Главные вкладки

    Развитие традиций семейного чтения: проблемы и перспективы
    статья по литературе по теме

    Гокова Елена Михайловна

    Статья, поднимающая проблемы развития традиций семейного чтения: проблемы и перспективы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Статья45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гокова Елена Михайловна

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Промышленновская основная общеобразовательная школа №3»

    Развитие традиций семейного чтения: проблемы и перспективы

    Тема Русского мира была поднята в Год празднования столетия Дмитрия Сергеевича Лихачева, а в Год русского языка был создан фонд «Русский мир».

    В понятие Русского мира входит воспитание новых поколений интеллигенций, несущих и сохраняющих черты русского характера и духа.

    Формировать Русский мир в душе каждого  россиянина, особенно юного, невозможно без книги и творческого чтения, без возрождения интереса юных читателей к классике. Без этого возникает опасность разрыва нашей культурной традиции и опасность взаимного непонимания между поколениями.

    Неутешительные результаты детей в последнем международном тестировании PISA по качеству чтения и понимания текста, где наши старшеклассники заняли 41-е место среди 65 стран. Хотя еще недавно были на 27-м. В первой пятерке «читающих» - Китай, Корея, Финляндия, Сингапур и Канада. Впереди нас оказались даже Турция, Словения, Чили.

    Впрочем, согласно другому международному исследованию PISA, которое проводится по начальной школе, наши младшеклассники показывают потрясающие результаты. «Чрезвычайная успешность»- говорится о России. Так в чем дело? Почему, подрастая, ребята теряют интерес к чтению? Виноваты родители? Школа с непомерными нагрузками по предметам?

    Некоторые педагогики отмечают, что в средних и старших классах учится сейчас поколение 90-х, чье детство пришлось на неспокойные годы. Этим детям родители уделяли гораздо меньше внимания, чем нынешним первоклассникам. И есть надежда, что показатели России по части грамотности будут улучшаться.

    Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. И об этом нужно как можно чаще напоминать родителям обучающихся. Если собственное сердце, собственные привычки, собственная жизнь взрослых не могут служить их детям образцом, то всё будет напрасным старанием. Первая детская книжка в руках мамы, бабушки, дедушки – с этого начинается детское чтение и именно с этого начинается читатель.

    Состоится ли ребенок как гражданин, как «человек читающий», во многом зависит от школы, библиотеки и, прежде всего, от семьи.

    «Духовная жизнь ребенка полноценнее тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок, »- эти слова В.Сухомлинского в полной мере относятся к проблеме семейного чтения.

    Семейное чтение – самое действенное решение проблемы нечитающих детей. Почему дети не читают? Может, в этом вина взрослых, небрежно бросающих «программную» книгу с обязательным напутствием: «Приду вечером - проверю». Совместное чтение, напротив, уравнивает в правах всех членов семьи и позволяет почувствовать интерес к самому доступному процессу в мире. Ведь чтение – прежде всего, интерес и удовольствие.

    Многие выдающиеся люди своими воспитателями в детские годы считали знакомство с лучшими произведениями литературы посредством семейных чтений, их неизгладимое воздействие на становление личности отразилось в автобиографиях.

    И.А.Бунин в «Жизни Арсеньева» вспоминает: «Пушкин был для меня в ту пору подлинной частью моей жизни…Моя жизнь прошла с Пушкиным».

    Сергей Львович, старший сын Л.Н.Толстого писал: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна «80 дней вокруг света». Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована, и он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него были характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки и с нетерпением ждали следующего вечера».

    В.В.Вересаев в «Литературных портретах» рассказывает, как отец ненавязчиво изучал с ним немецкий язык, читал с ним на немецком языке Вальтера Скотта «Айвенго». «Я читал и отыскивал в словаре незнакомые слова, папа их записывал в тетрадку. К следующему дню я должен был эти слова выучить, и чтение это начиналось с того, что папа у меня спрашивал слова. Потом читали дальше. И здесь папа опять с напряжением следил за подвигами таинственного рыцаря… Я был убежден: папа читает со мной потому, что и ему самому всё это было ужасно интересно».

    Имело место в XIX веке в кругу семьи и религиозное чтение. Об этом пишет знаменитый художник И.Е.Репин: «Маменька читает очень хорошо, ясно. Церковный язык так понятен, а непонятное слово сейчас же объясняется…».

    Не меньшее эмоциональное впечатление оказывает и чтение житийной литературы, полной необычных, близких и сказочных чудес».

    К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты или разрушены. Лишь в немногих современных семьях они продолжают жить. Главная причина – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео и компьютерной техники, резкое усиление их роли в досуге современного человека.

    Для того, чтобы выяснить, как проводят досуг в семьях сегодняшних младших школьников, в одной из московских школ был проведен опрос, в котором принимали участие 76 обучающихся 2-го класса. Прежде всего интерес был направлен на частотность использования книг, журналов, телевизоров, компьютеров как средств проведения совместного досуга детей и родителей.

    Как следует из результатов спроса, 70% детей отдают предпочтение техническим средствам массовой коммуникации для проведения досуга и только 6% - книгам, газетам и журналам. Вызывают интерес некоторые другие факты данного эксперимента, например, совместная деятельность ребенка и взрослого:

    - 39% детей вместе с родителями смотрят телевизор;

    - 5% - играют в компьютерные игры;

    - 2% - читают книги.

    Роль школы на современном этапе в формировании ребенка – читателя возрастает. Но «хорошо забытым» подходом в организации детского чтения может и должно стать возрождение традиций семейного чтения. «Любовная и счастливая семья есть живая школа – сразу и творческого равновесия души и здорового органического консерватизма», - писал русский философ И.А.Ильин. Именно книга, как хранилище и источник духовного опыта человечества, должна выполнить роль духовно-нравственного развития в семье.

    Не только педагогам, но и родителям следует знать некоторые условия, необходимы для грамотной организации семейных чтений. Вот некоторые эти методические условия.

    Отобранные для чтения произведения должны быть подлинно художественными, т.е. интересными и ребенку, и взрослому, а главное – они должны нравиться читающему взрослому.

    Манера чтения выбранного художественного произведения не должна быть актерской, излишне театральной. Важно выбрать нужную интонацию и читать с соблюдением всех норм литературного языка.

    В процессе чтения необходимо улавливать настроение детей, их эмоции. Иногда можно предложить детям вопросы по прочитанному с целью выяснения непонятного. Если чтение не захватило ребенка, следует его прекратить и вернуть только по просьбе ребенка.

    Чтение следует вести в режиме диалога с текстом, направленном на прогнозирование ситуации (например: «Как вы думаете, что будет дальше?»). Это помогает оценить замысел автора.

    Детям должна быть представлена возможность оставаться с прочитанным произведением наедине, по возможности и по желанию перечитывать его, еще раз переживая прочитанное.

    Создавать условия для духовного развития своего ребенка, его познавательной деятельности, стимулировать, направлять его размышления – вот главная задача родителей, которой определяется их ведущая роль в организации семейного чтения. Для оказания помощи родителям в освоении этой роли при школах и библиотеках сегодня создаются группы семейных чтений для детей от 6 до 10 лет, где занятно проводят квалифицированные руководители чтением.

    В 1998 году в Москве было издано пособия для учащихся 2, 3, 4 классов «Семейное чтение» (авторы В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.Ф.Климанова), которое включало в себя тексты, предлагаемых для совместных чтений и краткую методическую характеристику. Последние годы эта книга уже переиздана с дополнениями.

    Создана общественная ассоциация «Молодая Россия читает». Это движение, прежде всего, российских школьных библиотекарей, преподавателей, способствующее повышению индекса    PISA у российских школьников.

    Важнейший проект движения «Молодая Россия читает» - Родительское собрание по чтению». Этот проект задуман как эффективный инструмент развития читательской среды ребенка и в школе, и дома. Появились специализированные журналы по чтению: «Семейное чтение», «Родительское собрание по детскому чтению», «Читайка», «Крылья».

    С начала Года семьи, в 2008 годы стали появляться фестивальные движения под названием «Читаем всей семьей».

    В последнее время в нескольких крупных городах открылись «Лавочки детских книг», которые призваны совместить в себе функции магазина и центра детского чтения. При «Лавочках детских книг» на постоянной основе действуют книжные клубы с двумя лекциями: для детей и родителей.

    Занятия проводят педагоги, специалист по детской литературе, в заседаниях клубов принимают участие издатели, редакторы, авторы, критики, библиотекари, школьные учителя.

    Это оставляет пусть маленькую, но всё-таки надежду на то, что еще не всё потеряно.

    Медленно, но всё же идет возрождение «семейного чтения». Есть семьи, в которых издается «Семейный журнал», рукотворные сборники любимых  или собственных произведений и постановки домашних спектаклей на сюжеты известных литературных произведений, с привлечением членов семьи и гостей дома. В этом оказывают помощь возросшие «технические возможности» многих семей.

    Закономерно, что человек, сохранивший приятные воспоминания о встрече с любимой книгой в детстве, порекомендует и своим детям. В детских библиотеках всегда были и остаются традиционными книжные выставки: «Книги из бабушкиного детства», «Эти книги читали твои родители», «Книги трех поколений».

    Не потерян интерес к таким книгам и у учителей, особенно с большим педагогическим стажем. Изучают как на уроках, так и выносят на общие обсуждения детей и их родителей такие книги, как «В стране невыученных уроков» Лии Гераскиной, «Девочка и птицелет» Владимира Киселева и другие.

    Из современных писателей, пишущих для детей, можно рекомендовать для совместного семейного прочтения и обсуждения книги М.Боровицкой, М.Яснова, А.Усачева, М.Москвиной, С.Седова, Е.Матвеевой и других.

    Важную роль в развитии семейного чтения на современном этапе играет детская библиотека, как уже было сказано. Библиотека – новая ступень читательского развития ребенка: детская библиотека является организатором семейного общения и совместного досуга детей и родителей. Читающие дети – счастливая семья. «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой». Эту главную мысль В.А.Сухомлинского берут на вооружение все те, кто заботится и решает проблемы семейного чтения.

    Литература

    Ю.И.Соловьева. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.66-74

    Филиппова Т. Под зеленым абажуром. Журнал Библиотечное дело, №12, с.1

    Ненашев М. Как министр министру: Открытое письмо Александру Соколову // Библиотечное дело, 2006, №1, с.2-4

    Безрукова С.В.Я люблю читать: книга для детей и родителей/ С.В. Безрукова. – Ростов н/д: Феникс, 2001, с.146

    Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой // Домашнее воспитание, 2004, №1, с.7-8

    Тихомирова И.И. Виктор Острогорский как теоретик и методист семейного чтения//Семейное чтение в год семьи/Сост: Т.Д.Жукова, М.: Русская школьная библиотека, 2008, №5, с.78-84


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Традиции семейного чтения. Методическая разработка.

    Методическая разработка к Открытому уроку чтения. Материалы рекомендованы для организации и проведения Всероссийского урока чтения с учащимися 8-9 классов. Активные участники данного мероприятия - род...

    Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

    В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

    Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.

    Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...

    Традиции семейного чтения

    Презентация к выступлению на совещании классных руководителей. Обоснование проекта общешкольной конференции родителей по данной проблеме....

    Традиции семейного чтения

    Одно из средств развития интереса к печатному слову - традиция семейного чтения....

    Занятие с родителями «Семейные традиции - семейное чтение»

    Тренинговое занятие с родителями "Семейные традиции-семейное чтение"...

    Родительское собрание Тема: «Традиции семейного чтения»

    Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, к...