Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
статья по теме

В статье  описаны особенности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx38.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия

у детей дошкольного возраста.

Логопед ГБДОУ №28

Василеостровского района

                                                                                                Санкт – Петербурга

                                                                                                                Иванова Оксана Юрьевна.   2013г

 

     Наша речь представляет собой сложную систему звуков, которые различаются по силе, высоте, длительности звучания и тембру. Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения, а особенно звуки речи, как наиболее звучащие, комплексы, носит название фонематического слуха.

                                                                                                                        \ О.В.Правдина\

                                                                                                          ( Логопедия. Москва. 1973 г)    

Иначе говоря, фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

                                                                                                                            \Л.С.Волкова\.

                                                                                                         ( Логопедия. Москва- 1989 г.)  

Какова же роль фонематических процессов в развитии речи ?

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи.

    Как проявляется нарушения фонематического восприятия у дошкольников ?

Нарушение фонематического восприятия проявляется в том, что ребёнок

  • не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.

Затрудняется

  • определить место и последовательность звуков в слове;
  • определить количество  звуков и слогов в слове;
  •  подобрать слово с определённым звуком или количеством  звуков или слогов;
  • в воспроизведении слов сложной слоговой структуры;
  • определить количество и последовательность слов в предложении.

 Словарь ребёнка  не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать  в развитии. По той же причине недостаточно  формируется и грамматический строй речи.  При недостаточно развитом фонематическом восприятии  многие предлоги,  безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

    Нередко при логопедическом обследовании дошкольников (6 -7 лет),  выявляются дети, которые при относительно сохранном звукопроизношении и по возрасту развитом   лексико–грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие.

В силу того, что описанные выше  нарушения  «не бросаются в глаза», а, следовательно, и не беспокоят родителей дошкольников, дети остаются без своевременно оказанной помощи. Если у  ребенка выявлены  хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то вероятен риск, возникновения  затруднений в овладении чтением и письмом  в школьном возрасте.

При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

  • трудности слияния звуков в слоги и слогов в слова;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих)
  • побуквенное чтение (К, А, Ш, А)
  • искажение слоговой структуры слов;
  • слишком медленный темп чтения;
  • нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма относятся: 

  • замены букв.
  • пропуски гласных;
  • пропуски согласных в их стечении;
  • слияние слов на письме;
  • раздельное написание частей одного слова;
  • пропуски, перестановки слогов в слове.

Работу по формированию фонетического восприятия  осуществляют по следующим направлениям:

1. Развитие слухового внимания и памяти.                                                                                                           2. Развитие простых форм фонематического анализа.                                                                               3. Развитие сложных форм фонематического анализа.                                                                                                       4. Развитие фонематического синтеза.                                                                                                                            5. Развитие фонематических представлений.                                                                                                                                         6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

Расскажу подробней о каждом направлении:                                                                                                                  1. Развитие слухового внимания и памяти.                                                                                                     (С этим направлением вы можете ознакомиться  в  моей предыдущей статье  « Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста».)

  2. Развитие простых форм фонематического анализа.                                                                           

ГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ.

  • Определение  гласного звука (на слух):  \если услышишь звук [А]  хлопни в ладоши \                                                                                                   - в ряду других гласных                                                                                                                                             - в начале слова (в ударной позиции, в безударной позиции)
  • Вычленение  заданного гласного звука (на слух ):                                                                                                                     - из ряда гласных (в начальной позиции  УИА – АИО – ОИУ - АУЭ)                                                                                                                        - из серии слогов (с повторяющимся гласным звуком УП – УС - УК)                                               - из слова ( в начальной позиции под ударением)                                                                                                               - из слова ( гласный в середине слова под ударением)

СОГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ

  • Определение  согласного  звука (на слух): \если услышишь звук [М]  хлопни в ладоши\ - начального звука в слове                                                                                                                - последнего согласного в слове                                                                                                     - согласного в середине слова
  • Определение согласного звука на слух в начальной позиции                                                                             - из серии слогов (ОП – АП – УП;  ТА – ТО – ТУ)                                                                                     - из слова
  • Определение последнего согласного в слове.                                                                                              На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный звук», «согласный звук».  Дети усваивают основные характеристики согласных звуков                                  (твердый - мягкий, звонкий - глухой), слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схемах: красный - гласный звук, синий - твердый согласный звук, зеленый - мягкий согласный звук (согласные звуки для фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь вызванные и автоматизированные).

3. Развитие сложных форм фонематического анализа

  • Развитие навыка определять количество звуков в слове:                                                          - определение количества звуков в слове;                                                                                           - обозначение количества звуков в слове \фишками, на звуковой линейке и т. д;                  -  отбор картинок с заданным количеством звуков;                                                                 - отстукивание  количество звуков в слове;                                                                                          - определение количества согласных (гласных) звуков в слове.
  • Развитие навыка определять последовательность звуков в слове.
  • Развитие навыка определять место звука в слове:                                                                                             – определение позиции звука (начало. середина. конец  слова)                                                                  - определение позиции звука на схеме.                                                                                               – определение «соседей» заданного звука справа и слева.                                                                        – определение порядкового номера заданного звука.                                                                        – составление звуковых схем слова                                                                                                           – подбор картинок(слов) к звуковым схемам

4. Развитие фонематического синтеза                                                                                                          

  • Составление слов из звуков:                                                                                                       - предъявленных по порядку,                                                                                                                            - в разнобой,                                                                                                                                  - составление слов из предъявленных звуков с помехами (хлопки, временный перерыв, каким-либо словом). Пример: С, затем О, потом К, назови слово (СОК).
  • Составление слов из первых звуков названий картинок                                                                               \ пример:  картинки - лодка, утка, капуста  - ЛУК.\

5. Развитие фонематических представлений.

  • Подбор слов на определённый заданный звук. (Придумай слова со звуком ....)
  • Подбор слов с заданным количеством звуков 3,4,5 ...
  • Подбор картинок с определённым количеством звуков.
  • Подбор слов со звуком в заданной позиции (начало, середина, конец слова).    

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа      

  • Подбор картинок с заданным звуком с  определение количества звуков  в слове.
  • Подбор слов с определённым количеством звуков и заданной позицией звука (начало, середина, конец слова)
  • Добавление различного количества звуков к заданному слогу \ПА – ПАР\,                                  слову \ ПАР ПАРК \

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов,  суффиксы, приставки, выделяют предлоги в предложении и т.д. Это очень важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый  звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего звука, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важной предпосылкой для правильного обучения грамоте. Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и тормозит развитие связной речи. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены,

поэтому  необходима система поэтапного формирования фонематической стороны речи  дошкольников.

 Известно, что  отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.

В заключении  я хочу предложить вашему вниманию игры, используемые мною для развития фонематического восприятия.

                                       

 ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ:

                                             «Красный — белый»

Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: По два кружка на каждого ребенка (красный и белый). А

Описание игры: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет—поднимают белый кружок.

                                                       «Цепочка слов»                                                                                                                               Цель:  Определение первого и последнего звука в слове.                                                       Оборудование:   Предметные картинки.                                                                                                                                                                                                                                         Описание игры: Подобрать слова так , чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего \ МОСТ–ТАРАКАН–НОСКИ-ИГОЛКА- АВТОБУС\.

                                                          « Где звук?»

Цель:  Нахождение места звука в слове.

Оборудование: Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Описание игры: Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слово. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

«Кто больше?»

Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры: Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания «картины педагог предлагает рассказать, что собирают пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача - сказать, в названии каких предметов имеется звук [Р] (звук [с] ). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

«Поймай рыбку»

Цель: Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.

 Оборудование: Металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры: Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии  необходимого звука (например [р] ), его место в слове (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает сто очков. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

«Кто внимательнее?»

Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование:  Картинки на определенный звук,

Описание игры: Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например: со звука [с]. Санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: [с]

Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука  [с]  назовите  их». Дети вспоминают, и называю  слова. Потом они сами должны придумать слова с этим звуком.

Игру   можно   усложнить.

«Кто больше слов придумает?»

Цел ь.:  Активизация   словаря,    автоматизация   разных звуков

Оборудование: Мяч, фанты.

Описание игры: Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук,

Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное  кем-либо, фант не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

«Найди место для своей картинки»

Цель: Активизация словаря, дифференциация разных звуков.

Оборудование: Картинки, в названии которых  например, есть звуки [Ш] и [Ж].

Описание игры: Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж... «Эту картинку я кладу с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [Ш] или [Ж]. Если услышите звук [Ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук  [Ж], то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей. Дети называют картинки и раскладывают их справа или слева.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать, такие слова, где звук [ж ]стоит в конце слова или перед глухим согласным.

«Будь внимателен»

Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование:  Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и  т. д.

Описание игры: Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук [С], вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание,  если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук [С] встречается в начале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком [С]. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).

«Звенит — жужжит»

Цель:  Дифференциация   звуков   [з—ж].

Описание игры:  Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук [з] или [ж]. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук [з], то он говорит: «Звенит», если слышит звук [ж], то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

«Отстукивание слогов»

Цель:   Обучение слоговому анализу слов,

 Оборудование:   Барабан, бубен.

Описание игры: Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и  громко слово, например МАШИНА. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

«Телеграф»

Цель:   Обучение слоговому анализу слов.

Описание игры: Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (ма – ши - на, стол, дверь). Только после такой предварительной  работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу,

«Угадай слово»

Цель: Составление слов с определенным количеством слогов.

Описание игры:  Дети сидят за столами, Педагог говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу — отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог; вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать

слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущего можно выбрать кого-нибудь из детей.

«Слова-перевертыши»

Цель: Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Описание игры: Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих детей слова, и при перевертывании не допускались ошибки.

Можно предложить детям и другие варианты; загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

Литература:

- Каше Г.А. «Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическими недоразвитием речи».             - Лалаева Р.И. Конспекты лекций. СПб, 1996 г.                                                                                                              - Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. (под ред. Волковой Л.С., М., 1995 г.)                                                               - Логопедия. (под ред. Правдиной О.В., М., 1969 г.)                                                                                       - Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб, 1994 г.                                                                                                                        - Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.» СПб, 1998г.                                                                                                                                                         - В.А.Ковшиков «Исправление нарушений различения звуков» СПб. 1995                                                                                         - В. И. Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми»                                                     (пособие    для    логопедов    и    воспитателей    детсадов)                                                     -   - г.http://logoportal.ru/razvitie-fonematicheskih-protsessov/.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию речи для детей дошкольного возраста

Программа расчитана  для логопедов работаюих в группе подготовке детей к школе, на базе школы...

развитие художественных способностей детей дошкольного возраста

методическая статья о развитиии художественных способностей детей-дошкольников средствами нетрадиционных техник в изобразительном искусстве...

Проект "Развитие физических качеств детей дошкольного возраста средствами гимнастический упражнений "

Актуальность данного проекта заключается в том, что гимнастические упражнения являются одним из важнейших инструментов обновления и дополнения содержания программ по физическому воспитанию детей в дош...

Развитие гибкости у детей дошкольного возраста

Что такое гибкость? Методика развития гибкости у детей. Комплексы по развитию гибкости у детей....

Развитие языковых способностей детей дошкольного возраста на материале английского языка

Выпускная квалификационная работа посвящена решению проблем связанных с преодолением языкового барьера детей дошкольного возраста при обучении английскому языку. Данная работа состоит из введения, т...

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....