Лекция по теме «Преодоление дисграфии у учащихся»
статья на тему

Рожкова Марина Викторовна

Целевая аудитория – родители учащихся начальной школы, зачисленных на программу «Преодоление дисграфии у учащихся»

Форма проведения – родительское собрание на базе ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»

 

Цели:

- ознакомление родителей учащихся, зачисленных на программу «Преодоление дисграфии у учащихся» с понятием дисграфия, возможностью  раннего выявления и преодоление дисграфии в условиях Центра сопровождения;

- ознакомление родителей учащихся с видами дисграфии.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ работы 2011/2012 уч . год Учителя-логопеда Рожковой М.В. «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ» Структурное подразделение «Центр Сопровождения»

Слайд 2

Охват групповой и подгруппой работой группы подгруппы 8 4 Индивидуальные занятия (чел) 25 Количество участников за год, чел. 25 индивидуальные индивидуальные консультации 130 групповые 55 Общий показатель охвата групповыми и индивидуальными формами работы, чел. 210

Слайд 3

Процент охвата различными видами работ обучающихся

Слайд 4

По нарушению устной речи: «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» - 72 часа; «Преодоление произносительной стороны речи» - 36 часов; «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи» – 36 часов; По нарушению письменной речи: «Преодоление дисграфии у учащихся» – 36 часов; « Пофилактика дисграфии у учащихся 1-х классов» – 36 часов. В процессе обучения использовались следующие программы :

Слайд 5

Реализация учебных коррекционно-логопедических программ дали устойчивую положительную динамику по следующим видам нарушений устной и письменной речи:

Слайд 6

. По нарушению устной речи: «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» - 100% положительная динамика; «Преодоление произносительной стороны речи» - 100% положительная динамика; «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи» – 100% положительная динамика; По нарушению письменной речи: «Преодоление дисграфии у учащихся» – в среднем 78% положительной динамики; «Профилактика дисграфии у учащихся1-х классов» – 100% положительной динамики. Итоги реализации учебных программ:

Слайд 7

Результативность выполнения программ по нарушению письменной речи

Слайд 8

Мониторинг способа письма

Слайд 9

Мониторинг форм дисграфии по группам на начало обучения

Слайд 10

Мониторинг форм дисграфии по группам на конец обучения

Слайд 11

Мониторинг орфографических ошибок у младших школьников

Слайд 12

Мониторинг процесса чтения у младших школьников

Слайд 13

Общие итоги реализации программы «Преодоление дисграфии у учащихся»

Слайд 14

Мониторинг фонетико-фонематических нарушений у старших дошкольников

Слайд 15

Мониторинг фонетико-фонематичеких нарушений у младших дошкольников после коррекционных мероприятий

Слайд 16

Мониторинг фонетических нарушений у старших дошкольников

Слайд 17

Участие в научно-практической конференции «Наша Новая школа» , 2 ноября 2011 г. 2 . Выступление на научно-практической конференции «Наша новая школа» с докладом на секции №1 на тему « Особенности пространственного восприятия у младших школьников с оптической дисграфией », ноябрь 2011г. 3. Выступление на МО специалистов ЦС по теме «Нарушение развития устной и письменной речи у детей и подростков» февраль 2012 г. 4. Участие в семинаре повышения квалификации «Зондовый и логопедический массаж», октябрь 2011 г. 5. Участие в семинаре по повышению квалификации «Коррекция звукопроизношения при дизартрии», октябрь 2011 г. Участие в методической работе

Слайд 18

Подготовка и проведение групповых занятий

Слайд 19

Подготовка и проведение индивидуальных занятий

Слайд 20

Оснащение логопедического кабинета направлено на создание обстановки психологического комфорта и повышения продуктивности и результативности учебной деятельности

Слайд 21

Обзор коррекционно-логопедической литературы По преодолению дисграфии По преодолению ОНР Формирование пространственного восприятия По преодолению произносительной стороны речи Формирование лексики и грамматики



Предварительный просмотр:

Лекция по теме

«Преодоление дисграфии у учащихся»

Составитель - учитель-логопед Рожкова М.В.

Целевая аудитория – родители учащихся начальной школы, зачисленных на программу «Преодоление дисграфии у учащихся»

Форма проведения – родительское собрание на базе ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»

Цели:

- ознакомление родителей учащихся, зачисленных на программу «Преодоление дисграфии у учащихся» с понятием дисграфия, возможностью  раннего выявления и преодоление дисграфии в условиях Центра сопровождения;

- ознакомление родителей учащихся с видами дисграфии.

Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила  переворот в методах накопления, в особенности его способность к абстрактному мышлению.

        Частичное расстройство процесса письма обозначают термином дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях  овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

        Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности  всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме. В процесс письма активно включаются еще глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, речедвигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность.

        Письмо может быть рассмотрено как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру. Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени овладения навыком.

        Выделяют следующие причины возникновений дисграфий:

         1.Незаконченость  языкового развития

         2.Нарушение устной речи

         3.Нарушение психических процессов и операций  которые подготавливают процесс  письма.

Выделяют следующие виды дисграфии:

       1). Дисграфия на почве нарушения  языкового анализа и синтеза, несформированность языкового анализа и синтеза:

  1. фонемного анализа и синтеза
  2. слогового анализа и синтеза
  3. языкового анализа и синтеза на уровне предложения

   Дисграфия проявляется в искажениях структуры слова и предложения:

1) Пропуски согласных при стечении.

2) Пропуски гласных

3) Перестановки букв в словах.

4) Пропуски, добавления,  перестановки слогов в слове

         

.

5) Раздельное написание слов в предложении, когда первая его часть записывается с предыдущим словом, а вторая с последующим, слитное написание  слов  в предложении.

Ошибки при этой форме могут быть разнообразны, их характер и количество определяется степенью нарушения языкового анализа и синтеза.

                    2).     Оптическая  дисграфия

      Характеризуется   нарушением или недоразвитием зрительного анализа, синтеза, мнезиса, гнозиса, пространственных  представлений.

Дисграфия  проявляется в не усвоении букв, в не различении графически сходных букв.

 Выделяются 2 группы графически сходных букв :

     - буквы различаются только количеством элементов

     - буквы отличаются пространственным расположением элементов или качеством одного элемента.

Чаще всего возникает искажение зрительного образа буквы, либо в виде зеркального написания, либо искажение какого- либо элемента буквы. Ошибки увеличиваются, когда одно слово содержит несколько графически сходных букв. Кроме нарушения зрительного образа букв у детей отмечается нарушение рисования, конструирования, воспроизведение сложных графических изображений.  

           3). Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.

                                    (Акустическая дисграфия)

           Обусловлена  нарушением слуховой дифференциации. Ребенок на письме опирается на слуховой образ звука, если он нарушен, то ребенок пишет, так как слышит, при этом звукопроизношение в норме. Наиболее часто смешиваются на письме буквы,  обозначающие акустически сходные звуки:

                       свистящие - шипящие

                        твердые – мягкие

                         звонкие - глухие

Дисграфия  проявляется:

1) Замена букв – оппозиционными звуками

2) Замена аффрикат одним из элементов звука входящего в состав аффрикат.

3) Нарушение обозначения твердых и мягких звуков с помощью йотированных гласных.

4) Нарушение обозначений  твердых и мягких звуков с помощью мягкого знака.

5) Замена гласных не обозначающих мягкость предыдущего согласного.

                4).   Артикуляторно-акустическая дисграфия.

         Нарушение проговаривания в процессе письма проявляется в заменах и пропусках букв.

Ребенок пишет так, как  говорит. Чаще всего эта форма встречается у детей с  полиморфным нарушением звукопроизношения при дислалии, дизартрии, ринолалии, алалии.

5) .    Аграмматическая  дисграфия.

               Дисграфия обусловленная  несформированностью морфологических и синтаксических операций, проявляется  в  виде  различного рода аграмматизмов на письме. Чаще встречается у детей с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития.                              Наиболее характерные ошибки:

1)Слитное написание предлогов со словами.

2)Раздельное написание приставки и корня.

3)Нарушение согласования различных грамматических категорий.

            Продолжительность коррекционной работы зависит от причины нарушения письма.

Темы занятий повторяются, т. к. ошибки учащихся носят стойкий, специфический характер. Эффективность усвоения детьми данного материала зависит от количества проведенных занятий, правильности их построения, умелого сочетания упражнений и заданий, направленных не только на коррекцию и развитие речевой функции, но и на развитие других психических функций.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений для преодоления дисграфии у младших школьников

За основу  была взята система занятий, изложенная в пособии Мазановой Е.В....

Коррекционная работа по преодолению дисграфии с применением элементов конструктивно развивающих игр

Методические рекомендации, по предупреждению и устранению дисграфии в школьных коррекционных учреждениях....

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДИСГРАФИИ."

Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников...

Лекция по теме «Преодоление дисграфии у учащихся»

Целевая аудитория – родители учащихся начальной школы, зачисленных на программу «Преодоление дисграфии у учащихся»Форма проведения – родительское собрание на базе ГБОУ «Школа здоровья и индивидуальног...

Использование современных методов и приёмов коррекционнойработы по преодолению дисграфии у млаших школьников с ОНР.

Проблема изучения и коррекции нарушений письменной речи у детей с ОНР в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Статистика показывает, что с каждым годом в начальных класса...

Коррекция слоговой структуры слова при преодолении дисграфии

Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является нарушение слоговой структуры слова. Слоговая структура слова – порядок расположения количества  слогов в словах. Слого...