Родтельский лекторий о значении семейного чтения
материал на тему

Рымарчук Оксана Васильевна

Родтельский лекторий  о значении семейного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Значение семейного чтения

Еще И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко в ход могут пойти отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребенок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребенок живет в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стекла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», — говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».

Чтение повышает интеллект.

Человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. То есть, если ребенок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно постоянно повышать. В подтверждение этой мысли я привожу слова И.Гете: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам употребил на это 80 лет и вовсе не могу сказать, что достиг цели».

Чтение помогает в учебе.

Действительно хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.

Книги формируют самообразовательные навыки.

Приобщившись к чтению, ребенок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нем можно путешествовать бесконечно. Ребенок идет в библиотеку, учит разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы вопрос не возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех.

Чтение побуждает к нравственным поступкам.

К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Книги – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок-невежа» А.Барто, «Волшебное слово» В.Осеевой, стихотворение С.Маршака «Медведя лет с пяти-шести учили, как себя вести» и многое другое, — это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер. Ребенок, который осудил медвежонка за то, что тот «примчался к дому и первым влез в берлогу, медведю пожилому не уступил дорогу», едва ли станет, отпихивая взрослых рваться к двери.

А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос: «Как воспитать книгочея?»

К сожалению, часто мы наталкиваемся на стойкое неприятие процесса чтения со стороны ребенка. В чем дело?

Попробуйте ответить на этот вопрос.

Ц е п о ч к а  м н е н и й  р о д и т е л е й:

«У каждого своя высота, и то, что для одного обычное дело, для другого – рекорд и подвиг»

«Не все получается с первых попыток, причина неудачи может корениться не в идее, а в ее реализации»

«Лучше не заставлять, а показывать пример»

«Прежде чем сдаваться, попробуй победить»

«Родитель сделает – ребенок повторит»

«Нет своих идей – посоветуйся с соседом»

«Проблемы наших детей – продолжение наших проблем, только они более заметны»

«Если мы прощаем себе лень, ошибки, то и к детям нужно быть снисходительными»

Предлагаю объединиться «четверками» и попытаться через 5 минут предложить присутствующим свой (возможно проверенный временем) способ приобщения ребенка к чтению.

Варианты «советов» родителей.

1.На ребенка очень влияет то, что читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или около телевизора, то вряд ли ребенок будет книгочеем.

Комментарий: Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами они при этом редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются где попало, используются как поставка под что-либо, то вряд ли ребенок поймет их истинную ценность. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребенок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.

Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребенок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются новой покупке книги и тут же листают ее.

2.Надо поддерживать интерес к чтению у ребенка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.

Комментарий: Действительно, ваше участие в процессе чтения ребенка бесценно. Однако нельзя и переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.

3.Мы думаем, что могут помочь маленькие родительские «хитрости», например: «Почитай для меня, пожалуйста, а то мне некогда! Я пока помою посуду»

Комментарий: Хороший прием: чтение не должно быть «в пустоту», если ребенку оно еще трудно дается. В предлагаемой ситуации у сына или у дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребенка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперед – естественно и ненавязчиво.

4.Надо дарить ребенку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ним в книжный магазин и выбирать! Но при этом не «скатиться» только на комиксы и иллюстрации к «мультикам»

Комментарий: Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, зависит очень многое. В.Маяковский о своей первой книге писал так: «Первая книга – какая-то «Птичница Агафья». Если бы мне в то время попалось несколько таких книг – бросил бы читать совсем. К счастью, вторая «Дон Кихот». Вот это книга! Сделал деревянный меч и латы, разил окружающих». Видите, как тонко отметил поэт: если книга пришлась по душе, она входит в жизнь. В нее хочется «играть»

Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребенку. Это важно. Потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребенком, их содержание вы помните.

5.Надо запастись терпением, не упрекать ребенка за то, что у него с чтением «туго», ободрить его, хвалить за маленькие «шажки» вперед. Помните, что и у вас не сразу получилось.

Комментарий: Самый антипедагогичный вопрос, который можно задать ребенку, такой: «Ну как ты не можешь читать быстрее?» Еще хуже, если, потеряв контроль над собой, вы кричите. Срываясь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания. Что бы ни было поводом: нежелание, неумение читать – кричать на ребенка недопустимо и унизительно, а главное бесполезно. Ребенок, на которого накричали, не способен работать продуктивно.

6.Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребенок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чем-то, очень ободряет ребенка и помогает ему закрепить читательский интерес.

Комментарий: В подобных ситуациях ребенок обычно с удовольствием предлагает: «А хотите, я вам расскажу…» И у взрослого обязательно должно найтись время, чтобы его выслушать. Вдобавок, такая беседа – хорошая школа рассказывания, необходимая человеку.

Конечно, «копилку родительской мудрости» можно еще пополнять. И я думаю, вы продолжите это делать и после нашей встречи. А пока я предлагаю вам памятки, в которых немало полезных советов.

Памятка для родителей «Как воспитать любовь к чтению»

Первые книги у ребенка должны быть красочно оформлены, тогда они еще до чтения заинтересуют. В то же время они не должны состоять только из иллюстраций, тогда их смысл будет понятным уже после беглого просмотра, и желание читать пропадет.

Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из небольших законченных рассказов. Повествование, состоящее из множества страниц, психологически как бы «давит» на ребенка, он понимает, что прочесть их сразу он не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий.

Взрослые должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребенка. Обязательно поговорите о прочитанном (и не переусердствуйте с вопросами на понимание и критическими замечаниями по поводу самого чтения). Похвалите, даже если не все было «гладко».

Следует воспитывать культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно понять о прочитанном все, а если что-то осталось неясным, спросить. Обратите внимание ребенка на выразительность письма, на яркий образный язык.

Взрослым не стоит прекращать читать ребенку вслух. Вечерние часы за книгой, когда родители, сами увлекаясь содержанием, читают ребенку – это замечательный способ духовного с ним единения, общения и естественного развития.

Дети должны видеть родителей читающими. Их естественная подражательная способность «работает» в такой ситуации на результат.

В доме обязательно должна быть детская библиотечка, которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы ребенка, но не только. Ребенок, возможно, еще не осознает нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках: со временем ребенок это оценит.

Отыщите свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребенку. Почитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни.

Внимательно следите за программой по внеклассному чтению. Возможно, обязательность отторгает ребенка от чтения таких книг. Попробуйте прочесть (или хотя бы просмотреть) их и заинтересовать их содержанием.

Заведите «семейный читательский дневник», куда каждый из членов семьи коротко (возможно даже в одно предложение) запишет свое впечатление о прочитанном.

Следующий этап нашего разговора – «Учимся читать рационально и осмысленно». В начале нашего диалога мы подчеркнули мысль о том, что совершенствовать технику чтения, развивать способность быстро ориентироваться в тексте нужно на протяжении всей жизни, а особенно на таком трудном этапе, как начальная школа. Сегодня, уважаемые родители, вы получите текст с большим количеством интересных упражнений, выполнение которых развивает интерес к чтению и способствует развитию техники в условиях семейного воспитания. А чтобы вы поняли, в чем суть предлагаемых заданий, мы, объединившись парами, попробуем их выполнить сами.

В каждом варианте задания – два упражнения. В первом следует воссоединить пословицы из левой и правой колонок, во втором – из 14 предложенных слов необходимо составить 7 пар, подбирая противоположные по значению.

Упражнения по развитию осмысленности и техники чтения.

Упражнение «Пословицы»

Воссоедините части пословиц из  левой и правой колонок (результат по каждой строке запишите в виде двух цифр рядом)

Фиксируйте время.

Первая половина пословицы

Вторая половина пословицы

1

Своя ноша

Дитя без глазу

1

2

Каждая курица

Не сразу строилась

2

3

Смелость

Просто открывался

3

4

Лбом стены

Свой насест хвалит

4

5

Москва

Не тянет

5

6

У семи нянек

Не прошибешь

6

7

А ларчик

Города берет

7

1

Чует кошка

К обеду

1

2

Язык

Будет и пища

2

3

Дыма без огня

И умереть сладко

3

4

Будет день

Того и погоняют

4

5

Дорога ложка

До Киева доведет

5

6

За правду-матку

Не бывает

6

7

Кто везет

Чье мясо съела

7

1

У страха

Комом

1

2

Поспешишь

Добра не ищут

2

3

Риск

Да дорог

3

4

Первый блин

Владыка

4

5

Своя рука

Глаза велики

5

6

От добра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение вслух. Цикл бесед для родителей

Беседа третьяиз цикла "Как воспитать грамотного читателя? Чтение вслух поможет установить доверительные отношения не только с малышом,но и с подростком!...

Клуб семейного чтения

методическая разработка родительского собрания по теме " Читаем всей семьей"...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Занятие с родителями «Семейные традиции - семейное чтение»

Тренинговое занятие с родителями "Семейные традиции-семейное чтение"...

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно....

Значение семейных ценностей в воспитании школьника

Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единени...

О пользе семейного чтения, чтения вслух…

Родителям… О пользе семейного чтения, чтения вслух&helli...