Занятие с родителями «Семейные традиции - семейное чтение»
план-конспект по психологии на тему

Черненко Инна Анатольевна

Тренинговое занятие с родителями "Семейные традиции-семейное чтение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Семейные традиции - семейное чтение»

Цель: создать условия для  понимания важности семейных традиций в современных семьях.

1 этап.

1. Упражнение на знакомство «Мое имя»  (время:10 минут)

Все  участники  сидят  в  кругу.  По  цепочке,  каждый  участник произносит:  «Меня  зовут  …»  Мое  имя  носил  известный  человек, который прославился тем, что …»

Если  сам  участник  не  знает,  что  сказать,  ему  помогают  все участники.

Актуальность темы: для чего мы сегодня собрались?!

2. Упражнение «Мозговой штурм».

Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание  «семейные традиции»?

Ведущий записывает на доске перечисленные ассоциации.

Сегодня мы с вами собрались для тог, чтобы определить какие семейные традиции  существуют в ваших семьях и как они влияют на воспитание ваших детей.

2 этап.

1. Упражнение. Мини-лекция

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Семейная традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).  

Задание.

Заготовить карту Бьюзена с традициями, раздать стикеры, на которых родители напишут те традиции, которые существуют в их семьях. Далее родители прикрепиляют ответы на карте.

Какие бывают традиции?  

1. Бытовые традиции (чтение по вечерам, совместное приготовление обеда в выходной, сказки на ночь).

2.Духовные традиции (религиозные традиции, помощь старшим, родственникам, семейная благотворительность).

3. Семейные праздники.

4. Семейные реликвии (вещи, которые принадлежали вашим предкам).

Вопрос.

Как традиции влияют на взаимоотношения в  вашей семье?  

 Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, со временем, многие традиции были утеряны, часть традиций осталась, изменившись. Ну и, конечно же, появились новые. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами.

И есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи:  совместное приготовление обеда в выходной, сказки на ночь, чтение по вечерам и многие другие, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами всегда. Но сегодня, в суете бегущих дней мы часто забываем о них. Сегодня мы с вами поговорим о самой простой и самой доступной традиции, которая необходима современным детям особенно это семейное чтение.

2. Упражнение «Сказка».

Я хочу поделиться с вами одной сказкой из сборника Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. Практикум по сказкотерапии «Волшебные крылья». Автор Галина Кислицына

Волшебные крылья

 Это было в Тибете... Высоко в горах, покрытых шапками снега, в гнезде орлов вылупился птенец. Во многом он был похож на своих братьев и сестер, но родители сразу заметили в нем что-то необычное: на его перьях были жемчужные нити, на крыльях - блестящие чешуйки.

Рос птенец обособленно, часто оставался один, залетал в отдаленные ущелья. Целыми днями мог не принимать ни крошки пищи.

Оракул, который увидел этого птенца, сказал родителям: "У вашего дитя необычная судьба. Посмотрите на его перья. Посмотрите на его крылья. Это волшебное дитя. Не мешайте ему расти, только смотрите и наблюдайте, что будет происходить". Сказал так оракул и удалился. Уважение к оракулу было сильно, и родители следовали его совету.

А птенец тем временем рос и становился сказочной, волшебной птицей с прекрасными крыльями, умными глазами и добрым сердцем.

Настало время расставания с родным гнездом. Птица Жемчужная нить (так ее стали называть) отправилась в путь. Если она встречала силы зла, то закрывала их своим телом, которое становилось огромных размеров и зло уменьшалось или исчезало совсем. Если она видела радость, расправляла свои прекрасные крылья, и все вокруг озарялось волшебным светом.

Если Жемчужная нить уставала, она летела на вершину горы, садилась на снег и получала новые силы.

Так продолжалось тысячелетия. Много всего повидала Жемчужная нить. Она была защитницей для слабых, воинственной и непреклонной для злых.

Прилетев в очередной раз на сказочную вершину, умывшись волшебным снегом, Жемчужная нить вдруг тяжело вздохнула: "Что это со мной? Это какое-то новое чувство. Чувство, незнакомое мне". И стала прислушиваться к себе, наблюдать за тем, что происходит с ней. Жемчужная нить почувствовала, что одинока. Вспомнила, как радуются люди, как резвятся животные, когда их двое.

"А почему я одна?" И услышала Голос: "Ты не как все. Твой удел - волшебство. Но если ты хочешь найти свою пару, ты должна пройти испытания". "Да! Да! Я согласна", - воскликнула Жемчужная нить.

"Тогда сбрось свои жемчужные нити, волшебные блестки и отправляйся в путь", - сказал Голос.

Первое, что встретила Птица, было непонимание. Они говорили на другом языке.

Ей приходилось голодать, терпеть унижение и боль, но она знала, что пройдет через эти испытания и научится понимать тех, с кем живет, и они примут ее тоже. Так и случилось. Во многом Жемчужная нить стала похожа на Них.

Нашелся ей и Спутник. Он был красив. Его белые перья сияли в лучах солнца. Жемчужная нить познала любовь: когда сумасшедше бьется сердце, когда не чувствуешь своего тела и ощущаешь, как уносишься в даль.

Шли часы, дни, месяцы и годы. У Жемчужной нити вылупились птенцы, которые выросли и улетели из гнезда.

Жемчужная нить глубоко вздохнула и произнесла: "Что это со мной? Какое-то новое, новое, незнакомое мне чувство". И в это время увидела, как на ее крыльях появляются блестки, а на теле - жемчужные нити. Она услышала знакомый Голос: "Ты познала земную любовь. Ты хотела этого. Но твой удел другой. Твой удел - защищать слабых и обездоленных, вносить гармонию в души людей, раздираемых противоречиями и распрями.

Если ты хочешь, возьми с собой возлюбленного. Вот тебе волшебный мешочек с блестками. Брось на своего возлюбленного эти блестки, и он обретет такую же волшебную силу, как у тебя". Жемчужная нить так и сделала.

С тех пор они вдвоем летают по свету.    

Уважаемые родители ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. О чем эта сказка?

2. Чему она нас учит?

3. В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки?

 4. Какой вывод мы с вами можем сделать?

Вывод: Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими.

3. Упражнение «Птица счастья», изготовление лоскутного оберега.

Мы можем оживить эту сказку. Каждому из вас предлагаю сделать лоскутный оберег. Назовем ее «Жемчужная нить» или «Птица счастья», которую вы сможете забрать с собой, она обязательно принесет на своих крылышках счастье в вашу семью. И так, пора творить добрые чудеса!

Давайте с вами пересядем за парты. Для изготовления птицы необходимо всего 4 предмета: нитки, цветная ткань в форме квадрата форматом 15/15 - 20/20 см., синтепон или вата и ножницы.

Инструкция по изготовлению птицы из ткани.

Наша птица из ткани – не просто игрушка. Как и все в жизни наших предков эта кукла-скрутка была наполнена глубоким смыслом. Птица в русском фольклоре – это душа. Она связывает земную жизнь человека и небесную высь. Ведь птица может подняться выше гор и дол, долететь до солнца, преодолеть моря и пустыни. И не только в сказках. Каждый год из далеких чужих краев возвращаются на родину птичьи стаи, чтобы вить гнезда и воспитывать птенцов. И приносят на крыльях весну. Наша птица из ткани олицетворяет душу дома, сулит хорошее здоровье, урожай – а, значит, счастье и достаток. Таких птиц делали не только из ткани, еще, например, из соломы, щепочек, тонких досточек.  Материал не был так уж важен, главное, чтобы сделано было с душой. И тогда душа-птица принесет радость, свет и счастье в дом.

Шаг 1

Вырезаем из ткани квадрат 15х15 см. Можно выбрать ткань любого цвета и рисунка и квадрат можно вырезать любого размера.

Шаг 2

Обрабатываем край, выдернув нити  — получилась бахрома. Этот шаг не обязательный.

Шаг 3

Складываем квадрат по диагонали

Шаг 4

Разворачиваем платок, чтобы диагональ оказалась сверху, и заворачиваем концы диагонали к углу, который смотрит на вас.

Шаг 5

Сворачиваем пополам. Все сворачивания должны оказаться внутри.

Шаг 6

Любой ниточкой крепко завязываем уголок – это будет клюв.

Шаг 7

Ткань расправляем. Внутрь вкладываем небольшой кусочек синтепона, для головы птицы и завязываем длинной ниткой. Аккуратней получается если вместо синтепона взять бусину. Нить берите подлиннее и завязывайте по середине нитки.

Шаг 8

Расправляем птице крылья и хвост. Опять вкладываем синтепон – это уже тело птички. И завязываем нитками, которые остались в предыдущем шаге. Проводим нити вдоль тела, делаем два оборота, формируя хвост. Далее проводим нити наискосок к голове, обводим голову.  Получился крест на спине у птицы.

Шаг 9

Обматываем ниткой крылья птицы. Ткань на крыльях и хвосте расправляем.

Птица из ткани готова.

Но душе-птице не дело пылиться на полке – ее надо отпустить в полет! Проденьте нитку под крыльями птице и подвесьте к раме окна, потолку, или полке. Пусть летает! Ведь, хотя птица из холщовой ткани на вид куда как скромнее жар-птицы, но она ее родная сестра!

Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, со всеми нами, своими впечатлениями.

Какими еще способами можно оживить сказку?

Какой вывод мы можем с вами сделать относительно семейного чтения?

 Вывод: Семейные традиции – это ценность, уникальность каждой семьи, это то, что сплачивает семью, делает ее крепче и дружнее.

 

4. Упражнение «Шар накопленных семейных традиций».

 Цель: подчеркнуть значимость озвучивания чувств «благодарности» родителям за семейные традиции.

Содержание. Сейчас прошу всех встать в круг. Каждый участник, держа в руках шар, высказываясь, начинает со слов: «Я благодарна своим родителям за семейную традицию … ».

3 этап

1. Метод «Все у меня в руках!»

Цель: Выяснить отношение участников к прошедшему занятию.

Время: 5 мин. на объяснение; 10-20 мин. на индивидуальную работу; 15 мин. на осмотр "выставки".

Численность: Все участники

Материал: листы бумаги всем участникам; карточки (разноцветные), фломастеры каждому участнику, кнопки или скотч. 

Проведение: Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:

- большой палец - над этой темой я хотел(а) бы еще поработать;

- указательный – что мне понравилось больше всего;

- средний – что можно сделать еще лучше;

- безымянный - психологическая атмосфера;

- мизинец - мне здесь не хватало...

Участники рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листки вывешиваются - как бы на ''выставке", и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.      

dketow48

 

Вывод: Введите свои семейные традиции и обычаи, чтобы у вашего дома была особая неповторимая атмосфера и уют, а для всех домочадцев дом стал своей крепостью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции семейного чтения. Методическая разработка.

Методическая разработка к Открытому уроку чтения. Материалы рекомендованы для организации и проведения Всероссийского урока чтения с учащимися 8-9 классов. Активные участники данного мероприятия - род...

Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.

Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...

Развитие традиций семейного чтения: проблемы и перспективы

Статья, поднимающая проблемы развития традиций семейного чтения: проблемы и перспективы...

Презентация "Семейные праздники. Семейные традиции"

«Родители  воспитывают, а   дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обы...

Мероприятие с родителями на тему "Семейные традиции. Праздники"

Цель проведения мероприятия:1. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.3. Сплочение коллектив...

Консультация для родителей "Роль добрых семейных традиций в воспитании патриотических чувств у детей"

"Роль добрых семейных традиций в воспитании патриотических чувств у детей"...

Памятка для родителей (законных представителей) «Семейные традиции»

Многие взрослые, вспоминая детство, рассказывают именно о традициях, принятых в их семье.Эти воспоминания остаются в памяти человека на всю жизнь, и, обзаведясь своей семьёй, повзрослевшие дети перено...