Игры и упражнения для формирования графического навыка у детей 5-6 лет
материал на тему

Иванникова Ольга Анатольевна

          5 февраля 2014 года прошло собрание для родителей, где были даны рекомендации, а также предложены игры и упражнения, которые помогут подготовить руку ребенка к письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Центр диагностики и консультирования «РОСТ»

Рекомендации для  родителей

Как правильно готовить руку

ребенка 5-6 лет к письму

Составила учитель – дефектолог

Иванникова О.А

2014 г.

Одной из важных задач дефектологического обследования детей 5-6 лет, обратившихся в центр, является выявление имеющихся у дошкольников особенностей развития, препятствующих успешной готовности к школе. Значительную долю занимают проблемы развития моторики, они составляют более 60 % по результатам диагностики.

Как приятно родителям видеть, когда ребенок пишет в тетради правильно и  красиво буквы. Достигнуть этого можно только в результате целенаправленного и систематического обучения. И следует отметить, что преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц рук, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.

К 6 годам ребенок в состоянии овладеть основами грамоты: познакомиться со всеми буквами алфавита, составлять из букв слова, читать по слогам и т.д. Особенно дети этого возраста тяготеют к графической стороне языка, буквенной символике и чтению. У детей с низким развитием моторных функций отмечаются трудности в написании букв и цифр, в формировании навыков письма. Они медленнее включаются в работу, быстрее утомляются, чаще прибегают к помощи педагога. Дети с отклонениями в развитии часто испытывают трудности при письме: быстро устает рука, не всегда получается правильное написание букв, движения руки не скоординированы, «уходит» строка. Такие дети при письме часто не успевают за темпом работы в классе, у них отмечается напряжение руки, тремор, либо слишком слабый нажим. В результате формируется плохой небрежный почерк. Также у них гораздо ниже стойкость мотивации.  Как только выполнение задания вызывает трудности, дети стараются перейти к другой деятельности или вообще отказываются от задания. В итоге у ребенка наблюдается чувство страха, зажатости, напряженности. 

Мы предлагаем родителям ряд рекомендаций, а также игры и упражнения,

которые помогут подготовить руку ребенка к письму.

      Многое в работе мы взяли из апробированных методик овладения графическими навыками. Но включили и личные наработки: предоставление ребенку посильного, а не облегченного материала; использование в начале работы тетради с широкой; обучение детей словесному обозначению своих действий.    

Наши рекомендации

Прежде всего,  необходимо обратить внимание на условия, в которых занимается ваш ребенок:

      1.  Помещение  должно быть достаточно светлым

      2. При прямой посадке ребенок должен опираться грудью о парту, от края парты до груди – 3-4 см, расстояние между глазами и тетрадью ребенка – 30-33 см.;

      3. Обе руки лежат на парте, только локтевой сустав немного выступает за края, левая рука поддерживает тетрадь и передвигает  ее вверх по мере заполнения страницы.

      Мы должны научить детей самостоятельно проверять свою посадку. Дети должны осознать знание правильной осанки для собственного здоровья, физического развития и работоспособности в успешном овладении навыков письма. Также мы учитываем проблему «смешанной латеральности», то  есть особенности детей, которых мы называем – «левши». Леворуких мы не имеем права переучивать, но необходимо учитывать их особенность: объяснять больше времени, уменьшать объем задания, делить на части или предлагать задания пониженной трудности.

     4. Время занятия для детей должно быть не более 20 минут.

          5. Мы должны помнить, что монотонная однообразная работа утомляет детей, они быстро теряют к ней интерес, что сказывается на выполнении задания. Поэтому мы должны использовать игровые формы работы (Приложение 1).

         6. Но игра не должна затянуться. Важно вовремя перейти от рисования к изучению букв. Дети могут рассказывать о форме буквы, ее особенностях, где начинать писать, как вести карандаш (фломастер). Особенно эффективен прием олицетворения, основанный на ассоциациях по сходству («На что похоже?»). Можно предложить детям конструировать букву или ее элемент из палочек, проволоки, пластилина, выложить из гороха, косточек и т.д. Интересным для детей будет словесно-зрительное упражнение «Найти ошибки в написании букв Незнайкой». После того, когда дети определят ошибки, сами их потом стараются не повторять. Рисование в воздухе букв также можно обыграть: предложить угадать букву, которую вы пишете в воздухе.

       Для достижения наилучших результатов по формированию графических навыков  давать задания на сочетание зрительного контроля с движением: лабиринт, кегли, «Попади в ворота», «Поймай шар», «Лови и бросай - упасть не давай».

          7. Мышечные возможности руки детей можно тренировать и корректировать с помощью гимнастических  упражнений для мелкой мускулатуры пальцев (Приложение № 2).  Благодаря этим упражнениям кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Так в конце всех игровых действий руки дети переходят на новую ступень, где формируется умение писать тот или иной элемент буквы.

           8.  Развивать руки нужно постоянно, поэтому мы рекомендуем ряд игровых заданий, направленных на формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки окружающих предметов (Приложение № 3)

          9.    В середине занятия  необходимо проводить упражнения для снятия зрительного напряжения (см. Приложение №4).

Приложение № 1

Упр. № 1. Флажки на ниточке» (чередуется форма, размер, расположение и цвет. Например влево – синий, вправо – красный и т. д.).

Упр. № 2. По точкам проводи линию слева направо, определи верхнюю и нижнюю линию в строке.

Упр. № 3. Начерти линии по опорной точке слева направо, начиная от красной линии и кончая красной контрольной линией. Выполни задание на всей странице.

Упр. №4. В строке выполни частую штриховку короткими линиями сверху вниз, не заходя за линии строки.

Упр. № 5. Выполни штриховку частыми линиями слева направо не выходя за пределы строки.

Упр. № 6. Проведи короткие вертикальные линии по обозначенным точкам.

Упр. № 7. Проведи длинные вертикальные линии, попадая в определенную точку.

Упр. № 8. Чередование коротких и длинных прямых линий в одной строке.

Упр. № 9, 10, 11. Проведи ровные наклонные линии (короткие, длинные в чередовании).

Упр. № 12.. Соедини наклонные линии, регулируя движение руки вверх и сверху вниз неотрывно (можно по опорным точкам).

Упр. № 13. Нарисуй геометрические фигуры в строке, заштрихуй их.

Упр. № 14. «Спрячь шарики» (округлая замкнутая форма в пределах строки).

Упр. № 15-16. На зеркале рисование различных элементов «Нарисуй флажки» (флажки прямоугольной, квадратной формы, их расположение вправо, влево).

Приложение № 2

Гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев

  1. Небольшой массаж руки (поглаживание, разминание, похлопывание для появления ощущения тепла до 1 мин.)
  2. «Здравствуй, пальчик» - поочередно «здороваются» пальцы правой руки с левой (большой с большим и т.д.).
  3. «Веселые человечки» - указательный и средний пальцы бегают по столу.
  4. «Щелчок» - сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.
  5. «Замок» - постепенное поднимание пальцев, плотно прижатых друг другу по параллели: Пошли пальчики гулять,

                                     раз, два, три, четыре, пять.

  1. «Корни деревьев» – кисти рук сплетены, растопыренные  «пальцы» опущены вниз.
  2. Колокольчик» - тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, ребенок им свободно двигает.
  3.  «Шарик» - пальцы обеих рук в «щепотке», дуем на них, при этом пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит» и пальцы принимают исходное положение.
  4.  «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.
  5. «Цепочка» – большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него переменно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д.
  6. «Кошечка» - Согнуть первые 2 фаланги всех пальцев. «Кошка шипит».

Приложение № 3

Цель: ознакомление с образцами различных видов поверхности (камнем – твердая поверхность; пухом – мягкая; шелком – гладкая; колючкой – колючая; ножом, бритвой – острая; огнем – горячая; снегом, льдом – холодная поверхность).

  1. Возьми в руки камень. Сожми его пальцами. Чувствуешь, какой он твердый? Отыщи на столе предметы, о которых можно сказать «Твердый как камень» (карандаш, ручка и т.д.).

  1. Возьми в руки пушинку. Чувствуешь, какая она мягкая? Отыщи на столе предметы мягкие как пух. Как можно сказать о шерсти кошки, щенка? (У кошки шерсть мягкая, как пух. У щенка шерсть тоже мягкая, как пух.)

  1. Разложи отдельно мягкие и твердые предметы.

  1.  Игра «Твердый – мягкий». По команде взрослого  ребенок называет твердые и мягкие   предметы. Играющему дается мешочек с набором образцов материалов (кусочки камня, железа, льна, шерсти, хлопка) и изделий из них, выигрывает тот, кто назвал последним.

  1. Потрогай семена разных растений. Определи, какие из них тверже (не поддаются лущению с помощью ногтей), а какие мягче. Отложи семена, которые можно расколоть только с помощью молотка (очень твердые): орех, косточки вишни, сливы, абрикоса, персика и др.

Скажи у чьего ребенка мягкая одежонка? (У дубового ребенка – желуденка мягкая одежонка. У каштаного ребенка мягкая одежонка и т.п.)

  1. Потрогай колючку ежа. Отыщи на столе предметы колючие, как ежик, как колючка (металлическая щетка, ветка шиповника, розы и т.д.).

  1. Потрогай кусочек шелка, погладь его. Потрогай другие предметы на столе. О каких из них можно сказать «гладкий, как шелк»? (Елочный шарик, полированный шкаф, шерсть у щенка и т.д.)

  1. Игра «Колючий – гладкий». Поочередно называть колющие и гладкие предметы (сначала колючие, а потом или вперемешку).

Как и в игре  «Твердый – мягкий», детям даются в помощь наборы подходящих предметов или изображения (если они с этими предметами прежде знакомились в натуре). Игру можно проводить в другом варианте, заменив колючие предметы шершавыми (с шероховатой, выпуклой поверхностью).

  1. Осторожно потрогай нож, бритву, шило. Почему их называют острыми? Отыщи на столе острые, как нож предметы, острые, как шило предметы. Называй их, сравнивая с предметом, имеющим такой же наконечник или край поверхности (битое стекло острое, как нож; лыжная палка острая на конце, как копье и т.д.).

  1. Отыщи на столе предметы, не имеющие острых краев (мяч, шарик, шишка, кукла и т.п.). Почему для маленьких детей игрушки делают не острые?

Приложение № 4

Упражнения на снятие  зрительного утомления.

  1. И.п. Сидя. «Движение по букве». Например, печатная буква «М». Взглянуть сначала на одну прямую линию, затем на другую, третью, четвертую и т.д.
  2. И.п. Сидя, плотно закрыть глаза и широко открыть поочередно с интервалом 30 с. (5-6 раз подряд)
  3. И.п. то же, вращение глазами по кругу по 30 с. (по 3 раза в обе стороны)
  4. И.п. то же с закрытыми глазами
  5. И.п. то же, быстрое моргание в течение 1-1,5 мин.
  6. И.п. то же, закрыть глаза и внутренними мышцами глаз сильно «сдавить» глаза и посидеть 2-3 с.
  7. И.п. Сидя или стоя, поднять голову, посмотреть на левый (правый) верхний угол комнаты, ориентиры (3-4 раза)
  8. И.п. то же, посмотреть в окно на большой предмет, например,  дом. Сначала на окна, потом дверь и т.д.  
  9.  И.п. то же, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаз, подержать (3-4 раза)
  10. И.п. то же, поднять глаза вверх – опустить вниз, повернуть в левую, затем в правую сторону, не меняя положения головы (по 2-3 раза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмом

Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмомТаблица   Оценка уровня развития графических умений  Оценки Уровень развития графических умений Особенности качества изображений...

Презентация "Техника линейной графики как средство формирования графических навыков и умений у детей с ЗПР"

Презентация рекомендована учителям -дефектологам, воспитателям  для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.  Эффективной педагогической технологией, направленной на формирование и р...

«Упражнения по формированию графических навыков и письма у детей предрасположенных к дисграфии».

Предложенные упражнения проводились с воспитанниками старшего дошкольного возраста посещающими ДС.  В ходе занятий у детей  значительно обогатился словарный запас, улучшилась связная речь, ф...

Консультация для педагогов «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста».

На практике педагоги ДОУ часто сталкиваются с позицеей родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей к чтению, письму, счёту. Ошибочно считая, что эти показатели самые главные. М...

Методические рекомендации педагогам «Игры и упражнения, способствующие формированию вокальных навыков умственно отсталых детей»

Методические рекомендации педагогам «Игры и упражнения, способствующие формированию вокальных навыков умственно отсталых детей"»...

Совместная работа учителя-логопеда с педагогами по формированию графического навыка у детей обучающихся по АООП с умственной отсталостью (2 вариант)

Наглядные  яркие картинки помогают лучше усваивать и закреплять знания, полученные на занятиях, воспитывают у умственно отсталых детей наблюдательность. Например серию картинок «Времена год...