего беспокойства и обязательно извинитесь.

Если вы поймаете ребенка на воровстве, то спокойно попросите его положить предмет на место. Не стыдите его, не унижайте.

Предоставляйте ребенку больше возможностей выполнять роль лидера или вашего помощника. Это даст ему ощущение собственной значимости.

Если другим детям становится известно, что ребенок ворует, поговорите с ними о том, что важно помочь ему справиться с этой проблемой.

Обсудите вместе с другими членами семьи, с воспитателями возможные причины такого поведения. Вместе их найти намного проще.

шпаргалка для родителей

Злость и жестокость

Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Мы задумываемся, не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимания на боль и страдания других людей.

Дети, которые часто проявляют злость и жестокость, могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищенными, нелюбимыми или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.

Как предотвратить проблему

Следует проявлять к ребенку симпатию, не рассматривая его как проблему. Нужно дать понять малышу, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете.

Признайте гнев, ярость ребенка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их выражения: «Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делается скажи об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого». «Я понимаю, что ты не любишь пауков. Я тоже их не люблю и даже боюсь, но убивать их нельзя, лучше отойти в сторону, пусть скорее убегают к своим деткам».

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, и заставьте ребенка в полной мере осознавать, к  каким результатам привело его поведение. «Когда ты выгнал Андрея из игры, он очень обиделся, ему было больно от такой несправедливости».

Поймите, что ребенок, который проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счет того, что обижает других. Помогите ему увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими: «Каждый человек очень важен. Вот ты так любишь и умеешь рисовать, что все дети с удовольствием просят тебя помочь».

Не скупитесь на ласку, когда ребенок проявит хорошие чувства по отношению к другим: «Ты помог Коле, ты хороший друг».

Помогите другим детям, по отношению к которым проявляется жестокость и насилие, постоять за себя: «Я буду играть с тем, с кем хочу», «Никто не имеет права делать мне больно».

шпаргалка для родителей

Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка

Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок | ваших родителей?

Все-таки не нравятся?

Как быть

Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.

Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся. Понаблюдайте за ребенком — как, в каких ситуациях они проявляются. Вполне возможно, что вы какими-то своими действиями провоцируете ребенка на негативные проявления.

Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. Например, ребенок «упрямый, настырный». Если не вы — причина упрямства, то посмотрите, как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; начав дело, доводит его до конца, несмотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шел обедать). Нет ли здесь положительных черт?

«Оборотной стороной медали» могут оказаться такие черты, которые очень желательны или компенсируются другими особенностями ребенка. Например, ребенок, на взгляд родителей, очень несобран, неаккуратен в своих вещах. Более внимательный взгляд на поведение малыша может открыть возможную причину этих явлений — у него буйная фантазия, он нее время что-то придумывает, и беспорядок — следствие развитого воображения в большей степени, чем прямая неаккуратность.

Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка. Осознайте их значимость и ценность. Дайте возможность малышу знать и чувствовать это. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст дошкольнику уверенность, желание измениться в лучшую сторону.

шпаргалка для родителей

Если вам не нравится собственный ребенок

Такое тоже случается. Иногда родители заранее создают желаемый образ будущего ребенка: «мальчик, красивый, кудрявый, пухленький», а рождается девочка, растет худенькой и даже вовсе не хорошенькой. Здесь нет проблемы ребенка до тех пор, пока взрослые ее не создадут для него тем, что внушат неуверенность в своих силах, возможностях и перспективах.

Проблема — в родителях.

Как предотвратить проблему

Не настраивайте себя заранее на пол и внешность ребенка.

Старайтесь просто любить того, кто еще не родился, а родившегося — любить таким, какой он есть.

Не завидуйте родителям «херувимов и серафимов», у них может быть не меньше проблем.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Вспомните собственное детство, посмотрите свои детские фотографии, возможно, ваш великолепный сегодняшний образ — следствие тщательной работы над собой, в большей степени, чем природная красота и задатки.

Подумайте, чем обусловлены ваши требования к образу ребенка — модой, стремлением к превосходству над другими, сложившимися стереотипами?

Обдумайте и перечислите все сильные стороны своего малыша и постоянно помните о них, помогайте им развиться.

Решите сами, что можно сделать, или привлеките на помощь специалистов, если видите, что некоторые особенности вашего малыша слишком бросаются в глаза другим.

шпаргалка для родителей

Если вы хотите вырастить успешного ребенка

Можно, конечно, считать, что всем правит судьба — одному она дает все, другому чуть-чуть, а третьего и вовсе обходит. Но попробуйте присмотреться к тем людям, которых считаете успешными. Вполне возможно вы увидите, что они обладают такими качествами личности, которые им помогают достичь успеха. Чаще всего это — целеустремленность и инициативность, высокий уровень самоконтроля и умение не пасовать перед трудностями, умение общаться с другими людьми и убеждать их. Вы думаете, это врожденные черты? Скорее, они результат воспитания, то есть плоды того, как с этими людьми обращались в детстве.

Что обязательно нужно делать

Везде и всегда, где и когда это возможно, предоставляйте ребенку право самостоятельно выбирать: с чего начинать есть и какую рубашку (из двух предложенных вами) надеть, чем и в какой последовательности заниматься («Ты можешь поиграть один, или мы вместе посмотрим книжку») и т. п.

Чем больше у ребенка практика принятия самостоятельных решений, тем больше уверенность в своих возможностях.

Обязательно внушайте ребенку оптимизм: «У тебя обязательно получится», «Ты сможешь это сделать», «Я верю в твои способности».

В случае, если малыш принял решение, но переоценил спои возможности, не меняйте своих установок: «Ну все, больше я тебе этого не позволю», — просто помогите ему получить положительный результат: «Давай вместе. Если бы сделал вот так, у тебя бы все получилось. Я верю, что в следующий раз нее получится».

Поговорите с воспитателями или другими людьми, с которыми находится ребенок, пока вы на работе, о том, что вы доверяете своему малышу делать самому, и договоритесь с ними о взаимной поддержке.

Чего делать нельзя

Не говорите ребенку: «Не сейчас», «В следующий раз обязательно, а сейчас я спешу», «Нет. Ты все испортишь. Я знаю, какой ты неумеха» и прочих грустных слов.

Не ставьте ему условий и не создавайте барьеров: «Если не сделаешь, не получишь, не пойдешь». Дело из- под палки, за подарок - уже не дело, а повинность. Не сравнивайте его решения и его результаты с другими детьми.



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ

Трудности воспитания

С 11 до 18 лет лети становятся юношами и девушками. В физическом и психическом состоянии подростка происходят изменения, требующие большого терпения и понимания окружающих и близких.

  1. Для подростка характерно критическое восприятие действительности.
  2. В его жизни появляются новые кумиры.
  3. У подростка часто меняется настроение.
  4. Повышаются финансовые требования.
  5. Появляется свое мнение в оценке партнера и в вопросах выбора профессии.
  6. В крайнем случае возможно возникновение болезненного влечения к наркотикам, анорексия или склонность к преступной деятельности.

При воспитании всех ли подростков возникают проблемы?

Какие трудности возникнут у подростка в период полового созревания, зависит от многих факторов: характера, темперамента, отношения с родителями и т.п. Если с детства отношения между ребенком и родителями были близкими и доверительными, то родителям бывает легче сохранить их и в трудном подростковом периоде. Чем демократичнее отношения родителей со своим ребенком, тем больше вероятность, что он их не отвергнет и не отдалится. Родители, пытающиеся с детства внушить своему ребенку, что они являются совершенными и достойными подражания, скорей всего будут безжалостно свергнуты с пьедестала, созданного ими самими. Подросток начинает открыто конфликтовать с матерью или отцом, дискутировать о стиле их воспитания, часто не избегая суровой критики. У него появляется ощущение собственной силы и значимости.

Как решать проблемы подросткового возраста?

Родителям необходимо быть терпеливыми, любящими и убедить подростка, что он всегда может рассчитывать на их помощь и поддержку. Не следует обижаться на своего ребенка, если он начинает больше доверять постороннему человеку, пытается подражать ему и следовать его примеру. Дело в том, что связь ребенка с отцом и матерью с эмоциональной точки зрения всегда значительно сложнее, чем отношения с другими людьми. Конечно, период полового созревания - это временное явления, однако к этому надо отнестись серьезно и постараться понять своего ребенка. Иначе подросток будет чувствовать себя одиноким и никому не нужным. Последствия таких переживаний могут привести к самоубийству подростка. Поэтому, если ребенок угрожает самоубийством, ни в коем случае нельзя не обращать внимания на такие разговоры, тем более смеяться. Необходимо внимательно за ним наблюдать. Возможно, он действительно разочаровался в жизни и чувствует себя очень несчастным. Так как родители обычно считают своиметоды воспитания подростка правильными, то неожиданная критика ребенка выбивает их из колеи. Им кажется, что их ребенок неблагодарен и не прав. И все-таки необходимо постараться принять критику в любой форме, не прерывая разговора с эмоционально настроенным подростком. Очень важно быть терпеливым и постараться спокойно изложить свое мнение, тогда дети, возможно, смогут понять родителей, их позицию и даже с ней согласиться.

Родители не должны навязывать свое мнение детям. Молодые люди должны сами принимать решения и делать свой выбор, родители могут им только помочь.

В период полового созревания у подростка могут возникнуть серьезные проблемы, напр., трудности в общении, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.п. Если родители почувствовали, что их детям грозит реальная опасность и никакие разговоры не помогают, они должны обратиться к подростковому психиатру, психологу или школьному психологу.



Предварительный просмотр:

Ата-2с2л2рг2 бер нис2 фай6алы к282ш. 

1. Бала мен2н д0р09 м042лл2м2 ите1 к2р2к.Эш 7уш7анда асыу, 7ыс7ырыу, яр3ыу 6а, ин2ле1 62 булыр4а тейеш т1гел.Эш 1т2лешен тикшере1 62 м03им. «№ин эшл2й ала3ы8мы ни?», «№ин2н булма9!» ке1ек к2м3ете162р баланы8 16 ба3а3ын к2мет2, 16ен2 ышаныу к0с0н ю77а сы4ара.Бала4ы66ы8 у7ы4ан китабы, 7ара4ан кинофильмы, м2кт2п тормошо т-да 7ы6ы73ыны4ы6.

2.Эш3е6лек- ял7аулы7ты8, б2хет3е6лекте8 ниге6е.Шу4а к1р2 баланы8 32р к0н баш7ара тор4ан эшт2ре булыр4а тейеш (почта индере1, с1п т1ге1,и62н 3епере1,3ауыт-3аба йыуыу,7ар к0р21 3.б.).

3. Пунктуаль булыр4а 0йр2теге6. Бала4ы6 м2кт2пт2н 3у8лама3ын, унан ва7ытында 7айт3ын.

4. Бала4ы6 алдында Бер 7асан да м0н2с2б2тт2реге66е асы7лама4ы6, ы64ышма4ы6.

5. У7ыу6ы ы6а4а 2йл2ндерм2ге6. Насар т2ртип 0с0н математиканан 09т2лм2 эшт2р эшл2рг2, инша я6ыр4а м2жб1р итм2ге6.

6. Бала4ы66ы арты7 7урсалама4ы6, унда 16аллылы7 т2рби2л2рг2 тырышы4ы6.

7. Ололар6ы ололар4а, кесел2р6е кесел2рг2 0йр2теге6.Й2м242т урындарында бала4ы6 мен2н берг2 бул3а4ы6,16еге6 белг2н н2м2л2р мен2н таныштыры4ы6. М292л2н, автобустар6а ололар4а урын бире1,юлда улар6ы алдан у64арыу 3.б.

8.Бала алдында г2п 3ат7анда кемделер яманлар4а ярамай. С0нки балала шул кешег2 7арата насар 7араш т2рби2л2н2.

9.С2л2м2тлекте, 3аулы7ты ны4ытыу мотла7. Бала4ы6 3ау-с2л2м2т бул3а 4ына, у7ыуы ы84ай бараса7.

10. Гигиена талаптарын 1т2рг2 0йр2те1,б0хт2 кейенерг2, тырна7тарын 7ыр7ыр4а, мунса инерг2 3.б. 0йр2те1 к2р2к.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Әҙәби әҫәргә анализ тәртиптәре

Әҙәби әҫәргә анализ тәртиптәрен...