Главные вкладки

    Консультация по теме:
    Возрастные особенности семиклассников.

    Холина Елена Евгеньевна

    Материал предназначен для проведения родительского собрания, но интересен будет и для прочтения родителям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vozrastnye_osoboennosti_7-klassnikov.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    "Возрастные особенности семиклассников и их учёт в семейном воспитании"

            Цели: познакомить родителей с возрастными способн6остями развития личности семиклассника; дать рекомендации по воспитанию подростков.

    Ход собрания

    1. Вступительное слово.

    Гармония семейных отношений не означает отсутствие проблем и бесконфликтности.

    Напротив, чем ближе к идеалу, тем сложнее и тоньше мир возникающих противоречий. Гармония ведь всегда единство различного. Когда мы говорим о богатстве личности, мы неизбежно сталкиваемся с богатством противоречий. Действительно, как совместить в одном человеке самые различные увлечения? Как предотвратить перерастание увлечения в страсть, способную заслонить ребёнку многообразный мир человеческих интересов, порывов, исканий, общения? Как сделать, чтобы разрешение одного противоречия неизбежно выводила подростка на оптимистические рубежи, побуждало бы к самовоспитанию?

    На развилке эталона и отклонения от нормы возникают порой самые неожиданные вопросы. Да и сама по себе идеальная норма заключает самодвижение, обусловленное ростом ребёнка. В этом неприрывном движении что-то отрицается, что-то изменяется. Такие отрицания могут проходить болезненно, сопровождаться своего рода кризисами, нравственными потрясениями.

    Конечно, знание тонкостей педагогического дела должно избавлять от неоправданных конфликтов, придавать им ход разумного решения. Но и это не просто. Особенно если имеешь дело с подростками, где в любом увлечении, в любом занятии могут неожиданно высветиться и характеры детей, и их мировоззрения. А острота переживаний приобретает иные, порой более скрытые формы и обнаруживается не столь очевидно, как в младшем возрасте. Все это создаёт много проблем и вопросов. На которые ищут ответ родители.

    Для того, чтобы избегать ошибок в отношениях с подростками, взрослые, и в первую очередь родители, должны хорошо знать природу происходящих в этот период физиологических процессов, возможности организма подростка и предъявлять посильные требования, избегая как перегрузок, так и недогрузок, обеспечить достаточную двигательную активность в режиме дня ребёнка, участие в общественно значимом труде, широко привлекать его к массовым видам физической культуры во внеклассное время.

    1. Психологические особенности подросткового возраста.

    Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

    Наибольшее количество детей с так называемой "школьной дезадаптацией", то есть не умеющих приспособиться к школе (что может проявлять в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении, отрицательных переживаний и т. п.), приходится как раз на 7 – 8 классы.

    Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие из них порой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций и т.п. Наблюдающиеся в этот период изменения бывают столь значительны, что учёные для их описания используют выражения: "гормональная буря", "эндокринный шторм", "скачок роста" и др.

    На этом этапе полового созревания происходит стабилизация взаимосвязей между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. Это проявляется возрастающим количеством половых гормонов в крови и более уравновешенным состоянием центральной нервной системы. В это время происходит не только интенсивное увеличение размеров, и особенно, массы тела, развитие половых органов и различных признаков полового созревания, но происходит также и значительные изменения в общем состоянии и самочувствии школьника.

    Половые гормоны оказывают специфическое действие на нервные центры, что проявляется увеличением интереса к представителям другого пола, усилением полового влечения. В это время особое значение приобретает красивая внешность, специфически воспринимаются особенности полового поведения и т.д. В целом на этом этапе полового созревания изменяются самочувствие, настроение подростка. Подростки становятся менее раздражительными, чем прежде, настроение у них чаще оптимистическое, на смену неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная самооценка. Для этого есть и определённые органические основания. Как отмечалось выше, под влиянием половых гормонов происходит активный синтез белка, растёт масса мышц, повышается их сила т работоспособность. Более упорядоченное, уравновешенное состояние центральной нервной системы проявляется в лучшей способности к концентрации внимания, к умственным и физическим усилиям.

    Если в 5 – 6 классе подростки нуждаются прежде всего в щадящем режиме, в предотвращении различных перегрузок, а нарушение ими дисциплины связанны с повышенной утомляемостью и раздражительностью, то семиклассникам необходима в первую очередь правильная организация их деятельности: нарушения ими дисциплины связаны чаще с тем, что их избыточная энергия не находит правильного выхода.

    В этом возрасте внешность становится одним из факторов самоутверждения личности. В связи с этим у подростков нередко возникает чувство внутреннего протеста против происходящих изменений – как во внешности, так и в психическом состоянии. Последнее проявляется в сознательном подавлении некоторыми подростками любых проявлений романтической настроенности к сверстникам другого пола, желании подчеркнуть деловой, а не доверительный характер отношений. Изменения во внешности действительно не всегда столь уж благоприятны: во всяком случае, не сразу можно увидеть их окончательный результат, подростки, как мы уже отметили, некоторое время бывают нескладными, неуклюжими, их движения недостаточно координированы и т.д.

    В отдельных случаях чувство протеста против этих изменений может достигать болезненной степени и приводит к некоторым нежелательным поведенческим реакциям, например, к так называемой нервной анорексии (то есть отказу от пищи). Чаще всего она наблюдается у девочек. В определённые моменты девочки настолько чувствительны к любым критическим замечаниям об их внешности, что отказ от пищи может развиться буквально из-за пустяка, разумеется, при должном складе личности. Например, это может быть замечание об излишней полноте.

    Однако всё же случаи нервной анорексии не часты. Значительно чаще наблюдаются нарушения настроения, неврозы или неврозоподобные состояния, угнетённость.

    В целом, в этот период большой ранимости подростка, его временной физической ослабленности в сочетании с возрастающим стремлением к самоутверждению и взрослости любая случайность может привести к неблагоприятным явлениям. Однако следует помнить, что характер течения подросткового периода всегда определяется особенностями среды, в которой происходит развитие подростка, особенностями его взаимоотношений с окружающими. Никаких конфликтов не будет, если родители правильно на всё это реагируют.

    1. Заключительное слово.

    Обобщая всё, о чём мы говорили сегодня, хочется подчеркнуть, что подростковый возраст даёт самое большое количество так называемых "трудных" детей. Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи рассматривают его как один сплошной затянувшийся конфликт. Всё это требует от нас с вами пристального внимания к ребёнку, предельной тонкости, деликатности, осторожности в общении с ним. Любите своих детей! Успехов вам в их воспитании!

     

    (Из книги автора-составителя О.В. Павловой)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Возрастные особенности семиклассников

    нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи...

    Возрастные особенности семиклассников.

    Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития: в организме происходят важные изменения, в том числе появляются вторичные половые признаки.  Этот период - время б...

    Консультация для родителей "Возрастные особенности семиклассников" (с презентацией)

    Вашему вниманию предлагается разработка групповой консультации для родителей "Возрастные особенности семиклассников ". Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития...

    Возрастные особенности семиклассников

    Возрастные особенности семиклассников (информация  для родительского собрания)...

    Возрастные особенности семиклассников

    Легко работать с детьми, когда знаешь их возрастные особенности. Материал будет полезен не только участникам образовательного процесса, но и родителям....

    Беседа для родителей. Возрастные особенности семиклассников

    Эта беседа рассказывает о возрастных особенностях семиклассников, об основных задачах развития детей в этот период, указывает положительные и отрицательные проявления разных черт характера у детей, ра...