ПОЛОЖЕНИЕ об организации занятий, оценивании и аттестации обучающихся по предмету «Физическая культура» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
материал (5 класс) по теме

Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федераций»;
  • Федеральным законом от 04.12.2007 № Э29-ФЗ «0 физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • «Приказом Министерства образования РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении фе­деральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обу­чающихся»;
  • Приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.1992 № 86/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;
  • Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.08.2001 № 337 «О мерах по даль­нейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физиче­ской культуры»;
  • «Приказом Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госу­дарственного комитета РФ по физической культуре и спорту РАО от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образова­тельных учреждениях Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требо­вания к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»;
  • Методическими рекомендациями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической куль­турой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» (2012 г.);
  • Методическими рекомендациями «Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе» (письмо Министер­ства здравоохранения СССР от 22.02.1980 № 08-14/1-14);
  • Методическими рекомендациями «Врачебный контроль за нагрузкой учащихся на уроках физической культуры в общеобразовательных школах» (письмо Министерства здравоохранения СССР от 27.12.1984 № 11-14/30-7);
  • Письмом Министерства образования РФ отЗ 1.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценива­нии и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной меди­цинской группе для занятий физической культурой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_ob_otsenivanii.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор гимназии № 446                И.А. Лев

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации занятий, оценивании и аттестации обучающихся по предмету «Физическая культура» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федераций»;
  • Федеральным законом от 04.12.2007 № Э29-ФЗ «0 физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • «Приказом Министерства образования РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся»;
  • Приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.1992 № 86/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;
  • Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.08.2001 № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры»;
  • «Приказом Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту РАО от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»;
  • Методическими рекомендациями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» (2012 г.);
  • Методическими рекомендациями «Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе» (письмо Министерства здравоохранения СССР от 22.02.1980 № 08-14/1-14);
  • Методическими рекомендациями «Врачебный контроль за нагрузкой учащихся на уроках физической культуры в общеобразовательных школах» (письмо Министерства здравоохранения СССР от 27.12.1984 № 11-14/30-7);
  • Письмом Министерства образования РФ отЗ 1.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

1. Комплектование групп и допуск обучающихся к занятиям физической культурой

1.1. Комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой.

  1. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья распределяются на четыре медицинские группы (за исключением обучающихся, имеющих полное или частичное освобождение):

  • основная;
  • подготовительная;
  • специальная «А» (оздоровительная);
  • специальная «Б» (реабилитационная).
  1. К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом реакции кардиореспираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем физической подготовки, соответствующим возрасту и полу.
  2. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят следующих обучающихся:

  • без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом кардиореспираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем физической подготовки, не соответствующим возрасту и полу;
  • с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, удовлетворительным или неблагоприятным типом реакции кардиореспираторной системы на дозированную физическую нагрузку;
  • часто болеющих (три и более раз в год);
  • переведенных из основной в подготовительную медицинскую группу после перенесенных заболеваний, травм и окончания сроков освобождения от занятий физической культурой на период, определяемый медицинским учреждением индивидуально.
  1. К специальной медицинской группе «А» (оздоровительной группе) для занятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья, функционального и органического генеза в стадии компенсации.
  2. К специальной медицинской группе «Б» (реабилитационной группе) для занятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья в стадии субкомпенсации.
  3. Комплектование медицинских групп осуществляется на основании заключения о состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма и уровня физической подготовленности обучающегося. Функциональные возможности организма обучающихся физической подготовки определяется ежегодно учителем физической культуры в начале и в конце учебного года по результатам выполнения контрольных упражнений. Определение уровня физической подготовки обучающихся разрешается только при наличии допуска от врача.
  1. Комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой проводится врачом-педиатром на основании заключений каждого специалиста, участвующего в проведении профилактических врачебных осмотров, в которых даются рекомендации по физическим нагрузкам и обязательно указывается медицинская группа для занятий по физической культуре.
  2. Обучающиеся, не прошедшие медицинского обследования, к занятиям физической культурой не допускаются.
  3. Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала. Второй экземпляр «Листка здоровья» должен быть передан учителю физической культуры.

1.1.10. При организации занятий специальной медицинской группы «А» следует учитывать возраст обучающихся t и их нозологические формы заболевания. Рекомендуется выделять следующие подгруппы: обучающиеся с заболеваниями органов кровообращения, дыхания, нервной и эндокринной системы; заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы; заболеваниями костно-мышечной системы и органов зрения. Целесообразно комплектовать медицинские группы по классам. При недостаточном количестве обучающихся следует объединять учеников трех-четырех классов (1-4-е, 5-8-е, 9-11-е). Наполняемость специальной медицинской группы «А» может составлять 15-20 обучающихся.

1.2. Изменение медицинской группы обучающихся для занятий физической культурой в течение учебного года

  1. Изменение медицинской группы для занятий физической культурой устанавливается врачом-педиатром школы по представлению учителя физической культуры на основании особенностей динамики показателей состояния здоровья, функциональных возможностей организма и физической подготовки.
  2. При положительной динамике показателей возможен перевод из специальной медицинской группы «А» в подготовительную и из подготовительной медицинской группы — в основную. При неадекватности физической нагрузки функциональным возможностям организма обучающегося следует перевести из основной в подготовительную или из подготовительной — в специальную медицинскую группу «А».

1.3.        Допуск обучающихся к занятиям физической культурой

  1. На уроки физической культуры допускаются обучающиеся, имеющие при себе спортивную форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивных занятий или урока, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда.
  2. Перед началом занятия учителю следует проконтролировать самочувствие обучающихся.

Не разрешается допускать к занятиям физической культурой обучающихся при:

  • наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость, сердцебиение;
  • остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, катаральные явления и др.);
  • травматическом повреждении органов и тканей организма (острый период): ушиб, рана, растяжение, гематома и др.;
  • опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после удаления зуба, менструальный период);
  • выраженном нарушении носового дыхания; выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов).

  1. Приведенные выше противопоказания для занятий физической культурой относятся к обучающимся всех медицинских групп.
  2. Все обучающиеся, освобожденные от физических нагрузок, находятся в помещении спортивного зала (или на территории стадиона) под присмотром учителя физической культуры.
  1. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий освобожденных обучающихся. Возможно теоретическое изучение материала, оказание посильной помощи в организации урока, осуществление судейства.
  2. При пропуске уроков обучающийся обязан подтвердить причину отсутствия медицинской справкой или иным документом, который передается классному руководителю или учителю физической культуры.

1.4.        Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений

При проведении занятий учителю следует обращать особое внимание и проявлять повышенную осторожность при использовании физических упражнений, потенциально опасных для здоровья детей. При наличии заболеваний следует строго дозировать физическую

нагрузку обучающихся и исключить для них физические упражнения, противопоказанные к выполнению по состоянию здоровья.

2. Педагогический контроль организации занятий физической культурой

2.1.        Образовательные программы физического воспитания для обучающихся раз-
личных медицинских групп

  1. Занятия физической культурой обучающихся основной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами в полном объеме. Разрешается посещение спортивных секций, кружков, участие в соревнованиях, подготовка и сдача нормативов физической подготовки соответственно возрасту, сдача практической части экзамена по предмету «Физическая культура».
  2. Занятия физической культурой обучающихся подготовительной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами при условии постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. При отсутствии противопоказаний с разрешения врача может проводиться подготовка и сдача нормативов физической подготовки соответственно возрасту, посещение спортивных секций со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок.
  3. Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «А» проводятся в соответствии с программами физического воспитания обучающихся,с отклонениями в состоянии здоровья.
  4. Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «Б» проводятся в медицинском учреждении (детская поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и др.) по ЛФК в соответствии с установленными нормативами и подтверждаются предоставлением справки установленного образца. Обучающиеся, относящиеся к специальной медицинской группе «Б», должны посетить не менее шести учебных занятий в полугодие, что с занятиями по ЛФК (3 раза по 10 занятий в полугодие) составляет 70% учебного времени, отводимого на обучение по образовательной области «Физическая культура».

2.2.        Особенности методики физического воспитания обучающихся специальной
медицинской группы «А»

  1. Основными задачами физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы «А» являются:

  • укрепление здоровья; повышение функциональных возможностей и резистентности организма;
  • постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам;
  • овладение комплексами упражнений, благотворно влияющими на состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний;
  • развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
  • контроль дыхания при выполнении физических упражнений;
  • обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовки;
  • формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  • формирование у обучающихся культуры здоровья.
  1. Физическое воспитание обучающихся специальной медицинской группы «А» представляет собой педагогический процесс, базирующийся на общепринятых принципах и методах обучения, к числу которых относятся принципы доступности и индивидуализации, систематичности и постепенности, методы стандартно-непрерывного и стандартно-интервального упражнения.

  1. В физическом воспитании обучающихся специальной медицинской группы «А» применяются разнообразные формы организации занятий: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями по заданию учителя (выполнение комплекса оздоровительной и корригирующей гимнастики, пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры малой интенсивности, посещение бассейна и др.). Основной формой занятий является урок.
  2. Уроки физической культуры обучающихся специальной медицинской группы «А» должны быть направлены на укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма, развитие физических качеств. Продолжительность урока составляет 40-45 минут (30-40 минут в классах первой ступени). Каждый урок включает подготовительную, основную и заключительную части.
  3. В отличие от урока физической культуры обучающихся основной медицинской группы на уроке обучающихся специальной медицинской группы «А» продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается, а основной — сокращается. Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях.
  4. Для распределения программного материала на учебный год составляется годовой план-график, который определяет последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетом сезонно-климатических условий проведения занятий в каждую школьную четверть (триместр). Целесообразно использовать комплексный способ прохождения материала, предусматривающий применение одновременно средств двух-трех видов физической подготовки.

3. Оценивание и итоговая аттестаций обучающихся различных медицинских групп

3.1. Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры

3.1.1. Обучающиеся оцениваются на уроках физической культуры в соответствии со следующими требованиями:

•        «2» (неудовлетворительно) Обучающийся:

  • не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;
  • не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры;
  • не имея выраженных отклонений в состоянии здоровья, не мотивирован к выполнению физических упражнений; не демонстрирует положительных изменений своих физических возможностей, которые должны быть зафиксированы учителем физической культуры;
  • не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств;
  • не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры;

•        «3» (удовлетворительно) Обучающийся:

  • имеет с собой спортивную форму не в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;
  • выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и правила охраны труда при выполнении спортивных упражнений;

  • имея выраженные отклонения в состоянии здоровья, старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в его физических возможностях, которые могут быть зафиксированы учителем физической культуры;
  • продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия;
  • частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры;

•        «4» (хорошо) Обучающийся:

  • имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;
  • выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и правила охраны труда при выполнении спортивных упражнений;
  • имея выраженные Отклонения в состоянии здоровья, мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые зафиксированы учителем физической культуры;
  • на уроках постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдает или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре для своего возраста;
  • выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры;

•        «5» (отлично) Обучающийся:

  • имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;
  • выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает правила гигиены и охраны труда при выполнении спортивных упражнений;
  • имея выраженные отклонения в состоянии здоровья, стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в его физических возможностях, которые замечены учителем. Занимается самостоятельно в спортивной секции школы, района или города, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на соревнованиях различного уровня;
  • на уроках постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдает или подтверждает все требуемые для своего возраста нормативы по физической культуре;
  • выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

3.1.2. При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитываются прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя. Следовательно, итоговая оценка может отличаться от сред-

ней арифметической оценки, выведенной на основе суммирования текущих оценок за четверть (триместр, полугодие).

3.1.3. Итоговая отметка выставляется с учетом теоретических и практических знаний, а также с учетом динамики физической подготовленности.

3.2.        Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской
группы «А»

  1. При оценивании и итоговой аттестации рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных программ по физической культуре для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», допущенных или рекомендованных федеральными или региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения.
  2. Основной акцент в оценивании учебных достижений обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на их стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть зафиксированы учителем и сообщены обучающемуся и его родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка.
  3. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры.
  4. При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.
  5. Итоговая отметка по физической культуре обучающимся специальной медицинской группы «А» выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и физической подготовки, а также прилежания.

3.3.        Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской
группы «Б»

Обучающиеся специальной медицинской группы «Б» на основании представленной справки установленного образца, выданной медицинским учреждением о прохождении курса ЛФК, оцениваются в образовательном учреждении следующим образом: по разделу «Основы теоретических знаний» — в виде устного опроса или написания реферата, по разделу «Практические навыки и умения» — в виде демонстрации комплексов ЛФК, освоенных согласно своему заболеванию в медицинских учреждениях, с последующей итоговой аттестацией по предмету «Физическая культура».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 42 Приморского района Санкт-Петербурга "Шаг в будущее"

ПРОГРАММА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПОЭТАПНЫЕ ШАГИ  НА ПУТИ  СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, КОТОРОЕ ОБЕСПЕЧИТ ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩЕГОСЯ И ЕГО ПОДГОТОВКУ К ПОЛНОЦЕННОМУ И ЭФФЕКТИВНОМУ УЧАСТИЮ В О...

«Особенности организации занятий детей декоративно-прикладным творчеством и игровой деятельностью в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Организация отдыха и  оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Эффективность этой деятельности все больше зависит от степени разработанности ее концептуаль...

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга за 2017/2018 учебный год

Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История» для 5-х классов (надомное обучение) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 535 Калининского района Санкт-Петербурга

Рабочая  программа составлена на основании ФГОС, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и учебника "История древнего мира" под редакцией...

ПРОГРАММА самообразования Гильмутдиновой Венеры Миннигатовны учителя физической культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского мун

ПРОГРАММА  самообразования Гильмутдиновой Венеры Миннигатовныучителя физической культуры  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная ш...