Развиваем у детей фонематическое восприятие
консультация по теме

Агафонова Наталья Викторовна

Материал адресован родителям дошкольников с системным недоразвитием речи. В нем описаны некоторые игровые приемы развития у детей фонематических процессов, которые могут  использовать взрослые в процессе  домашних  тренировок речевых умений дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_u_detey_fonematicheskoe_vospriyatie.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем у детей фонематическое восприятие

У дошкольников  с общим недоразвитием речи, наряду с нарушением других компонентов языка, оказывается несформированным и фонематическое восприятие. Его развитие является одной из основных задач логопедического воздействия. Совершенствование возможности различать звуки речи способствует не только более быстрому формированию их произношения, но и в значительной степени влияет на усвоение детьми словарного запаса и грамматической стороны языка.

Дифференциация звуков речи ведется обычно в двух направлениях: различение их на слух и в произношении, причем первое направление предшествует второму.

Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает речевые звуки, правильно произносимые детьми.

Специальные игры и упражнения, проводимые с  дошкольниками, способствуют развитию общего и слухового внимания, умения дифференцировать неречевые звуки по высоте, силе, тембру, а также звуки речи – в слоговом ряду и в слове, улучшают контроль детей за собственным произношением, подготавливают их к обучению грамоте.

Предлагаем вниманию родителей описание некоторых игровых упражнений, которые могут успешно использоваться в системе домашних занятий с детьми.

Игра «Что звенит?» Взрослый просит ребенка запомнить звучание при ударе карандаша о металлическую банку, о стеклянный стакан, о фарфоровую чашку. Затем предлагает малышу закрыть глаза. Ребенок угадывает, что звенит. Постепенно количество звучащих предметов увеличивается до пяти.

Игра «Три медведя»  Взрослый выставляет перед ребенком игрушки или картинки с изображением трех медведей. Затем, рассказывая сказку, произносит реплики героев низким, средним по высоте и высоким голосом. Ребенок отгадывает и показывает, какой из медведей мог так сказать.

Игра «Найди картинку» У ребенка картинки с изображением поезда девочки, клоуна. Взрослый объясняет: «Поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, клоун смеется и-и-и». Затем он попеременно произносит данные звуки (у, и, а, и, у).  Реагируя на звук, ребенок  поднимает соответствующую картинку.

Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит сочетание слогов, например: НА-НА - НА - МА. Ребенок определяет, какой слог лишний.

Игра «Испорченный телефон» Взрослый тихим голосом называет определенный слог (например, КА). После того, как ребенок громко повторит этот слог, взрослый еще раз повторяет тот же слог или называет другой (ТА). После каждой         произнесенной  взрослым и ребенком пары слогов устанавливается их тождество или различие в звучании.

Игра «Сосчитай-ка» У ребенка несколько одинаковых фишек (кружков, бумажных полосок и др.). Взрослый произносит 1, 2 или 3 гласных звука (слога или слова). Ребенок откладывает на столе соответствующее количество фишек.

Игра «Поймай мяч» Взрослый называет слова, а ребенок ловит мяч на слово с определенным звуком или прячет руки за спину, если этого звука нет в слове.

Игра «Магазин» Взрослый – продавец расставляет на столе игрушки или раскладывает различные картинки. Ребенок – покупатель выбирает только те игрушки (картинки), в названии которых есть определенный звук.

Игра  «Копилка слов» Ребенок кладет по одной пуговице в копилку (коробку), назвав слово с определенным звуком.

Игра «Разложи картинки» Ребенок называет предметы, изображенные на двух разных картинках, определяет начальный звук в этих словах, например: жук, змея. Затем размещает картинки со звуками Ж или З в названии в два ряда (рядом со змеей или жуком).

Игра «Волшебная дорожка» Ребенок размещает картинку с изображением символа звука (например: для звука Р  – рыбку, для звука Л – лошадку и т.д.) на бумажной полоске (дорожке) так, чтобы показать место определенного звука в слове (начало, середина, конец). Так, в слове РАКЕТА звук Р находится в начале, в слове КОМАР – в конце, а в слове БАРАН – в середине.

Игра «Кто в домике живет?» По количеству окон в домике ребенок подбирает слово с таким же количеством звуков, называя их последовательность. Например: Р,А,К – в слове РАК 3 звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

В статье  описаны особенности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...

педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран  практически...

Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ЗПР,

Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ЗПР проводится на всех этапах логопедической работы, в том числе и в процессе постановки и автоматизации нарушенных звуков, а также в работе на...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...

Преемственность в работе учителей-логопедов дошкольного и начального школьного образования при формировании у детей фонематического восприятия

В статье рассматривается вопрос о преемственности в работе учителей-логопедов, занимающихся с детьми дошкольного возраста и учителей-логопедов, работающих с младшими школьниками. В качестве примера пр...

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонемат...

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Статья посвящена проблеме фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Эта тема особенно актуальна среди детей старшего дошкольного возраста. Авторами проанализирован...