Главные вкладки

    Графические упражнения
    консультация на тему

    Бородулина Татьяна Сергеевна

    Графические упражнения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pravilno_sidet_pri_pisme.docx21.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо - новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.

    У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.

    Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

    Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

    - Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.

    - Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.

    - После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

    - Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

    Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

    - Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя" или "Положи книгу слева от себя". Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.

    - Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

    - Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?"

    - Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.

    - Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и т.д.

    Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

    . Графические упражнения. Штриховка.

    Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами

    Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

    Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

    Правила штриховки:

    Штриховать только в заданном направлении.

    Не выходить за контуры фигуры.

    Соблюдать параллельность линий.

    Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

    Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

    - Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

    - Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

    - Существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

    - Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

    - Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы.

    Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

    - Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

    - Положить кружок, справа от него - нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

    - Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.

    - Нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.

    - Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

     концу года дети должны знать и уметь:

     

    Знать

    Уметь

    знать гигиенические правила письма

    Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

    Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.

    уметь правильно держать ручку, карандаш.

    Знать правила штриховки.

    Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

    Знать правила работы с тетрадью.

    Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

    Знать правила работы с ножницами.

    Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

     

    Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

     

     

    Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения по теме "Графическая информация"

    Работа с палитрой цветов, закраска замкнутых областей, изменение фона рисунка, способы заливки цветом...

    Упражнение по теме "Текстовые и графические данные" для 2-го класса, созданное на сервере LearningApps.org

    Упражнение по теме "Текстовые и графические данные" для 2-го класса, созданное на сервере LearningApps.orghttp://LearningApps.org/watch?v=p59xa1dit01...

    Игры и упражнения для формирования графического навыка у детей 5-6 лет

            5 февраля 2014 года прошло собрание для родителей, где были даны рекомендации, а также предложены игры и упражнения, которые помогут подготовить руку ребенка к письм...

    «Упражнения по формированию графических навыков и письма у детей предрасположенных к дисграфии».

    Предложенные упражнения проводились с воспитанниками старшего дошкольного возраста посещающими ДС.  В ходе занятий у детей  значительно обогатился словарный запас, улучшилась связная речь, ф...

    Графические упражнения для развития межполушарного взаимодействия

    В статье раскрывается понятие "межполушарное взаимодействие" и дается описание графических упражнений для его развития....

    Картотека графических упражнений на развитие координации в системе «глаз-рука» у учащихся первого класса с нарушением зрения

    Готовность к обучению включает в себя целый ряд факторов, среди которых существенное место занимает зрительно-моторная координация. Практика показывает, что дети с нарушением зрения имеют неудовл...